Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ




НазваниеРоль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ
Дата публикации29.05.2014
Размер95.6 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Право > Документы

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ


Быданова Е.Н., аспирантка Института экономических и социальных проблем в образовании Бургундского университета, Франция (2005 г.)

В настоящее время в связи с проводимыми в России структурными изменениями в экономике актуальной стала проблема трудоустройства молодых специалистов. Одним из путей решения этой проблемы стало создание в вузах центров, специализированных отделов и лабораторий по содействию в трудоустройстве выпускников. Формирование данных структур проводилось в соответствии с приказом Министра образования РФ и Министра труда и социального развития РФ от 04.12.1999 г. № 462 / 175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда».

Однако на пути реализации отмеченного приказа возникли трудности с определением реального статуса и роли таких подразделений в структуре вуза, с постановкой задач и функций, реализуемых ими, с порядком их финансирования и т.д. Это привело к тому, что массового характера движение по созданию структурных подразделений, способствующих трудоустройству выпускников, не получило. Всего за период с конца 1999 г. до середины 2001 г. они были созданы лишь в 183 вузах (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия, Ульяновский государственный университет, Таганрогский радиотехнический университет, Белгородская государственная технологическая академия и др.).

В целях совершенствования научно-методического и организационно-институционального аппарата по трудоустройству выпускников в 2000 г. была разработана «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования». Основной целью Программы провозглашалось «создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда». Для достижения целей Программы предусматривалось выполнение ряда задач:

• Создать в системе образования службу профессиональной ориентации, помогающую в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям абитуриентов, обучающихся и молодых специалистов.

• Создать систему информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынке труда и образовательных услуг, помогающую решать конкретные вопросы трудоустройства.

• Создать научное обеспечение взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг.

• Сформировать в системе профессионального образования сеть региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования.

• Разработать научно-методическое обеспечение деятельности региональных и вузовских центров содействия трудоустройству молодых специалистов.


• Организовать на базе существующей системы дополнительного профессионального образования переподготовку учащихся и выпускников учреждений профессионального образования по новым специальностям, расширяющих их профессиональные возможности и повышающих конкурентоспособность на рынке труда.

• Разработать механизмы правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников на рынке труда.

• Разработать экономический механизм обеспечения функционирования системы содействия трудоустройству выпускников.

• Сформировать механизм коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня специальностей и структуры набора, Государственных образовательных стандартов, основывающихся на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг.

Задачи, поставленные в программе, предполагали создание в системе образования службы профессиональной ориентации, системы информирования студентов, сети региональных и вузовских центров содействия выпускников занятости, системы дополнительного образования и переподготовки учащейся молодежи. В некоторых регионах России эти задачи были частично выполнены.

Примером может служить Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э.Баумана (ЦСЗУМ). Он был создан приказом Министерства образования РФ от 12.05.99 № 1283 в качестве структурного подразделения этого университета и взял на себя функции координации организационно-методической деятельности аналогичных подразделений всех вузов страны. В сотрудничестве с подразделениями других вузов было разработано примерное положение о Центрах содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, определена методика исследований региональных рынков труда и образовательных услуг и др.
Новый импульс кампания по содействию занятости молодых специалистов получила летом 2002 г., когда началась работа по созданию информационно-консультационных пунктов в вузах в соответствии с решением коллегии Минобразования РФ от 25.09.01 № 14 /1 о программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования». Другим направлением, реализуемым Министерством образования, явилась переподготовка молодых специалистов с целью повышения их конкуренции на рынке труда.

На сегодняшний день система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования имеет следующую структуру с точки зрения разделения задач между федеральным, региональным и местным уровнями власти. Региональные Центры содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования осуществляют следующие функции:

• Координация и стратегическое планирование. Проведение совместных семинаров, конференций, советов; организация мониторинга взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе; выработка рекомендаций по руководству образовательными учреждениями, по корректировке учебных планов и программ в соответствии с текущими требованиями работодателей и перспективами развития рынка труда.

• Внешние контакты. Установление связей с другими регионами, с федеральными органами исполнительной власти, с ЦСТВами, взаимодействие с органами управления по труду и занятости, работодателями, молодежными организациями. Зарубежные контакты. Оказание научно-методической помощи центрам, обмен опытом.

• Работа со студентами, профориентационная поддержка. Предоставление информации о рынке труда, проведение ярмарок вакансий, презентаций профессий.

Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников, созданные в учреждениях профессионального образования, выполняют следущую работу :

• Аналитическая работа. Проведение сравнительного анализа образовательно-профессиональных программ вузов, готовящих специалистов в регионе по одним и тем же специальностям с целью выявления специфики вуза и определения своего сегмента на рынке образовательных услуг. Выработка рекомендаций по корректировке программ обучения в вузе, корректировке существующих и введению новых курсов, изменению профиля подготовки специалистов и номенклатуры специальностей с учетом спроса на рынке труда.
• Работа с выпускниками: создание баз данных, ассоциаций выпускников.

• Работа со студентами: ведение профориентационной работы, предоставление информации о ситуации на рынке труда и прогнозов о развитии рынка труда, координация научной работы студентов, способствующей их успешному трудоустройству, организация стажировок (практики) и временной занятости во время обучения, трудоустройство после окончания вуза.

• Взаимодействие с работодателями. Сотрудничество с промышленными предприятиями и другими работодателями, проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимодействия вуза с предприятиями.

• Внешние контакты вуза по проблемам трудоустройства (с другими вузами, центрами занятости, работодателями, профессиональными союзами и ассоциациями, профильными органами федеральной, региональной и местной власти.

Ярким примером эффективного и динамичного развития в области занятости выпускников является деятельность Петрозаводского государственного университета, где ведется большая работа по поддержке трудоустройства студентов и выпускников вузов республики, установлены хорошие связи с работодателями и ведомственными структурами в Республике Карелия. В рамках Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования создана информационная система обеспечения по рынку труда и образовательным услугам. Корпоративный проект объединяет ГНИИ ИТТ "Информика" и сеть цетров НИТ и РЦИ Минобразования РФ. Cоздан региональный сервер трудоустройства, на котором можно найти разнообразную информацию по образовательным услугам, нормативной и законодательной базе, трудоустройству и пр.

На сегодняшний день наряду с вышеназванными центрами в РФ вводятся и другие федеральные программы содействия трудоустройству:

1. Программа «Молодежная практика». Основной целью данной программы, является «расширение возможностей трудоустройства и приобретения профессиональных знаний, навыков и умений выпускниками образовательных учреждений».

2. Федеральная целевая программа «Молодежь России», одно из направлений которой касается создания и расширения на региональном и муниципальном уровнях сети молодежных бирж труда, студенческих центров занятости, молодежных кадровых агентств и других организаций, помогающих службе занятости в трудоустройстве молодежи. Другое направление этой программы предусматривает оказание поддержки в организации молодежных предприятий и учреждений в сфере занятости и предпринимательства.

3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия», принятая к исполнению в 2002 г и рассчитанная на срок до 2010 года. Основной целью данной программы является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и самоуправления за счет широкого применения информационных и коммуникационных технологий.

4. Федеральная целевая программа развития образования. Ее главной целью является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

5. Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». Она представляет собой увязанную по ресурсам, исполнителям и срокам реализацию учебных, научных, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных мероприятий по развитию научно-технического и кадрового потенциала страны и адаптации его к рыночной экономике.

В ноябре 2004 г. приказом Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко была создана Межведомственная комиссия по разработке плана мер, концепции и программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройства выпускников вузов и временной занятости студентов. Эти же вопросы поднимались на коллегии Федерального агентства по образованию «О содействии занятости, трудоустройству и поддержке экономической самостоятельности молодых граждан». Среди решений коллегии отмечалась необходимость разработки межведомственной программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов; проведение постоянного мониторинга и прогноза спроса и предложения «рабочей силы»; материально-технологическое и кадровое обеспечение работы центров занятости; комплекс мер по поддержке молодежного предпринимательства.

В заключении следует отметить, что на данном этапе развития экономики существует огромный разрыв между рынком труда и системой профессионального образования. С этом контексте вузовские ЦСТВ имеют большое значение. Они должны наладить взаимодействие между вузами и производством, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда, определить стратегию вуза в отношении выпуска специалистов. Роль ЦСТВ можно сравнить с ролью службы маркетинга в крупной корпорации, производящей потребительские товары. Поскольку основным «продуктом» вуза являются выпускники, постольку деятельность по содействию занятости выпускников является важнейшей задачей вуза.

Организация служб по трудоустройству в вузах является важной мерой, которая требует выхода на качественно новый этап создания интерактивной информационной системы всероссийского масштаба, это позволит рынку труда выпускников перерасти региональные рамки.

Созданные и эффективно действующие региональные центры содействия трудоустройству выпускников вузов, федеральные программы правительства РФ оказывают положительное действие на напряженную обстановку на рынке труда. Система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, создаваемая в Российской Федерации, своей основой будет иметь сеть Центров содействия трудоустройству (занятости) выпускников, имеющих общие цели и скоординированные программы работ.

Литература


1. Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования.
2. Приказ Минобразования РФ от 10 июня 2002 г. N 2172 "Об установке в высших учебных заведениях Российской Федерации, подведомственных Минобразованию России, информационной системы по трудоустройству и занятости выпускников вузов".
3. Решение коллегии Федерального агентства по образованию от 23 ноября 2004 г. N 4 "О содействии занятости, трудоустройству и поддержке экономической самостоятельности молодых граждан".
4. Приказ Министерства образования РФ №393 от 11 февраля 2002 года о Концепции модернизации российского образования до 2010 года
5. Рекомендации Минобразования РФ "Примерное положение о центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (рекомендации)".
6. Распоряжение Правительства РФ №568-р от 6 мая 2003 года о Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы.
7. Письмом Министерства труда и социального развития 21.09.2001 № 6770 – ВР «О содействии занятости выпускников учреждений профессионального образования»
8. Письмо Первого заместителя министра образования РФ от 22.05.2002 г. № 39-52-35 ин / 39-13 «Об информационном и консультационно-справочном обеспечении Центров содействия занятости и трудоустройству выпускников вузов».
9. http://www.diplom4rabota.ru/index.asp Портал трудоустройства выпускников.
10. http://cszum.bmstu.ru/ Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ iconСотрудничество бизнеса и органов власти в сфере содействия занятости...
...

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ iconРоль государства в содействии трудоустройству молодых специалистов
...

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ icon10. Роль и место банков в кредитной системе
Но банки осуществляют не только кредитные операции. Современный банк это финансовый институт, предлагающий широкий спектр услуг,...

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ iconПлан лекции: Задачи, решаемые вычислительными центрами Структура...
Создание вычислительных центров является способом повышения эффективности работы ЭВМ. Вычислительный центр объединяет технику различных...

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ iconКонтрольные вопросы к зачету по дисциплине
Место и роль профессиональных коммуникаций в профессиональной деятельности педагога

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ icon1. Беляков Антон
Областной конкурс научно-исследовательских работ "Право и его роль в жизни общества" II место

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ iconПоложение о распределении фонда неаудиторной занятости педагогических...
Российской Федерации, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и Положением...

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ iconРоль инноваций в системе
...

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ iconКонкурс лучшее сочинение «Единства народа сильны»
Заняла призовое место в школьной олимпиаде 1 тур русс-яз 1 место,русс-лит. 1место,физика 1 место

Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ icon«Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»
Разработка родительского собрания с родителями выпускников 9-х классов по вопросам подготовки к гиа-9

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции