Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по обществознанию» (приказ МО РФ №56 от 30.06.1999г.), «Требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений основного общего образования» (приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998г.), Примерной программы по обществознанию для основной школы (М: Дрофа, 2000г.), рекомендованной МО РФ, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО России №1089 от 5.03.2004г.)
Программа рассчитана на 35 занятий, каждое по 1 часу.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Основное содержание:
Тема 1. Личность и общество (4 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (10 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Распределение учебного материала в 8 кл.
№
| Наименование раздела
| Количество часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Личность и общество.
| 4
| 3
| Сфера духовной культуры
| 10
| 4
| Экономика
| 14
| 5
| Социальная сфера.
| 5
| 6
| Повторение пройденного материала
| 1
|
| Итого
| 35
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Название урока
| § учебника
| Сроки
|
| Введение в курс
| Как работать с учебником?
|
| Глава I. Личность и общество. 4 часа
|
| Быть личностью
| §1
|
|
| Общество как форма жизнедеятельности людей
| §2
|
|
| Развитие общества
| §3
|
|
| П.р. «Личность и общество»
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Личность и общество»
| §1-3
|
| Глава II. Сфера духовной культуры. 10 часов
|
| Сфера духовной жизни
| §4
|
|
| Мораль
| §5
|
|
| Долг и совесть
| §6
|
|
| Моральный выбор – это ответственность
| §7
|
|
| Образование
| §8
|
|
| Наука в современном обществе
| §9
|
|
| Религия как одна из форм культуры
| §10
|
|
| П.р. «Сфера духовной культуры»
|
|
|
| Обобщение по теме «Сфера духовной культуры»
| §4-10
|
| Глава III. Экономика. 14 часов
|
| Экономика и её роль в жизни общества
| §11
|
|
| Главные вопросы экономики
| §12
|
|
| Собственность
| §13
|
|
| Рыночная экономика
| §14
|
|
| Производство – основа экономики
| §15
|
|
| Предпринимательская деятельность
| §16
|
|
| Роль государства в экономике
| §17
|
|
| Распределение доходов
| §18
|
|
| Потребление
| §19
|
|
| Инфляция и семейная экономика
| §20
|
|
| Безработица, её причины и последствия
| §21
|
|
| Мировое хозяйство и международная торговля
| §22
|
|
| П.р. «Экономика»
|
|
|
| Обобщение по теме «Экономика»
| §11-22
|
| Глава IV. Социальная сфера. 5 часов
|
| Социальная структура общества
| §23
|
|
| Социальные статусы и роли
| §24
|
| 32.
| Нации и межнациональные отношения
|
|
|
| §25
|
| 33.
| Отклоняющееся поведение
| §26
|
| 34
| Обобщение по теме «Социальная сфера»
| §23-26
|
| 35
| Обобщение курса «Обществознание»
|
|
|
Учебно-методический комплекс по курсу «Обществознание» Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др.
Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу «Обществознание»: 8 кл.— М., 2009.
Обществознание: учебн. для 8кл. /Под ред. Л. Н. Боголюбоаа.— 13-е изд.— М., 2008.
Литература для учителя Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия.— М., 1999. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика.— М., 1998. Зеленкова И. Л. Основы этики.— Минск, 1998. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике.— Ростов н/д, 1999. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001. Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001. Нерсесянц В. С. Философия права.— М., 1997. Основы этических знаний/Под ред. М. Н. Росенко и др.— СП6., 1998. Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999. Проблема общей теории права и государства/Под ред. В. С. Нерсесянца.— М., 2001. Теория государства и права.— М., 1997. Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет.— М., 1998. Этика/Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко.— М., 1999. Этика/Под ред. Т. В. Мишаткиной и Я. С. Яскевич.— М., 2002.
|