Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый)




Скачать 1.41 Mb.
Название Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый)
страница 1/13
Дата публикации 17.10.2014
Размер 1.41 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Рабочая программа по литературе для 11 класса

(уровень: базовый)

Разработчик Ольга Анатольевна Овчинникова

Рабочая программа составлена на основе

Государственного стандарта общего образования,

Примерной программы по литературе,

программы МО РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы», программы курса «Литература» Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (102 часов) – М.: «ТИД «Русское слово» – РС, 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса литературы для 11-М, Е классов (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной государственной программы по литературе и программы курса литературы для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) авторов Зинина С.А., Чалмаева В.А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)».

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, которая предусматривает в 10-11 классах по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю)

в 1 полугодии – 46 часов (по 3 часа в неделю: 1 модуль – 14 ч, 2 модуль – 16 ч, 3 модуль – 16 ч),

во 2 полугодии – 56 часов по 3 часа в неделю (4 модуль – 20 ч, 5 модуль – 20 ч, 6 модуль – 16 ч).

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Характеристика курса
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В данную рабочую программу внесены некоторые корректировки и изменения. Так, в частности, из блока изменена последовательность изучения материала: после изучения творчества И.Бунина следуют темы о творчестве А. Куприна, а не М. Горького (как предлагает авторская программа). В курс 11 класса введены темы на повторение творчества А.П. Чехова. Что кается объема изучаемого материала, данные о почасовом планировании материала представлены в сравнении ниже в таблице «Учебно-тематический план».

Большое внимание уделяется теории литературы. В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Цели курса. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (выпускников)

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. Образную природу словесного искусства.

  2. Содержание изученных литературных произведений.

  3. Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.

  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  5. Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.

  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

  4. Определять род и жанр произведения.

  5. Сопоставлять литературные произведения.

  6. Выявлять авторскую позицию.

  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Результаты изучения предмета «Литература»

(планируемые результаты обучения)

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).



Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

  • уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

                           Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа по литературе для 8 класса (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы
В. Я. Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень)....
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы
Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). М.: Просвещение, 2010»...
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа I вида по литературе
Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 6 класса общеоб­разовательных учре­ждений (базовый уровень)....
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа I вида по литературе
Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 9 класса общеоб­разовательных учре­ждений (базовый уровень)....
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) icon Рабочая программа I вида по литературе
Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 7 класса общеоб­разовательных учре­ждений (базовый уровень)....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции