Скачать 322.52 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» Факультет филологический Кафедра теории и методики обучения русской словесности УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ Ф.04 Специальность подготовки: 050301 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: заочная, 5,5 лет Нижний Новгород 2010 Рабочая программа составлена на основе:
литература, утвержденного «__» __________20__г. Рабочая программа по дисциплине «Теория и методика обучения литературе» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол № от «___» ___________ 20____ г. Разработчик: к.филол.н., доцент А.Л.Латухина СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой теории и методики обучения _________________/Ж.И. Можнова/ «____»_______________20__г. СОГЛАСОВАНО Зав. выпускающей кафедрой русского языка ____________________/ Н.Е. Петрова «____»_______________20__г. СОГЛАСОВАНО Декан ____________________/Г.С. Самойлова/ «____»_______________20__г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТрадиционный курс теории и методики обучения литературе решает задачу подготовки учителей литературы, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку. Новые подходы к современному образованию, принципиально иное содержание всех компонентов методической системы обучения литературе невозможно реализовать без подготовки высококвалифицированного учителя литературы. В значительной мере от учителя зависит успех реформирования всей системы образования (в том числе и филологического) в контексте новой философии его развития. Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает отход от излишней идеологизации, усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого, индивидуального, а не единообразного подхода к литературе. Курс теории и методики обучения литературе призван помочь воспитанию творческих начал личности учителя-словесника, сформировать у будущих учителей-словесников представление о литературном развитии ученика, об исторической смене методов преподавания литературы, дать им представление о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя: познавательной, направленной на усвоение теоретических знаний, и преобразующе-практической, помогающей сформировать у студентов педагогического вуза готовность к педагогической деятельности. Ориентация на воспитание творческих начал личности учителя-словесника позволяет подготовить филологов к претворению в жизнь стандартов школьного литературного образования; к пониманию литературы как феномена, занимающего особое место в жизни общества; к осуществлению принципа читательских предпочтений в изучении литературы как искусства слова. Предусмотрено овладение бакалаврами-филологами как общеучебными умениями ориентации в информационных потоках, адекватного восприятия и использования полученных сведений, так и специальными — умениями анализа и интерпретации текста, речевыми умениями. Особое значение имеет при этом формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка бакалавров к самостоятельному творческому поиску. В основе программы лежат утвердившийся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Современные программы по литературе для школ различного профиля имеют концентрическую структуру, что ведет к переосмыслению представлений о динамике учебного процесса. Переход от парадигмы «знаний, умений и навыков» к парадигме развивающего обучения ориентирован на теорию развивающего обучения, с которой академик В.В. Давыдов связывал понятия деятельности, сознания, личности, типов мышления человека и его развития. Он ориентируется на идею формирования ведущей деятельности, которая, согласно мнению А.Н. Леонтьева, обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка и ученика в тот или иной период его развития. Еще Л.С. Выготский отмечал, что то, что было центральной линией развития в одном возрасте, в другом становится побочной линией и обратно. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению методики обучения литературе дает возможность подготовить будущего учителя к реализации динамичного учебного процесса изучения литературы в школе, к совершенствованию деятельности учащихся в постепенном движении от наблюдений над поэтикой художника слова — к обобщениям и углубленному пониманию художественного мира писателя и историко-литературного процесса в целом. Ближайшие перспективы развития технологии и методики обучения литературе: гуманизация учебно-воспитательного процесса, дифференциация обучения, интеграция предметов и конкретных методик, приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры, создание новых технологий уроков, вариативных программ, интенсификация методов преподавания литературы, поиск новых форм обучения. Сказанное обусловило актуальность разработки программ и адекватного им содержания курса «Теория и методика обучения литературе», отвечающих требованиям реформирования филологического образования. Курс «Теория и методика обучения литературе» направлен на достижение следующих целей:
Будущему учителю необходимо показать с современных психолого-педагогических теорий содержание всех компонентов методической системы обучения литературе, раскрыть принципы конструирования моделей разных педагогических явлений, связанных с обучением литературе, научить бакалавров основам проектирования технологий для реализации этих моделей. Такое содержание должно быть заложено в дисциплину «Теория и методика обучения литературе». В основу моделирования всего курса положены следующие основные принципы:
В процессе изучения курса бакалавр-филолог должен овладеть следующими знаниями:
В вузовском курсе технологии и методики обучения литературе особенно важно проследить историю развития науки; сосредоточить внимание на ключевых теоретических проблемах методики (цели и содержание литературного образования, читатель-школьник, восприятие произведений художественной литературы учащимися, школьный анализ литературного произведения, взаимосвязь методов и приемов обучения, восприятия и анализа литературного произведения, изучение литературы в специфике рода и жанра, вопросы истории и теории литературы в школьном курсе); осветить проблемы современного урока литературы (вариативность уроков, взаимосвязь внеклассного чтения и других организационных форм занятий (факультативов, внеклассной работы), индивидуализация и дифференциация обучения литературе, развитие читательской самостоятельности, организация чтения, управление читательскими интересами школьников); рассмотреть практические вопросы (устная и письменная речь учащихся, их речевое творчество, обучение написанию сочинений, формирование умений, роль наглядности). Идея усвоения бакалаврами базовых фундаментальных знаний по курсу «Теория и методика обучения литературе» способствует преодолению разрыва между современными и традиционными методологиями, воспитанию нравственных качеств личности будущих учителей литературы, соответствует современной образовательной ситуации. Приоритетными направлениями в курсе «Теория и методика обучения литературе» являются такие актуальные проблемы, как первостепенное значение чтения, восприятия и интерпретации литературного произведения, способствующих формированию гуманистических представлений об окружающем мире; включение в урок литературы анализа поэтики художественного текста в соответствии с идеями герменевтики; учет уровня литературного развития школьников» использование достижений литературного образования в России; поиск новых методов и технологий проведения занятий; диалог культур; включение культурологического аспекта в изучение литературы. В процессе изучения литературы развиваются взаимосвязанные компоненты мышления учащихся: конкретно-образные, обобщенно-образные, теоретические и действенные. В соответствии с этим современный учитель готовится к использованию их в диалектическом единстве, к умению сочетать восприятие конкретного образа с понятиями различного уровня. Не менее значимо усвоение знаний о нормативных документах, программах, учебниках и учебно-методических комплексах, формирование умений сопоставления литературоведческих и методических концепций, конструирование фрагментов уроков, моделирование различных вариантов и систем уроков. По мере изучения курса у бакалавра-филолога должны быть сформированы следующие обобщённые профессиональные умения:
Выделенные обобщённые умения включают в себя более конкретные умения, которые следует формировать у студентов в каждом семестре при изучении общего курса «Теория и методика обучения литературе». В подготовке к педагогическому творчеству учителю-словеснику важно учитывать разнообразные межпредметные связи методики преподавания литературы. Речь идет прежде всего о предметах общегуманитарного, психолого-педагогического, литературоведческого и лингвистического циклов. Усвоение теоретического материала бакалаврами-филологами находится в постоянном взаимодействии с формированием умений интеграции знаний по литературоведению и психологии, реферирования первоисточников и периодических изданий. Курс «Теория и методика обучения литературе» предусматривает самообразование бакалавров в процессе овладения специальностью. Будущему учителю важно не только осознать специфику преподавания литературы в современной школе, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах того или иного профиля, о принципах создания авторских программ и учебных пособий. Современные условия работы учителя-словесника (наличие вариантов федеральной программы по литературе, одновременное издание нескольких комплектов учебных пособий, появление новых экспериментальных программ и учебников) ставят перед ним проблему выбора наиболее оптимального варианта программы и учебника, применимых к условиям работы данного класса, школы, региона. Большое значение в подготовке высококвалифицированного учителя литературы имеет организация деятельности бакалавров при изучении курса. Усвоение содержания и формирование профессиональных умений происходит во время лекций, практических занятий, педагогической практики в образовательном учреждении. Важна организация самостоятельной познавательной деятельности бакалавра. В её основу положен личностно-ориентированный подход, который создаёт условия для саморазвития и самовыражения личности учителя литературы. Самостоятельная деятельность бакалавра содержит два аспекта: подготовка к очередному практическому или семинарскому занятию и выполнение долговременного (семестрового) задания (домашняя контрольная работа) по теме уже проведённого занятия. Выполненные задания регулярно сдаются в течение семестра преподавателю на проверку. Применяется рейтинговая система оценки, предполагающая оценку следующих видов деятельности бакалавров по курсу: посещаемость лекций и практических занятий; выполнение домашних и аудиторных контрольных работ, выступление на практическом занятии семинарского типа по заданной теме. По итогам удовлетворительного выполнения этих видов работ бакалаврам выставляется зачет (в 5,7 семестрах). Требования к уровню освоения содержания курсаБакалавр в результате изучения курса «Теория и методика преподавания литературы»:
Объем курса и виды учебной работы
|
Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка... |
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального... Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации процесса обучения физике в школе на базовом и профильном уровне, а... |
||
Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочей программы учебной дисциплины (рпуд) «Теория и методика обучения... Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам... |
||
Литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения... Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования |
И. А. Сухова теория и методика обучения иностранному языку базовый курс лекций. Часть II Иванова Т. В., Сухова И. А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во бгпу |
||
Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного... |
Программа кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки» Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык) |
||
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному... Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык) |
Учебно-методический комплекс дисциплины: Теория и методика обучения... Образование высшее: 1980-1984г. Талдыкорганский педагогический институт им. И. Жансугурова |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |