Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель




Скачать 373.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель
страница1/2
Дата публикации19.10.2014
Размер373.51 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Право > Рабочая программа
  1   2
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАЛИВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № 1

от «29» августа 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Е,М,Зубкова

«30» августа 2013 г.

«Утверждено»

Приказ № 73

от «30» августа 2013 г

Директор школы ___________А.П.Лосев

Рабочая программа

по обществознанию

для 5 класса

Составитель

Зуева Лариса Владимировна ,

учитель истории и обществознания

БОУ «Заливинская СОШ»

2013-2018 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа.

Авторы: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание, М.:Просвещение, 2013

Нормативные документы

Рабочая программа составлена на основании учебного плана БОУ «Заливинская СОШ»

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта

Федеральный базисный учебный план (утверждён приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).

Стандарт основного общего образования по обществознанию

Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).

Закон «Об образовании» РФ 2013 г.

Цели курса.

Определяются следующие цели образования школьников по обществознанию в 5 классе:

  1. Иметь представление о патриотизме, о ценностях гражданского общества.

2. Знать пути решения проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества

3. Уметь приобщаться к важнейшим компонентам гражданской культуры, анализировать актуальные проблемы, стоящие перед российским обществом и государством, осознание которых побуждает гражданина к активной деятельности, направленной на их решение;

Задачи курса

  1. Формирование научных представлений об институтах государства, институтах гражданского общества и семьи

  2. Формирование ценностей гражданского общества.

  3. Создание условия для сознательного соблюдения учащимися социальных норм, регулирующих общественные отношения и поведение людей (прежде всего норм морали и права).

  4. Формирование умений анализировать актуальные проблемы, стоящие перед российским обществом и государством, осознание которых побуждает гражданина к активной деятельности, направленной на их решение

  5. На основе характеристики внутренней и внешней политики Российской Федерации, формировать осознанную гражданскую и патриотическую позиции

  6. Формирование навыков деятельности, практических умений, моделей гражданского поведения, одобряемых в обществе

  7. Способствование формированию опыта самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.

Место предмета и роль

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Цель курса данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся, дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.

«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Знания по курсу должны помочь ответить учащимся на наиболее значимые вопросы миропознания, миропонимания, мировоззрения: «Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире?» и т. д.

Изучение обществознания в основной школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе и продолжается затем в старших классах.

При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо широко использовать межпредметные связи. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии.

Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного усвоения курса.

- Обучающиеся данному курсу должны уметь:

  1. Иметь представление ценностях гражданского общества.

2. Знать пути решения проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества

3. Уметь анализировать актуальные проблемы, стоящие перед российским обществом и государством, осознание которых побуждает гражданина к активной деятельности, направленной на их решение;

Области      применения полученных   знаний   и умений.

    • Речевая практика

    • Учебная и практическая деятельность

    • Применение полученных знаний, умений и навыков анализа на межпредметном уровне

    • Повседневная жизненная практика

Современные информационные технологии. Способы организации учебного процесса с помощью информационно-коммуникативных технологий на уроках обществознания в 5 классе:

  • Яркий визуальный ряд для эмоционального настроя учащихся (презентация, фрагменты исторических передач и т.д.);

  • Фото-, видео-, аудио-объекты цифровых ресурсов, которые создают наглядное представление об эпохе;

  • Электронное сопровождение к уроку в конструкторе презентаций.

  • Электронные репродукции политических карт, схем сражений и т.п.

  • Использование анимационных схем для составления конспектов на уроках

  • Тесты и кроссворды в режиме on-line (быстрая диагностика) с помощью проектора или в компьютерном классе;

  • В рамках проектной деятельности по истории обучающиеся представляют свои работы в виде презентаций.

Учет индивидуальных особенностей обучающихся

Как показывает практика, при групповом обучении учитель имеет дело с учащимися, которые имеют разный тип восприятия информации (визуальные, аудиальный, кинестетический), разный тип мышления (правополушарный, левополушарный), разные типы памяти (слуховая, зрительная, тактильная и эмоциональная), поэтому, чтобы учитывать природные задатки в обучении необходимо учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Для этого на уроках и в качестве домашнего задания учитель использует разноуровневые задания, проектные задания, карточки, а также организовано дистанционное обучение.

Курс также направлен на развитие надпредметных, общеинтеллектуальных  умений,    а также на саморазвитие учеников.

Личностными результатами изучения предмета «обществознание» в 5 классе являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- устойчивый познавательный интерес к ведению диалога с одноклассниками;

- осознание и освоение истории как части общекультурного и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника, вопросы и задания к нему, проблемно-диалогическая технология.

Метапредметными результатами изучения курса «обществознание» в 5 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, схема и т.п.);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Описание контроля

Для контроля усвоения знаний в рамках курса предусмотрено два вида работ по обществознанию в устной и письменной формах.

В качестве начального контроля (на выбор) – тестирование по теме «Загадка человека».

Промежуточный контроль – устный зачет по теме «Школа».

Итоговый контроль – тестирование по всем темам учебного курса.

Психологические особенности младшего подросткового возраста.

  1. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

  2. стремление обзавестись верным другом;

  3. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

  4. повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

  5. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

  6. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

  7. отсутствие адаптации к неудачам;

  8. отсутствие адаптации к положению “худшего”;

  9. тенденция предаваться мечтаниям;

  10. боязнь осквернения мечты;

  11. ярко выраженная эмоциональность;

  12. требовательность к соответствию слова делу;

  13. увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Содержание курса

34 часов, 1 часа в неделю



Содержание

темы

Кол-во часов

всего

1

Человек

5

2

Семья


7

3

Школа

7

4

Труд

5

5

Родина

9

Требования к уровню подготовки.

По итогам изучения курса обществознания в 5 классе обучающиеся должны:

знать/понимать:

– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

– особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

– совершенствования собственной познавательной деятельности;

– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Выпускник основной школы получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Критерии оценивания знаний.


Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


Перечень учебно-методического обеспечения

п/п

Автор

Название

Год

издания

Издательство

1

Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова

Обществознание

2013

М.:

Просвещение

2

Л.Ф. Иванова

Поурочные разработки по обществознанию

2012

М.:

Просвещение
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по музыке для 5-го класса
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена умк для 5–7-го классов /Составитель...

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса мкоу асош№1 ст. Ачи
Учебник: А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой Обществознание. 6 класс м.: Русское слово, 20 г

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе «Обязательного...
Мо РФ №1236 от 19. 05. 1998г.), Примерной программы по обществознанию для основной школы (М: Дрофа, 2000г.), рекомендованной мо рф,...

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по обществознанию Ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе: Примерной основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию,...

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе...
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)...

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по литературе 11 класс Составитель Голикова И. В
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 классов Составитель
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 11 класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного...

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель iconРабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 9 класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции