Рабочая программа к учебному курсу «Русский язык» для 11 класса (профильный уровень)
Составитеь Алхимова Л.А.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне в объёме 102 часов (3 ч. в неделю – 34 недели) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношение к языку как духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Содержание обучения русскому языку в 10-11 классах на профильном уровне отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода: в классах гуманитарного профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в соответственной речевой практике. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы.
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих задач:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; языковой норме, её функциях; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, её функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронов виде на различных информационных носителях;
владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник Власенкова А. И., Рыбченковой JI. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы на профильном уровне оснащен методическим пособием:
Власенков А. И., Рыбченкова JI. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10—11 классы.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Единая коллекция ЦОР
Кабинет русского языка
Карточки-задания по темам курса
Компьютер
Мультимедийный проектор
Образовательные сайты («Открытый класс», «Фестиваль открытого урока»)
Презентации по темам курса
Таблицы по русскому языку
Электронный справочник школьника по русскому язык
Контрольно-измерительные материалы
Сочинение-эссе на основе предложенного текста публицистического характера по теме раздела
Тест в формате ЕГЭ
Фонетический анализ текста
Изложение предложенного текста публицистического характера с творческим заданием
Комплексный анализ текста
Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту
Анализ художественного текста лирического произведения
Стилистический анализ текста
Содержание курса 102ч = (69ч + 33ч)
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 1. Введение в науку о языке
Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин.
Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Языки естественные и искусственные.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Раздел 2. Языковая система
Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи.
Интонационные особенности русской речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения.
Исторические изменения в словарном составе языка.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем.
Этимология как раздел лингвистики.
Система современного русского словообразования.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.
Проблема классификации частей речи в русистике.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.
Изобразительные средства синтаксиса.
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
2. Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц. Проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию. Элементарный исторический комментарий к различным языковым явлениям. Оценка коммуникативной, нормативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Лингвистический анализ текстов различных типов, разновидностей языка и функциональных стилей.
Раздел 3. Функциональная стилистика
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.
Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 4. Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.
Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.
Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 5. Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронное виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин образовательной области «Филология»), социально-культурной и деловой сферах общения. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Введение в науку о языке (7ч + 6ч))
Языкова система.
Фонетика. Графика (5ч + 1ч))
Лексика и лексикология (7ч + 3ч)
Морфемика и словообразование (6ч + 1ч)
Морфология (5ч + 1ч)
Орфография (11ч + 2ч)
Синтаксис и пунктуация (9ч + 5ч)
Культура речи (13ч + 14ч)