Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень)




Скачать 2.06 Mb.
Название Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень)
страница 1/17
Дата публикации 17.10.2014
Размер 2.06 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ 9 «КЛАССА (базовый уровень)
Составитель: Суязова Ирина Анатольевна,
Программа по литературе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального базисного учебного плана, реализующего программы общего образования, на основании государственного программы по литературе 9 класса, авт. С.А.Зинин // Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. — М.: Русское слово. 2011, которая обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Место литературы в Федеральном базисном учебном плане

На основании приказа № 760 Департамента образования, науки и молодёжной политики от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» учебный год в V-XI классах длится 35 рабочих недель, в IX классе на изучение литературы выделяется 105 часов.

Изучение литературы в IX классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Курс состоит из шести разделов, предусмотренных программой (авт. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев): введение, из зарубежной литературы, из древнерусской литературы, из литературы XVIII века, из литературы XIX века, из литературы XX века

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Планируемый контроль

промежуточный:

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица);

  • поурочное тестирование (проверка знания материала)

  • выразительное чтение,

  • развернутый ответ на вопрос,

  • анализ эпизода;

  • составление простого или сложного плана произведению, в том числе цитатного;

  • составление сравнительной характеристики по заданным критериям;

  • викторина, игра.

итоговый (за полугодие):

  • сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода;

  • тест, включающий задания с выбором ответа,

  • тест с кратким ответом, проверяющие теоретико-литературные знания;

  • решение КИМов,

  • решение заданий ГИА


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные

  • групповые

  • индивидуально-групповые

  • фронтальные

  • практикумы

  • классные сочинения (3)

  • домашние сочинения (3)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Введение

Обучающиеся должны знать:

- своеобразие литературных эпох;

- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;

- ведущие темы и мотивы;

- основные литературные направления.

Обучающиеся должны уметь:

- определять темы и мотивы русской классики;

- определять литературное направление;

- оформлять тезисы;

- обобщать свой читательский опыт.

Из зарубежной литературы

Обучающиеся должны знать:

- представителей европейской литературы эпохи средневековья и Просвещения;

- основные направления, жанровые особенности произведений данных эпох;

- определение драмы как рода литературы;

- определение трагедии как литературного жанра;

Обучающиеся должны уметь:

- определять такой жанр произведения как трагедия;

- отличить жанр трагедии от других литературных жанров;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному.

- определять жанр литературного произведения;

- выявлять основной конфликт произведения.

Из древнерусской литературы

Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Обучающиеся должны знать:

- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;

- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;

- значение «Слова» для русской культуры;

- нравственно-патриотическую идею произведения.

Обучающиеся должны уметь:

- составить устное сообщение на заданную тему;

- определять идею произведения;

- выявлять психологический параллелизм.

Из литературы XVIII века

Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит со значением творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сентиментализме как литературных направлениях.

Обучающиеся должны знать:

- литературные направления классицизм и сентиментализм;

- теорию «трех штилей»;

- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Обучающиеся должны уметь:

- дать определение классицизму и сентиментализму;

- определять черты данных литературных направлений в произведениях;

- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата.

Из литературы первой половины XIX века

Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями, как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Знакомит с жизнью и творчеством А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.

Обучающиеся должны знать:

- основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;

- определение романтизма;

- исторические предпосылки русского романтизма;

- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода.

Обучающиеся должны уметь:

- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;

- характеризовать особенность сюжета, композиции;

- выделять и формулировать тему, идею произведения;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

Из литературы второй половины XIX века

Обучающиеся должны знать:

- нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия;

- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;

- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе.

Обучающиеся должны уметь:

- выявлять авторскую позицию;

- владеть различными видами пересказа;

- выделять и формулировать проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героям;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

- писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения.

Из литературы XX века

В данном разделе обучающиеся знакомятся со своеобразием русской прозы рубежа веков; с драмой М. Горького; с серебряным веком русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм); с многообразием поэтических голосов эпохи; со своеобразием отечественного романа первой половины XX века. Обучающиеся познакомятся с литературный процессом 50—80-х годов; с новейшей русской прозой и поэзией 80—90-х годов. Опорные понятия данного раздела: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Обучающиеся должны знать:

- литературные направления данного раздела;

- поэтические течения литературы XX века;

- традиции и новаторство этого периода литературы;

- противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Обучающиеся должны уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении;

- выявлять авторскую позицию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Учебному курсу «литература» для 8 класса (базовый уровень)
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11...
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы
В. Я. Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень)....
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы
Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). М.: Просвещение, 2010»...
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на...
Программа для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной Литература 5-11 классы (Базовый уровень) 11-е изд., переработанное....
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Учебному курсу «Русский язык» для 11 класса (профильный уровень)
Делю – 34 недели) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый)
Мо РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы», программы курса «Литература» Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А....
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon X-xi классы обсуждено составители
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) icon Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции