Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки»




Скачать 72.86 Kb.
Название Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 72.86 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
ГБУО СОШ №821 СЗАО г.МОСКВЫ

Учитель Ильина Любовь Васильевна

Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А.С.Пушкина в рамках эксперимента «СИНТЕЗ СЛОВА И МУЗЫКИ».

ТЕМА. «И ЖИЗНЬ, И СЛЁЗЫ, И ЛЮБОВЬ…»

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина; с музыкальным исполнением стихов поэта композитором С.С.Коренблитом; формировать навыки анализа и интерпретации стихотворных произведений.

ОБОРУДОВАНИЕ. 1 Фильм- презентация «АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА» (уч. Миронова Ирина); диски с записями романсов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КЛАССУ: выучить стихи «Я ВАС ЛЮБИЛ», « Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ», «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ…», «НЕ ПОЙ ,КРАСАВИЦА, ПРИ МНЕ…», «МАДОННА» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: подготовить сообщения о К.БАКУНИНОЙ, М.РАЕВСКОЙ, А. КЕРН, Е.ВОРОНЦОВОЙ, А. ОЛЕНИНОЙ ,Н.ГОНЧАРОВОЙ; написать сочинение-рассуждение (эссе, отзыв) «КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЛА МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА?»

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ. 1. «ИЗ НАСЛАЖДЕНИЙ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ;

НО И ЛЮБОВЬ - МЕЛОДИЯ…»(«Каменный гость»,Пушкин А.С.)

2.ПУШКИН – НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ РОДНИК ДЛЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ . (композитор А.Н. Серов) 3.КРАСИВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИХ ВЫЗЫВАЕТ ЗВУКИ, БУДИТ ВДОХНОВЕНЬЕ ( композитор Кюи Ц.А.)

НАЧАЛО УРОКА. Звучит романс « Я ВАС ЛЮБИЛ» в исполнении ОЛЕГА ПОГУДИНА. -Какая тема заявлена в прозвучавшем произведении? (Любовная) -Возможна ли жизнь без любви? - В чём магическая сила этого чувства? ( Ответы учащихся) Учитель. Любовь остаётся олицетворением самой чистой, самой искренней духовной жизни человека. Не любить – противоестественно. Любовь – сокровенный свет, пребывающий в сердцах влюблённых, который видят только они. КУДА БЫ ТЫ НИ ПОСПЕШАЛ, ХОТЬ НА ЛЮБОВНОЕ СВИДАНЬЕ, КАКОЕ Б В СЕРДЦЕ НИ ПИТАЛ ТЫ СОКРОВЕННОЕ МЕЧТАНЬЕ,- НО, ВСТРЕТЯСЬ С НЕЙ, СМУЩЁННЫЙ, ТЫ ВДРУГ ОСТАНОВИШЬСЯ НЕВОЛЬНО, БЛАГОГОВЕЯ БОГОМОЛЬНО ПЕРЕД СВЯТЫНЕЙ КРАСОТЫ. -Кто же они, перед кем благоговел поэт? (См.фильм-презентацию)

-1-

Любовь для Пушкина- предмет высокой поэзии. Он признавался в любви многим, но в действи-тельности, по словам М. Н. ВОЛКОНСКОЙ, «ЛЮБИЛ ПО – НАСТОЯЩЕМУ ТОЛЬКО СВОЮ МУЗУ». 2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. Сегодня прозвучат стихи поэта,положенные на музыку, так как музыка – это голос человечества, обращённый к внутреннему миру каждого (см. эпиграф). Мы проследим, как меняется образ лирического героя в разные периоды жизни поэта. 3. –Послушаем романс на стихи «ЖЕЛАНИЕ»(1816г.) в исполнении современного композитора С.С.КОРЕНБЛИТА. Что можно сказать о чувстве лирического героя? (Предполагаемый ответ уч-ся) Написано в лицее. Посвящено К. Бакуниной, сестре лицейского товарища. Ею восхищались ПУШКИН, ПУЩИН, МАЛИНОВСКИЙ. Это была « истинно пиитическая любовь», по словам лицеиста КОМОВСКОГО. Пушкин создаёт целый «БАКУНИНСКИЙ ЦИКЛ» стихов о любви разных лирических жанров. «ЖЕЛАНИЕ» - одно из лучших его ранних стихотворений, хотя автор долго не отдаёт его в печать. Помимо воли поэта оно будет напечатано в 1827 году. Если внимательно вчитаться в строки стихов, то можно сказать,как лирический герой учится любить, тоскуя, не ропща, молча слёзы лья, дорожа любовным мучением. Его чувства безответны, поэтому «дни влекутся», но он испытывает «горькое наслаждение» и готов от любви безответной умереть. Повтор «пускай умру, но пусть умру любя!»- звучит как клятва,как обет. А спустя 20 лет клятва станет реальностью, трагедией. Защищая честь жены, честь своей МАДОННЫ, честь дворянина и русского ПОЭТА, он погиб. В «ЖЕЛАНИИ» музыка передаёт состояние влюблённого юноши- максималиста. Учитель. На мой взгляд, юный поэт объясняет, как должен любящий мужчина относиться к женщине. Любовь – святое, божественное начало в человеке. Но отшумели юные годы, поутихли первые чувства, первые полыхания души. Чиновником 10-го класса Пушкин отправляется на юг, в служебную командировку, а фактически в ссылку, где пробудет 4 года. Здесь, на юге, он напишет удивительное стихотворение «ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА» (читает и комментирует ученик на фоне музыки из балета «БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН» (1934г.) композитора АСАФЬЕВА) Это стихотворение – загадка, написанное в 1824 году, опубликованное в 1826г. с датой 1820 г. А разгадка его, видимо, в строках: ФОНТАН ЛЮБВИ, ФОНТАН ЖИВОЙ! ПРИНЁС Я В ДАР ТЕБЕ ДВЕ РОЗЫ. Речь идёт не о цветах, а о двух женских судьбах. Находясь в южной ссылке, ПУШКИН был влюблён в МАРИЮ РАЕВСКУЮ и ЕЛИЗАВЕТУ ВОРОНЦОВУ. «ДВЕ РОЗЫ» - это аллегория. МАША РАЕВСКАЯ. Ей 15 лет , поэту 21 год. Он весь порыв, весь в ожидании любви. Можно догадываться, как тщательно скрывал поэт своё чувство к юной девушке, дочери генерала РАЕВСКОГО, если напечатал стихотворение через 6 лет! Но имя МАРИЯ , её образ навсегда останется в его сердце и на страницах его произведений: «БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН», «ПОЛТАВА», «МЕТЕЛЬ», «ДУБРОВСКИЙ», «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» и другие. Поэт был потрясён мужеством женщины, оставившей дом,родных, годовалого сынишку и последовавшей за своим мужем, декабристом ВОЛКОНСКИМ в Сибирь. М.Н.ВОЛКОНСКАЯ не исключение. Жёны декабристов – вне политики. Ими руководило желание разделить с мужьями – мучениками их скорбную участь. Это желание отвечало канонам православной церкви. Это был подвиг любви бескорыстной. - А что вы знаете о «второй розе» -Е.К.ВОРОНЦОВОЙ, жене наместника Кавказа генерала Воронцова? (Ответ: ПУШКИН увлёкся ею в Одессе. Ей он посвятил поэтические шедевры: «АНГЕЛ», «СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО», «ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ», «ХРАНИ МЕНЯ , МОЙ ТАЛИСМАН», а накануне женитьбы, осенью 1830 года в Болдине – «ПРОЩАНИЕ», последний отзвук чувства к некогда любимой женщине. Графиня пережила поэта на 44 года. В конце жизни, ослепшая, она заставляла читать себе вслух стихи АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА. -2-

Послушаем два романса на стихи Пушкина, посвящённые Е.Н. Воронцовой, в исполнении С.С. Коренблита. - Помогает ли музыкальная интерпретац ия глубже понять пушкинские строчки?- - Согласны ли вы с таким прочтением? - Как меняется настроение певца? (Предполагаемый ответ учащихся. В стихотворении «ТАЛИСМАН» 5 строф , и в каждой молитвенным рефреном звучит строка «ХРАНИ МЕНЯ , МОЙ ТАЛИСМАН». Талисман – перстень, подаренный Пушкину Воронцовой « ВО ДНИ РАСКАЯНЬЯ, ВОЛНЕНЬЯ», « В ДЕНЬ ПЕЧАЛИ», когда поэт мечтал о бегстве за границу, но оно не состоялось. Лирический герой прощается с надеждами, желаниями. Этот « ПЕРСТЕНЬ ВЕРНЫЙ» о былом чувстве к Воронцовой. В « СОЖЖЁННОМ ПИСЬМЕ» лирический герой , по просьбе любимой, предаёт огню письмо любви. Чувство утраты, пережитого стеснили грудь. Это трудно выразить словами. Это передают восклицательные знаки и знак умолчания - многоточия. УЧИТЕЛЬ. В голосе певца - паузы, задушевная интонация. Именем ЛИЗА поэт назовёт героинь « ПИКОВОЙ ДАМЫ», « БАРЫШНИ – КРЕСТЬЯНКИ». ПУШКИН умел быть благодарным. А лирический герой приобретает новый опыт женской любви: любовь – это то, когда тебя любят, это работа души, мысли,сердца, это огромная ответственность, дар, испепеляющий огонь. В.Г. БЕЛИНСКИЙ очень высоко ценил « СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО»: « Лирические произведения ПУШКИНА в особенности подтверждают нашу мысль об его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, человечно и гуманно. Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на всё смотрит с любовью и благоговением… Читая его творения , можно воспитать в себе человека». Оставаться на юге нет больше сил, поэт просит об отставке. Воронцов добивается, чтобы ПУШКИНА выслали из Одессы. Поэту предъявлено обвинение в безбожии, которое считалось государственным преступлением. Он «исключён из списков чиновников Министерства иностранных дел за дурное поведение». В Михайловском, среди родных, нет понимания. Поэт хандрит, тоскует. 4. Но… новая встреча. АННА ПЕТРОВНА КЕРН. Это было пламя, взрыв, ураган… - - Как повлияла та встреча на ПУШКИНА?(Предполагаемый ответ. ПУШКИН познакомился с А.П.Керн ещё в 1819 г. на бале у ОЛЕНИНЫХ. Она уже была замужем за генералом , 35-ю годами старше её. Из этого брака ничего путного не вышло. И вот через 6 лет новая встреча. Их сразу потянуло друг к другу. Оба были молоды, свободны, у обоих была горячая кровь. Три недели спустя КЕРН уезжает. Разлука не была трагичной. Расставаясь, поэт принёс в дар АННЕ ПЕТРОВНЕ вторую главу «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» и стихи « « Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ». В 1840 г. М. ГЛИНКА напишет романс на эти стихи и посвятит его дочери КЕРН, ЕКАТЕРИНЕ ЕРМОЛАЕВНЕ, в которую был влюблён. ) УЧИТЕЛЬ. – Послушаем романс «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» в исполнении учениц 9-го кл. Королёвой А. и Капалиани Л. , а затем известного лирического тенора ГЕДДА. ( Идёт анализ стихотворения). КЕРН вернула ПУШКИНА к творчеству. Это неоспоримо. Поэт опять стал мыслить стихами. Родилось великое произведение. И когда будут праздновать 300-летие со дня рождения ПУШКИНА, этот поэтический шедевр будут читать. «Наконец я пишу много стихов. Всё это , если хотите, похоже на любовь, но божусь Вам, что о ней и помину нет»,- признаётся поэт АННЕ ВУЛЬФ в 1825г. Стихотворение-шедевр гармонично и музыкально. «Музыка – почти речь, она течёт с ясностью, лёгкой, человечески просто сказываемой. ГЛИНКА в романсе следит за каждой мыслью поэта»,- пишет композитор СЕРОВ, назвавший «ПОЭМОЙ ЛЮБВИ» этот романс. М.ГЛИНКА написал на слова ПУШКИНА 10 романсов. Один из них « НЕ ПОЙ, КРАСАВИЦА, ПРИ МНЕ…» звучит на уроке. -3-

- Какие образы рождает музыка РАХМАНИНОВА? ( Предполагаемый ответ. Мелодия

проста, звучит грустно, это элегия. Лирический герой вспоминает прошлое. «ЧЕРТЫ ДАЛЁКОЙ, БЕДНОЙ ДЕВЫ…»- напоминают МАРИЮ РАЕВСКУЮ, судьба которой сложилась драматично. «П…РИЗРАК МИЛЫЙ, РОКОВОЙ» всю жизнь будет в сердце поэта. Кольцевая композиция стихов и признание лирического героя: « Но ты поёшь – и предо мной Его я вновь воображаю» отображают внутренний драматизм, столкновение прошлого и настоящего.) 5.УЧИТЕЛЬ. ПУШКИН был у нас первым поэтом любви. Его любовная лирика доступна и сложна: она может быть предельно нежной, и младенчески чистой, и рыцарски возвышенной, и страстной, и озорной, но она никогда не бывает пошлой. «КРАСИВЫЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИХ ВЫЗЫВАЕТ ЗВУКИ, БУДИТ ВДОХНОВЕНИЕ» ( см. эпиграф). Поэт умеет передать неисчерпаемую глубину мысли и чувства в лаконичной , отчётливой форме. В стихотворении «Я ВАС ЛЮБИЛ» 8 строк, и глубина чувства беспредельна. Недаром оно около 70 раз было положено на музыку.( Прослушивание и а нализ стихотворения. Трижды повторяются слова « Я ВАС ЛЮБИЛ», но это не упрёк .

Любовь «угасла не совсем», но лирический герой желает счастья любимой: «ДАЙ ВАМ БОГ ЛЮБИМОЙ БЫТЬ ДРУГИМ». Интонация грустная, ключевые слова «Я» и «ВЫ» содержат поэтическую исповедь перед любимой (В. ОЛЕНИНОЙ). Композиция состоит из 2 частей: лирическое повествование из 7 строк, лирическое пожелание из 1 строки – веры в то, что ОНА будет любима). 5.-Что объединяет два поэтических шедевра « Я ВАС ЛЮБИЛ» и «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ»? (Ученик даёт сопоставительный анализ: тема, композиция, образы, адресаты, поэтика). УЧИТЕЛЬ. 1830 год. ПУШКИН смеет надеяться на семейное счастье. Он нашёл свою МАДОННУ – «ЧИСТЕЙШЕЙ ПРЕЛЕСТИ ЧИСТЕЙШИЙ ОБРАЗЕЦ». НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, НАТАЛИ, НАТАША станет частью пушкинской души, всегда мечтавшей о гении чистой красоты. Писатель ВЕЛЬТМАН, встретив чету ПУШКИНЫХ в Благородном собрании, сказал: «ПУШКИН, ТЫ ПОЭТ, А ЖЕНА ТВОЯ – ВОПЛОЩЕННАЯ ПОЭЗИЯ». В юной ТАШЕ ГОНЧАРОВОЙ , простодушной, любящей, искренней, поэт увидел самоотверженную мать своих детей, увидел в ней свою любимую героиню , свою ТАТЬЯНУ. Поэт был счастлив в любви, о чём свидетельствуют шедевры БОЛДИНСКОЙ ОСЕНИ, среди которых бесценная жемчужина – сонет «МАДОННА». (Ученик читает стихи , музыкальный фон «отзвуки вальса» из «МЕТЕЛИ» Свиридова). УЧИТЕЛЬ. «ЛЮБИТЬ - ЭТО ЗНАЧИТ ИСПЫТЫВАТЬ СЧАСТЬЕ»,- ПУШКИН (см. эпиграф). Дом. Задание. Как синтез поэтического слова и музыки отозвался в ваших сердцах? (Письменная работа).

-4-

ЛИТЕРАТУРА .Пушкинская энциклопедия. 1799-1999. –М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999.- 808 с.: ил.

Пушкинский календарь1799-1999. Авторы:Н.В. Кондакова,В.В. Чепкунов. Издательство ОАО «Типография «Новости». Москва Издательство ООО «Литературный центр». Тольятти

Сочинения А.С. Пушкина в одной книге. Золотой том. Издательский дом в Москве «Имидж» , 1993

Лекция доцента МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ культуры Светланы Дорохиной. «Любовная лирика Пушкина»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Урок чтения в 3 классе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Л. С. Пушкина и расширению их кругозора по средствам музыки, художественного слова и изобразительного искусства
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Урок литературного чтения в 1 классе По сказкам А. С. Пушкина Учитель:...
А. С. Пушкина, выставка книг А. С. Пушкина, диски с мультфильмами «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», телевизор,...
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Урок литературы в 9-м классе по теме: Философская лирика А. С. Пушкина
Цель: Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…”
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал
Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Мбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Урок по мхк в 9 классе по теме «Синтез искусств в театре»
Учитель : Урсаева М. Г. Моу сош с. Варламово, Чебаркульский район, Челябинская область
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» icon Экзаменационные билеты по литературе в 11 классе. Билет №1
Тема поэта и поэзии в лирике а с пушкина ( на примере одного-двух стихотворений)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции