Урок литературы в 6-м классе "Волхвы не боятся могучих владык " (уч. Л. Н. Дворцова)




Скачать 109.33 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6-м классе "Волхвы не боятся могучих владык " (уч. Л. Н. Дворцова)
Дата публикации14.10.2014
Размер109.33 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок

Урок литературы в 6-м классе "Волхвы не боятся могучих владык..."

(уч.Л.Н.Дворцова)


Представленный урок посвящен изучению баллады А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". На занятии учащиеся знакомятся с историей создания, проблематикой, особенностями языка баллады А.С. Пушкина, анализируют сюжет произведения. Использование интерактивных методов обучения, которые включают в себя разные виды активности учащихся: моделирование, коммуникативный диалог, сравнительный анализ художественного текста и летописного источника, позволяет концентрировать внимание школьников и обеспечивает смену форм деятельности.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей создания, проблематикой, особенностями языка баллады А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”.

  • Создать на уроке психологически комфортную атмосферу, для организации работы по изучению и первичному закреплению знаний по теме.

  • Развивать коммуникативные, общеучебные, исследовательские навыки учащихся.

  • Воспитывать любовь, уважение к истории своей страны, творчеству великих, русских писателей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: независимое расследование

Оборудование:

  1. Выставка книг по теме “Страницы прошлого читая”.

  2. Мультимедиапроектор.

  3. CD-ROM “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы”.

  4. Музыкальное оформление.

  5. Оформление доски на старославянском языке.

  6. Репродукции В.М.Васнецова

Опережающие задания (исследования):

- сообщение “Южная ссылка А.С. Пушкина”, изучение летописных источников, сравнительный анализ летописи и баллады, инсценировка эпизода, анализ картины Васнецова, составление кроссворда.

Ход урока:


«Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». С.Лихачев


  1. Орг.момент.


- Вижу Русь!
- Торжественно-сурово
- Вслушиваюсь в темную строку.
- Так и есть, сначала было “слово”
- Это было “Слово о полку…”

2. Постановка целей и задач урока.


Сбылось ли предсказание кудесника? «Волхвы не боятся могучих владык». Мы попытаемся проникнуть в скрытый смысл пушкинских строк, попробуем расшифровать их.

Пройдет урок в форме независимого расследования.

3. Изучение нового материала.


Начнём с вопроса: обращался ли А.С.Пушкин в своем творчестве к историческим событиям?
1 этап.

Сообщение учащегося (Приложение 1)

Анализ вещественных доказательств, найденных в школьной библиотеке (Выставка книг)

Вопрос: К каким источникам обращался Пушкин? (Он увлекается русской историей, читает летописи, «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина, интересуется личностью князя Олега,(он даже посетил могилу князя на горе Щековица).

Так в 1822 году появилась «Песнь о вещем Олеге».
- Первые результаты расследования получены. Мы выяснили, что в основу сюжета “Песни о вещем Олеге” легло летописное сказание. Можем ли мы сделать вывод, что князь Олег – реальное историческое лицо? Найдите сведения о нем в материалах дела (Приложение 2)

Историческая подсказка:

  • Олег - … князь Киевской Руси

  • В 879 стал … князем

  • С 882 года стал … князем

  • Сделал … столицей, «матерью городов русских»

  • В 907 году - ? (поход на Царьград, заключение мирного договора)


Наше независимое расследование проходит достаточно успешно. Однако чтобы проникнуть в смысл Пушкинских строк, необходим осмотр места происшествия.
2 этап.

Изобразительная подсказка:

Расправьте плечи, сядьте удобно, следите за осанкой, будьте внимательны к каждой детали. Мы перенесёмся в глубь веков и побываем на месте происшествия благодаря замечательным иллюстрациям В.М.Васнецова.

- Скажите, что позволило нам ощутить атмосферу Древней Руси? (ответы учащихся)
3 этап.

Литературная подсказка:

- Художник показывает историческое прошлое через цветовую гамму, выражения лиц героев, детали одежды. А какими приёмами пользуется поэт, чтобы перенести нас в IX век? Найдите их в тексте и расшифруйте при помощи словаря устаревших слов и выражений.

-Что же изображено на картине? Какой фрагмент? (Инсценировка сцены из баллады)
Вот мы и узнали, кто произнёс эти таинственные слова, которые легли в основу нашего урока. Что же они значат, мы пока не знаем…

- Восстановим текст песни дальше. (Расставьте цитаты из текста в правильном порядке).

А поможет нам в этом музыка. Она создаст атмосферу тепла и умиротворения.

- Что вы представляете, слушая данный музыкальный отрывок?

Проверка.

5.«Твой старый хозяин тебя пережил…»

1.«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…»

7.«И вскрикнул внезапно ужаленный князь.»

2.«А где мой товарищ? – промолвил Олег»

6.«Так вот где таилась погибель моя!»

3.«Могучий Олег головою поник и думает…»

8.«Бойцы вспоминают минувшие дни…»

4.«…на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;»
4 этап.

Еще один этап расследования завершен. Однако смысл пушкинских строк нам до сих пор не ясен. Попробуем, работая с материалами дела (Приложение 3), определить жанр данного произведения.

- Скажите, как звучит произведение?

- Торжественная неторопливость речи сближает его с жанром оды. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

(Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе).

- К какому же литературному жанру вы отнесете это произведение? Свою точку зрения обоснуйте. (Это баллада. Во-первых, обращение к историческому прошлому:

Как ныне сбирается вещий Олег,

Отмстить неразумным хозарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.
Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. При встрече с кудесником князь ведет себя надменно, снисходительно обращаясь к старцу и обещая вознаграждение:

Открой мне всю правду, не бойся меня,

В награду любого возьмешь ты коня.
Во-вторых, таинственный, иногда фантастический ход событий: кудесник обладает таинственным даром предсказания, и оно неожиданно для князя.

-А.С.Пушкин называет свое произведение “Песнь..”, приближая его к устному народному творчеству. Какие фольклорные традиции вы заметили в произведении?

(При чтении «Песни…» обратите внимание на фольклорные традиции этого произведения, например, устойчивые эпитеты (верный конь, светлое чело, мудрый старец).

Волхвы не боятся могучих владык”,- произносит кудесник.

Что дает ему право так говорить? Для того чтобы сделать правильные выводы составим психологические портреты фигурантов события.


Князь

Старец-кудесник

Вещий – мудрый,

Справедливый,

смелый воин,

Щедрый,

Надменный,

Могучий

Вдохновенный кудесник,

Покорен только

высшему божеству,

Мудрый,

Смелый

5 этап.

Итак, мы приближаемся к разгадке пушкинских строк.

Обратимся к отрывку из письма А.С.Пушкина А.А. Бестужеву: «Тебе, кажется, “Олег” не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

- В этих строчках материал к размышлению и еще одна подсказка.

Опережающее домашнее задание для учащихся:

Сравните балладу Пушкина и летописный источник, в чем вы видите разницу? (Приложение 4).

- Какими эпитетами наградил летописец волхвов, кудесников?

- Каким предстал перед вами образ кудесника, изображенный Пушкиным?

- Что подтолкнуло поэта создать свободолюбивый образ кудесника?

(Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…)
- В следующих материалах дела имеются свидетельские показания литературоведов о проблематике произведения. С каким из них вы согласны? Свою точку зрения обоснуйте текстом баллады.

(Приложение 5).

- Что означает цитата: “Волхвы не боятся могучих владык”?

4. Итог урока: Чем мы занимались на уроке?

Наше независимое расследование завершено. Мы выяснили, какой глубокий смысл вложил А.С.Пушкин в слова старика – кудесника.

Сегодня мы узнали, что сюжет основан на летописной легенде; выяснили, что Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: «Волхвы не боятся могучих владык…». Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое, постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт.

5. Домашнее задание: 1) выучить отрывок из “Песни о вещем Олеге” наизусть;

2) решить кроссворд.

Федор Михайлович Достоевский сказал когда-то: “У нас все от Пушкина”. И был совершенно прав, потому что именно Пушкин явился создателем русского литературного языка, потому что именно Пушкин стал основоположником исторической литературы в России. Гений Пушкина не превзойден, потому что Пушкин – это сама Россия.

Лишь за одну судьбу я поручусь:
Поэт, хранимый памятью народа,
Он будет жив, пока пребудет Русь,
Покуда живы Честь, Любовь, Свобода.

6.Рефлексия:
1) Деятельностная рефлексия.

Сегодня на уроке я (осмыслил(а), по-новому взглянул(а), задумался, убедился…)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2) Эмоциональная рефлексия.

  • «Однообразные мелькают все с той же болью дни мои» (Н. Гумилев)

  • «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» (А. С. Пушкин)

  • «Оркестр веселое играет, и улыбаются уста» (А. Ахматова)

  • «И скучно и грустно» (М.Ю. Лермонтов)

  • «Я счастлива…» (А. Ахматова)

Приложение 1

Исторические источники произведений А.С.Пушкина.

Еще с лицейских лет Пушкина интересовали события мировой и русской истории. В ранних лирических произведениях он часто использует исторические события, образы государственных деятелей для подтверждения своих мыслей, позиций, для выражения гражданских чувств. Так, в стихотворении «Лицинию» юный поэт размышляет о древнеримской истории, о причинах упадка импе­рии и заявляет: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». В дру­гом юношеском стихотворении, которое Пушкин читал на экзаме­не перед Г. Р. Державиным, — «Воспоминание в Царском Селе», поэта привлекают события екатерининского века, который он на­звал «громкий век военных споров, свидетель славы россиян»:

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

Патриотическая гордость владеет молодым поэтом при воспо­минании о совсем недавних исторических событиях — Отечествен­ной войне 1812 года и победе над Наполеоном.

Интерес к истории с годами углубляется. Уже в оде «Воль­ность» Пушкин рассуждает о взаимоотношении закона, высшей власти и народа. Он приводит исторические примеры возмездия за неповиновение высшему закону: беззакония, совершенные в пери­од французской революции, самовластие Наполеона, убийство рос­сийского императора Павла I.

Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин вновь обращается к историческим трудам, собирает материалы для истории народно­го движения Степана Разина. В письме к брату он называет Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». О народном бунтаре поэт написал три песни, изобразив в них лихого атамана разбойников, разгульного буяна, подкупающего подарками астра­ханского воеводу, мечтающего о кораблях с золотом, серебром и «душой-девицей».

Могущественная фигура преобразователя России императора Петра I побуждала Пушкина к творчеству. В стихотворении «Стансы» он дает оценку деятельности царя и его личности.

В 1827 году был начат роман «Арап Петра Великого», истори­ческий роман из эпохи Петра I. Теме Петра посвящена написанная в 1828 году поэма «Полта­ва». И наконец, к образу Петра Пушкин обращается в поэме «Мед­ный всадник».

Глубокий интерес к народным движениям, «русскому бунту», тщательное изучение материалов пугачевского восстания привели Пушкина к созданию двух произведений на эту тему — повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачева».

Учебник – хрестоматия

под редакцией Т.Ф.Курдюмовой

Приложение 2.

Князь Олег (? - 912)

Князь новгородский (879 - 882)

Князь киевский (882 - 912)

Олег — первый князь Киевской Руси, о правлении которого рассказывают летописи. По летописной легенде, он был родственником или воеводой Рю­рика. После смерти последнего в 879 году стал нов­городским князем и должен был заботиться о малолетнем князе Игоре. В 882 году Олег хитро­стью завладел Киевом, убив правивших там Аскольда и Дира, и сделал Киев столицей («матерью городов русских»). С этого времени начинается ис­тория Древнерусского государства.

В 884-885 годах Олег воевал с племенами се­верян и радимичей, победил их и обложил данью. Он также собирал дань с других, славянских и не­славянских, племен. Успешно воевал с хазарами.

В 907 году Олег совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь. Византийский им­ператор заплатил Олегу огромный выкуп и заключил выгодный для Руси договор. Завершив войну миром, Олег со славой возвратился в Киев и стал популярным в народе, который прозвал своего князя Вещим.

Вскоре после подписания мирного договора Олег умер. По одной летописной версии—в Киеве, по дру­гой — на севере (и похоронен в Ладоге), по тре­тьей — за морем (от укуса змеи).
Энциклопедия «Герои Российской истории».

Приложение 3.

Краткий словарь литературоведческих терминов.
Ода (от греческого — песнь) — торжественное стихотворное произ­ведение в честь какого-то лица или события. Для оды харак­терен высокий стиль речи, строгие нормы стихосложения. В Древней Греции одой называли всякое стихотворение, кото­рое исполнялось в хоровом пении.

Песня (песнь) — 1) небольшое стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов с припевом. На­родные песни очень разнообразны по своему содержанию и форме: трудовые, обрядовые, бытовые, исторические и героические, в которых воспевается какое-то событие или легендарный подвиг;

2) часть большого стихотворного произведения.

Характерные особенности: повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Баллада — небольшое стихотворение, имеющее сюжет, в котором автор передает свои чувства и переживания. Баллада может иметь историческое, героическое или фантастическое содержа­ние.

Приложение 4.

... В год 6420 (912). ... И жил Олег, княжа в Ки­еве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то по­ставил кормить, решив никогда на него не садить­ся. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесни­ков: "От чего мне умереть?" И сказал ему один ку­десник: "Князь! Коня любишь и ездишь на нем,- от него тебе и умереть!" Запали слова эти в душу Оле­гу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не уви­жу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока на греков ходил. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года,- на пятый год помянул он ко­ня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и ска­зал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?" Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеял­ся и укорил того кудесника, сказав: "Не правду го­ворят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать коня: "Да увижу кости его". И, приехав на то место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?" И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

«Повесть временных лет»

Приложение 5.

Критики о проблематике

«Песни о вещем Олеге»

«…ответ кудесника и примечание поэта отражают личные переживания и состояние духа Пушкина этого вре­мени».

Б. П. Городецкий

«…в балладе решалась на историческом материале чрезвычайно острая и совре­менная для поэта тема взаимоотношения свободолю­бивого поэта-пророка и земных владык».

Б. А. Трубец­кой

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconУрок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconЛитература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconУрок литературы в 5 классе Урок – игра
Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconУрок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента...
Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки»

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconУрок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconКонспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconУрок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconУрок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного

Урок литературы в 6-м классе \"Волхвы не боятся могучих владык \" (уч. Л. Н. Дворцова) iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции