Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»)




Скачать 469.28 Kb.
Название Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»)
страница 1/4
Дата публикации 08.06.2014
Размер 469.28 Kb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


КОЗЛЕНКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»)


Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2009

Работа выполнена в лаборатории дистанционного обучения

Учреждения Российской академии образования

«Института содержания и методов обучения»


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Полат Евгения Семеновна



Научный консультант:

кандидат педагогических наук,

М.Ю. Бухаркина


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук,

профессор А.Л. Назаренко





кандидат педагогических наук

А.А.Колесников


Ведущая организация:


Российский Новый Университет


Защита диссертации состоится «___» апреля 2009 года в «11» часов

на заседании диссертационного совета ДМ 008.008.01 при Учреждении Российской академии образования «Института содержания и методов обучения» по адресу: 119903, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Института содержания и методов обучения».

Автореферат диссертации размещен на сайте http://www.ismo.ioso.ru

Автореферат разослан «____» 2009 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук Н.Б. Карашева


Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Обращение в исследовании к проблеме обучения менеджеров письменному профессионально-ориентированному переводу (ППОП) в дистанционной форме обусловлено реальностью жизни. Выпускнику вуза в своей профессиональной деятельности осуществляемой, главным образом, посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) необходимо не только уметь прочитать и понять иностранный текст по специальности, а также обладать переводческими знаниями и умениями письменно переводить профессионально-ориентированные тексты (ПОТ). Использование таких дополнительных профессиональных навыков, реализуемых за время обучения в неязыковом вузе (параллельно с получением основной специальности), позволяет повысить конкурентоспособность выпускников в современном обществе. Значительную роль в получении таких навыков может сыграть использование дистанционных форм обучения, основанных на современных информационных технологиях [Булаев Н.И. 1].

Обучению разным видам перевода (художественному и информационному, письменному и устному) с использованием традиционной формы обучения уделяется внимание многими учеными [Бархударов Л.С., Бреус Е.В., Вербицкая М.В., Гавриленко Н.Н., Казакова Т.А., Комиссаров В.Н., Крупнов В.Н., Миньяр-Белоручев Р.К. и др.], однако недостаточно исследованы и разработаны методические основы обучения письменному переводу ПОТ с использованием Интернета, в частности, при формировании профессиональной переводческой компетенции у будущих специалистов в области менеджмента.

Признаны и существуют на практике разные формы обучения (очная, дистанционная, заочная и т.д.), а также модели дистанционного обучения2 (ДО) (сетевая3, модель интеграции4 очных и дистанционных форм работы, сетевое обучение и кейс-технологии и др.). Использование различных моделей ДО, уникальных возможностей ИКТ, Интернет-ресурсов в учебном процессе позволяет, по мнению специалистов [Бархаев Ю.П., Бухаркина М.Ю., Дурасов В.А., Матецкий Н.В., Моисеева М.В., Полат Е.С., Татаринова М.А., Титова С.В., Федотовская Е.Г., Четвернина М.И., Щенников С.А. и др.], снять многие трудности в организационно-методическом и содержательном аспектах изучаемого практического курса письменного перевода: разгрузить очные занятия и создать условия для самостоятельной творческой деятельности; осуществить на расстоянии информационный обмен между преподавателем и студентом; создать курсы ДО по различным вузовским учебным дисциплинам в зависимости от возможностей и технологической базы образовательного учреждения. Специфика обучения письменному переводу ПОТ позволяет организовать обучение с использованием Интернет-технологий в разных моделях ДО.

Разработка интегрированного курса письменному переводу ПОТ, методических основ его создания и использования позволяет создать такую систему дистанционного обучения студентов 3 курса неязыкового вуза по дополнительной специальности «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»5, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к специалисту в области перевода и межкультурной коммуникации, а также особенностям профессиональной деятельности менеджера в сети Интернет, и является актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблемой и поэтому обусловлена необходимостью обоснования новых методов и средств повышения эффективности практического овладения менеджерами письменным профессионально-ориентированным переводом.

Проблема исследования заключается: 1) в поиске путей решения противоречия между востребованностью специалистов, владеющих переводческой компетенцией в области определенной специальности и отсутствием теоретического и методического обеспечения подготовки менеджеров - переводчиков (вторая специальность) в условиях неязыкового вуза в системе ДО разных моделей; 2) в неразработанности теории и практики создания и использования вышеназванного курса ДО.

Объектом исследования является учебный процесс в системе дополнительного образования по подготовке менеджеров, получающих вторую специальность «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе интеграции с широким использованием средств ИКТ.

Предметом исследования является разработка содержания курса обучения письменному переводу ПОТ и методики организации учебного процесса на основе модели интеграции очных и дистанционных форм обучения при подготовке менеджеров-переводчиков в неязыковом вузе.

Целью исследования является проблема отбора и структурирования содержания с учетом специфики модели интеграции очных и дистанционных занятий, разработка системы упражнений, контроля и тестирования, а также методов и организационных форм обучения в условиях ДО по модели интеграции, при подготовке менеджеров, получающих дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в неязыковом вузе.

Гипотеза исследования: Подготовка данных специалистов в условиях ДО по модели интеграции в неязыковом вузе будет эффективной, если:

1) содержание обучения будет отобрано и структурировано в соответствии с профессиональной направленностью обучения и спецификой модели интеграции очного и дистанционного обучения; 2) будет разработана система упражнений, контроля и критерии оценки качества перевода ПОТ для дистанционного курса; 3) при организации учебного процесса будут использованы педагогические технологии, отражающие особенности личностно-ориентированного подхода с учетом специфики дистанционной формы обучения, а также ИКТ и традиционные средства обучения в соответствии с их дидактическими свойствами и функциями.

Задачи исследования:

1)проанализировать научно-педагогическую, методическую, психологическую литературу по теме диссертационного исследования;

2) разработать программу курса «менеджер-переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для модели интеграции;

3) провести отбор и структурирование содержания в интегрированный курс обучения менеджеров ППОП с учетом стандартов для подготовки студентов по специальности «Менеджмент организации» и по дополнительной квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»;

4) разработать систему упражнений, контроля и тестирования, а также критерии оценки качества перевода ПОТ (официально-деловых документов, газетно-публицистических текстов);

5) разработать информационно-методическое обеспечение дистанционной формы обучения менеджеров получающих дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»;

6) разработать методику дистанционного обучения письменному переводу менеджеров (деловое общение);

7) определить эффективность предлагаемой методики проведения практического курса ДО письменному переводу;

8) разработать научные и практические рекомендации по использованию дистанционного курса в модели интеграции в неязыковом вузе на основе результатов диссертационного исследования.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; анализ информационных и образовательных ресурсов Интернета по теме исследования; метод экспертов; сопоставительный анализ отечественных стандартов, программ и пособий для неязыкового и языкового вузов по заявленным специальностям; педагогический эксперимент; анкетирование и тестирование студентов.

Ведущими теоретико-методологическими положениями стали: философско-образовательная концепция и концепция информатизации общества и образования (Гершунский Б.С., Григорьев С.Г., Леднев В.С., Щенников С.А.); психологическая теория деятельности (Выготский Л.С., Зимняя И.А., Леонтьев А.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.); теория и методика обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Китайгородская Г.А., Миролюбов А.А., Пассов Е.И., Полат Е.С., Сафонова В.В., Соловова Е.Н., Тер-Минасова С.Г., Громова Н.М. и др.); гуманистическая педагогика, теория личностно-ориентированного подхода (Амонашвили Ш. А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Маслоу А.Г., Дьюи Дж., Пиаже Ж., Роджерс К.); развитие критического мышления обучаемых (Дьюи Дж., Халперн Д.); теория проблемного обучения (Лернер И.Я., Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Полат Е.С. и др.); андрагогика (Змеев С.И., Ноулз М.Ш.); ДО и Интернет-технологии (Андреев А.А., Бухаркина М.Ю., Вайндорф-Сысоева М.Е., Петров А.Е., Полат Е.С., Моисеева М.В., Назаренко А.Л., Титова С.В. и др.); основные положения теории перевода (Бархударов Л.С., Бреус Е.В., Гавриленко Н.Н., Гуськова Т.И., Зиборова Г.М., Комиссаров В.Н., Левицкая Т.Р., Миньяр-Белоручев Р.К., Черняховская Л.А., Швейцер А.Д. и др.).

Научная новизна состоит в том, что впервые показана педагогическая целесообразность организации интегрированного обучения ППОП менеджеров, получающих дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в неязыковом вузе наряду с очным обучением; впервые исследованы проблемы организации ДО письменному переводу вышеуказанных специалистов на основе личностно-ориентированного подхода, широкого использования новых педагогических и информационных технологий; дано теоретическое обоснование методики создания и использования дистанционного курса интегрированного обучения письменному переводу ПОТ менеджеров; разработана система упражнений, контроля и тестирования обучения письменному переводу ПОТ в рамках дистанционного обучения.

Теоретическая значимость: определяется разработкой теоретических основ создания и использования курса ДО менеджеров письменному профессионально-ориентированному переводу и их реализацией в конкретном курсе и методике к нему:

1) разработаны теоретические принципы отбора, требования к организации и структурированию содержания курса обучения письменному переводу в условиях интегрированного обучения;

2) разработана и теоретически обоснована методика организации учебного процесса в условиях интегрированного обучения, направленная на обучение письменному ПОП в рамках личностно-ориентированного подхода;

3) дано теоретическое обоснование разработки системы упражнений для обучения письменному переводу с учетом специфики ПОТ и ДО.

Практическая значимость состоит в том, что разработаны:

1) дистанционный курс интегрированного обучения письменному переводу менеджеров; 2) система контроля и тестирования для дистанционной формы обучения письменному переводу ПОТ;

3) критерии оценки качества перевода официально-деловых документов, газетно-публицистических текстов;

4) система упражнений, которая представляет собой системное единство ознакомительных, тренировочных и контрольных упражнений для обучения письменному переводу в рамках дистанционного обучения;

5) методика организации учебного процесса обучения письменному переводу в условиях интегрированного обучения, которая включает в себя возможность использования указанного курса ДО в модели интеграции очных и дистанционных форм при обучении ППОП студентов 3 курса, на неязыковых факультетах, а также в системе дополнительного образования и повышения квалификации;

6) принципы отбора, положенные в основу курса, и требования к организации и структурированию содержания курса обучения ППОП в условиях интеграции, которые могут быть использованы для разработки подобных курсов.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Педагогически целесообразно организовывать обучение ППОП менеджеров, получающих дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в неязыковом вузе по модели интеграции очных и дистанционных форм обучения, которая может использоваться в системе дополнительного образования и быть эффективной.

2) Необходимо отбирать и структурировать содержание курса дистанционного обучения вышеназванных специалистов в соответствии с особенностями используемой модели интеграции очных и дистанционных форм обучения, профессиональной направленностью обучения, а также принципами личностно-ориентированного подхода.

3) Предлагаемая система упражнений и методика ее использования ориентирована на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и собственно профессиональной переводческой компетенции необходимых для успешного осуществления письменного перевода ПОТ студентами неязыковых вузов.

4) Разработанная система контроля учебной деятельности для студентов в модели интеграции включает традиционный, очный контроль и виды контроля в ДО: непосредственный (чат6), опосредованный (электронная почта, форум7), самоконтроль (в том числе автоматизированный), взаимоконтроль (парный, групповой), тестирование и внешний контроль (со стороны преподавателя).

5) Разработанная методика организации учебного процесса по модели интеграции показывает свою эффективность, а качество обучения ППОП в дистанционной форме при использовании данной модели при грамотной организации (отбор видов деятельности специфичных для очной формы и ДО, педагогических технологий, адекватных специфике очных и дистанционных форм взаимодействия, видов контроля учебной деятельности в дистанционной части интегрированного обучения) –результаты, сопоставимые с требованиями образовательных стандартов, предъявляемые на данном этапе обучения.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования проводилась на 53-й НПК преподавателей и студентов БГПУ (Благовещенск, 2003), на международной научно-методической конференции (НМК) БГПУ «Модернизация языкового образования в ХХI веке» (Благовещенск, 2004), международной НПК МЭЛИ «Технологии и инновации в педагогике, психологии и лингвистике» (Москва, 2006),

IV-й Международной научно-практической Интернет-конференции МГОУ «Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития» (Москва, 2007), международной НМК МГУ «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации» (Москва, 2008), межвузовской НПК Дип.Академии «Возможности и перспективы ДО языку» (Москва, 2008). Разработанный курс дистанционного обучения письменному переводу ПОТ внедрен в учебный процесс и используется в практике преподавания ППОП для студентов 3 курса института языков и культур Льва Толстого, с 2005 г. по настоящее время, с 2007 года по настоящее время в практике преподавания письменного перевода студентам, обучающимся по модульной программе «переводчик в сфере профессиональной деятельности» в Институте Иностранных Языков РУДН, а также в системе дополнительного образования в компании Project Harmony, Виртуальный университет IATP (2005-2006 г.г.), общее количество обученных слушателей за период с 2005-2008 - 116 человек. Ход и результаты исследования заслушивались на заседаниях кафедры английского языка института языков и культур Льва Толстого, на заседаниях кафедры иностранных языков №3 ИИЯ РУДН и на заседаниях лаборатории дистанционного обучения ИСиМО РАО (2004-2008) и представлены в ряде научных публикаций.

Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух частей, где первая часть состоит трех глав, включающих: первая – три параграфа, вторая - четыре, третья – три; заключения, библиографии на русском и английском языках, вторая часть включает 27 приложений. Объем диссертации составляет 201 страницу машинописного текста.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, определяется предмет, объект, проблема, цель, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, а также положения, выносимые на защиту, апробация и внедрение результатов исследования.

В Первой главе исследования изучаются теоретические основы обучения письменному переводу профессионально-ориентированных текстов студентов 3 курса неязыкового вуза.

Вторая глава посвящена разработке методики дистанционного обучения менеджеров письменному переводу ПОТ в модели интеграции очных и дистанционных форм обучения.

Третья глава включает экспериментальную проверку эффективности обучения менеджеров письменному переводу в условиях интеграции очного и дистанционного обучения.

В Заключении обобщаются основные итоги диссертационного исследования.

Библиографический список состоит из 302 наименований, из них 226 наименований – отечественные научные и научно-методические исследования и 76 работ зарубежных авторов, включая Интернет-ресурсы по проблеме исследования.

В Приложениях приводятся: сводная таблица компетенций, необходимых менеджеру, получающему дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональной коммуникации», Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации», комплекс упражнений для обучения письменному переводу ПОТ (3 курс, неязыковая специальность) для модели интеграции очных и дистанционных форм работы, аналитические задания для работы с текстом, программа практического курса профессионально-ориентированного перевода, циклоплан организации учебного процесса в двух вариантах модели интеграции (база: ОЧНО+ДО; база: ДО + ОЧНО), учебно-тематический план и план-график прохождения курса «Business English for Managers as Translators», критерии оценки качества перевода текстов, схема этапов работы с упражнениями, модели обучения в сотрудничестве, образец электронного учебника на примере второго модуля, справочные материалы.
Основное содержание работы
В центре внимания реферируемой диссертации находится вопрос разработки методики создания и использования курса ДО письменному переводу студентов неязыкового вуза (специальность 061100 - «Менеджмент организации»), получающих дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Изменение социально-политической ситуации в стране вызвало стремительное развитие международных деловых контактов, создание многочисленных совместных предприятий, что привело к повышению спроса на услуги устных и письменных переводчиков разного уровня квалификаций в информационных (нехудожественных) переводах в профессиональной области (например, управление).

В первой главе диссертации «Проблемы подготовки менеджеров, получающих дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (на примере письменного перевода профессионально-ориентированных текстов)» изучаются проблемы подготовки вышеуказанных специалистов, определяются цели, задачи и программа обучения менеджеров письменному переводу в соответствии с профессиограммами менеджера и переводчика в сфере профессиональной коммуникации, изучается специфика неязыковых вузов, подготовки управленцев в области обучения письменному переводу профессионально-ориентированных текстов в неязыковом вузе и специфика организации дистанционного обучения при подготовке данных специалистов.

Суть образовательного процесса подготовки менеджеров в области обучения письменному переводу профессионально-ориентированных тестов в неязыковом вузе состоит в интеграции знаний по основным предметам специальности в процесс обучения письменному переводу.

Практический курс письменного перевода ПОТ является основной специальной дисциплиной программы подготовки таких специалистов, целями и задачами которой являются подготовка их в области специализированного перевода с целью повышения профессиональной квалификации; развитие иноязычной коммуникативной компетенции и собственно профессиональной переводческой8 будущих переводчиков, в частности, практических умений и навыков перевода ПОТ с иностранного языка на родной в сочетании с изучением теории языка и теории перевода и играет ключевую роль в формировании квалификационных знаний и умений будущих специалистов.

Профессиограмма студентов управленцев включает в себя виды профессиональной деятельности с использованием иностранного языка (профессиональную коммуникацию на языке face-to-face или через Интернет, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, деловые письма и пр.), который, не являясь основной специальностью студентов, выступает как средство обучения, воспитания и формирования готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности в условиях единого информационного пространства.

Переводческая компетенция переводчика включает в себя теоретические знания, процедурные знания о последовательности действий переводчика и способах решения профессиональных задач, а также интегративные знания9. Для формирования профессиональной компетенции10 переводчика ПОТ это положение представляется значимым, так как данная профессия является дополнительной к основной профессии менеджера, и при подготовке данных специалистов в качестве «переводчиков в сфере профессиональной коммуникации» необходимо опираться на некоторые развитые ранее профессиональные способности, знания и умения. Владение предметом, в том числе и терминологией, обеспечивает правильное и точное понимание исходного текста и нахождение его эквивалентов, соответствующих изложению профессиональной информации на языке перевода, и, таким образом, гарантирует полное и точное понимание получателем переведенного текста. Поэтому специальные практические занятия по переводу направлены на то, чтобы развить у студентов не только навыки переводческого анализа исходного текста, но и навыки самых различных межъязыковых переводческих преобразований.

При обучении необходимо также учитывать специфику неязыкового вуза (жесткие временные рамки в сфере изучения иностранного языка, переполненность и неоднородность учебных групп по уровню знаний, профессионально-ориентированное обучение, мотивация и др.) и трудности, возникающие в организационно-методическом и содержательном аспектах изучаемого практического курса письменного перевода (нехватка аудиторного фонда, недостаточность финансовых средств для разработки и публикации учебно-программной документации, необходимой для преподавания иностранных языков в неязыковых вузах и др.). Данная специфика диктует нам необходимость разработки эффективной методики обучения переводу студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ.

Анализ образовательных документов и программ подготовки специалистов в качестве переводчиков в сфере профессиональной коммуникации в неязыковых вузах показал, что обучение переводу должно осуществляться в соответствии с требованиями Госстандарта и проводиться на основе общенаучных, узкоспециальных текстов за счет учебного времени, выделяемого на изучение иностранного языка (340 часов), за счет дисциплин по выбору и факультативов, отводимых на освоение материала по основной образовательной программе, или в рамках программы дополнительного образования.

Учитывая специфику профессиональной деятельности выпускников неязыкового вуза, которая подразумевает умения осуществлять сбор и обработку информации из письменного текста или устного сообщения на одном языке и передачу ее путем создания текста (письменного или устного) на другом (ограниченную рамками текстовой деятельности для осуществления межкультурной коммуникации в области основной профессии), умения использовать информацию в собственной профессиональной деятельности, особый акцент необходимо делать на обучении письму и переводу ПОТ на базе различных функциональных стилей (официально-делового, научного, газетно-публицистического) и жанров профессионального значения, наиболее часто встречающихся в деятельности специалиста (перевод деловой документации: переписка, тендерные предложения и оферты, товаросопроводительные документы, бизнес-план; нормативно-правовой: контракт, договор, соглашение; технической: инструкция; в области информационных технологий: раздел веб-сайта и др.). Такой подход к обучению существенно отличается от просто тематической организации текстов, которая в своем большинстве присутствует в учебных пособиях по переводу.

Отбор языкового материала определялся основными принципами функционально-коммуникативного подхода (студенты должны не только усвоить знания о грамматическом строе изучаемого языка, но и научиться использовать грамматические средства языка при переводе).

Отбор грамматического материала происходил на основе анализа пособий по переводу, в составе которых выделены сложные для перевода грамматические и лексические особенности и степень их важности для понимания текстов, а также на основе частотности употребления данных явлений в выделенных нами жанрах.

При отборе тематической лексики мы руководствовались принципами отбора словаря, определенными Рахмановым И.В и Щербой Л.В (тематическим, семантическим и принципом частотности). Опираясь на данные принципы, был определен лексический словарь и словарь аббревиатур, необходимые для осуществления письменного перевода тестов в соответствии с выбранной тематикой. Базовые умения и навыки формируются на основе предусмотренной программой тематики, находящей отражение в следующих основных сферах общения: социальной, профессиональной, общественно-политической, административно-правовой. Безусловно, чтению, аудированию и говорению тоже уделяется должное внимание, однако не в таком объеме, как, например, в лингвистическом вузе.

Приступая к реализации дистанционного обучения в вузе, необходимо понимать, что является главной составляющей данной формы обучения, т.е. рассматривать ее как систему, состоящую из единства ее компонентов: педагогическое проектирование этой деятельности, ее содержательной и педагогической составляющих (в плане педагогических технологий, методов, форм обучения) и как учебный процесс в сети.

Дидактические особенности вышеуказанных моделей ДО, концепции образования в целом и обучения в частности диктуют свою специфику формы подачи материала, обусловливают отбор и структуризацию содержания обучения, отбор педагогических технологий, организационных форм и средств обучения, и требуют, как и при создании любой системы, адекватного использования ИКТ, их свойств и функций, педагогических технологий, выбранной концепции обучения, которые, в свою очередь, способствуют созданию условий для самоактуализации личности студента в ходе обучения, что обеспечивает эффективное решение задач подготовки специалистов по данной дополнительной программе.

В качестве концептуальной основы при разработке дистанционного курса обучения письменному переводу ПОТ студентов неязыкового вуза целесообразно опираться на положения коммуникативного и социокультурного подходов в обучении переводу, отражающие в совокупности концепцию личностно-ориентированной образовательной парадигмы.

Основные положения личностно-ориентированного подхода, необходимые для создания методической системы дистанционного обучения письменному профессионально-ориентированному переводу в неязыковом вузе, состоят в следующем: гумманизация и персонализация учебного процесса, учет индивидуальных особенностей обучаемых, дифференциации обучения, создание условий для общения всех участников учебного процесса в сети; коммуникативность, проблемный характер деятельности, ситуативность, ценностно-ориентационная направленность,социокультурная ориентация; рефлексия собственной деятельности и деятельности партнеров; формирование и развитие интеллектуальных умений критического мышления, что наиболее эффективно достигается использованием современных педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, дискуссии, лекции разных типов, «мозговой штурм», e-Portfolio).

При построении собственной методической системы обучения ППОП в неязыковом вузе для модели интеграции очных и дистанционных форм работы предлагается ориентироваться на 1) отбор критериев оценки качества перевода; 2)общенаучные, узкоспециальные тексты и базу жанров профессионального значения, наиболее часто встречающихся в деятельности специалиста; 3) процесс создания и оформления письменного перевода; 4) предоставление возможности самокоррекции и помощи партнера; 5) получателя перевода и ситуацию общения.

Во второй главе диссертации «Создание интегрированного курса обучения письменному переводу профессионально-ориентированных текстов менеджеров» рассматривается специфика модели интеграции очной и дистанционной формы обучения ППОП менеджеров, дается обоснование отбора содержания обучения ППОП менеджеров в очную форму и в ДО, рассматривается методика организации учебного процесса в условиях интеграции очной и дистанционной форм обучения менеджеров.

Интеграция очной и дистанционной (взаимодействие с преподавателем и учащимися-партнерами на расстоянии при выполнении определенных заданий, видов деятельности) форм обучения и есть та новая система, в которой составляющие ее компоненты очного и дистанционного учебного процесса гармонично взаимодействуют при методически грамотной организации (с учетом специфики организации ДО). Результатом этого взаимодействия является высокий уровень знаний студентов по выбранной специальности.

Модель интеграции это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности учащихся проводится на уроке под непосредственным руководством преподавателя, а часть деятельности учащихся выносится в ДО с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально (по индивидуальному плану) или совместно с партнерами в малой группе сотрудничества. Преподаватель может осуществлять при этом консультацию, частичный контроль их деятельности. Это естественное продолжение единого учебного процесса. Модель интеграции предоставляет широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, для разгрузки очных занятий от рутинных видов деятельности, отводя больше времени на занятиях для дискуссий, обсуждений. Поэтому реализация данной модели требует: 1) формулирования целей интегрированного обучения (является ли оно дополнением, углублением базового курса и т.д.); 2) отбора видов деятельности для организации учебной деятельности студентов исходя из принципа целесообразности; 3) отбора содержания для ДО и для отработки на очных занятиях; 4) адаптации содержания для дистанционного обучения с одновременным подбором педагогических технологий; 5) выбора видов контроля знаний и результатов самостоятельной работы учащихся; 6) организации сочетания очных и дистанционных видов взаимодействия учащихся с преподавателем и другими учащимися в соответствии с основными принципами используемой концепции обучения. Схема такой организации учебного процесса обобщена в Схеме 2.1.1



Возможны два варианта в модели интеграции: База: ОЧНО-ДО и База: ДО-ОЧНО.

Первый вариант модели интеграции представляет собой базовое обучение на основе учебника, которое ведется в очной форме, и только отдельные виды деятельности выносятся в ДО (практические задания, индивидуальные/групповые консультации, обсуждение проблемы в чатах, форумах, конференциях), второй вариант модели интеграции представляет собой ДО как базовую форму, но систематически проводятся семинары, обзорные лекции в очной форме. Если это первый вариант, то целесообразно ориентироваться на существующие учебные пособия, и лишь отдельные виды деятельности вынести в ДО. При отсутствии возможности у иногородних студентов посещать постоянно занятия, предлагается второй вариант (база: ДО), но раз в одну (две) недели они приглашаются на семинары для обсуждения проблем, обзорные лекции. Варианты, отражающие специфику данной модели, обобщены и даны на Схемах 2.1.3 и 2.1.4





Таким образом, специфика модели интеграции очных и дистанционных форм обучения состоит в: 1) способе взаимодействия преподавателя и студентов; 2) организации учебного материала и его структуре; 3) решении задач11 этапа педагогического проектирования и учебного процесса; 4) использовании педагогических технологий (лекции разных типов, обучение в сотрудничестве, «мозговой штурм», портфель ученика, дискуссии и др.) средствами интернет технологий; 5) использовании данной модели только в случае реальной возможности обучаемых сочетать обе формы обучения; 6) специальной, целенаправленной педагогической и психологической подготовке; 7) необходимости создания электронного каталога ссылок.

Согласно положениям, выдвинутыми Бим И.Л., Гальсковой Н.Д. и др., а также принимая во внимание выбранную гуманистическую концепцию обучения и цели обучения письменному профессионально-ориентированному переводу в неязыковом вузе (компетентностный подход), содержание обучения письменному профессионально-ориентированному переводу в дистанционной форме в неязыковом вузе включает в себя следующие компоненты для очного и дистанционного обучения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon Специфика подготовки менеджеров в области обучения письменному переводу...
Козленкова Елена Александровна (аспирант лаборатории дистанционного обучения исимо рао)
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon Специфика модели интеграции очной и дистанционной формы обучения...

Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon М. В. Карапетян лекции по теоретической грамматике английского языка владимир
Предлагаемые в пособии лекции разрабатывались автором с 2004 года и читались во Владимирском государственном университете студентам,...
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon Программа курса по выбору «Основы лингвистического исследования»
Программа курса предназначена для учащихся 9-ых классов, изучающих английский язык
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon Генезис дистанционного обучения в России: современный взгляд
России, представлен опыт в области организации заочного и дистанционного обучения, накопленный в советский и постсоветский периоды,...
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon Теория и истории искусств (очная форма обучения) квалификация (степень)...
Гуманитарный, социальный и экономический цикл: Иностранный язык(английский, немецкий, французский), Философия, История, Психология...
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного...
«Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе...
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon Материалы по учебным предметам средней школы для скачивания по прямым ссылкам
Электронное средство обучения «Английский язык. Начальная школа. Часть 1 (Английский язык, 3 класс)» (zip 320Mb)
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon И средства коммуникации
А38 Профессиональный язык архитектора и средства коммуникации: Методические указания и программа-задание для студентов специальности...
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации») icon Новосибирский Государственный Университет Факультет Информационных...
Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Прометей»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции