Урок на тему: «В городе богини Афины»




Скачать 151.78 Kb.
Название Урок на тему: «В городе богини Афины»
Дата публикации 07.06.2014
Размер 151.78 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > История > Урок
Интегрированный урок на тему: «В городе богини Афины»

Пояснительная записка

Форма урока: виртуальная экскурсия по городу Афины V век до н.э.

Участники урока: обучающиеся 5 класса, администрация школы.

Авторы урока: Минькина Жанна Станиславовна (учитель изобразительного искусства), Телкова Людмила Борисовна (учитель истории и обществознания).



Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа п. Красное».

Интегрированный урок был проведен в форме виртуального путешествия по городу Афины V век до н. э. и сопровождался подготовленной учителями презентацией, в которую вошли фрагменты видеороликов «Достопримечательности г. Афины» и «Физкультминутка». Урок был выполнен в соответствии с тематическим планированием по предметам «История» и «Изобразительное искусство».

Урок - путешествие состоял из основных этапов: подготовительный (2-3 мин.), основной (77 мин.) и заключительный (10 мин.). На первом этапе учителя поприветствовали присутствующих и ознакомили с целью и задачами урока. В основную часть вошел информационный материал (знакомство с достопримечательностями г. Афины, с районом гончарных мастерских) и практическая часть (роспись ваз орнаментами). На данном этапе была предусмотрена исследовательская деятельность учащихся, которые подготовили сообщения по темам: «Орнаменты древнегреческой вазописи», «Виды сосудов», «Одежда древних греков». Проведена видеофизкультминутка в соответствии с темой.

На заключительном этапе был подведен итог, проведена рефлексия и организована выставка работ учащихся.
Методическая информация

Цель: Познакомить с искусством Древней Греции через вазопись на уроках изобразительного искусства и истории.

Задачи:

  1. Образовательная:

  • продолжить формирование познавательного интереса пятиклассников к истории Древней Греции, специальных умений учащихся (работа с картой, объяснение значение понятий, составление описания предметов быта - произведений искусства);

  • дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента.

  1. Развивающая:

  • способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения) через использование разных источников информации;

  • совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий;

  • закреплять коммуникативные умения: развития устной речи, ведения диалога.

  1. Воспитывающая:

  • воспитывать уважение к величайшим шедеврам мирового искусства на примере памятников искусства Древней Греции.

Продолжительность урока: 90 мин. В течение урока предусмотрено проведение физкультминутки.

Оборудование: раздаточный материал: силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги, карточки с изображением мифологических сцен, гуашь, цветная бумага, клей, кисти, простые карандаши.

Оформление: плакаты с изображением древнегреческих сосудов, видов орнамента, фигур жителей Древней Греции. На отдельной декорированной ширме изображение ваз в стилистике древнегреческого искусства.



Перечень технических и программных средств, используемых в ходе урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация «В городе богини Афины», используемые в презентации видеоролики «Достопримечательности г. Афины», «Физкультминутка».

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, частично проблемный.

Приемы: письменный, словесный, практический, картографический.

Мотивация учащихся: мотивировать обучающихся путем выявления интереса к древнегреческому искусству; создать ситуацию успеха на уроке и подвести к выбору действий в соответствии возможностями ученика.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока:

Знания: учащиеся приобретают знания по одной из познавательных тем из курса истории и изобразительного искусства «В городе богини Афины»; через получения данной информации учащиеся получили обширный материал о достопримечательностях г. Афины, о разновидностях древнегреческих ваз и их применение в быту.

Умения: самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, работать с картой, умение объяснять значение понятий, описывать предметы быта - произведений искусства.

Навыки: уметь самостоятельно работать с текстом справочной и энциклопедической литературой, умение составлять декоративную композицию на плоскости.

Описание методики и технологии их применения:

При проведении данного урока сложилась последовательная система действий педагогов и учащихся, связанная с применением совокупности методов воспитания и обучения. Одним из главных методов повысить интерес учеников к уроку - экскурсия стало использование информационной, исследовательской и практической деятельности, способствующих интереса к данной теме и желанию создать вазопись Древней Греции. На уроке была создана ситуация успеха, способствующая раскрытию творческих возможностей учащихся.

Описание организации работы с учениками с применением ИКТ в ходе урока:

Использование при проведении урока компьютерной презентации дает возможность учителю в сжатые сроки представить материал довольного большого объема. Программы Power Point, Windows Live не перегружают зрительного пространства, фиксируют внимание ребят на восприятие материала. Презентации урока были подготовлены учителями заранее. Дети, подготовившие устные сообщения, показали более высокий уровень самообразовательных навыков.

Собственная оценка эффективности проведения урока и использования ИКТ по данной теме:

Все этапы урока были выдержаны, и цель урока была достигнута. Учащиеся с использованием на уроке ИКТ получили значимую информацию о древнегреческой вазописи. На уроке царила обстановка взаимодействия и взаимной ответственности, сотрудничества учителей и детей. Все методы использованные на уроке были основаны на демократических ценностях уважения разных точек зрения. Современная школа не должна отставать от требований времени, и современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, воспитывая новое поколение думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Подробный конспект интегрированного урока

Изобразительное искусство + История

Слайд № 1. «В городе богини Афины»

Ход урока

  1. Орг. Момент.

Учитель истории.

Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в Древнюю Грецию. А конкретно побываем в городе богини Афины, где познакомимся с достопримечательностями этого города и научимся искусству вазописи.

Для путешествия нам понадобятся дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки, фломастеры, справочник туриста – учебник, альбом, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. Проверьте, пожалуйста, все необходимое.

В добрый путь, друзья!


  1. Основная часть.

Слайд № 2. От побережья Черного моря на греческом торговом корабле через пролив Дарданеллы, Мраморное море, пролив Босфора со стороны Эгейского моря мы подплываем к Афинам. Перед нами открывается вид на большой порт Пирей. Наш корабль входит в торговую гавань. Мы выходим на берег и идем по Пирею. За мелкую серебряную монету драхму мы нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен, которые соединяют Афины с портом Пирей.

Добро пожаловать в Древнюю Грецию!
Слайд № 3. Откройте, ребята, дневники путешественника. На полях запишем дату 16 марта и сделаем первую запись - «В городе богини Афины». (1 запись в дневниках путешественника)

Учитель истории.

Слайд № 4. Давайте вспомним, где располагается г. Афины?

Ученики.

Аттика


Учитель истории.

Итак, мы в Афинах. Скажите, почему этот город получил такое название?

Слайд № 5. Пересказ детей мифа об Афине и Посейдоне.



Слайд № 6. Жаркое утро… Мы идем по узким и кривым улицам, без мостовых. Пыльно и душно. По обеим сторонам улиц расположены дома ремесленников. Посмотрите, ребята, они сложены из кирпича-сырца и булыжников, в один - два этажа. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Как вы думаете, почему? (Это помогало сохранить в доме в жаркий день прохладу, но придавало улице несколько мрачный вид).

Греки заселялись в районах в соответствии со своим занятием: улицы сапожников, торговцев рыбой, кузнецов и горшечников. А сейчас мы с вами подходим к большому району, где познакомимся с достопримечательностями города Афин.

Слайд № 7. Показ фрагмента видеофильма «Достопримечательности г. Афины» (2,5 мин.).

Учитель истории.

Слайд № 8. “Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” – так сказал древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но он был прав. Почему?

Слайд № 9. 1. Достопримечательности г.Афины. (вторая запись в дневниках путешественника)

Акрополь – холм с крутыми склонами

Фидий – скульптор статуи Афины

Парфенон – храм богини Афины

Кариатиды – каменные фигуры юных девушек

Агора – главная площадь Афины

Портик – это полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Слайд № 10. Звучит «Мелодия дождя»Chris Spheeris

Учитель ИЗО:

Древние греки, античные греки,

многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берёт:

ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

и Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили,

и Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

Было гончарное их мастерство!

Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Что означает это слово?

Слайд № 11. 3. Керамик – район гончарных мастерских (третья запись в дневниках путешественника)

Слайд № 12. По гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ». В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.(четвертая запись в дневниках путешественника)

В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских. Один из ремесленников приглашает нас посетить его мастерскую. О, чудо! Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создает удивительные творения. - Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения.

Слайд № 13. Сообщение учащегося «Виды сосудов» (пятая запись в дневниках путешественника)
Слайд № 14. Амфоры - для хранения оливкового масла.
Слайд № 15. Гидрии – для хранения воды.
Слайд № 16. Кратеры –для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Слайд № 17. Килики –вазы для пития.
Слайд № 18. Лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
Слайд № 19. шестая запись в дневниках путешественника.

Слайд № 20. Фикульминутка.

Ребята, но в Древней Греции, перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)


Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)




Учитель ИЗО.

- Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью. Показ декоративной вазы в стиле росписи древнегреческой вазописи.
- Как вы думаете, почему? (Чтобы было красиво. Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте).

- А почему украшали по-разному? (Потому что мы разные и украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир).

- И форма, и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В росписи ваз существует два вида техники.

Слайд № 21. Техники росписи ваз: (седьмая запись в дневниках путешественника)

  • Чёрнофигурная - (демонстрация) фон оставался красным, фигуры

покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица. А более новая

  • Краснофигурная - (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры
    оставались красными, и на них наносились чёрные линии складок и прочие
    подробности.

- Ребята, чем украшались керамические вазы?
Правильно, на древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

- Скажите, что такое орнамент (определение)? -  (Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется орнаментом).

-Назовите виды орнамента? (растительный, геометрический, зооморфный)

-Посмотрите на вазы. Какими видами орнамента украшены они? (растительный, геометрический).

Правильно, горлышко и низ вазы украшали растительным и геометрическим орнаментом.

А стенки ваз расписывали мифологическими сценами.

-  Что такое миф? (предания, сказания о героях и богах)

- Какими орнаментами украшались, нам об этом расскажут девочки.

Слайд № 22. Сообщение «Орнаменты древнегреческой вазописи» (восьмая запись в дневниках путешественника)


Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые. (ПАЛЬМЕТТА) –
Очень распространён был МЕАНДР.


В виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.

Учитель ИЗО.

- А что такое русло реки.?
(Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.)
Учитель ИЗО.



- А где вы видели такой узор?
- На что похож этот орнамент?
- Да он так и называется
ВОЛНА . А еще мы можем выделить БУТОН ЛОТОСА.

Учитель истории.

Слайд № 23. - Ребята, а главную часть сосуда, его тулово занимала картина – сюжетная роспись.

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Хранят вазы в музеях. Слайд № 24. Знаменитая ваза хранится в петербургском Эрмитаже. На ней изображены мужчина, юноша и мальчик, которые показывают взглядами и жестами на ласточку в небе и переговариваются: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!».

По мифологическим сценам можно было составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

- А сейчас послушайте сообщение о том, как древние греки раньше одевались.

Слайды № 25-29. Сообщение «Одежда древних греков».

Второй урок

Недавно наш знакомый получил большой заказ из Олимпии. Давайте ему поможем и представим себя в роли художников, расписывающих вазы.

Только выполните греческую вазу не из глины, а вырежете из цветной бумаги и распишите её.

Практическая работа

Слайд № 30. Детям розданы технологические карты последовательности выполнения работы. Учитель показывает, как из цветной бумаги симметрично вырезать форму вазы, затем наметить простым карандашом растительный и геометрический орнамент, которым ученики будут расписывать горлышко и низ вазы. А также нанести сюжетный рисунок, в виде аппликации. (Учащимся раздаются иллюстрации, где показаны различные формы ваз, иллюстрированные различными мифологическими картинками)





Слайд № 31. – физкульминутка во время практической работы

Слайд № 32. - Работать вы будете под греческую музыку, которая поможет вам представить себя в роли мастеров - вазописцев.

Дети работают.

  1. Подведение итогов. Результат работы.
    Проходит в игровой форме «Наполнить вазу»: на доске нарисована ваза и учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.

  • Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись).

  • Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется ... (орнамент)

  • Предание, сказание о богах, героях называется...(миф)

  • Вазы, в которых хранили вино и масло называются ...(амфоры)

  • Большая ваза в которой смешивали вино и воду называются...(кратер)

  • Как назывался стиль росписи, при котором, фон оставался красным, фигуры
    покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица? (чёрнофигурный)

  • Как назывался стиль росписи, при котором, фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным, и на них наносились чёрные линии, складок и прочие подробности? (краснофигурный).

  • Рыночная площадь в древнегреческих городах. (Агора)

  • Древнегреческий сосуд для питья из металла или обожженной глины, представляющий собой открытую плоскую чашу на ножке. (Килик)

  • Мраморный храм девы Афины на Акрополе в Афинах. (Парфе­нон)

  • Афинский квартал, в котором жили гончары. (Керамик)

  • Выдающийся древнегреческий скульптор, автор статуи Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне. (Фидий)



Выставка работ учащихся



- Посмотрите какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
- Расскажи о своей вазе? (название, техника, орнамент).

- Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?
- Молодцы, вы хорошо потрудились. Благодаря вашим стараниям вы научились сами оформлять древнегреческую вазопись. И возможно кто-то из вас в будущем сможет стать замечательным художником реставратором или археологом.


Спасибо за урок не забудьте привести в порядок свои рабочие места.

Использованная литература:


  1. Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, и.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского.-М.:ВАКО, 2004.

  2. Герои Древнего мира / Пересказ К.Сторр; Пер. с англ. – М.: Дом, 1993.

  3. Герои Эллады: Из мифов Древней Греции/ Пересказ В. Смирновой. – М.: Детская литература,1988.

  4. Древние Египет и Греция / Пер. с франц. – М., 1997.

  5. История древнего мира. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицской) / Авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2004.

  6. Конышева И. Наш рукотворный мир:Учебник по трудовому обучению. – М., 2001.

  7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Просвещение, 1975.

  8. Любимов Л. Искусство Древнего мира. –М., 1980.

  9. Миллард Э. История Древнего мира (научно-познавательная литература). -РОСМЭН, 1998

  10. Немировский А., Ильинская Л.,Уколова В. История Древнего мира для школьников старших классов. Греция и Рим. В 2-х томах. Т. 1. – М.,1995.

  11. Успенский В., Успенский Л.Мифы Древней Греции. – Л.: Детская литература, 1989.

  12. Энциклопедия для детей. Искусство. –мосвка: Аванта +, 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Реферат ко дню космонавтики (физика) на тему : «наш космонавт: муса манаров»
Муса Хираманович Манаров Летчик-космонавт, герой Советского Союза, родился 22 марта 1951 года в городе Баку (ныне Республика Азербайджан)...
Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Урок по развитию речи на тему: «Здравствуй, гостья зима!»
Гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29 IV вида»
Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Тематическое планирование по русской литературе 6 класс
Урок развития речи. Сочинение на тему «В чем красота и мудрость русского фольклора?»
Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал»
Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини
Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Урок на тему: «Односоставные предложения»
Лингвистическая разминка. Назовите типы односоставных предложений в стихах А. А. Фета. ( Стихи записаны на доске)
Урок на тему: «В городе богини Афины» icon Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции