Скачать 109.33 Kb.
|
Урок литературы в 6-м классе "Волхвы не боятся могучих владык..."(уч.Л.Н.Дворцова)Представленный урок посвящен изучению баллады А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". На занятии учащиеся знакомятся с историей создания, проблематикой, особенностями языка баллады А.С. Пушкина, анализируют сюжет произведения. Использование интерактивных методов обучения, которые включают в себя разные виды активности учащихся: моделирование, коммуникативный диалог, сравнительный анализ художественного текста и летописного источника, позволяет концентрировать внимание школьников и обеспечивает смену форм деятельности. Цели урока:
Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: независимое расследование Оборудование:
Опережающие задания (исследования): - сообщение “Южная ссылка А.С. Пушкина”, изучение летописных источников, сравнительный анализ летописи и баллады, инсценировка эпизода, анализ картины Васнецова, составление кроссворда. Ход урока:«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». С.Лихачев
- Вижу Русь! - Торжественно-сурово - Вслушиваюсь в темную строку. - Так и есть, сначала было “слово” - Это было “Слово о полку…” 2. Постановка целей и задач урока.Сбылось ли предсказание кудесника? «Волхвы не боятся могучих владык». Мы попытаемся проникнуть в скрытый смысл пушкинских строк, попробуем расшифровать их. Пройдет урок в форме независимого расследования. 3. Изучение нового материала.Начнём с вопроса: обращался ли А.С.Пушкин в своем творчестве к историческим событиям? 1 этап. Сообщение учащегося (Приложение 1) Анализ вещественных доказательств, найденных в школьной библиотеке (Выставка книг) Вопрос: К каким источникам обращался Пушкин? (Он увлекается русской историей, читает летописи, «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина, интересуется личностью князя Олега,(он даже посетил могилу князя на горе Щековица). Так в 1822 году появилась «Песнь о вещем Олеге». - Первые результаты расследования получены. Мы выяснили, что в основу сюжета “Песни о вещем Олеге” легло летописное сказание. Можем ли мы сделать вывод, что князь Олег – реальное историческое лицо? Найдите сведения о нем в материалах дела (Приложение 2) Историческая подсказка:
Наше независимое расследование проходит достаточно успешно. Однако чтобы проникнуть в смысл Пушкинских строк, необходим осмотр места происшествия. 2 этап. Изобразительная подсказка: Расправьте плечи, сядьте удобно, следите за осанкой, будьте внимательны к каждой детали. Мы перенесёмся в глубь веков и побываем на месте происшествия благодаря замечательным иллюстрациям В.М.Васнецова. - Скажите, что позволило нам ощутить атмосферу Древней Руси? (ответы учащихся) 3 этап. Литературная подсказка: - Художник показывает историческое прошлое через цветовую гамму, выражения лиц героев, детали одежды. А какими приёмами пользуется поэт, чтобы перенести нас в IX век? Найдите их в тексте и расшифруйте при помощи словаря устаревших слов и выражений. -Что же изображено на картине? Какой фрагмент? (Инсценировка сцены из баллады) Вот мы и узнали, кто произнёс эти таинственные слова, которые легли в основу нашего урока. Что же они значат, мы пока не знаем… - Восстановим текст песни дальше. (Расставьте цитаты из текста в правильном порядке). А поможет нам в этом музыка. Она создаст атмосферу тепла и умиротворения. - Что вы представляете, слушая данный музыкальный отрывок? Проверка. 5.«Твой старый хозяин тебя пережил…» 1.«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…» 7.«И вскрикнул внезапно ужаленный князь.» 2.«А где мой товарищ? – промолвил Олег» 6.«Так вот где таилась погибель моя!» 3.«Могучий Олег головою поник и думает…» 8.«Бойцы вспоминают минувшие дни…» 4.«…на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости;» 4 этап. Еще один этап расследования завершен. Однако смысл пушкинских строк нам до сих пор не ясен. Попробуем, работая с материалами дела (Приложение 3), определить жанр данного произведения. - Скажите, как звучит произведение? - Торжественная неторопливость речи сближает его с жанром оды. Согласны ли вы с этой точкой зрения? (Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе). - К какому же литературному жанру вы отнесете это произведение? Свою точку зрения обоснуйте. (Это баллада. Во-первых, обращение к историческому прошлому: Как ныне сбирается вещий Олег, Отмстить неразумным хозарам, Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. При встрече с кудесником князь ведет себя надменно, снисходительно обращаясь к старцу и обещая вознаграждение: Открой мне всю правду, не бойся меня, В награду любого возьмешь ты коня. Во-вторых, таинственный, иногда фантастический ход событий: кудесник обладает таинственным даром предсказания, и оно неожиданно для князя. -А.С.Пушкин называет свое произведение “Песнь..”, приближая его к устному народному творчеству. Какие фольклорные традиции вы заметили в произведении? (При чтении «Песни…» обратите внимание на фольклорные традиции этого произведения, например, устойчивые эпитеты (верный конь, светлое чело, мудрый старец). “Волхвы не боятся могучих владык”,- произносит кудесник. Что дает ему право так говорить? Для того чтобы сделать правильные выводы составим психологические портреты фигурантов события.
5 этап. Итак, мы приближаемся к разгадке пушкинских строк. Обратимся к отрывку из письма А.С.Пушкина А.А. Бестужеву: «Тебе, кажется, “Олег” не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». - В этих строчках материал к размышлению и еще одна подсказка. Опережающее домашнее задание для учащихся: Сравните балладу Пушкина и летописный источник, в чем вы видите разницу? (Приложение 4). - Какими эпитетами наградил летописец волхвов, кудесников? - Каким предстал перед вами образ кудесника, изображенный Пушкиным? - Что подтолкнуло поэта создать свободолюбивый образ кудесника? (Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…) - В следующих материалах дела имеются свидетельские показания литературоведов о проблематике произведения. С каким из них вы согласны? Свою точку зрения обоснуйте текстом баллады. (Приложение 5). - Что означает цитата: “Волхвы не боятся могучих владык”? 4. Итог урока: Чем мы занимались на уроке? Наше независимое расследование завершено. Мы выяснили, какой глубокий смысл вложил А.С.Пушкин в слова старика – кудесника. Сегодня мы узнали, что сюжет основан на летописной легенде; выяснили, что Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: «Волхвы не боятся могучих владык…». Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое, постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт. 5. Домашнее задание: 1) выучить отрывок из “Песни о вещем Олеге” наизусть; 2) решить кроссворд. Федор Михайлович Достоевский сказал когда-то: “У нас все от Пушкина”. И был совершенно прав, потому что именно Пушкин явился создателем русского литературного языка, потому что именно Пушкин стал основоположником исторической литературы в России. Гений Пушкина не превзойден, потому что Пушкин – это сама Россия. Лишь за одну судьбу я поручусь: Поэт, хранимый памятью народа, Он будет жив, пока пребудет Русь, Покуда живы Честь, Любовь, Свобода. 6.Рефлексия: 1) Деятельностная рефлексия. Сегодня на уроке я (осмыслил(а), по-новому взглянул(а), задумался, убедился…) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Эмоциональная рефлексия.
Приложение 1 Исторические источники произведений А.С.Пушкина. Еще с лицейских лет Пушкина интересовали события мировой и русской истории. В ранних лирических произведениях он часто использует исторические события, образы государственных деятелей для подтверждения своих мыслей, позиций, для выражения гражданских чувств. Так, в стихотворении «Лицинию» юный поэт размышляет о древнеримской истории, о причинах упадка империи и заявляет: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». В другом юношеском стихотворении, которое Пушкин читал на экзамене перед Г. Р. Державиным, — «Воспоминание в Царском Селе», поэта привлекают события екатерининского века, который он назвал «громкий век военных споров, свидетель славы россиян»: Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали; Их смелым подвигам страшась, дивился мир; Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир. Патриотическая гордость владеет молодым поэтом при воспоминании о совсем недавних исторических событиях — Отечественной войне 1812 года и победе над Наполеоном. Интерес к истории с годами углубляется. Уже в оде «Вольность» Пушкин рассуждает о взаимоотношении закона, высшей власти и народа. Он приводит исторические примеры возмездия за неповиновение высшему закону: беззакония, совершенные в период французской революции, самовластие Наполеона, убийство российского императора Павла I. Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин вновь обращается к историческим трудам, собирает материалы для истории народного движения Степана Разина. В письме к брату он называет Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». О народном бунтаре поэт написал три песни, изобразив в них лихого атамана разбойников, разгульного буяна, подкупающего подарками астраханского воеводу, мечтающего о кораблях с золотом, серебром и «душой-девицей». Могущественная фигура преобразователя России императора Петра I побуждала Пушкина к творчеству. В стихотворении «Стансы» он дает оценку деятельности царя и его личности. В 1827 году был начат роман «Арап Петра Великого», исторический роман из эпохи Петра I. Теме Петра посвящена написанная в 1828 году поэма «Полтава». И наконец, к образу Петра Пушкин обращается в поэме «Медный всадник». Глубокий интерес к народным движениям, «русскому бунту», тщательное изучение материалов пугачевского восстания привели Пушкина к созданию двух произведений на эту тему — повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачева». Учебник – хрестоматия под редакцией Т.Ф.Курдюмовой Приложение 2. Князь Олег (? - 912) Князь новгородский (879 - 882) Князь киевский (882 - 912) Олег — первый князь Киевской Руси, о правлении которого рассказывают летописи. По летописной легенде, он был родственником или воеводой Рюрика. После смерти последнего в 879 году стал новгородским князем и должен был заботиться о малолетнем князе Игоре. В 882 году Олег хитростью завладел Киевом, убив правивших там Аскольда и Дира, и сделал Киев столицей («матерью городов русских»). С этого времени начинается история Древнерусского государства. В 884-885 годах Олег воевал с племенами северян и радимичей, победил их и обложил данью. Он также собирал дань с других, славянских и неславянских, племен. Успешно воевал с хазарами. В 907 году Олег совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь. Византийский император заплатил Олегу огромный выкуп и заключил выгодный для Руси договор. Завершив войну миром, Олег со славой возвратился в Киев и стал популярным в народе, который прозвал своего князя Вещим. Вскоре после подписания мирного договора Олег умер. По одной летописной версии—в Киеве, по другой — на севере (и похоронен в Ладоге), по третьей — за морем (от укуса змеи). Энциклопедия «Герои Российской истории». Приложение 3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Ода (от греческого — песнь) — торжественное стихотворное произведение в честь какого-то лица или события. Для оды характерен высокий стиль речи, строгие нормы стихосложения. В Древней Греции одой называли всякое стихотворение, которое исполнялось в хоровом пении. Песня (песнь) — 1) небольшое стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов с припевом. Народные песни очень разнообразны по своему содержанию и форме: трудовые, обрядовые, бытовые, исторические и героические, в которых воспевается какое-то событие или легендарный подвиг; 2) часть большого стихотворного произведения. Характерные особенности: повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Баллада — небольшое стихотворение, имеющее сюжет, в котором автор передает свои чувства и переживания. Баллада может иметь историческое, героическое или фантастическое содержание. Приложение 4. ... В год 6420 (912). ... И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего мне умереть?" И сказал ему один кудесник: "Князь! Коня любишь и ездишь на нем,- от него тебе и умереть!" Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока на греков ходил. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года,- на пятый год помянул он коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?" Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Не правду говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать коня: "Да увижу кости его". И, приехав на то место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?" И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. «Повесть временных лет» Приложение 5. Критики о проблематике «Песни о вещем Олеге» «…ответ кудесника и примечание поэта отражают личные переживания и состояние духа Пушкина этого времени». Б. П. Городецкий «…в балладе решалась на историческом материале чрезвычайно острая и современная для поэта тема взаимоотношения свободолюбивого поэта-пророка и земных владык». Б. А. Трубецкой |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
||
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
Урок литературы в 5 классе Урок – игра Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу |
||
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента... Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» |
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,... |
||
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... |
Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными... |
||
Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного |
План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением... Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |