Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе»




Скачать 322.52 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе»
страница 1/3
Дата публикации 30.09.2014
Размер 322.52 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет филологический
Кафедра теории и методики обучения русской словесности
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

Ф.04
Специальность подготовки: 050301 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: заочная, 5,5 лет


Нижний Новгород
2010
Рабочая программа составлена на основе:


  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности подготовки 050301.65 Русский язык и литература, утвержденного 31 января 2005г., номер государственной регистрации 708 пед/сп.




  1. Учебного плана по специальности подготовки 050301.65 Русский язык и

литература, утвержденного «__» __________20__г.

Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол № от «___» ___________ 20____ г.


Разработчик: к.филол.н., доцент А.Л.Латухина


СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой теории и методики обучения
_________________/Ж.И. Можнова/
«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой русского языка
____________________/ Н.Е. Петрова
«____»_______________20__г.
СОГЛАСОВАНО

Декан
____________________/Г.С. Самойлова/
«____»_______________20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Традиционный курс теории и методики обучения литературе решает задачу подготовки учителей литературы, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку. Новые подходы к современному образованию, принципиально иное содержание всех компонентов методической системы обучения литературе невозможно реализовать без подготовки высококвалифицированного учителя литературы. В значительной мере от учителя зависит успех реформирования всей системы образования (в том числе и филологического) в контексте новой философии его развития.

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает отход от излишней идеологизации, усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого, индивидуального, а не единообразного подхода к литературе.

Курс теории и методики обучения литературе призван помочь воспитанию творческих начал личности учителя-словесника, сформировать у будущих учителей-словесников представление о литературном развитии ученика, об исторической смене методов преподавания литературы, дать им представление о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя: познавательной, направленной на усвоение теоретических знаний, и преобразующе-практической, помогающей сформировать у студентов педагогического вуза готовность к педагогической деятельности. Ориентация на воспитание творческих начал личности учителя-словесника позволяет подготовить филологов к претворению в жизнь стандартов школьного литературного образования; к пониманию литературы как феномена, занимающего особое место в жизни общества; к осуществлению принципа читательских предпочтений в изучении литературы как искусства слова. Предусмотрено овладение бакалаврами-филологами как общеучебными умениями ориентации в информационных потоках, адекватного восприятия и использования полученных сведений, так и специальными — умениями анализа и интерпретации текста, речевыми умениями. Особое значение имеет при этом формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка бакалавров к самостоятельному творческому поиску.

В основе программы лежат утвердившийся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Современные программы по литературе для школ различного профиля имеют концентрическую структуру, что ведет к переосмыслению представлений о динамике учебного процесса. Переход от парадигмы «знаний, умений и навыков» к парадигме развивающего обучения ориентирован на теорию развивающего обучения, с которой академик В.В. Давыдов связывал понятия деятельности, сознания, личности, типов мышления человека и его развития. Он ориентируется на идею формирования ведущей деятельности, которая, согласно мнению А.Н. Леонтьева, обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка и ученика в тот или иной период его развития. Еще Л.С. Выготский отмечал, что то, что было центральной линией развития в одном возрасте, в другом становится побочной линией и обратно.

Коммуникативно-деятельностный подход к изучению методики обучения литературе дает возможность подготовить будущего учителя к реализации динамичного учебного процесса изучения литературы в школе, к совершенствованию деятельности учащихся в постепенном движении от наблюдений над поэтикой художника слова — к обобщениям и углубленному пониманию художественного мира писателя и историко-литературного процесса в целом.

Ближайшие перспективы развития технологии и методики обучения литературе: гуманизация учебно-воспитательного процесса, дифференциация обучения, интеграция предметов и конкретных методик, приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры, создание новых технологий уроков, вариативных программ, интенсификация методов преподавания литературы, поиск новых форм обучения.

Сказанное обусловило актуальность разработки программ и адекватного им содержания курса «Теория и методика обучения литературе», отвечающих требованиям реформирования филологического образования.

Курс «Теория и методика обучения литературе» направлен на достижение следующих целей:

  • усвоение бакалаврами базовых фундаментальных знаний по дисциплине в обобщенном виде;

  • выработка у бакалавров умений профессионального характера, базирующихся на основе глубокого и серьёзного анализа содержания школьного курса литературы;

  • подготовка бакалавров к педагогической практике в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.

Будущему учителю необходимо показать с современных психолого-педагогических теорий содержание всех компонентов методической системы обучения литературе, раскрыть принципы конструирования моделей разных педагогических явлений, связанных с обучением литературе, научить бакалавров основам проектирования технологий для реализации этих моделей. Такое содержание должно быть заложено в дисциплину «Теория и методика обучения литературе».

В основу моделирования всего курса положены следующие основные принципы:

  • системный подход к анализу педагогических ситуаций, связанных с обучением литературе;

  • синтез дисциплин, изученных бакалаврами ранее (педагогическая психология, дидактика, история и теория литературы, культурология, социология);

  • направленность будущей профессиональной деятельности бакалавра, связанной с обучением, на развитие личности обучаемого средствами своего предмета;

  • формирование опыта индивидуальной деятельности бакалавра по разработке и проектированию учебных технологий, учитывающих принципы развивающего обучения, гуманизации, гуманитаризации, дифференциации образования.

В процессе изучения курса бакалавр-филолог должен овладеть следующими знаниями:

  • Методика преподавания литературы как научная дисциплина.

  • Литература как учебный предмет в современной средней школе.

  • Основные этапы развития методики преподавания литературы.

  • Литературное развитие читателя-школьника.

  • Содержание и этапы литературного образования в современной школе.

  • Методы преподавания литературы в школе, методические приемы и виды деятельности учащихся.

  • Основные этапы изучения литературного произведения в школе.

  • Пути изучения литературного произведения в школе.

  • Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике: эпос, лирика, драма.

  • Вопросы истории и теории литературы в школьном изучении.

  • Развитие речи учащихся в системе литературного образования.

  • Внеклассная и внешкольная работа по литературе; факультативные занятия в системе учебно-воспитательного процесса.

  • Проблемы современного урока литературы в средней школе.

  • Организация учебно-воспитательного процесса и учитель литературы.

В вузовском курсе технологии и методики обучения литературе особенно важно проследить историю развития науки; сосредоточить внимание на ключевых теоретических проблемах методики (цели и содержание литературного образования, читатель-школьник, восприятие произведений художественной литературы учащимися, школьный анализ литературного произведения, взаимосвязь методов и приемов обучения, восприятия и анализа литературного произведения, изучение литературы в специфике рода и жанра, вопросы истории и теории литературы в школьном курсе); осветить проблемы современного урока литературы (вариативность уроков, взаимосвязь внеклассного чтения и других организационных форм занятий (факультативов, внеклассной работы), индивидуализация и дифференциация обучения литературе, развитие читательской самостоятельности, организация чтения, управление читательскими интересами школьников); рассмотреть практические вопросы (устная и письменная речь учащихся, их речевое творчество, обучение написанию сочинений, формирование умений, роль наглядности).

Идея усвоения бакалаврами базовых фундаментальных знаний по курсу «Теория и методика обучения литературе» способствует преодолению разрыва между современными и традиционными методологиями, воспитанию нравственных качеств личности будущих учителей литературы, соответствует современной образовательной ситуации.

Приоритетными направлениями в курсе «Теория и методика обучения литературе» являются такие актуальные проблемы, как первостепенное значение чтения, восприятия и интерпретации литературного произведения, способствующих формированию гуманистических представлений об окружающем мире; включение в урок литературы анализа поэтики художественного текста в соответствии с идеями герменевтики; учет уровня литературного развития школьников» использование достижений литературного образования в России; поиск новых методов и технологий проведения занятий; диалог культур; включение культурологического аспекта в изучение литературы.

В процессе изучения литературы развиваются взаимосвязанные компоненты мышления учащихся: конкретно-образные, обобщенно-образные, теоретические и действенные. В соответствии с этим современный учитель готовится к использованию их в диалектическом единстве, к умению сочетать восприятие конкретного образа с понятиями различного уровня. Не менее значимо усвоение знаний о нормативных документах, программах, учебниках и учебно-методических комплексах, формирование умений сопоставления литературоведческих и методических концепций, конструирование фрагментов уроков, моделирование различных вариантов и систем уроков.

По мере изучения курса у бакалавра-филолога должны быть сформированы следующие обобщённые профессиональные умения:

  • проективные – умения проектировать целостный педагогический образовательный процесс, связанный с изучением литературы: анализировать программы, учебники и учебные пособия; ставить цели и задачи деятельности учителя и учащихся на определённом этапе, в том числе и диагностируемые цели; конструировать модели различных педагогических ситуаций, в том числе и уроков различных типов; творчески применять известные технологии обучения для реализации поставленных идей; моделировать средства диагностики и т.д.;

  • конструктивные – умения целенаправленно организовывать и проводить целостный педагогический процесс: деловые игры, психолого-педагогические практикумы, активную практику в образовательных системах;

  • аналитические – умения проводить психолого-педагогические и методические анализы учебного процесса как в целом, так и по частям, анализировать педагогический опыт, в том числе и личный;

  • коммуникативные – умения общаться с учащимися и организовывать их общение друг с другом в процессе управления их учебно-познавательной деятельностью.

Выделенные обобщённые умения включают в себя более конкретные умения, которые следует формировать у студентов в каждом семестре при изучении общего курса «Теория и методика обучения литературе».

В подготовке к педагогическому творчеству учителю-словеснику важно учитывать разнообразные межпредметные связи методики преподавания литературы. Речь идет прежде всего о предметах общегуманитарного, психолого-педагогического, литературоведческого и лингвистического циклов. Усвоение теоретического материала бакалаврами-филологами находится в постоянном взаимодействии с формированием умений интеграции знаний по литературоведению и психологии, реферирования первоисточников и периодических изданий.

Курс «Теория и методика обучения литературе» предусматривает самообразование бакалавров в процессе овладения специальностью. Будущему учителю важно не только осознать специфику преподавания литературы в современной школе, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах того или иного профиля, о принципах создания авторских программ и учебных пособий. Современные условия работы учителя-словесника (наличие вариантов федеральной программы по литературе, одновременное издание нескольких комплектов учебных пособий, появление новых экспериментальных программ и учебников) ставят перед ним проблему выбора наиболее оптимального варианта программы и учебника, применимых к условиям работы данного класса, школы, региона.

Большое значение в подготовке высококвалифицированного учителя литературы имеет организация деятельности бакалавров при изучении курса. Усвоение содержания и формирование профессиональных умений происходит во время лекций, практических занятий, педагогической практики в образовательном учреждении. Важна организация самостоятельной познавательной деятельности бакалавра. В её основу положен личностно-ориентированный подход, который создаёт условия для саморазвития и самовыражения личности учителя литературы. Самостоятельная деятельность бакалавра содержит два аспекта: подготовка к очередному практическому или семинарскому занятию и выполнение долговременного (семестрового) задания (домашняя контрольная работа) по теме уже проведённого занятия. Выполненные задания регулярно сдаются в течение семестра преподавателю на проверку. Применяется рейтинговая система оценки, предполагающая оценку следующих видов деятельности бакалавров по курсу: посещаемость лекций и практических занятий; выполнение домашних и аудиторных контрольных работ, выступление на практическом занятии семинарского типа по заданной теме. По итогам удовлетворительного выполнения этих видов работ бакалаврам выставляется зачет (в 5,7 семестрах).
Требования к уровню освоения содержания курса

Бакалавр в результате изучения курса «Теория и методика преподавания литературы»:

  • знает и понимает роль общего филологического образования в решении задач современной общеобразовательной школы;

  • знает концепции современного общего филологического образования и его основные принципы;

  • знает содержание всех компонентов методической системы обучения литературе в их современной трактовке;

  • знает фактический материал школьного курса литературы и свободно ориентируется в его содержании;

  • проводит научно-методический анализ программ по литературе, учебников, учебно-методической литературы;

  • умеет анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу и адаптировать её к собственной деятельности;

  • проводит логико-дидактический анализ темы и умеет его использовать для отбора содержания обучения;

  • умеет ставить диагностируемые цели учебной темы, урока, отдельных его этапов, конструировать или подбирать диагностические задания;

  • умеет видеть, ставить и решать учебно-познавательные задачи при изучении тем, разделов школьного курса литературы;

  • умеет разрабатывать модели уроков разных типов;

  • умеет конструировать вариативные методики обучения в зависимости от целей, средств и реальных условий обучения;

  • умеет применить на практике современные методы, приёмы, формы и средства обучения литературе;

  • умет разрабатывать проекты при изучении основных дидактических единиц;

  • умеет реализовывать разработанные проекты (деловые игры, практикумы);

  • владеет основами тематического планирования и умеет проектировать систему учебных занятий по теме;

  • умеет моделировать, прогнозировать и оценивать свою деятельность и деятельность учащихся;

  • умеет анализировать готовые технологии, проекты своих товарищей;

  • умеет анализировать реальные педагогические ситуации, в том числе и посещённые уроки;

  • умеет анализировать урок с учётом целей его проведения и учебного материала;

  • умеет анализировать и обобщать передовой методический опыт;

  • владеет формами контроля и оценки знаний учащихся;

  • умеет общаться как с преподавателем, так и со бакалаврами при обсуждении рассматриваемых на занятиях вопросов;

  • умеет чётко, аргументировано, эмоционально излагать изученный материал как в устной, так и в письменной речи.



Объем курса и виды учебной работы



Вид учебной работы
Всего
часов
Семестры
6
7
Общая трудоемкость дисциплины
30
14
16
Аудиторные занятия
30
14
16
Лекции (Л)
18
10
8
Практические занятия (ПЗ)
12
4
8
Вид итогового контроля
зачет
экзамен
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации процесса обучения физике в школе на базовом и профильном уровне, а...
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения информатике»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Рабочей программы учебной дисциплины (рпуд) «Теория и методика обучения...
Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам...
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения...
Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon И. А. Сухова теория и методика обучения иностранному языку базовый курс лекций. Часть II
Иванова Т. В., Сухова И. А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во бгпу
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы»
Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Программа кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному...
Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» icon Учебно-методический комплекс дисциплины: Теория и методика обучения...
Образование высшее: 1980-1984г. Талдыкорганский педагогический институт им. И. Жансугурова
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции