Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы»




Скачать 118.79 Kb.
НазваниеПрограмма по предмету «Теория и методика изучения литературы»
Дата публикации16.10.2014
Размер118.79 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
ФЕДЧЕНКО Н.Л.

Требования к уровню освоения учебной дисциплины.

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Студент, изучивший курс «Теории и методики изучения литературы», должен

знать:

основные этапы развития методической мысли;

положения, изложенные в работах известных методистов;

содержание литературного образования;

принципы и методы преподавания литературы в школе;

задачи литературного развития ученика;

содержание, структуру, принципы построения программ по литературе для школы, содержание школьного курса литературы;

этапы изучения литературного произведения и восприятие произведений в их родовой специфике;

вопросы истории и теории литературы в школе;

содержание, пути конструирования, типы уроков как формы занятий по литературе;

школьное изучение критики;

пути развития устной и письменной речи учащихся;

формы внеклассной и внешкольной работы по литературе,

а также должен владеть основами дисциплины в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности, знать школьные программы и учебники, а также средства обучения и их дидактические возможности. От него требуется знание и понимание материала, владения актуальной информацией, наличия представлений о современном учебном процессе в школе.
Студент должен

уметь:

формировать целевой компонент урока;

составлять план урока;

составлять конспект урока, систему уроков по определенной теме;

составлять конспекты уроков различных типов: урок-лекция, урок-беседа, урок-концерт и т.п.;

использовать при составлении плана урока различные методы и приемы работы;

дифференцировать задания в зависимости от уровня класса и отдельных учащихся;

конструировать анализ произведения литературы в зависимости от поставленных задач, уровня класса, специфики произведения;

прибегать на уроке к различным путям анализа произведения: «вслед за автором», «пообразный», «проблемный»;

давать оценку уроку;

составлять авторизованный вариант программы, программы факультативов и кружков, а также календарно-тематическое планирование к ним;

проводить и оценивать различные виды письменных работ по предмету,
а также владеть методикой выставления оценок по литературе, уметь проводить различные виды проверочных работ по предмету, иметь представление о технологии итоговой оценки знаний школьника.
Методические рекомендации для преподавателя.

При всей своей значимости для выпускника филологического факультета такого предмета, как «Теория и методика изучения литературы», данный курс не предполагает догматического его усвоения. Овладевая необходимым базовым теоретическим уровнем, студент получает возможность для дальнейшего его творческого претворения. По этой причине выполнение заданий студентами должно нацеливать их на самостоятельное, индивидуальное решение проблемы, на избрание собственных путей по оптимальной организации предполагаемого школьного процесса преподавания предмета. Одним из ключевых моментов в обучении студентов видится привитие им умения осознавать духовно-нравственный потенциал отечественной словесности, с тем, чтобы донести его до будущих учеников.

Выполняемые студентами задания должны помогать им раскрыть в полной мере свою личность, проявить себя как творческую натуру. Преподаватель доверяет творческой интуиции будущего учителя, с уважением относится к его мировоззрению, в случае необходимости помогая ему достичь поставленной цели. Несомненно, для этого процесс обучения организуется таким образом, чтобы студент смог получить все необходимые ему знания по теории и методике обучения литературе, а также представление о практической возможности их применения.
Методические указания для студентов.

В процессе знакомства с курсом «Теории и методики изучения литературы» студенту предстоит на основе лекций и рекомендованной литературы освоить основной теоретический материал. Кроме того, он получает навыки конструирования урока по литературе, включая целеполагание; разработки календарно-тематического планирования на основе предложенной программы; знания о путях организации внеклассной и внешкольной работы по предмету; формирует представление об оформлении кабинета литературы. Освоение курса не имеет своей целью догматическое, некритическое получение информации. Студенту рекомендуется творчески подходить как к восприятию получаемого материала, так и к выполнению практических и лабораторных заданий. Изучение трудов выдающихся методистов прошлого, познание теории и методики преподавания литературы в школе на современном этапе предполагает отношение к этим знаниям как к фундаменту, необходимому для дальнейшего развития. Вместе с тем, следование законам дидактики, литературоведения, а также, собственно, изучаемого предмета считается необходимым условием для грамотного, методически верного, соответствующего основным требованиям, предъявляемым нынешней школой, построения урока по литературе.

Дополнительные (и более частные) указания для работы студента предлагаются к практическим занятиям.




Требования к зачету.


  1. Методика обучения литературе как научная дисциплина

  2. Литература как учебный предмет в образовательном учреждении

  3. Основные этапы развития методики преподавания литературы

  4. Совершенствование программ и учебно-методического комплекса

  5. Анализ школьных программ по литературе

  6. Содержание курса литературы в школе

  7. Формирование дидактической цели урока литературы

  8. Общедидактические и специфические принципы, формы, методы и приемы обучения литературе

  9. Системный анализ урока литературы

  10. Проверка, учет и оценка знаний учащихся по литературе

  11. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке литературы

  12. Формы, методы и приемы обучения, используемые на уроке литературы


К зачету студент должен представить самостоятельно разработанные:

  • целевой компонент двух уроков (средние классы);

  • конспект урока по изучению одной из программных тем (средние классы) по выбору студента.

Кроме того, студент должен

дать характеристику деятельности двух (по выбору студента) представителей методической мысли (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков);

ответить на вопросы, предложенные к методическим статьям;

дать характеристику и оценку двум (по выбору студента) школьным программам по литературе.

Вопросы к курсовому экзамену


  1. Теория и методика преподавания литературы как научная дисциплина. Предмет, содержание, структура курса.

  2. Основные этапы развития методики преподавания литературы. Характеристика одной из методических систем (В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова) – по выбору студента.

  3. Литература как учебный предмет в общеобразовательном учреждении. Принципы построения, содержание, структура программ по литературе, специфика их изменения (на примере 1-2 программ).

  4. Национальный и региональный компонент литературного образования.

  5. Цели и задачи литературного развития школьников. Возрастные этапы и типология литературного развития школьников. Читательское восприятие текста, проблемы его интерпретации в рамках учебного процесса.

  6. Словесник как педагог-исследователь. Роль самообразования в совершенствовании профессиональной подготовки учителя литературы. Индивидуальный стиль и метод учителя литературы.

  7. Метод преподавания литературы, его дидактическая основа и предметная специфика. Общедидактические методы и методы обучения литературе.

  8. Зависимость выбора методов и приемов обучения на уроках литературы от содержания материала, состава класса, педагогических задач, поставленных учителем.

  9. Урок литературы, его своеобразие и структура. Различные классификации уроков литературы.

  10. Требования к современному уроку литературы – целостность урока, его научность, воспитательная направленность.

  11. Цель урока, значение грамотной постановки цели для успешного конструирования урока литературы.

  12. Планирование как основа и необходимое условие творческого преподавания. Подготовка учителя к уроку: содержание и этапы. Импровизация на уроке.

  13. Чтение произведения как необходимое условие его дальнейшего анализа. Работа по усвоению текста художественного произведения.

  14. Вступительные занятия к изучению литературного произведения, их значение для дальнейшего анализа произведения. Условия эффективности вступительных занятий.

  15. Изучение биографии писателя как самостоятельный вид вступительных занятий.

  16. Изучение жизни и творчества писателей на уроках литературы как фактор гражданского и нравственного воспитания школьников.

  17. Литературоведческая концепция как основа анализа художественного произведения в школе. Отличие школьного анализа произведения от литературоведческого по целям, объему и средствам изучения художественного текста.

  18. Пути анализа художественного произведения в школе. Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения учащимися.

  19. Использование в школьном анализе различных литературоведческих приемов: сравнение разных редакций и вариантов одного произведения; сопоставление образа с прототипом и др.

  20. Заключительные занятия по изучению литературного произведения, их значение и место в системе занятий по анализу художественного текста. Формирование общего взгляда на произведение как основная задача заключительных занятий.

  21. Лирика как особый род литературы. Изучение лирических произведений в школе.

  22. Характер изучения лирики в средних классах. Воспитание культуры чтения и слушания стихов при изучении лирики. Декламация на уроке литературы.

  23. Анализ лирического произведения в старших классах. Использование произведений других видов искусства при изучении лирики.

  24. Осмысление образа автора и лирического героя, зависимость характера разбора стихотворения от его жанра и интонационно-ритмического строя.

  25. Изучение лиро-эпических жанров в школе (баллада, поэма).

  26. Необходимость вовлечения учеников в процесс активного сопереживания и сотворчества как важнейшее условие работы над лирикой.

  27. Эпические жанры, предлагаемые для школьного изучения. Особенность их восприятия и изучения.

  28. Способы выявления авторской позиции и авторского мировоззрения в процессе изучения эпического произведения.

  29. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле целостной концепции эпического произведения.

  30. Произведения большой эпической формы, трудности их прочтения и анализа. Организация уроков по изучению романа.

  31. Специфика художественной природы драмы. Основные этапы изучения произведения.

  32. Трудности при изучении драмы и пути их преодоления. Использование сценической истории спектакля, наглядности и мультимедийных средств на уроке.

  33. Специфические приемы работы над драмой: чтение по ролям; разработка мизансцен и режиссерских комментариев; работа над ремарками; создание воображаемых декораций и др.

  34. Методика изучения литературы как неотъемлемой части историко-культурного процесса в старших классах. Различные типы обзорных тем.

  35. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении обзорных тем.

  36. Произведения зарубежной литературы в школьных программах (на примере 2-3 программ). Принципы отбора авторов и произведений.

  37. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Принцип подбора и логика введения в школьные программы литературоведческих терминов (на примере 1-2 программ). Последовательность формирования теоретико-литературных знаний у учащихся.

  38. Вопросы теории литературы, формирующие мировоззренческие взгляды учащихся старших классов.

  39. Литературно-критические статьи в школьных программах (на примере 1-2 программ). Характер их подбора. Методика изучения.

  40. Методика работы над критической статьей как специфическим литературным жанром.

  41. Межпредметные связи на уроках литературы.

  42. Наглядность на уроках литературы. Ее роль в формировании образного видения учащихся. Возможности и приемы включения мульмедийных средств в урок литературы.

  43. Особая роль и педагогическое значение оценки по литературе. Сложность ее критериев в связи со специфичностью предмета и неравномерностью литературного развития школьников.

  44. Развитие речи школьников как социальная и методическая проблема. Психолого-педагогические и литературно-лингвистические основы работы по развитию речи.

  45. Развитие письменной речи школьников. Роль и место сочинения в системе школьного курса литературы. Возможные типы классификации сочинений. Обучение школьников написанию сочинения на уроке литературы.

  46. Выразительное чтение – важнейшая форма обогащения речи школьников.

  47. Взаимосвязь речевого развития учащихся со всем комплексом учебной работы по литературе. Лексико-фразеологическая работа на уроках литературы.

  48. Взаимосвязь литературы с другими видами искусства. Музыка и живопись на уроках литературы.

  49. Библейские сюжеты и образы на уроках литературы.

  50. Кабинет литературы в школе: оборудование, роль и функция в учебном процессе.

  51. Факультативные занятия по литературе. Своеобразие методики. Взаимосвязь уроков, факультативных занятий и внеклассной работы по предмету.

  52. Внеклассная работа по литературе. Ее значение в литературном обучении и развитии учащихся. Виды и формы внеклассной работы.

  53. Внешкольная работа по литературе, ее значение для нравственного воспитания школьников.

  54. Актуальные проблемы теории и методики обучения литературе.


Кроме указанных вопросов, в билетах содержится практическое задание, которое студенту необходимо будет выполнить при подготовке к ответу. Виды практических заданий следующие:


  1. Составьте план фрагмента урока изучения эпического произведения.

  2. Составьте план фрагмента урока изучения драматического произведения.

  3. Составьте план фрагмента урока изучения лирического произведения.

  4. Составьте план вступительного занятия к изучению эпического произведения.

  5. Составьте план вступительного занятия к изучению лирического произведения.

  6. Составьте план вступительного занятия к изучению драматического произведения.

  7. Составьте план проведения фрагмента урока – экскурсии.

  8. Составьте план урока по изучению обзорной темы.

  9. Определите содержательные и речевые ошибки в сочинении. Оцените его.

  10. Дайте характеристику одной из школьных программ по литературе (региональный компонент).

  11. Сформируйте целевой компонент урока (тема по выбору студента).

  12. Определите последовательность действий учителя литературы при подготовке литературного вечера.

  13. Составьте план заключительного занятия по изучению драматического произведения.

  14. Составьте план проведения факультативного занятия (тема по выбору).

  15. Составьте фрагмент календарно-тематического планирования изучения одной из тем (зарубежная литература).

  16. Составьте фрагмент календарно-тематического планирования одной из тем, изучаемых в старших классах.

  17. Составьте фрагмент календарно-тематического планирования одной из тем, изучаемых в средних классах.

  18. Составьте план фрагмента урока изучения теории литературы в старших классах.

  19. Составьте план фрагмента урока изучения биографии писателя.

  20. Составьте план фрагмента урока знакомства с библейским сюжетом при анализе произведений в старших классах.

  21. Составьте план фрагмента урока изучения теории литературы в старших классах.

  22. Охарактеризуйте школьный учебник по литературе (по выбору студента).

  23. Составьте план фрагмента урока изучения литературно-критической статьи.

  24. Составьте план фрагмента урока обучению сочинению в старших классах.

  25. Составьте план фрагмента урока изучения лирического произведения в старших классах.

  26. Оцените сочинение на литературную тему, обоснуйте выставление отметки.

  27. Оцените с методических позиций вопросы и задания к изучению одного из стихотворений в учебной хрестоматии по литературе (по выбору студента).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconРабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации процесса обучения физике в школе на базовом и профильном уровне, а...

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconБорис Викторович Томашевский Теория литературы. Поэтика 1931 г
Задачей поэтики (иначе — теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом...

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconРабочей программы учебной дисциплины (рпуд) «Теория и методика обучения...
Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам...

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconРабочая программа по предмету «Литература» в 5 классе составлена...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconИ. А. Сухова теория и методика обучения иностранному языку базовый курс лекций. Часть II
Иванова Т. В., Сухова И. А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во бгпу

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconПрограмма подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»
«Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,...

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconУхтинский государственный технический университет утверждено
Настоящая программа определяет необходимый начальный уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру по специальности...

Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» iconПрограмма кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции