Скачать 90.33 Kb.
|
Журнал «Современная экономика» № 12 2010 УДК 378.046.2.001.76 РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ НАУКА-ОБРАЗОВАНИЕ-РЫНОК ТРУДА И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ Татьяна Владимировна Матвеева, доктор экономических наук, заведующая кафедрой Предпринимательства и инноваций Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, (343)375-48-00, jana@mail.ustu.ru Турчанинова Галина Викторовна, кандидат технических наук, директор Бизнес-школы Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, (343)374-35-36, up@bs.ustu.ru Машков Константин Александрович, Старший преподаватель кафедры «Предпринимательства и инноваций» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, (343)375-95-59, nvm@fsm.ustu.ru T.V.Matveeva, The Doctor of Economics, managing chair of Business and innovations of the Ural federal university of a name of the first President of Russia B.N.Eltsina (343)375-48-00, jana@mail.ustu.ru T.V.Turchaninova, Ph. D. , Director of Business School Ural federal university of a name of the first President of Russia B.N.Eltsina, (343) 374-35-36, up@bs.ustu.ru R.A.Mashkov, The senior Lecturer of faculty of Business and innovations of the Ural federal university of a name of the first Russian president B.N.Eltsina, (343)375-95-59, nvm@fsm.ustu.ru В статье рассмотрена роль инноваций в системе наука-образование-рынок труда, а также факторы, ее определяющие. Авторами охарактеризовано понятие инноваций с трех позиций: как результат, как процесс и как система. The article considers the role of innovation in science-education-labor market, as well as the factors determining it. Authors described the concept of innovation from three standpoints: as a result, both the process and as a system. Ключевые слова: инновация, инновационная стратегия, система образования, наука, рынок труда Key words: innovation, innovation strategy, education, science, labor market Формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одной из наиболее важных и сложных задач для современной России. Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо разработать комплексную и эффективную систему мер регулирования инновационной сферы, повысить не только спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, но и эффективность фундаментальной и прикладной науки, преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения поставленных целей. Инновационная стратегия России, содержанием которой является создание механизмов «партнерства науки, бизнеса и государства», требует непрерывного притока специалистов высшей квалификации. В данном случае главной задачей выпускника является обеспечение внедрения готовой научной идеи в сферу практической деятельности. Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить повышение конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. С позиции эволюционных ретроспектив, большинство фундаментальных работ, связанных с изучением феномена инноваций в экономике, опираются на классический подход, базирующийся на теории экономического равновесия. Базисной в этом плане стала классическая работа Р.Нильсона и С.Уинтера. После выхода ее в 1982 г. все больше публикаций в зарубежной и российской экономической литературе посвящено изучению экономических явлений с использованием принципов эволюционной теории. Именно Нельсоном и Уинтером введен термин «эволюционное моделирование в инноватике», означающий использование принципов эволюции для анализа поведения того или иного объекта в конкурентной среде. В настоящее время в теории инноваций превалируют два основных подхода к пониманию причин инновационного развития – «технологический толчок» и «давление спроса». По сути, эти подходы описывают, как правило, статические или медленно меняющиеся состояния экономической системы. Вместе с тем, достаточно широкий спектр актуальных проблем, связанных с использованием инноваций в системе образования, и, прежде всего, в системе высшего профессионального образования, при подготовке конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда, недостаточно изучен. Последнее обстоятельство свидетельствует, что требуется теоретическое и методологическое обоснование роли инноваций в системе образования при подготовке конкурентоспособного специалиста в условиях реформирования высшей школы. Насчитывается множество определений инноваций. Отечественные и зарубежные исследователи трактуют данное понятие в зависимости от объекта и предмета исследования. Так, Твисс Б., Санто Б., Брайан Т. и другие ученые определяют инновации с позиции процесса. С точки зрения результата инновацию определяют Завлина П.Н., Молчанов И.Н., Киперман Г.Я. и др. В широком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых, прогрессивных технологий, видов продукции и услуг, а также организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и иного характера. Как экономическая категория инновация представляет собой экономические отношения, возникающие между домохозяйствами, частным капиталом и государством по поводу создания и внедрения новых, прогрессивных технологий, новой продукции в условиях становления экономики знаний за счет привлечения как государственного, так и частного капитала. По нашему мнению, охарактеризовать и определить понятие «инновации» целесообразно с трех позиций: как результат, как процесс, как система. Характеристика инноваций в сфере дополнительного профессионального образования представлена в таблице 1. Таблица 1 Характеристика инноваций в сфере высшего образования
Продолжение таблицы 1
Инновация как результат представляет собой новый или улучшенный продукт, услугу, открытие нового рынка, принятие новой технологии, изменение организации бизнеса. Информационные технологии и программные продукты занимают значительное место в поле современных инноваций, сопоставимое со спектром научно-технических разработок и других инновационных продуктов материального производства. Инновация как процесс определяется как фундаментальное или прикладное исследование, развитие, коммерциализация, под которой понимается экономическая реализация научно-технических новшеств. Инновация как система предполагает связанные между собой организации и институты, которые влияют на развитие, распространение и использование того или иного новшества с целью получения прибыли. Не менее важное значение представляет включение в рыночный оборот результатов НИОКР с целью улучшения качества подготовки специалистов и повышения конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг. К недостаткам инновационного обеспечения системы высшего профессионального образования следует отнести низкую инвестиционную привлекательность системы образования, что ведет к снижению конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Инновационная политика государства должна складываться на основе избранных приоритетов, их финансовой поддержки, регулирования экономических и правовых отношений в данной сфере. Так, за последние несколько лет выросли инвестиции в образование, науку и инновации, принят ряд законов, в том числе федеральный закон «Об инновационном центре Сколково», проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесены изменения в Налоговый и Гражданский кодексы относительно регулирования инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности. Тем не менее, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3% – 0,5%, в то время как доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %[1]. Формирование государством инновационной системы России, отвечающей перспективам долгосрочного развития страны, продолжает сталкиваться с рядом проблем экономического, административного и правового характера. Креативность инновационных процессов в системе образования означает, что не существует общего подхода к возникновению и внедрению инноваций. От специалистов инновационного типа требуется смена образа мышления, от дедуктивного к индуктивному. Дедуктивное мышление подразумевает вначале определение проблемы, а далее – способы ее решения. Индуктивное мышление предполагает способность специалиста распознать эффективное инновационное решение, а затем – внедрить его в бизнес-процесс для достижения конкурентных преимуществ на рынке. Основной целью интеграции науки, образования и рынка труда является обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы страны на основе эффективного развития научно-образовательных структур как центров передовой науки, создания инноваций в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Интеграция науки и образования существует на трех разных уровнях: на уровне вуза, на уровне министерства как субъекта бюджетного планирования и на уровне Российской Федерации. Инновационная деятельность в сфере образования базируется на интеграции науки и образования, которую можно рассматривать с трех сторон:
Интеграцию в мировое образовательное пространство связывают с Болонским процессом, который предполагает интеграцию национальных информационных пространств в единое мировое информационное пространство; глобализацию в финансово-экономической сфере и региональную интеграцию. Особую значимость представляет сегодня процесс интернационализации образования, предполагающий взаимный обмен студентами, слушателями, преподавателями, научными сотрудниками; рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг; изменение функций государства на рынке образовательных услуг и др. Примером интеграции служат кластеры, позволяющие представить во взаимосвязи интеграционное сотрудничество науки, образования и рынка труда. Организационная модель научно-технологического кластера представлена на рис. 1. Рис. 1. Организационная модель научно-технологического кластера В условиях становления экономики знаний, когда конкурентоспособность оценивают потребители образовательной услуги, индикаторами (показателями) выступают: оценка знаний слушателей, удовлетворенность образовательных услуг потребителями, рейтинг и самооценка качества трудоустройства, оценка психологического теста слушателей. Следует отметить, что в рамках реализации основных положений Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и Федеральной программы развития образования, в настоящее время осуществляется ряд федеральных целевых программ в области образования, способствующих инновационной деятельности. Среди них и программа развития единой образовательной информационной среды. Кроме того, в качестве основных приоритетов региональной политики можно отметить:
Развитию объектов инновационного типа способствуют приоритетные национальные проекты в сфере образования, которые представляют собой инновационный подход к достижению поставленной цели. Инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений. Список литературы 1. Хватова Т.Ю, Национальные инновационные системы зарубежных стран: цели и стратегии развития – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – С.212. |
Роль и место Центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ ... |
10. Роль и место банков в кредитной системе Но банки осуществляют не только кредитные операции. Современный банк это финансовый институт, предлагающий широкий спектр услуг,... |
||
Training materials Под ред д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю. П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с |
Инновационная экономика основные термины и определения в сфере инноваций Обозначены отличия в трактовках приведенных терминов и определений, имеющиеся в российских источниках и Руководстве Осло |
||
Индивидуальный план сотрудника на 2010-2011 уч г. по кафедре иностранных языков = Разработка содержания предложенных на сайте инноваций – по кафедральному предметному направлению (иностранный язык) |
Современной ... |
||
Тематический список электронных изданий мук «Славянская мцб» Естественные науки в целом Введение в нанотехнологии [Электронный ресурс] : учебный мультемидийный компьютерны курс. Электрон изд. М. Академия менеджмента инноваций... |
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного... «Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе... |
||
Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4... Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе... |
Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4... Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |