Скачать 76.27 Kb.
|
Урок литературы в 5 классе Урок – игра: «Истинная веселость и «истинная поэзия». «Вечеров…». «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». А.С.Пушкин Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н.В.Гоголя, принесшем ему большую славу; - показать мастерство Гоголя – художника; - показать роль юмора, «забавность «Вечеров»; - воспитывать любовь к предмету. Описание игры: (в форме брейн-ринга). Команды за разными столами. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За каждый верный ответ – очко, словарик – по очку за каждое верно определенное слово, «черный ящик» - по три очка за правильный ответ, супер – блиц – пять очков. Оборудование:
Ход игры.
Столь высоко оцененные Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831 г., а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н.В.Гоголю 22 года. Родился же автор «Вечеров…» то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло. Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Еще в гимназии завел он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремись быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, ее обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает все малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэтому опубликовывал. Только славы она ему не принесла, да и критику заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой все вышло как нельзя удачнее: «Вечера…» принесли Гоголю настоящую славу. Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий – все это сделало книгу замечательной и одухотворенной. Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства. Это книга романтика, художника, поэта в прозе.
«Ночь перед Рождеством»
Задание – словарик. Объяснить значения слова: Гопак (украинский танец) Домовина (гроб) Кораблик (женский головной убор) Лысый дидько (домовой) Оселедец (чуб) Парубок (парень) Свитка (верхняя одежда) Цибуля (лук) Кавун (арбуз) Галушки (вареники) Очипок (женский головной убор) Тесная баба (детская игра) Задание – «черный ящик». 1.В «черном ящике» - вещь, от которой желательно побыстрее избавиться. (Красная свитка.) 2.Это любимая вещь Оксаны, благодаря ей она знала, что очень красива. (Зеркало.) 3.Эта вещь не нужна была Пузатому Пацюку, но мы без нее обойтись не можем. (Ложка.) 4.Эта вещь изменила судьбу человека. (Черевички.) 5.Благодаря этой вещи, Дед вернул себе шапку. (Карты.) «Заколдованное место».
«Пропавшая грамота» 1.Куда прятал дед грамоту? (Зашил в шапку.) 2.Что наутро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня? («Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? – сообразив все, дед заключил, что, верно, черт пришел пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня.») 3.Кто подсказал деду, где искать грамоту? (Шинкарь.) 4.Каким способом дед ее добыл? (Ведьмы посадили деда играть в «дурака» с условием: хоть раз из трех выиграет – отдадут шапку, а проиграет все три раза – не только шапки, может, и света не увидит; оставшись дважды в дураках, дед заподозрил неладное, перекрестил карты под столом и выиграл.) Супер – блиц.
Общие вопросы и задания 1.В типографии по выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». А.С.Пушкин отметил, что в «Вечерах…» «настоящая веселость». Каково ваше мнение? Какие повести вам показались более веселыми, какие менее? 2.За счет чего автору удается достичь «искренней, непринужденной веселости»? - Забавны ли ситуации? (Привести примеры.) - Забавные персонажи? (Привести примеры.) - Забавна ли речь, используемая автором? (Привести примеры забавных описаний, диалогов.) 3.В.Г.Белинский называл «Вечера…» «поэтическими грезами» г-на Гоголя. Как вы понимаете это выражение? (Греза – мечта, призрачное видение, сон и т.п.) 4.Попробуйте привести примеры из текста, превращающие прозу Гоголя в «поэзию роскошную, упоительную…» (Лучше всего использовать здесь пейзажи: - «Покойный дед был человек не то чтобы из трусливого десятка; бывало, встретит волка, так и хватает прямо за хвост…» («Пропавшая грамота»); - «Далеко от Украинского края, проехавши Польшу, минуя и многолюдный город Лемберг, идут рядами высоковерхие горы» («Страшная месть») и т.д.) 5.можно ли подобные описания считать стихотворениями в прозе? Приведите примеры использования поэтических средств: метафор, сравнений, эпитетов, повторов и т.д. 6.Знаете ли вы, какие повести легли в основу опер Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова? («Ночь под Рождество», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». Если есть возможность, можно дать ребятам прослушать какой-нибудь характерный музыкальный отрывок и попросить их догадаться, какой сцене в повести соответствует этот отрывок.) 7.Можно ли сказать, что проза Гоголя не только поэтична, но и музыкальна? Что в повестях говорится о народной музыке, какие инструменты упоминаются, какие обряды и песни в них можно найти? Найдите примеры в тексте. III. Подведение итогов. Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся |
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,... |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
||
План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением... Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут... |
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
||
Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний" |
Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие» Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах |
||
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... |
Урок игра по литературе в 5 классе Брейн- ринг «Басни И. А. Крылова» Описание игры. Класс делится на три команды во главе с капитаном. Участники по очереди выбирают конверты с заданиями. Время на обдумывание... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |