Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113




Скачать 242.01 Kb.
Название Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113
Дата публикации 15.05.2014
Размер 242.01 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности.

Подготовила: Лешкова Г.Н., учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №113

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.

Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.  Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Метод проектов не является принципиально новым в педагогике, но в новых условиях мне необходимо по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между мной и учениками. Мои ученики сегодня другие, и роль моя, как учителя, должна быть другой.  Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).

Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям ФГОС НОО.

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 6,5 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание я организовала в форме игры.  

 Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа:

1 этап: УЧИТЕЛЬ – ученик - родитель.

Проектно-творческая деятельность учащихся (выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе: математике, русскому языку; анализируют и придумывают задания для одноклассников; самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме урока; узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их в виде сообщений, макетов). Творческие задания выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира («Моя малая Родина», «Мой класс», книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков на уроках технологии (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве). Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД. В силу психологических особенностей  детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы. Важным на 1 этапе является работа с родителями: я проводила родительское собрание и консультации, где знакомила мам и пап с особенностями ПД. На одном из собраний родители ознакомились с памяткой:

Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Я ознакомила родителей с этапами работы в проектной деятельности. Вместе с ними мы определили их роль на каждом этапе:

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

  • помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

  • Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы. Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта. При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей). На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением. И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три фронтальных занятия в течение одной недели. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.

  • Подготовка к занятиям.

Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:

  • выбрать тему

  • подумать

  • спросить у другого человека

  • получить информацию из книг

  • понаблюдать

  • посмотреть по телевизору

  • провести эксперимент

  • обсудить в группе

  • подведение итогов, оформление результатов

  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);

  • презентация проекта

Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же листах учитель предлагает детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).

  • Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный.

Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом - «подумать».

Следующий вопрос, который я задала детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».

  • Сбор информации.

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

Примерный план:

1.подумать;

2.спросить у другого;

Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.

3.получить информацию из книг;

Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.

Особенно ценно в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):

4.наблюдения и эксперименты;

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».

5.Обобщение информации.

 В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.

Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.

  • Сообщение по результатам работы (презентация проекта).

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как газеты (а группы выбрали именно газеты) были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

 Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.

2 этап: учитель – УЧЕНИК – родитель.

Появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий (небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру). Погружение в проект происходит  во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Их совместная работа помогает, им сблизится, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований  в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом.  Ведь совместно они подбирают фотографии,  выполняют несложные исследования по наблюдению за растениями, узнают новое про цифры и вычислительные машины, исследуют, как возникли загадки, откуда хлеб на стол пришёл, узнают тайны старой берёзы, когда бывают Берёзкины именины,  собирают сведения про старое радио, про русскую  печку, про домовёнка Кузю, собирают сведения о родниках родного края, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.  Проекты  получаются  интересными, так как  это плодотворный  совместный труд  учителя - ребёнка - родителя.     

Подготовка к проекту.

Для самостоятельных исследований и разработки проектов ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые мы использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме.

Работа над проектом.

На этом этапе в работу я предложила включиться всему классу. Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных учёных.

Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам на выбор тему «Русская печка, как мама», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен вызвать у них затруднение.

  • Проект «Русская печка, как мама»

Объектом внимания участников этого проекта становится печка. Какие бывают печи? Ответ на этот вопрос – цель этого проекта. Моим детям предстояло, и пронаблюдать за печами, и вспомнить, какими бывают печи, и спросить у бабушек, дедушек, как клали русские печи, поискать любопытные сведения.

Чтобы частично помочь в  поисковой  работе, я приносила в класс энциклопедии, справочники, где дети могли поискать материал по данной теме. На уроках я использовала задания, где опять фигурировали тексты и задания по теме.

Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на листочках и складывали в свои папки. На каждом листке указывается источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурируют  и определяют главное и второстепенное, дают определение основным понятиям, отбирают наиболее интересные и неожиданные факты и данные.

Сообщение результатов (презентация работ).

И вот через неделю прошёл классный час под темой, «Русская печка как мама». Каждый участник представил свою работу, в которой были и записи и рисунки.

Сообщения по результатам мною рассматривалось, как взаимное обучение детей. Каждый докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, но и постараться передать эти сведения одноклассникам. Хотя и материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.

Мои дети легко включились в спор, задавали друг другу вопросы. В конце классного часа, я поощрила всех участников, не только за интересные работы, но за активное участие в обсуждении работ.

Проведя данные первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может быть широко использована на уроках. Но она способна принести большой эффект, если:

       1.Применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления

( а это необходима дополнительная работа со стороны психолога)

       2. Реализуется в ходе различных внеклассных мероприятиях. Используя материалы собранные детьми, мы провели внеклассное мероприятие «Праздник русской печки» с самоваром и пирогами.

 Увлекательным получился проект «Восемь рецептов ухи».  Учащиеся представляли интересные рецепты ухи, собрали сборник под названием «Восемь рецептов ухи», выбрали самый интересный рецепт «Царская уха» и вместе с родителями приготовили его на природе.

3 этап: УЧИТЕЛЬ – ученик.

Акцент делается на использование компьютерных технологий. Знакомлю с основными операциями в программе Power Point. Учатся создавать небольшие творческие работы, которые будут включены в проектные работы. Помощь родителей сводится к минимуму. Присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.  Проект «Мой город» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Вместе с детьми для сбора информации мы отправились на экскурсию по городу. Ребята  с удовольствием приносили  материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты и кроссворда, подготовили рисунки и сочинения на тему «Мой город». В результате работы над проектом «Мой город» появилась тема исследовательской работы «Брандмейстер – звучит гордо!». На эту тему мы вышли случайно: в ходе экскурсии по городу мы посетили пешеходную улицу Кирова, где детей заинтересовал памятник «Пожарный с бочкой». К сожалению ни я, ни прохожие, никто не смог дать ответ на вопрос детей – Кому установлен памятник? Ответ на этот вопрос и стал темой исследовательской работы. Для работы мы разделились на 3 группы. Каждая группа отвечала за сбор материала в конкретном направлении – 1 группа: история пожарной службы города Челябинска; 2 группа: изучение обмундирования пожарных разных лет; 3 группа – изучение памятника «Пожарный с бочкой». В ходе исследовательской работы групп мы посетили «Пожарную выставку», где познакомились с главным методистом А.Л.Капланом. Особый интерес эта работа вызвала у ученика – Полянцева Жени, который мечтает быть пожарным, он защищал исследовательскую работу на районных и городских конкурсах. Теперь я с уверенностью могу сказать, что исследовательская работа играет большую роль и на профориентацию учащихся. Наша совместная работа и личные исследования Жени дали свои результаты. Признание результатов работы в районе и городе это наша гордость, но  необходимо создавать «ситуацию успеха» для каждого младшего  школьника. Каждую работу независимо от её качества необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений: для сбора информации ученики неоднократно обращались в библиотеку, возникла необходимость создание памятки:

Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке.

  1. Перед поиском информации сообщите библиотекарю тему и цель своего запроса, что Вам известно о предмете поиска. Например: «Я пишу проект (исследовательскую работу). Мне нужна литература о ____. Об этом мне известно ____». Это облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.

  2. Если у Вас имеется рекомендательный список литературы к проекту, предложите его библиотекарю. Это тоже облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.

  3. Помните, что поиск литературы нужно начинать с изучения каталогов и картотек. Они содержат наиболее полную информацию о литературных источниках библиотеки.

  4. Знайте, что в библиотеке имеются разные помощники в выборе книг (журналов): справочно-библиографический уголок, рекомендательные списки, картотеки, каталоги.

  5. Каталожная карточка повторяет элементы титульного листа книги (имя автора и название книги, ее тираж, год издания, название издательства, город, где она напечатана, число страниц), шифр, под которым она расположена на книжной полке, иногда и краткие сведения о содержании произведения.

  6. Каталожная аннотированная карточка включает в себя: рисунок, аннотацию на книгу, сведения с титульного листа книги.

  7. Если Вам известен автор и название книги, и нужно установить наличие этой книги в библиотеке, обращайтесь к алфавитному каталогу. В нем все карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии авторов.

  8. Если Вам нужно установить наличие в библиотеке какого-либо журнала, обращайтесь к картотеке периодики.

  9. Если нужно узнать, в каком журнале напечатана интересующая Вас статья, обращайтесь к систематическому каталогу статей.

  10. Если Вас интересует какая-то определенная тема (например, «солнечная система»), и Вы хотите узнать, какие книги или журналы есть в библиотеке, следует обратиться к систематическому каталогу или систематическому каталогу статей.

  11. Систематический каталог содержит сведения о книгах, имеющихся в этой библиотеке. В нем карточки расположены в соответствии с содержанием произведений (статей) по определенным отраслям знаний (по космонавтике, искусству, истории и т.д.). Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке.

  12. Помните, что систематический каталог связан с расстановкой книг на полке. По индексу того отдела каталога, где собраны интересующие Вас карточки, можно легко найти соответствующие книги на полке. Индекс – это «адрес» книги на полке.

  13. Рекомендательный библиографический указатель содержит сведения о лучших книгах, изданных за определенное время, а не имеющихся в этой библиотеке.

  14. Внимательно изучите каталог или картотеку. Из каталожной карточки выпишите фамилию автора, название книги, индекс отдела. Теперь можете приступать к поиску нужной книги на стеллажах.

  15. Помните, что книги на полке расставлены слева направо, корешком наружу, по разделам и по алфавиту фамилий авторов.

  16. Если Вы испытываете трудности в поисках книги, узнайте у библиотекаря, на каких стеллажах можно посмотреть литературу по интересующему вопросу.

  17. Помните, что тематику книги помогают определить заглавие книги и иллюстрация на обложке. Но лучше заглянуть в книгу и ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале и отобрать нужные Вам книги.

  18. Если Вам нужно узнать даты жизни и деятельности выдающегося ученого, обращайтесь к Большой советской энциклопедии.

  19. Вам нужно уточнить дату какого-либо исторического события, обращайтесь к исторической энциклопедии.

  20. Если нужно узнать значение какого-то слова, обращайтесь к толковому словарю или словарю иностранных слов. А если этимологию слова – к этимологическому словарю.

  21. Вам нужно подобрать литературу о творчестве какого-то писателя или поэта, обращайтесь к библиографическому указателю, систематической картотеке и справочной литературе.

  22. Помните, что для проекта в первую очередь нужно искать информацию в книгах и журналах последних лет изданий.

  23. Если в библиотеке в настоящее время нет нужной книги (журнала), заполните листок требования на книгу, библиотекарь вложит его в читательский формуляр, и в следующий раз Вы сможете поработать с нужной книгой (журналом).

Заключение

К концу 4 класса ученики знали все этапы работы проектной деятельности, вместе мы составили памятки, которыми руководствуются дети:

Памятка для детей «Как работать над проектом»

Как выбрать тему.

Тему выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством ,музыкой и т.д.)

  • Чем, чаще всего я занимаюсь в свободное время?

  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

  • Если что такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего проекта.

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

Фантастические темы о несуществующих фантастических объектах и явлениях

Экспериментальные темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, и экспериментов.

Теоретические темы по изучению, обобщению, сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Цель и задачи

Определить цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.

Гипотеза

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов:

  • предположим;

  • допустим;

  • возможно;

  • что если.

План работы

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Список доступных методов:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги;

  • спросить у других людей;

  • познакомиться с кино - и телефильмами;

  • обратиться к компьютеру; Интернету;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент

Подготовка к защите проекта

Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.

  1. Приготовить текст сообщения

  2. Сделать выводы

  3. Приготовить рисунки, схемы, макеты.

  4. Приготовиться к ответам на вопросы

От чего зависит успех

Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!
Памятка «Оформление проекта»

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей: 
1) теоретическая часть (обзор литературы); 
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.); 
3) проектная часть.

Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).


Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект;

е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований

(если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

План выступления

Пункты

Варианты

Приветствие

«Добрый день!»

«Здравствуйте»

Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение)

«Меня зовут ……
Я учащийся (щаяся) ___ класса, школы № ___ города Челябинска»

Название темы

«Представляю вашему вниманию свой проект: .»

Актуальность темы

«Эту тему я выбрал (а), потому что….»


Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения

«Цель моего проекта - …………………………

Основные задачи:

1………………………………………………………

2………………………………………………………

3………………………………………………………»

Кратко о ходе работы над проектом:

«В ходе работы над проектом я:

1. Получил (а) новые знания …..

2. Создал (а) новые творения в виде: …………………

4. Определил(а) новые проблемы (задачи):…………

Кратко о дальнейших шагах по теме проекта

«Считаю, что данный проект может быть использован:

1…………………..

2…………………..

3……………………

Благодарность за внимание к выступлению

«Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы»

Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта».
«Всего доброго»


Моя роль, как учителя в ПД - я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания.

Правила, по которым я строю свою работу  в ПД:

  • Подходить  творчески к любому проекту ученика.

  • Не сдерживать, а поощрять инициативу.

  • Развивать самостоятельность

  • Избегать прямых инструкций ( 2 и 3 этап).

  • Обучить умению анализировать свою деятельность и работу.

  • Тесно сотрудничать с родителями.

  • Лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.

Неоднократно я говорила о роли родителей в проектной деятельности, мне интересно было их мнение и видение этого вопроса. Среди родителей была проведена анкета, в которой была поставлена цель: узнать, как влияет степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка. Было опрошено 22 человека участников проекта и тех, кто не участвовал в работе. Оказалось, что:

- 12 опрошенных родителей знают ребёнка, поддерживают его творческое развитие.

- У 10 опрошенных – активность ребёнка стимулируется по мере возможности.

В первой группе преобладали родители-участники проектов.

То есть родители стали более внимательны к своим детям, всячески помогают и поддерживают их, много творческих дел стали выполнять сообща.

Во второй анкете были заданы такие вопросы:

1. Что такое в вашем понимании проектная деятельность.

По сравнению с первым опросом, который проводился в начале работы, сейчас:

15 человек ответили, что это совместная исследовательская деятельность;

3 – что это презентация, походы, экскурсии, совместная исследовательская деятельность;

2 – презентация.

Как видим за время работы родители стали понимать суть метода проектов.

2. Считаете ли вы, что проектная деятельность является нужной и полезной для учеников начальной школы?

Все родители ответили - да.

Вот некоторые мнения:

  • Безусловно! Узнают много нового, высказывают свои суждения, мнения, вырабатывают любознательность, ответственность, умение работать в коллективе.

  • Расширяет кругозор ребёнка и применение разных идей на практике.

  • Дети много узнают. Познают мир по-новому, сближаются с родителями.

Роль родителей в проектной деятельности.

15 человек – участие и помощь;

3 – организация и направление деятельности;

2 – были пассивны, пожелали включиться в работу.

3. Нравится ли вам работать вместе с детьми.

  • Участвовать вместе с детьми взрослому не менее интересно, такое участие своего рода сотворчество.

  • Вместе с ним расту и я и так же узнаю много нового. Мы помогаем друг другу. Я по-другому посмотрела на своего ребёнка.

  • Если ребёнок увлечён, увлекаешься сам и с ним работать интересно.

  • Это интересное и увлекательное занятие.

  • Да. Нравится из-за большего общения с сыном и возможности видеть его способности, приоритеты.

  • Вместе узнаём что-то новое, сближает с ребёнком.

  • Удивляешься, сколько идей в таком маленьком человечке!

  • Очень! Учатся не только дети, но и мы сами, узнаём много нового в наших детях. Оказывается они творческие, интересные, трудоспособные.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях:

  • консультировать;

  • отслеживать выполнение плана;

  • решать оперативные вопросы;

  • помогать в предварительной оценке проекта;

  • участвовать в подготовке презентации и в самой презентации.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.  

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской...
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в удо
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Программа начального
Любовь Ивановна учитель начальных классов, Погорелова Валентина Михайловна учитель начальных классов, Бобров Константин Олегович...
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Положение о библиотеке Муниципального автономного общеобразовательного...
Настоящее Положение – это локальный правовой акт, устанавливающий основное содержание деятельности библиотеки, входящей в состав...
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Конспект занятия в 1 классе из курса по проектной деятельности «Клуб...
Расширить кругозор детей, пополнить словарный запас, вспомнить жанры устного народного творчества, узнать значение числа 3 в сказках,...
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Внеклассное мероприятие Государственные символы России Байло Ирина...
Цель: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны; показать, что государственная...
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Автор(ы): Учащиеся 3 класса (групповой проект) ноу сош «Образовательный...
Марченко Светлана Владимировна, учитель информатики и икт, Тюгаева Ирина Борисовна, учитель начальных классов, Набокова Надежна Михайловна,...
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности...
Десь отведена исследовательской работе школьников, а также методике ее организации, способствующей расширению геологических знаний...
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Справка по итогам проведения недели начальных классов
С 3 по 7 марта 2013 года в мкоу «Чинарская сош №1» проходила неделя начальных классов «Марафон знаний»
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Муниципальное общеобразовательное учреждение «Русская гимназия» г....
Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности учителя и самооценка...
Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности. Подготовила: Лешкова Г. Н., учитель начальных классов, маоу сош №113 icon Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28
Важнейшим условием деятельности педагогов стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения, которые...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции