Компоненты рабочей учебной




Скачать 130.53 Kb.
Название Компоненты рабочей учебной
Дата публикации 19.10.2014
Размер 130.53 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Щучье

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Программа утверждена

Рассмотрено на МС «___» ________ 2009 года

Пр.№_____ от «__» ___ 2009 года директор муниципального

общеобразовательного учреждения

города Щучье

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Кузьмина Т.А._____________________

Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

9 класс

Г. Щучье, 2009

Компоненты рабочей учебной

программы



  • пояснительная записка

  • требования к уровню подготовки

  • учебно-тематическое планирование

  • содержание тем учебного курса

  • контроль уровня обученности

  • перечень литературы и средств обучения

  • приложение


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература 9 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе, на основе авторской программы, разработанной В.Я. Коровиной.

Данный учебный предмет имеет своей целью: приобщение к искусству слова, богатствам русской классической русской и зарубежной литературы и формирование на этой основе современного мировоззрения учащихся, духовных потребностей, нравственных убеждений, художественного вкуса.

Изучение предмета «Литература» способствует решению следующих задач:

  1. формирование у учащихся нравственно-эстетического мировоззрения, вооружение их основами знаний;

  2. воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников самостоятельно пополнять знания по литературе; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Учебный предмет изучается в 9 классе, состоит из 102 часов, в том числе на контрольные работы и часы на развитие речи.

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, индивидуальная работа и индивидуальный опрос, составление таблиц и кроссвордов и т. д.

Итоговый контроль проводится в форме теста, различных опросов, викторин. Материалы контроля представлены в приложении.

В результате изучения данного предмета учащийся должен:

*свободно пользоваться знаниями по литературе;

*знать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

*уметь выполнять перечень конкретных умений и навыков по литературе.

Материалы контроля предоставлены в приложении.

Межпредметные связи на уроках русского языка. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций автора.

Значительно расширить и обогатить восприятие литературных произведений может продуманное использование в учебно-воспитательном процессе учебных и художественных фильмов, радио- и телепередач, звукозаписей, различных иллюстративных материалов, произведений живописи, музыки как самостоятельных видов искусства.


Требования к уровню подготовки

Основные требования к знаниям учащихся по литературе по каждому классу, сформулированные в программе, предусматривают знание содержания и художественного своеобразия произведений, изучаемых монографически, владение теоретико-литературными понятиями, включенными в программу данного класса, знание текстов, рекомендованных программой для заучивания наизусть.

1. Учащиеся должны знать изученные на уроках литературы в 9 классе художественные произведения, составлять их пересказ.

2.К концу 9го класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать текст художественного произведения; событийную сторону (сюжет) и героев изученных эпических произведений;

  • Знать основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы;

  • Уметь находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении;

  • Уметь определять роль изобразительно-выразительных средств языка в контексте;

  • Уметь сопоставлять двух героев изучаемого произведения;

  • Уметь различать эпические и лирические произведения;

  • Уметь правильно, бегло, выразительно читать вслух художественные и учебные тексты;

  • Уметь пересказывать устно и письменно – подробно, сжато, выборочно – эпические произведения и отрывки из них;

  • Уметь создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведение;

  • Уметь составлять план собственного устного и письменного высказывания;

  • Уметь давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства.



Учебно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Количество часов

Из них на развитие речи

Из них на внеклассное чтение

1.

Введение.


1

-

-

2.

Древнерусская литература..

2

-

-

3.

Русской литературы

18 века.

15

3

2

4.

Русской литературы

19 века.

55

13

6

5.

Русской литературы

20 века

27

3

1

6.

Из зарубежной литературы.

2

-

-

Итого: 102 19 9


Содержание тем учебного курса

Введение.(1ч.)

Литература духовной жизни и ее роль в человека. Шедевры русской литературы. Литература как искусство слова.

Древнерусская литература.(2ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения.

Русская литература 18 века.

Характеристика русской литературы 18 века.(1ч.)

Гражданский пафос русского классицизма. Обзор и изучение одной из монографических тем.

Д.И. Фонвизин.(3ч.)

Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. проблема воспитания истинного гражданина. Основные каноны классицизма.

М.В. Ломоносов. (2ч.)

Слово о поэте. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…». Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки, просвещения.

Г.Р. Державин.(2ч.)

Слово о поэте. «Властителям и судьям». Обличие несправедливости.

Н.М. Карамзин.(2ч.)

Слово о писателе. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Сентиментализм. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

Русская литература 19 века.

Поэзия, проза, драматургия 19 века. «Золотой век» русской литературы.(3 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. 19 век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм.

А.С. Грибоедов.(8ч.)

Слово о драматурге. «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии.

А.С. Пушкин.(13 ч.)

Жизненный и творческий путь поэта. «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Понятие о реализме. Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

М.Ю. Лермонтов.(10 ч.)

Слово о поэте. «Герои нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одиночества, темы любви, поэта и поэзии.

Н.В. Гоголь.(7 ч.)

Слово о писателе. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. «Мертвые души». Смысл названия поэмы. Система образов. Развитие понятий об образе-символе, литературном типе, о сатире.

Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.(3 ч.)

Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений.

И.С. Тургенев.(4 ч.)

Слово о писателе. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Образ героя-повествователя. Лиризм рассказа. Роль пейзажа.

А.Н. Островский.(3 ч.)

Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Комедия как жанр драматургии.

Ф.М. Достоевский.(3 ч.)

Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.

Л.Н. Толстой.(4 ч.)

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм, чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А.П. Чехов.(2ч.)

Слово о писателе. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Тема брака по расчету. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Жанровые особенности рассказа.

Русская литература 20 века.

Пути русской литературы 20 века.(1 ч.)

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений 20 века.

М. Горький.(3 ч.)

Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.

М.А. Булгаков.(4 ч.)

Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.(1 ч.)

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

А.А. Блок.(2ч.)

Слово о поэте. Великие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.

С.А. Есенин.(2 ч.)

Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.

В.В. Маяковский(2 ч.).

Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви. Особенности стиха Маяковского.

А.А. Ахматова.(1 ч.)

Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

М.И. Цветаева.(1 ч.)

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики стихотворений

М.И. Цветаевой.

Н.А. Заболоцкий.(1 ч.)

Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц». Стихотворения о человеке и природе.

М.А. Шолохов.(1 ч.)

Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

А.Т. Твардовский.(2 ч.)

Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе. «Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

Герои и проблемы современной прозы.(2 ч.)

Обобщающий урок по программе 9 класса.(2 ч.)

Из зарубежной литературы.

Уильям Шекспир.(2 ч.)

«Гамлет». Образ Гамлета. Конфликт. Мастерство Шекспира-драматурга.

Контроль уровня обученности
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление подготовленности учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения учащихся над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знаний вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных работ (тест, ответ на вопрос, реферат, сообщение…). Являясь составной частью системы работ по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Перечень литературы и средств обучения
Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Литература. М.: 2005.

  2. Примерные программы на основе Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (общего) образования. Литература. М.: 2005.

  3. Программа для общеобразовательных школ. Литература. – Просвещение, М.: 2006.

  4. Учебник-хрестоматия. Литература. Для 9 класса. – М.: Просвещение, 2007.

  5. Универсальные поурочные разработки по литературе.9 класс/ И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2005.


Для учащихся:

  1. Учебник-хрестоматия. Литература. Для 9 класса. – М.: Просвещение, 2007.




Приложение
Итоговый тест по разделу I


  1. «… Ломоносов зачастую вынужден симулировать поэтический восторг по поводу, мало его волнующего. Отсюда преувеличенный метафоризм его од, грандиозность образов, порою превосходящих разумную черту».

  • Правда ли, что для оды 1747 г. Характерен «преувеличенный метафоризм»?

Если да, приведите конкретные примеры.

  • Вы встречали в оде 1747 г. Образы, «грациозность» которых, на ваш взгляд, порою переходила некую «разумную черту»?

  • Что на ваш взгляд, можно понимать под «разумной чертой», когда речь идет о художественном образе?

  1. «По сюжету и названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его прямым «недорослем». На самом деле речь идет не об ученье, а о «воспитании» в обычном для Фонвизина широком значении этого слова» (В.П. Степанов.)

  • Можете ли вы согласиться с тем, что в «Недоросле» «речь идет не об ученье»?

Обоснуйте свой ответ.

  1. Драматург, актер и театральный критик П.А. Плавильщиков заметил в 1792 г.: «Сколько ни производит наш «Недоросль» смеху, но есть мгновение в четвертом действии, в которое у зрителя выступает слеза».

  • Как вы думаете, чем производит «Недоросль» смех? Не устарел ли смех «Недоросля» для современного зрителя, читателя?

  • Какое «мгновение в четвертом действии» вызывало слезу у современников Фонвизина? Изменилась ли реакция на это у зрителя сегодняшнего?

  1. Е. Рогачевская утверждает: «Рассматривая «Недоросль» как классицистическую комедию, нельзя не отметить тех отступлений от формальных требований, которые ввел в свое произведение Фонвизин».

  • Как вы считаете, какие особенности комедии Фонвизина дают основания рассматривать ее как классицистическую?

  • Какие отступления от формальных требований классицизма есть в «Недоросле»?

  1. Какой принцип является «лишним» для классицизма?

  • единство места,

  • единство времени,

  • единство языка,

  • единство действия.

  1. Какой жанр классицизма не относится к «высоким»?

  • сатира,

  • ода,

  • трагедия,

  • эпопея.

7.Какая из черт не характерна сентиментализму?

  • культ чувств,

  • культ природы,

  • культ разума,

  • культ врожденной нравственной чистоты.

8. Дайте полную характеристику Лизы. («Бедная Лиза»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Компоненты рабочей учебной icon Компоненты рабочей учебной
Рабочая программа учебного предмета «Литература 7 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Компоненты рабочей учебной icon Рабочей программы учебной дисциплины: / / рабочая программа учебной дисциплины
...
Компоненты рабочей учебной icon Рабочей программы учебной дисциплины «Русская литература»
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов
Компоненты рабочей учебной icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Компоненты рабочей учебной icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Компоненты рабочей учебной icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы– создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Компоненты рабочей учебной icon Приказ заведующего. 2 Изучение членами рабочей группы Федерального...
Создание рабочей группы для разработки мероприятий по введению фгос к структуре и условиям реализации основной образовательной программы...
Компоненты рабочей учебной icon Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради)
Цели: познакомить учащихся с содержанием учебной программы по русскому языку в 8 классе; создать положительный эмоциональный настрой;...
Компоненты рабочей учебной icon Заседания рабочей группы по введению фгос начального общего образования
Задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени
Компоненты рабочей учебной icon Задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной...
Й группы с целями и задачами, стоящими перед ними. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции