Цель занятия:
Задачи занятия:
Оборудование:
Ход занятия:
|
Расширить кругозор детей, пополнить словарный запас, вспомнить жанры устного народного творчества, узнать значение числа 3 в сказках, отработать навыки читать скороговорки, а также научиться находить смысл в пословицах и поговорках.
Обучающие( регулятивные):
Закрепить умение выстраивать цепь событий в произведениях.
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Совершенствовать умение анализировать произведения разных жанров фольклора.
Воспитательные (коммуникационные):
Устанавливать психологический и эмоциональный контакт с другими учащимися.
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру и людям.
Учить детей анализировать свое поведение через поступки литературных героев.
Развивающие (познавательные):
Развивать умение видеть в положительном герои недостатки и объяснять их.
Развивать умение анализировать и сравнивать поступки положительных и отрицательных героев. Давать им оценку.
Экран, мультимедийный проектор, карта с маршрутом путешествия, листы для работы, медали победителям, цветные карандаши.
1. Организационный момент. ( слайд 1)
Проверка готовности к работе.
2. Основная часть
2.1. Эмоциональный настрой.
- Посмотрите, ребята, какие необыкновенные вещи лежат у меня на столе. Рассмотрите их внимательно и скажите, о чем они говорят?
( Дети высказывают свои мысли)
2.2. Проверка домашнего задания
- Вы, верно определили назначение этих вещей. Может быть они нам помогут вспомнить название проекта, над которым мы с вами работаем?
( Как люди научились считать)
- Перечислите, как первобытные люди учились считать?
( они делали насечки на палках, на костях убитых
животных, завязывали узелки на веревочках,
делали из глины кружки для того, чтобы
посчитать количество овец в стаде))
- Сразу ли удалось первобытным людям научиться записывать числа?
( они делили все предметы а на две группы:
«один» или «много»)
- Как использовали первобытные люди пальцы?
( один палец обозначал -1 предмет, два – 2
предмета, пять пальцев – 5 предметов, а десять
пальцев – 1о)
2.2. Знакомство с новой темой
- Верно, каждое число, по словам философа Пифагора, очень важно.
- Сегодня мы отправимся в математическое путешествие, и гидом будет число 3.
- Итак, число 3 – магическое, священное, совершенное. Магическое – ( т.е. волшебное) потому, что количество чудесных превращений в сказках всегда три). По словам Пифагора: « 3 - это, священное число ( так как предстаёт в триедином лице- Отец, сын и святой дух, когда мы произносим молитву, то заканчиваем ее такими словами: Во имя Отца и Сына, и Святого духа ) и является совершенным, т.к. имеет начало, середину и конец и изображают его в виде треугольника».
- Я предлагаю, совершить экскурсию по литературным станциям и выяснить действительно число 3 – магическим, священным и совершенным в литературе.
- Путешествие начинается. Нас ждет станция «СКАЗКИ»
- Посмотрите внимательно, вспомните и скажите с каких слов начинается эта сказка, кто ее автор, и название сказки?
( Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком) – А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»
- Вспомните слова какой сестрицы пришлись по душе царю Салтану?
( третьей)
-О чем говорила третья сестрица?
( Она хотела родить богатыря)
- Какая это сказка?
( волшебная, так как в ней происходят разные
превращения)
- Вспомните какие превращения происходят? И сколько раз?
( князь Гвидон трижды превращается в
насекомых: комара, муху и шмеля)
- Ну а сейчас настало время провести литературную игру на знания и внимание. Ваша задача: послушать отрывок из сказки, назвать автора сказки и название. А помощниками в этой игре будут ребята… ( которые хорошо читают)
Жили-были на свете три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.
Даже имена у них были одинаковые. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах…
(«Три поросенка»)
Сергей Михалков перевел эту сказку с
английского языка)
- Какому поросенку удалось построить самый прочный дом и обхитрить волка?
( третьему)
- Молодцы!
- Слушайте другой отрывок.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю и похлебала из средней чашки, а затем взяла самую маленькую ложку и похлебала из самой маленькой чашки…
( «Три медведя»)
( Лев Николаевич Толстой)
-На какой по счету кроватке смогла уснуть Машенька?
( на третьей)
- Устно хорошо поработали, попробуйте письменно показать свою работу. Вам нужно самостоятельно записать на листочках название сказок, в которых встречается число 3.
- Назовите сказки, которые вы записали.
- Правильно. Но число 3 встречается не только в сказках, но и в стихотворениях.
-Поэтому нас ждут на второй станции «СТИХОТВОРЕНИЯ».
- Многие поэты числу 3 посвятили свои произведения. Давайте их прочитаем. То, которое вам больше понравилось запишите в свои листы.
- Потрудились вы на славу .
Отдохнуть пришла пора.
Проведем физкульминутку.
Вы, готовы, детвора? (все ребята встают )
Мы писали и устали.
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали: 1-2-3
Ножками потопали: 1-2-3
И еще потопали и дружней похлопали.
- Дружно вы хлопали, также дружно продолжаем работу в парах.
-Следующая станция «РЕБУСЫ».
- Ваша задача: разгадать ребусы.
( Проверка: стрижка, штрих, витрина)
- Молодцы. А еще один ребус у вас зашифрован на листах. Самостоятельно его разгадайте и запишите ответ.
( стриж)
-Говорили все замечательно. Кто-то медленно, кто-то быстро. А вы умеете очень быстро произносить фразы? Поднимите руки, кто умеет. А мы сейчас проверим. Вас ждет станция «СКОРОГОВОРКИ».
- И работать будем в группах. Перед вами на экране записаны скороговорки. Ваша задача: прочитай все скороговорки, выбрать ту, которая больше понравилась. Проговорить ее в группе. А затем тот, у кого получается лучше, прогорит скороговорку нам. А мы выявим победителя.
- Молодцы. Поздравляем победителей. И записываем любую скороговорку в листочки.
- Говорить быстро и четко умеете, а теперь нас ждет следующая литературная станция «ПОСЛОВИЦЫ».
- Нужно не только выразительно прочитать пословицу, но и объяснить ее смысл. Лучшему знатоку пословиц вручаем медаль.
( Не узнавай друга за 3 дня, а узнавай за 3 года)
- Запишите пословицу.
- Путешествие наше продолжается. Станция «ЗАГАДКИ». А умеете ли вы разгадывать? Сейчас проверим.
- Победителю вручается медаль.
- Молодцы. А еще одна загадка вас ждет на листке. Прочитайте ее. А отгадку вам нужно зарисовать.
- Посмотрите на экран. Такой ли предмет у вас получился?
- Все молодцы. А вот смогут ли ребята победить в самом сложном соревновании? Мы сейчас проверим. Поэтому отправляемся на необычную станцию «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ».
- Что же такое фразеологизмы?
( устойчивые выражения в русском языке)
- Подумайте и объясните друг другу, а потом и всем нам, что означает каждый фразеологизм?
( ребята высказывают свое мнение)
-Запишите себе в листочки один фразеологизм.
3.Подведение итогов
- С каким числом мы сегодня работали?
- Удалось ли нам проверить, что оно является магическим, священным и совершенным?
- А если посмотреть на карту нашего маршрута, то множество станций, которые мы с вами прошли можно назвать одним словом. Каким?
( жанры фольклора)
4. Домашнее задание
У вас на столах лежит цветная бумага. Вам дома нужно аккуратно вырезать магическое число 3 и приклеить его в центр нашего листа.
И мы посмотрим, у кого же число 3 будет самым магическим и волшебным.
|