Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»




Скачать 47.83 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
Дата публикации08.10.2014
Размер47.83 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 6в классе на тему «А.С. Пушкин. «Зимнее утро»
Цели и задачи урока: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными средствами литературы; нравственное и эстетическое воспитание учащегося, воспитание читательской культуры.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, альбомы художников-пейзажистов, презентация по теме урока, текст стихотворения, карточки.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль. Мне в работе будут помогать ваши одноклассники: группа «теоретиков», чтец, экскурсовод.

III. Словарная работа.

Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).

Вечор – вечером (наречие).

Янтарный – жёлтый, солнечный.

Словарная работа подразумевает знакомство с малоизвестными или неизвестными словами. Времени на неё уходит достаточно, однако этот этап урока оказывается очень важным:

- ускоряется процесс овладения грамотой чтения;

- сокращаются речевые ошибки до минимума;

- полноценно воспринимается смысл читаемого;

- пробуждается интерес к семантике каждого слова;

- развиваются стилеразличительные навыки, появляется особый слух на смысловые оттенки слова.

Такая работа рождает творческое и любовное отношение к русскому языку, обогащает активный словарь школьника.

IV. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

- Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Что такое пейзаж? /Это картина природы – из французского/

- Пейзажи могут создавать художники на полотне, их могут создавать поэты и писатели силой художественного слова. Сейчас ваша одноклассница проведёт для вас экскурсию по залам музея, где расположена выставка картин художников-пейзажистов. Учащаяся представляет репродукции картин художников В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, К.П. Брюллова, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, Шишкина, Васнецова, на которых изображены картины природы, преимущественно зимней. Цель «экскурсии» - подготовить учащихся к эмоциональному восприятию содержания стихотворения «Зимнее утро».

- Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

- Нам, ребята, предстоит сегодня анализировать это стихотворение. Вспомните, с чего мы начинаем анализ стихотворения? /Теоретик: определяем тему и идею стихотворения/

- Что такое тема и идея? /Тема – это то, о чём рассказывает автор, что он изображает: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения/

- Итак, какова тема и идея стихотворения? /Тема – рассказ о наступающем зимнем утре. Идея – воспевание красоты, прелести зимнего утра, и не только. Это гимн русской природе/

- Каким настроением проникнуто стихотворение? /Автор хочет донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким чудесным днём/

- Какими языковыми средствами автор передаёт нам это настроение? /Теоретик: эпитетами, антитезой, обращениями, восклицательными предложениями, устаревшими словами, олицетворениями/

- Меняется ли в стихотворении настроение? /Да, утро – вечер – утро; настроение: прежде весёлое – грустное – вновь весёлое/

- Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась»? /Чтобы, используя приём контраста, подчеркнуть красоту наступившего утра и дня/

- Рассмотрим нарисованные автором картины. Обратите внимание на первую строчку. Каков её смысл? /Эта строчка вводит в тему и раскрывает идею, а остальной текст комментирует «чудесность» наступающего утра/

- Каким настроением проникнута эта часть? А как автор передаёт это настроение? /Настроение радостное, восторженное. Для его передачи автор использует эпитет чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры/

- Далее идёт описание вечера. Определите настроение этой части. Докажите это. /Хмурое, печальное. Вьюга – злилась, небо – мутное, луна – как бледное пятно… желтело, мгла – носилась, тучи – мрачные, ты – печальная/

- В конце стихотворения автор описывает зимнее морозное утро. Каким настроением это описание проникнуто? /Чувство его восторженное, радостное/

- Какими словами начинается эта часть? /А нынче…/

- Какой это союз и какова его роль? /Он помогает противопоставить две противоположные картины, чтобы усилить художественное впечатление. Противопоставление в литературе называется антитезой/

- Найдите в стихотворении эпитеты к словам небеса, снег, бес, ель, речка, блеск, треск, печь, лежанка, поля, леса.

- Почему автор использовал слово небеса, а не небо? /Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса/

- Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».

- Как называется художественное средство, использованное автором? /Теоретик: сравнение/

- Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/

- Настроение у автора улучшается, распространяется на всё окружающее. Автору тесно в комнате, его тянет куда-то. Куда? /На мороз и солнце, на улицу… На простор/

-Почему автора тянет на простор? /Чувства его переполняют, он летит по утреннему снегу и навещает поля, леса, берег. Ему всё это дорого. И он берег называет «милый»/

- Только ли берег мил автору?/Мило и дорого всё, что его окружает/

-Вот что делает с человеком обыкновенное зимнее утро, один обыкновенный чудесный день! А ваше настроение изменилось или нет после нашего урока? /Да, изменилось. Сегодня день, к сожалению, пасмурный, а когда прозвучало это стихотворение, я сразу представил себе морозный солнечный день, и настроение улучшилось/

V. Итак, ребята, мы проанализировали стихотворение. В завершение этой работы я хочу предложить вам творческое задание. Оно направлено на тренировку памяти и усвоение понятия «эпитет».

Карточка №1

(для более подготовленных учащихся)

Вставьте пропущенные эпитеты.
Под________________________ небесами

_______________________ коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

_________________________ лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.
Карточка №2

(для менее подготовленных учащихся)
Подчеркните в отрывке эпитеты.
Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.
VI. Подведение итога урока, выставление оценок с комментарием.
VII. Даю дифференцированное домашнее задание. Всем – наизусть стихотворение. Отдельным учащимся – нарисовать иллюстрацию к стихотворению. На добровольных началах – написать очерк зимнего дня или стихотворение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconУрок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconУрок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconКонспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconУрок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цель: знакомство со стихотворением, работа над содержанием и литературными приёмами, используемыми автором, работа над выразительностью...

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconУчебно образовательный центр «гармония» г. Милан Список учебной литературы...
А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане»

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconТема урока: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета », «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» iconПлан проведения урока-исследования по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро» в 10 классе

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции