Скачать 176.18 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Энтузиастская основная общеобразовательная школа»
«____»_________________20___г. 7 класс Составитель: учитель русского языка и литературы Кандрашкина Анжелика Евгеньевна 2013 - 2014 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 7кл.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2009. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. В Примерной программе МО РФ литература 6-7 класса определяется как 2 этап развития литературного образования. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Следует обратить внимание на историко-хронологический подход автора программы в структурировании материала. Это помогает решить задачу формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика, и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями, наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую- специальные разделы, посвященные истории некоторых наиболее устойчивых жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сатиры», «Из истории сонета», «Из истории поэмы», «Из истории эссе», «Из истории пародии». Увидеть обилие жанров внутри каждого рода поможет «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце учебника- хрестоматии. В упрощенном виде она использована и в заданиях учебника. Таблица открыта для продолжения. В нее можно включить любое количество жанров, из которых состоят эпос, лирика и драма. Задача работы с этой таблицей- не запоминание названий конкретных жанров и их признаков, а представление об их обилии и наличии особенностей, которые отличают один жанр от другого. Необходимо отметить, что в программу 7 класса включены новые разделы: «Античная литература», «Литература эпохи Возрождения», «Литература эпохи Просвещения». В течение всего года ученики наблюдают за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету (в продолжении курса литературы в 5-6 классах). Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания программы: «Портрет героя в художественном произведении различных жанров», «Пейзаж в художественных произведениях различных жанров». В раздел «Отражение духовных поисков человека ХХ века в лирике» включено несколько лирических произведений. Учителю предоставлено право выбора количества часов на изучение указанного раздела поэтических произведений с учетом тематики. Хотя автор программы не выделяет специальных уроков внеклассного чтения, нами представлено в тематическом планировании 4 часа. Можно расширить список изучаемых произведений за счет самостоятельного (домашнего) чтения. Формы проверки могут различными: библиотечными уроки, читательская конференция, презентации, читательские дневники, различные творческие работы. Самостоятельное чтение учащихся может быть использовано и для проведения уроков развития речи. Эти уроки носят обучающий, обобщающий и контролирующий характер. Но в соответствии с современной концепцией литературно образования элементы развития устной и письменной речи должны отрабатываться на каждом уроке. Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса. Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Принципы построения Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
Условия реализации программы Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, а также современных Интернет, электронных учебников.; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы. 1. УМК под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. 2. Тесты. 3. Видео материалы по программе 7 класса. 4. Компьютер. Презентации по разделам программы. 5. Художественные тексты. При реализации программы используются элементы технологий: - личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; -развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников; - объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний. - формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. - проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека: - дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя; - учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов; - технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов. При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в школе из расчета 2 учебных часа в неделю, из них на развитие речи отводится 4 часа. Учебно - тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Роды и жанры художественной литературы. Повторение изученного в 6 классе. Определение темы курса, повторение родов и жанров литературы. Устное народное творчество Былины. Драма «Барин».Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного народа. Теория. Жанры народного театра Античная литература. Гомер «Илиада», «Одиссея». Теория. Героический эпос
Теория Трагедия. Сонет Литература эпохи Просвещения. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Жанры классической литературы ХIХ века. История басни. Древнегреческий баснописец Эзоп. Сюжеты басен. Басни И.А.Крылова. Теория литературы. Басни. Из истории баллады. В.А.Жуковский. Таинственное и романтическое в балладе. Отражение русского национального быта, верований, поэтических преданий. А.С.Пушкин. «Барышня – крестьянка», «Дубровский». Слово о Пушкине. Стихотворения. Живость повествования. Мастерство сюжета. Лаконизм описаний. Критическое изображение барства, осуждение произвола и деспотизма. Сочувственное отношение автора в бунту крестьян. Характер протеста В.Дубровского против беззакония и справедливости. Чистота и благородство отношений Владимира и Маши. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Стихотворения. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности. Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Роль вступления, лирического монолога, своеобразие и значение пейзажа в поэме. Основное идейное содержание поэмы- любовь к Родине, протест против смирения и покорности. Мцыри-любимый идеал Лермонтова. Поэма в оценке русских и национальных писателей. Н.В.гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Страх перед «Ревизором» как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Н.Г.Лесков. Сказ «Левша»- выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Гордость писателя за народ – за его трудолюбие, талантливость и патриотизм. Горькое чувство от его унижения и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. М.Е.Салтыков –Щедрин. Сказки. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужиков. Осуждение покорности мужика. Сатира на социальные и нравственные пороки общества. М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Трудности определения жанра. Приёмы сатирического изображения действительности. Гротеск как один из ведущих приёмов в рассказе. А.П.Чехов. Рассказы. Комические ситуации. Сатира и юмор в рассказах. Смысл названия. «Говорящие». Фамилии. Литература ХХ века. Творчество К.Бальмонта, В.Брюсова, И. Северянина. Жанры. Патетика труда, . мастерство и особенности жанра в стихах поэтов. Активность новых поисков. Р. Киплинг. «Если…».Особенности разных переводов одного стихотворения. Идея стихотворения. М.Горький. «Старуха Изергиль». «Старый год». Жанровое своеобразие произведений писателя. Легенды. Сюжет и его герой. Образ Данко. Романтические приёмы создания. В.В.Маяковский. «Необычайное приключение ….» Мысли автора о роли плэзии в жизни человека и общества. М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием». Жанры прозы и драматургии писателя. К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа». Рождение именно конкретного жанра или процесс творчества. Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников». Творчество драматурга. Великая Отечественная война в художественной литературе. М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину». Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя. Судьба человека в годы войны. Война и дети. Гуманизм рассказа. В. Г .Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы; её роль в жизни мальчика. Фантастика и её жанры. Р. Шекли. «Запах мысли». Жанр научной фантастики. Герой рассказа. Нравственная проблематика. Детективная литература и её жанры Артур Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Детективный рассказ как жанр. Его специфика. Сюжет и герои. Их истории пародии. Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса Ученик должен знать:
Ученик должен уметь:
Календарно – тематическое планирование
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля:
Для заучивания наизусть А. С. Пушкин.»Полтава»(отрывок). М. Ю. Лермонтов. Стихи по выбору учащегося. И.С.Тургенев. «Русский язык» А.А.Ахматова «Мужество» К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Е.Винокуров «Москвичи» С.А.Есенин «Топи да болота…» Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…» Н.Рубцов» Тихая моя Родина» Литература для учителя 1. Т. Ф. Курдюмова. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч.I-II. Москва. Дрофа. 2003 год. 2. Поурочные разработки по литературе под редакцией И.В.Золотаревой. Москва. «ВАКО», 2004 год. 3. Т .Ф .Курдюмова. Литература. 5 класс. Методические рекомендации. Москва. Дрофа. 2003 год. 4. Программа по литературе. 5. Журнал «Литература в школе». 6. Приложение к «Первое сентября». «Литература». 7. Антонова Л.В. Контрольно – измерительные материалы. Литература: 5 класс. – М.:ВАКО, 2010г. Литература для учащихся 1. Учебник – хрестоматия. «Дрофа» Москва. 2005 год. 2. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве». Москва. 2001. 3. Пушкин А.С. Стихи. Москва. 1999 г. 4. Гоголь Н.В. «Ревизор» Москва.1998 5. Словарь литературоведческих терминов |
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.), на основе примерной Программы... |
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе... Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой мо РФ ( Москва... |
||
Компоненты рабочей учебной Рабочая программа учебного предмета «Литература 7 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... |
Компоненты рабочей учебной Рабочая программа учебного предмета «Литература 9 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... |
||
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования... |
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... |
||
Г североморска мурманской области Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта... |
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред.... |
||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.), на основе примерной Программы основною... |
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |