Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания




Скачать 178.56 Kb.
НазваниеРабочая программа модуля Теории обучения и воспитания
Дата публикации29.05.2014
Размер178.56 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет»
Психолого-педагогический факультет
УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

______________Л.Е. Шапошников

«_____»_____________20_______г.

Рабочая программа модуля
Теории обучения и воспитания
Направление подготовки
050400 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки
«Психология и социальная педагогика»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная

Нижний Новгород

2011 г.
1.Цели освоения модуля

Целями освоения дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания» являются:

- научить создавать условия для полноценного обучения учащихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми;

-показать использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

-сформировать навыки осуществления процесса обучения в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения, ориентированных на развитие игровой деятельности;

- развить умение реализации в учебном процессе образовательных программ начальной школы с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности учащихся

2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания» входит в:

Б.3 Профессиональный цикл (158-164)

3.1. Базовая часть (40-50)

3.1.2.Модуль1. «Теория и экспериментальные основы психологической подготовки»

3.1.2.2. Теории обучения и воспитания

Базовыми дисциплинами для курса «Теории обучения» является дисциплина «Педагогика», «Введение в специальность». Дисциплина является базой для освоения курсов методической направленности (методик обучения), а также курса «Педагогическая психология», Педагогические технологии», «Педагогические теории и системы».

3.Требования к результатам освоения дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ:

- различные теории обучения основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

-основные законы развития современной социальной и культурной среды

УМЕТЬ:

- учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

-использовать знание различных теорий обучения, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

- вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо - культурной ситуации развития;

- реализовывать профессиональные задачи образовательных программ;

-организовывать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы

ВЛАДЕТЬ:

- моральными нормами и основами нравственного поведения;

- рефлексией способов и результатов своих профессиональных действий;

- диагностикой уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности
4.Структура и содержание дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

СРС

1.

Дидактика как отрасль педагогической науки

2

1

1

2

4

2

Деловая игра

2.

Сущность процесса обучения

2

3

2

2

4

5 мини - контрольная работа

3.

Содержание и уровни образования

2

6

2

2

4

8 мини - контрольная работа

4.

Методы обучения. Методы и приемы, используемые в практике учителей-новаторов

2

9

1

4

6

11 сообщение

5.

Формы организации обучения. Классно-урочная система обучения, ее развитие в истории педагогики

2

12

4

4

4

14 мини - контрольная работа

6.

Дидактические принципы

2

15

1

2

4

16 тест

7.

Проверка и оценка знаний

2

17

1

2

4

17 тест

8.

Различные виды обучения (первичное знакомство)




18

2

4

6

18 деловая игра






















ФПА: экзамен* 2 семестр


5.Образовательные технологии

Курс «Теории обучения» модуль «Теории обучения и воспитания» построен таким образом, что студенты практически на каждом семинаре работают по группам. Групповые задания в основном являются кооперированной формой учебной работы, т.е. в результате работы над своим заданием микрогруппа вносит вклад в общую работу всей группы студентов. Исключение составляют задания на расшифровку теоретических вопросов (определение звеньев процесса усвоения в конкретном конспекте урока, анализ фрагментов уроков с использованием разных методов и форм обучения).

Предусматривается проведение деловых игр по темам «Дидактика как отрасль педагогической науки» и «Различные виды обучения (первичное знакомство».

Оценка работы студентов складывается из результатов промежуточных мини - контрольных, которые проводятся на каждом практическом занятии.

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Виды самостоятельной работы

1.Реклама педагогического периодического издания. Студенты должны выполнить рекламу педагогической периодики по заданию преподавателя. Реклама может быть любого вида: стихи, сценка, ролик, дайджест, описание. Обязательное требование – указание читательской аудитории этого издания, рубрик, их содержания, ценности журнала для будущей профессии. Журнал нужно принести на занятие, чтобы другие студенты могли с ним познакомиться.

Предлагаемые издания для анализа:

Газеты:

«Начальная школа» - приложение к газете «Первое сентября».

«Первое сентября»

«Учительская газета»

«Педагогический калейдоскоп»

Журналы:

«Народное образование»

«Начальная школа»

«Педагогика»

«Педагогическое обозрение»

«Семья и школа»

«Классный руководитель»

2.В рамках темы «Сущность процесса обучения» студенты должны найти определение функций процесса обучения и выписать в тетрадь для лекций.

Можно использовать любой учебник по дидактике (Пидкасистый, Подласый, Скаткин, Харламов, Лернер и др.)

3. Тема «Методы обучения» предусматривает знакомство с методами, используемыми в практике учителей-новаторов. Каждые студент должен прочитать одну из указанных книг. Несколько студентов готовят сообщения по данным книгам. В докладах (произвольная форма) указывается история создания книги, особенности работы учителя-автора, новые методы обучения.

Амонашвили Ш.А.. Педагогическая симфония.

Лысенкова С.Н.. Методом опережающего обучения.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.

Щетинин П.В. Объять необъятное.

Волков С.К. Учим творчеству.

4. В рамках темы «Формы организации обучения» запланировано посещение студентами урока в начальной школе и его анализ.

5. В теме «Проверка и оценка знаний» проводится самостоятельная работа творческого характера, где требуется продумать педагогические ситуации, описывающие феномен оценки в семейной и школьной жизни ребенка. Ситуации проигрываются на практическом занятии, находится их решение.

6. Тема «Различные виды обучения (первичное знакомство)» предполагает организацию деловой игры «Прием на работу». Студенты делятся на группы, выбирают определенный вид обучения и готовятся к проигрыванию соответствующей ситуации при приеме на работу в новую школу.

Оценочные средства для текущего контроля знаний

Студенты пишут несколько мини-контрольных работ следующей структуры:

1 вариант

1.Напишите определение понятия «обучение»:

2.Образовательные программы это:

а). политехнические, профессиональные;

б). образовательные, политехнические;

в). общеобразовательные, профессиональные

3.Запишите недостающие звенья процесса усвоения учебного материала:

Восприятие, обобщение, закрепление

4.Где перечислены словесные методы обучения:

а). упражнение, практическая и лабораторная работа;

б). рассказ, беседа, работа с учебной книгой, лекция, объяснение;

в). самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация
Кроме того, контрольная работа может содержать не тестовые задания, а вопросы, на которые студентам необходимо ответить.

ФПА по курсу «теории обучения» - экзамен*, который студенты сдают в классическом варианте – по билетам.
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А). основная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Дидактика средней школы/ Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.

3. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.

4. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2005.

5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000.

6. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. М.: Школа-Пресс, 2000.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

8. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2001.

9. Ревская Н.Е. Педагогика. Спб.: изд-во В.А. Михайлова, 2005.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. М.:Гардарики, 2008.

Б). Дополнительная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Отметка. Оценка. М., 1987.

3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Т.1-3. Екатеринбург, 1992.

4. Базисный учебный план общеобразовательной школы. М., 2005.

5. Додон Л.Л. Задания по педагогике. М.: Просвещение, 1968.

6. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1992.

7. Казанский Н.Р., Назарова Г.С. Дидактика (начальные классы). М., 1987.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1988.

9. Начальное образование в России: инновация и практика. М., 1994.

10. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1989.

11. Программы для начальной школы. М., 2004.

12. Учебники для начальной школы по различным предметам.

Периодические педагогические издания

Газеты:

«Начальная школа», «Дошкольное воспитание» - приложение к газете «Первое сентября».

«Первое сентября»

«Учительская газета»

«Педагогический калейдоскоп»

Журналы:

«Народное образование»

«Начальная школа»

«Педагогика»

«Педагогическое обозрение»

«Семья и школа»

«Классный руководитель»

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания»

  1. Телевизор.

  2. Видеомагнитофон.

  3. Комплекты учебников и программ по дисциплинам начальной школы.

  4. Методические рекомендации по предмету.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» профилю «психология и социальная педагогика».
Автор Зайцева С.А., к.псх.н., доц. кафедры СППиПМНО

Рецензент Деменева Н.Н., к.пед.н., доц. кафедры СППиПМНО

Заведующий кафедрой Сорокина Т.М., д.псх.н., проф.
Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от _____________года, протокол №____________.

Рейтинг-план по дисциплине «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания»

Направление 050700 «Психолого-педагогическое образование». Профиль подготовки «Психология и социальная педагогика». Курс 1, семестр 2. Количество ЗЕ по плану 2.

Форма промежуточной аттестации «с оценкой» (экзамен*)

Количество часов по учебному плану 72 ч., в т.ч. аудиторная работа 36ч, самост. работа 36 ч.

Преподаватель: Зайцева С.А., доцент, к.псх.н. Кафедра: СППиПМНО

Виды учебной д-ти студентов

Балл за конкрзадание

Число заданий за семестр

Баллы

Мин

Макс.

ДЕ1. Теория обучения как наука. Сущность, содержание, формы обучения.

Текущий контроль

7

17

1.Выполнение мини – контрольных (Темы: «Сущность обучения», «Содержание обучения», «Формы обучения»).

2

3

2

6

2. Творческое задание «Реклама педагогического издания»

4

1

4

8

3. Работа с литературой (расшифровка функций процесса обучения)

3

1

1

3

Промежуточный (рубежный контроль)







7

15

Выполнение конспекта урока в обоснованием, посещенного в рамках курса или самостоятельно

15

1

7

15

ДЕ 2. Методы обучения. Принципы обучения. Проверка и оценка знаний. Различные виды обучения (первичное знакомство)

Текущий контроль

8

18

1.Выполнение мини - контрольных (Темы: «Методы обучения», «Проверка и оценка знаний», «Различные виды обучения».

2

3

2

6

2. Подготовка сообщений по теме «Методы, используемые в практике учителей – новаторов»

4

1

2

4

3. Анализ педагогических ситуаций (тема «Проверка и оценка знаний»)

2

1

1

2

4. Подготовка конспекта по теме «Принципы обучения»

2

1

1

2

5. Участие в деловой игре «Прием на работу»

4

1

2

4

ИТОГО:







22

50

Поощрительные баллы

10

1. Активная работа на аудиторных занятиях (выполнение аналитических и конструктивных заданий, участие в обсуждениях)







0

10

Штрафные баллы

11

1.Пропуски занятий без уважительной причины

0,5

18

0

9

2.Выполнение заданий после установленного срока

0,2 за каждую неделю просрочки

5

0

1 (за неделю просрочки

3. Нарушение правил поведения на занятиях







0

1

Рейтинг-план по дисциплине «Теория обучения» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»

Направление 050400 «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль подготовки «Логопедия». Курс 1, семестр 2. Количество ЗЕ по плану 2.

Форма промежуточной аттестации «с оценкой» (экзамен*)

Количество часов по учебному плану 72 ч., в т.ч. аудиторная работа 36ч, самост. работа 36 ч.

Преподаватель: Зайцева С.А., доцент, к.псх.н. Кафедра: СППиПМНО

Виды учебной д-ти студентов

Балл за конкрзадание

Число заданий за семестр

Баллы

Мин

Макс.

ДЕ1. Теория обучения как наука. Сущность, содержание, формы обучения.

Текущий контроль

7

17

1.Выполнение мини – контрольных (Темы: «Сущность обучения», «Содержание обучения», «Формы обучения»).

2

3

2

6

2. Творческое задание «Реклама педагогического издания»

4

1

4

8

3. Работа с литературой (расшифровка функций процесса обучения)

3

1

1

3

Промежуточный (рубежный контроль)







7

15

Выполнение конспекта урока в обоснованием, посещенного в рамках курса или самостоятельно

15

1

7

15

ДЕ 2. Методы обучения. Принципы обучения. Проверка и оценка знаний. Различные виды обучения (первичное знакомство)

Текущий контроль

8

18

1.Выполнение мини - контрольных (Темы: «Методы обучения», «Проверка и оценка знаний», «Различные виды обучения».

2

3

2

6

2. Подготовка сообщений по теме «Методы, используемые в практике учителей – новаторов»

4

1

2

4

3. Анализ педагогических ситуаций (тема «Проверка и оценка знаний»)

2

1

1

2

4. Подготовка конспекта по теме «Принципы обучения»

2

1

1

2

5. Участие в деловой игре «Прием на работу»

4

1

2

4

ИТОГО:







22

50

Поощрительные баллы

10

1. Активная работа на аудиторных занятиях (выполнение аналитических и конструктивных заданий, участие в обсуждениях)







0

10

Штрафные баллы

11

1.Пропуски занятий без уважительной причины

0,5

18

0

9

2.Выполнение заданий после установленного срока

0,2 за каждую неделю просрочки

5

0

1 (за неделю просрочки

3. Нарушение правил поведения на занятиях







0

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconРабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconРабочая программа дисциплины (модуля)
П. К. Анохина, теории условных и безусловных рефлексов И. П. Павлова, рефлексов головного мозга И. М. Сеченова

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconРабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconОтчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Рефлективный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в серию последовательных...

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconПримерная программа профессионального модуля техническое обслуживание...
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconРабочая программа предназначена для 5-х классов (5а, 5б, 5в, 5г) Программа составлена на основе
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации процесса обучения физике в школе на базовом и профильном уровне, а...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции