X-xi классы обсуждено составители




Скачать 447.15 Kb.
НазваниеX-xi классы обсуждено составители
страница1/3
Дата публикации23.09.2014
Размер447.15 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. МУРМАНСКА ГИМНАЗИЯ № 6


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРА

X-XI КЛАССЫ

ОБСУЖДЕНО СОСТАВИТЕЛИ

на заседании МО МО

протокол № 1 от ___ .09.2013

руководитель МО И.Ю. Хлуд
СОГЛАСОВАНО

на заседании МС Гимназии

протокол № 1 от ___ .09.2013
УТВЕРЖДЕНО

приказ № ____ от ___.09.2013

директор Гимназии Е.В.Воробьёва

г. Мурманск

2013-2014 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального стандарта общего среднего образования (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Русская литература XIX-XX веков. 10-11 классы. Базовый уровень» под ред. В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского 2007 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год – 204 часа весь курс).

Уроков развития речи – 17/10 часов, всего - 27.

Уроков внеклассного чтения – 12/9 часов, всего - 21.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

- Русская литература XIX – XX веков: программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Базовый уровень / В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

- Русская литература XIX века. 10 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др., под ред. А.Н. Архангельского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

- Русская литература XX века.11 класс. В 2-х частях: ученик для общеобразовательных учреждений / В.В. Агеносов и др.; под ред В.В. Агеносова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) образования являются:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, поиск;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение своих интересов и возможностей.

Выпускники старшей школы должны

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его смысл в соответствии с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать литературное произведение (или его фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

X КЛАСС

Тема

Всего

Вн.чт

Сочинение

Формы контроля

Введение

1

-

-

-

Г.Р. Державин. Классицизм

2

-

-

Сопоставительный анализ стих-ий, чтение наизусть.

Романтизм в Европе и Америке

2

2

-

Семинарское занятие

Поэзия русского романтизма (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков)

2

-

1

Сопоставительный анализ стих-ий, интерпретация текста, составление лексического, биографического, историко-культурного комментария к текстам, чтение наизусть

Поэты пушкинской поры

1

-

-

Семинарское занятие – «круглый стол»

Творчество А.С. Пушкина

2

-

-

Защита мини-исследований

М.Ю. Лермонтов

2

-

-

Тест

Н.В. Гоголь

2

1

-

Составление конспекта критической статьи

Русская литература 1840-1860 г.г. (обзор)

4

-

-

Терминологический диктант, устный зачёт

М.Е. Салтыков-Щедрин

7

1

1

Анализ эпизода, сочинение, тестирование, семинарское занятие

И.А. Гончаров

6

-

2

Сочинение, составление конспекта критической статьи, устный зачёт

И.С. Тургенев

10

-

2

Сопоставительный анализ эпизодов, сравнительная хар-ка героев, суд над героем, практическая работа по тексту проблемного характера, сочинение

А.Н. Островский

7

2

2

Литературный диктант, конспект критической статьи, сочинение, литературная игра, имитационное моделирование

Н.А. Некрасов

5

-

1

Интерпретация текста, чтение наизусть, сравнительный анализ, устный зачёт

Русская лирика второй половины XIX века

2

1

-

Сопоставительный анализ стихов русских и зарубежных поэтов, «круглый стол» - защита рефератов

Поэзия «чистого искусства»

3

-

1

Устное сочинение, литературный поединок между 2-мя поэтическими школами, художественно-эстетический анализ текста

Н.С. Лесков

3

-

-

Речеведческий анализ текста

Ф.М. Достоевский

16

2

2

Тестирование, сочинение, защита рефератов, интеллектуально-художественная викторина, диспут

Л.Н. Толстой

20

2

2

Интерпретация эпизодов, историко-литературный комментарий, литературный диктант, устный зачёт

А.П. Чехов

5

2

2

Интерпретация текста, защита мини-исследований, имитационное моделирование, сочинение

Всего

102

12

17




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Позвольте представиться…» (поэты пушкинской поры) – реферат

Понятие «пушкинская пора» историческое или художественно-эстетическое? – мини-исследование

Глубина философской мысли в произведениях А.С. Пушкина – реферат

Трагический характер героя М.Ю. Лермонтова – реферат

Поэтика жанра пасторали в романе Гончарова «Обломов» - исследование

Поэзия тургеневской прозы – реферат

Роль символических образов в драме «Гроза» - исследование

Тенденциозна ли поэзия Н.А. Некрасова? – исследование

Роль дороги и мотив путешествия в русской классике и поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - исследование

Ритмическое своеобразие лирики Ф.И. Тютчева – исследование

Символы в поэзии А.А. Фета – исследование

Французские и русские поэты второй половины XIX в. (по выбору уч-ся) - реферат

Образ странника в русской литературе (на примере героев Н.С. Лескова) – исследование и реферат

Образ лестницы в произведениях Ф.М. Достоевского – исследование

Традиции Л.Н. Толстого в произведениях о Великой Отечественной войне


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

X КЛАСС



ТЕМА

ПОВТОРЕНИЕ

ГИМНАЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

1

Введение. Русская литература конца XVIII-XIX в.в. Представление о «золотом веке» рл

Понятие о литературной критике




2-3

Общая характеристика творчества Г.Р. Державина. Философская и анакреонтическая лирика. Реформация жанра оды

Философская лирика, ода – основные черты, ода М.В. Ломоносова

Сопоставление оды «Бог» Г.Р. Державина со ст-ем Э.Лонга «Плач, или ночные мысли»

4-5

ВН/ЧТ Романтизм в Европе и Америке. Сказки Э. Гофмана, поэзия «озёрной школы», Дж. Байрон, В. Гюго, Ж.Санд и др.

Романтизм, исторический роман, психологический детектив

Семинарское занятие

6-7

Поэзия русского романтизма. Роль В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в развитии русского романтизма. Художественный мир поэта

Сюжетные принципы баллады, элегии, поэтического послания. Романтическое двоемирие. Ямб

Сравнительный анализ баллад «Светлана» и «Людмила». Интерпретация элегии Батюшкова «Тень друга». Составление лексического, историко-культурного комментария к ст-ию «Мои пенаты». Сопоставление 1 части элегии «Тень друга» с прощальной песней Чайльд-Гарольда из песни 1 «Паломничество Чайльд-Гарольда». Всё – на выбор учащихся.

8

Поэты пушкинской поры: Д.Давыдов, А. Кольцов, П. Вяземский, Е. Баратынский и др.

Рифма. Сонет. Стилизация

«Круглый стол» - «Позвольте представиться...». Защита мини-исследования «Понятие «пушкинская пора историческое или художественно-эстетическое?»


9

Рр Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов начала XIX в.

Интерпретация, эссе




10-11

А.С. Пушкин «Борис Годунов» как историко-философская драма. Вечные вопросы бытия в драматическом цикле «Маленькие трагедии».

Трагедия, драма. Экспозиция, авторская позиция. Бродячий сюжет, прототип, сюжетная линия. Ремарка, цезура.

Семинар, защита рефератов «Глубина философской мысли в пр-ях А.С. Пушкина».

12-13

«Маскарад» М.Ю. Лермонтова как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Психологизм драмы.

Психологизм героя, контекст, ключевые детали, портретная хар-ка.

Создание проекта «Трагизм героя М.Ю. Лермонтова».

14-15

Трагедия Н.В. Гоголя-художника. ВН/КЛ «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Гоголя.

Публицистика, эпистолярный жанр, конспект статьи.

Составление критической статьи по аналогии (В.Г. Белинский «Письмо Гоголю»).

16-18

Русская литература 1840-1860 г.г. и «натуральная школа». Споры западников и славянофилов. Писатели-шестидесятники. Роль жанра романа в развитии русской прозы. А.И.Герцен «Кто виноват?», Н.Г. Чернышевский «Что делать».

Художественный метод, западничество и славянофильство, физиологический очерк, антиромантический пафос, повествователь. «Вечные» вопросы.

Сравнительный анализ 4-ого сна Веры Павловны с «видением» Путешественника в гл. «Спасская Полесть» радищевского «Путешествия…», терминологический диктант.

19

ВН/КЛ В. Тендряков «Миражи», Кампанелла «Город Солнца». Развитие мифа об идеальном обществе.

Утопия, антиутопия.

Диспут.

20-26

М.Е. Салтыков-Щедрин. Своеобразие сказок С.-Щ., отличие их от народных.

«История одного города» - анализ отдельных глав: особенности сюжета, гротеск, аллегория в создании условного образа города, героев, язык и стиль пр-ия.

«Господа Головлевы»: психологизм и драматизм пр-ия.

Гротеск, иносказание, фантастика, Эзопов язык, эстетический и духовно-нравственный идеал, аллюзия.

Стилизация сказки. Исследование «Многообразие форм эзопова языка в пр-ях С-Щ.».

Анализ сказок «Христова ночь» и «Пропала совесть» в библейском контексте. Семинар «Роль семейной темы в тв-ве С-Щ.

27

Рр Подготовка к сочинению по тв-ву С-Щ.







28-33

И.А. Гончаров. Личность писателя и особенности творческого пути. Общая хар-ка романной трилогии («Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов»). «Обломов»: печальный роман о замечательном ленивце; особенности композиции р-на; Обломов – «коренной наш тип», диалектика его характера, смысл его жизни и смерти; герои романа в их отношении к Обломову. Роман «Обломов» в русской критике.

Композиция романа, герой-рупор, интерпретация, сюжетный мотив, эпическое время.

Составление конспекта критической статьи. Защита исследования «Поэтика жанра пасторали в романе Гончарова». Устный зачёт по теме «Женские образы в романе и любовная линия. Традиционное и новое в решении этих вопросов».




Рр (2 часа) Классное сочинение по роману «Обломов»







34-43

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).

«Записки охотника» - гражданский акт писателя. Тургенев как создатель русского романа. «Отцы и дети»: история создания романа. Духовный конфликт поколений и мировоззрений. Базаров – герой своего времени; сторонники и противники Базарова. Любовная линия в романе. Споры вокруг романа и героя вчера и сегодня.

Цикл рассказов как художественное единство. Соотношение понятий: проза/поэзия и эпос/лирика. Конфликт. Предметная деталь, авторская позиция, романтический штамп.

Сравнительный анализ языковых и интонационных особенностей поэмы Пушкина «Домик в Коломне» и поэме Тургенева «Параша» - индивидуальное задание. Защита мини-исследований: «Роль художественной детали в создании образов тургеневского романа», «Роль тургеневского психологизма в создании образа». Защита реферата «Поэтика тургеневского романа». Литературный суд над героем в контексте времени. Встреча с Автором – имитационное моделирование (форма зачёта).

44

ВН/КЛ Есть ли место Базаровым в современной литературе? (на материале романа В. Дудинцева «Белые одежды»).




Диспут.

45-46

Рр Сочинение по тв-ву И.С. Тургенева.







47-52

А.Н. Островский. Личность драматурга – «певец купеческого Замоскворечья». Роль Островского в создании национального театра. «Гроза»: образ города Калинова, образ Катерины – истинная патриархальность против патриархальности ложной. Психологизм пьесы. Открытое сценическое пространство; символика пьесы. Русская критика о пьесе «Гроза».

Репертуар, афиша, театральное амплуа, типаж, речевая характеристика, монолог. Народная драма, реализм, реминисценция.

Имитационное моделирование. Создание проекта «Роль символических образов в драме «Гроза». Диспут «Современное прочтение драмы «Гроза» со сценическим знакомством современных постановок.

53-54

ВН/ЧТ Драма «Бесприданница» - новаторское решение старой театральной коллизии. Феерия «Снегурочка» - философский подтекст сказки. Образы Ларисы и Снегурочки как жертвы социальных условностей.




Литературная игра «Встреча с героями Островского».

55

Рр Подготовка к домашнему сочинению по тв-ву Островского.







56-60

Н.А. Некрасов. Личность поэта, общественные идеалы и его литературная позиция. Новаторство Некрасова в области поэзии. Лирический герой.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: особенности композиции; отражение в поэме всех граней народного бытия. Фольклор в поэме как один из способов отображения подлинно народной точки зрения. Народная правда. Проблема счастья в поэме.

Народность, новаторство, «натуральная школа». Стихотворные размеры, рефрен, стилизация, сквозной мотив, фольклорный колорит.

Сравнительный анализ ст-ий Некрасова «Жизнь» и Лермонтова «Дума». Защита исследований «Роль фольклора в поэтическом тв-ве Некрасова», «Роль дороги и мотив путешествия в русской классике и поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Тенденциозна ли поэзия Некрасова?». Взаимозачёт.

61

Рр Интерпретация поэтического текста.







62-63

Русская лирика 2 половины XIX в. Поэзия в эпоху социальной прозы. Влияние французской лирики (Шарль Бодлер, Поль Верлен и др.) на русскую поэзию новой эпохи.

Философская лирика, лирика сатиры, натурфилософия.

«Круглый стол» - защита рефератов.

64

ВН/ЧТ Современная поэзия: темы, настроения, образы.




Презентация сборников современных поэтов (по выбору уч-ся).

65-67

Поэзия «чистого искусства». Художественный мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Глубина и чистота чувств их лирики.

Жанр ноктюрна.

Литературный поединок между поэтическими школами. Защита исследований «Ритмическое своеобразие лирики Тютчева», «Символизм поэзии Фета».

68

Рр Устное сочинение по поэтическому тексту (на выбор)







69-71

Н.С. Лесков. Образы странников в тв-ве Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда»: шекспировские страсти в российской среде; особенности жанра и композиции.

Очерк, подтекст, мотивировка, повествовательный принцип.

Анализ речевых характеристик в тексте. Индивидуальное сообщение «Национальные особенности в трагедии Шекспира «Леди Макбет» и очерке Лескова».

72-81

Ф.М. Достоевский. Биографический аспект тв-ва Достоевского. Образ Петербурга в тв-ве писателя. «Маленький человек» Достоевского – художественное и психологическое открытие. «Преступление и наказание»: история создания; «сверхреализм» в романе. Гуманизм писателя; духовные искания героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Двойники и антиподы в романе. Значение образа Сонечки Мармеладовой. Композиционная роль эпилога. Полифонизм романа. Философский психологизм романа. Оценка романа в статье Н. Страхова «Преступление и наказание».

Полифонизм, психологизм, диалогизм, художественное время, художественное пространство.

Создание проектов: «Тема маленького человека в В-ве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского», «Образ Петербурга в русской классике». Защита исследований: «Художественное время и пространство в романе Достоевского», «Образ лестницы в тв-ве Достоевского». Интеллектуально-художественная викторина (форма зачёта) «Историко-культурное своеобразие романа». Диспут «Теория Раскольникова и «обыкновенный фашизм» сегодня».

82-83

Рр Сочинение по проблемным темам В-ва Достоевского.







84

ВН/ЧТ Презентация произведений современной литературы «Я хочу рассказать вам о…».







85-96

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. Правда о войне в «Севастопольских рассказах». «Война и мир»: история создания, особенности жанра. Образ Автора в романе. Жизненные искания Андрея и Пьера. Диалектика души героев. Мысль семейная в романе. Мысль народная в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева. Кутузов и Наполеон. Художественная и историческая ценность романа.

Эпопея, диалектика души. Авторские отступления. Психологизм образа. Ключевые детали, символические образы.

Анализ художественных средств изображения индивидуального характера в романе. Лекции проблемного характера. Разноуровневый зачёт.

97-98

ВН/КЛ Традиции Толстого в современной литературе о войне.




Защита рефератов по пр-ям о Великой Отечественной войне.

99-102

А.П. Чехов. Художественный мир писателя. Мастерство Чехова-рассказчика. Новаторство в решении темы «маленького человека». Новаторство Чехова-драматурга, поэтика его драматических пр-ий. «Вишнёвый сад» - «лебединая песня» драматурга. Оптимизм пьесы.

Новелла, герой-повествователь. Драма, комедия, ремарка, внутренний психологизм.

Устное сочинение по первому восприятию рассказа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

X-xi классы обсуждено составители iconРабочая программа по предмету «Русская литература»
«Русский язык и литература 5-9 классы национальной школы рф» (составители: Н. С. Русина, С. К. Бирюкова, А. М. Мансурова, Е. В. Ефремова,...

X-xi классы обсуждено составители iconСоставители Л. Кроль, Е. Пуртова
Т 51 Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Составители Л. Кроль, Е. Пуртова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001....

X-xi классы обсуждено составители iconРабочая программа по литературе (базовое изучение)
«Литература 5-11 классы». Авторы – составители: Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова/...

X-xi классы обсуждено составители iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 5-е изд., исправленное и дополненное. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2009 в соответствии...

X-xi классы обсуждено составители iconАнализа на 2013-2014 уч год. Класс
Планирование составлено на основе: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10- 11 классы./авт....

X-xi классы обсуждено составители iconАнализа на 2013-2014 уч год. Класс
Планирование составлено на основе: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10- 11 классы./авт....

X-xi классы обсуждено составители iconПроект «Разработка модели образовательного пространства гимназии...
Республики Коми (10-11 классы), история Республики Коми (8-11 классы), английский язык (2-11 классы); воспитание целостной личности...

X-xi классы обсуждено составители iconЛитература [zaiceva. распечатано: 16 2014 16 2014, 12947. doc ]...
...

X-xi классы обсуждено составители iconЛитература [zaiceva. распечатано: 14. 10. 2014 14. 10. 2014, 19235....
...

X-xi классы обсуждено составители iconРабочая программа по искусству 8 9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции