Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»




Скачать 162.6 Kb.
НазваниеРабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Дата публикации09.06.2014
Размер162.6 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Военное дело > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НГПУ

______________Л.Е. Шапошников

"_____"_______________201_ г.
Рабочая программа модуля

«Теория обучения. Теория и методика воспитания»

Направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль "Логопедия"
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

\Нижний Новгород

2011 г.
1.Цели освоения дисциплины «Теория и м етодика воспитания»

модуля «Теории обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка студента к созданию условий для полноценного воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализации учащихся.

Дисциплина «Теория и методика воспитания» призвана ввести студентов в сферу педа­гогического знания, подготовить их к освоению различных аспектов педагогической деятельности и курсов методики преподавания специальных дисциплин.

Мотивационные задачи курса: формирование у студентов интереса к педагогическим знаниям и потребности в их приобретении, развитие гу­манистических взглядов на педагогический процесс (основ гуманистиче­ского педагогического мировоззрения), создание осознанной ориентации на педагогическую профессию и готовности к самореализации в педагоги­ческой деятельности и самосовершенствованию.

Теоретические задачи курса: овладение студентами понятийно – категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования, освоение ими знаний об основах целостного педагогического процесса, приобретение системы знаний о сущности образовательного процесса, роли педагогики в системе наук о человеке и обществе, о гуманисти­ческой сущности педагогической деятельности, преодолении стереотипов традиционного педагогического сознания, штампов в оценке отечествен­ной и зарубежной педагогической теории и практики.

Деятельностно - практические задачи: развитие у студентов умения ра­ботать с педагогической литературой (подбор источников, их анализ, ан­нотирование и конспектирование, написание реферата и др.) первоначальных навыков анализа педагогического процесса (педагогических ситуаций, фрагментов занятий, опыта практической работы и др.), умений аргументации своей педагогической позиции (участие в дискуссиях, защита реферата, коллоквиум).
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. ятеория и методика воспитания» входит в: Б.3 Профессиональный цикл; 3.1. Базовая часть; 3.1.3.Модуль 2. «Педагогика»; 3.1.3.2. «Теория обучения. Теория и методика воспитания» .

Базовыми дисциплинами для дисциплины «Теория и методика воспитания» являются дисциплины «Общие основы педагогики», «Введение в педагогическую деятельность».

Дисциплина является основой для освоения дисциплин Модуля №5 «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» и дисциплины «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями и их семейное воспитание»
3.Требования к результатам освоения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК – 1. Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

ОК - 3. Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения.

ОПК-4. Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.

ОПК-5. Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую.

ОПК – 6. Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.

ОПК-8. Способен понимать высокую социальную значимость профессии

ПКПП – 1. Способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития.

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

знать:

- закономерности образовательного процесса, развивающие функции воспитания;

-основы теории воспитания,

-основные подходы к воспитанию учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

-структурные характеристики малой группы и коллектива

-основные законы развития современной социальной и культурной среды

уметь:

- взаимодействовать с детьми и подростками;

- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

- применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.

-учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

-использовать знание различных теорий обучения, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

- вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо - культурной ситуации развития;

- реализовывать профессиональные задачи образовательных программ

владеть:

– методами исследований в области педагогики и психологии;

-современными технологиями воспитательной деятельности;

-конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

- рефлексией способов и результатов своих профессиональных действий;

-диагностикой уровня социального, духовно-нравственного развития детей
4.Структура и содержание дисциплины «Теория и методика воспитания»

модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»

Общая трудоемкость дисциплины «Теория и методика воспитания» составляет

2 зачетные единицы, 72 часа


№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

СРС

1.

Сущность воспитания. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Взаимосвязь обучения и воспитания. Цель, закономерности и принципы гуманистического воспитания

2

1-2

2

2

4

2

Контрольная работа

2.

Содержание воспитания. (Традиционный и комплексный подходы к содержанию воспитания)

Воспитание базовой культуры личности.

2

3

1

1

4

3

контрольная работа

3.

Нравственное воспитание личности. Гражданское воспитание: ценности и пути воспитания.

2

4-6

2

4

4

5

Работа с литературой

6

Разработка конспекта этической беседы


4.

Современные подходы к организации трудового воспитания школьников.


2

7

1

1

2

7 исследовательское задание


5.

Физическое воспитание как воспитание потребности в здоровом образе жизни.

2

8

1

1

2

8

сообщение

6.

Эстетическое воспитание в воспитании духовных потребностей личности.

2

9

1

1

4

9

сообщение

7.

Методы воспитания и их классификация Самовоспитание как процесс и результат воспитания

Методы развития нравственного сознания

2

10

1

2

4

10

контрольная

8.

Методы организации деятельности

2

11-14

2

4

4

12

контрольная

13 контрольнвая

14

Деловая игра Разработка КТД

9.

Методы стимулирования положительного поведения

2

15-16

1

2

4

16

Анализ пед. ситуаций

10.

Развитие личности в коллективе

2

17-18

2

4

4

17

Конспект по проблеме

18

Тест













14


22

36

ФПА: экзамен* 2 семестр


5.Образовательные технологии
Дисциплина «Теория и методика воспитания» построен таким образом, что студенты практически на каждом семинаре работают по группам. Групповые задания в основном являются кооперированной формой учебной работы, т.е. в результате работы над своим заданием микрогруппа вносит вклад в общую работу всей группы студентов. Исключение составляют задания на расшифровку теоретических вопросов (определение сущности этапов КТД, анализ воспитывающих ситуаций).

Предусматривается проведение деловых игр и дискуссий по темам «Разработка КТД», «Современные проблемы воспитания» и др.

Результаты самостоятельной работы студента могут быть представлены в виде мультимедийной презентации.

Оценка работы студентов складывается из результатов промежуточных мини - контрольных, которые проводятся на каждом практическом занятии, активности на занятиях, выступлений с сообщениями и обоснованиями по предложенным проблемам и результатам творческих работ.
6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Виды самостоятельной работы по дисциплине:

1. Подготовка к практическим занятиям: изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий.

2. Выполнение исследовательских заданий («Современные проблемы воспитания» и др.).

3. Создание «Энциклопедии игр».

4. Разработка конспектов этических бесед и КТД.

5. Самостоятельное изучение отдельных тем.

6. Подготовка к контрольным работам по отдельным темам и к тестированию.

7. Работа с литературой (составление списка литературы по выбранной теме, составление аннотаций к статьям).

Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля см. рейтинг-план по дисциплине.

ФПА по модулю «Теории обучения и воспитания» общий - экзамен*, который студенты сдают в классическом варианте – по билетам.
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.

3. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2005.

4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. М.: Школа-Пресс, 2000.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

7. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2001.

8.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. –

М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. Пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. Ред. В.А.Сластенина. – М.:

Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. М.:Гардарики, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - М., 1994.

  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

  3. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991

  5. Бескина Р.М., Виноградова М.Д., Идеи А.С. Макаренко сегодня. - М.,1988.

  6. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив.-Минск, 1975.

  7. Воспитание личности младшего школьника в коллективе /Сост. Максакова В.И. -М., 1986.

  8. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. -М., 1989.

  9. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка //Народное образование. -1993. -№ 5.

  10. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. -М., 1990.

  11. Караковский В.А. Любимые мои ученики. -М., 1987.

  12. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. -М., 1994.

  13. Корчак Я. Как любить детей. -М., 1973.

  14. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Пед.соч.: в 8т.-М., 1984.-Т.1.

  15. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -М.,1997

  16. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М., 1984.

  17. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. -М., 1978.

  18. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно – практическое пособие. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «РОСПЕДАГЕНСТВО»,1997. – 176 с.

  19. Поляков С.Д. О новом воспитании. -М., 1992.

  20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -Киев,1974.

  21. Чудновский В.Э., Юркевич А.С. Одаренность: дар или испытание -М., 1990.

22.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.,1994
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины «Теория воспитания » модуля «Теории обучения и воспитания»
- Телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи уроков и занятий с детьми.

- Мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийные презентации по отдельным темам.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профилю «Логопедия»

Автор: Железнова Т.Я., доцент кафедры СППиПМНО НГПУ, к.п.н.

Рецензент: Тивикова С.К., доцент кафедры начального образования НИРО, к.п.н..

Заведующий кафедрой:

Сорокина Т.М., профессор кафедры СППиПМНО НГПУ, докт. психол. наук.

Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от __________________ 2011 года,

протокол №____________________

Рейтинг-план по дисциплине «Теория и методика воспитания»

модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»

по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профилю «Логопедия»

Курс 1, семестр 2. Количество ЗЕ по плану 2.

Форма промежуточной аттестации «без оценки» (зачет)

Количество часов по учебному плану 72 ч.,

в т.ч. аудиторная работа 36ч, самост. работа 36 ч.

Преподаватель: Железнова Т.Я., доцент, к.п.н. Кафедра: СППиПМНО

Виды учебной д-ти студентов

Балл за задание

Число заданий за семестр

Баллы

Мин

Макс.

ДЕ1. Теория воспитания как наука. Сущность, принципы, закономерности и содержание воспитания.

Текущий контроль

8

17

1.Выполнение мини – контрольных (Темы: «Сущность воспитания», «Содержание воспитания», «Принципы воспитания»).

2

3

3

6

2. Исследовательское задание «Современные проблемы воспитания в периодической печати»

4

1

4

8

3. Работа с литературой (раскрытие взаимосвязей принципов и закономерностей воспитания)

3

1

1

3

Промежуточный (рубежный контроль)







5

9

Разработка конспекта беседы по проблемам нравственного воспитания школьников (с обоснованием)

15

1

5

9

ДЕ 2. Методы, пути и формы воспитания.

Текущий контроль

12

24

1.Выполнение мини - контрольных (Темы: «Методы воспитания», «Технология КТД», «Развитие личности в коллективе».

2

3

3

6

2. Подготовка сообщений по теме «Индивидуальный подход в реализации методов воспитания »

4

1

2

4

3. Анализ педагогических ситуаций (тема «Реализация методов воспитания в работе учителя»)

2

1

1

2

4. Подготовка конспекта по теме «Развитие личности в коллективе»

2

1

1

2

5. Разработка конспекта КТД по индивидуальной теме

4

1

5

10

ИТОГО:








25

50

Поощрительные баллы

10

1. Активная работа на аудиторных занятиях (выполнение аналитических и конструктивных заданий, участие в обсуждениях)







0

10

Штрафные баллы

11

1.Пропуски занятий без уважительной причины

0,5

18

0

9

2.Выполнение заданий после установленного срока

0,2 за каждую неделю просрочки

5

0

1 (за неделю просрочки

3. Нарушение правил поведения на занятиях







0

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации процесса обучения физике в школе на базовом и профильном уровне, а...

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconРабочей программы учебной дисциплины (рпуд) «Теория и методика обучения...
Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам...

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconПрограмма кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconТеория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде
Автор Бодонова М. М. Материал для II международной научно-практической конференции. (Махачкала, 19 декабря 2013 г.)

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconМетодические основы создания курса дистанционного обучения письменному...
Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconПрограмма по предмету «Теория и методика изучения литературы»
Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного...

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconРабочая программа модуля Теории обучения и воспитания
Целями освоения дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания» являются

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconИ. А. Сухова теория и методика обучения иностранному языку базовый курс лекций. Часть II
Иванова Т. В., Сухова И. А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во бгпу

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconПрограмма подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»
«Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,...

Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» iconРабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности подготовки 050301. 65 Русский...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции