Компоненты рабочей учебной




Скачать 156.26 Kb.
Название Компоненты рабочей учебной
Дата публикации 17.10.2014
Размер 156.26 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Щучье

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Программа утверждена

Рассмотрено на МС «___» ________ 2009 года

Пр.№_____ от «__» ___ 2009 года директор муниципального

общеобразовательного учреждения

города Щучье

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Кузьмина Т.А._____________________

Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

7 класс

Г. Щучье, 2009

Компоненты рабочей учебной

программы



  • пояснительная записка

  • требования к уровню подготовки

  • учебно-тематическое планирование

  • содержание тем учебного курса

  • контроль уровня обученности

  • перечень литературы и средств обучения

  • приложение


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература 7 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе, на основе авторской программы, разработанной В.Я. Коровиной.

Данный учебный предмет имеет своей целью: приобщение к искусству слова, богатствам русской классической русской и зарубежной литературы и формирование на этой основе современного мировоззрения учащихся, духовных потребностей, нравственных убеждений, художественного вкуса.

Изучение предмета «Литература» способствует решению следующих задач:

  1. формирование у учащихся нравственно-эстетического мировоззрения, вооружение их основами знаний;

  2. воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников самостоятельно пополнять знания по литературе; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Учебный предмет изучается в 7 классе, состоит из 68 часов, в том числе на контрольные работы и часы на развитие речи.

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, индивидуальная работа и индивидуальный опрос, составление таблиц и кроссвордов и т. д.

Итоговый контроль проводится в форме теста, различных опросов, викторин. Материалы контроля представлены в приложении.

В результате изучения данного предмета учащийся должен:

*свободно пользоваться знаниями по литературе;

*знать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

*уметь выполнять перечень конкретных умений и навыков по литературе.

Материалы контроля предоставлены в приложении.

Межпредметные связи на уроках русского языка. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций автора.

Значительно расширить и обогатить восприятие литературных произведений может продуманное использование в учебно-воспитательном процессе учебных и художественных фильмов, радио- и телепередач, звукозаписей, различных иллюстративных материалов, произведений живописи, музыки как самостоятельных видов искусства.


Требования к уровню подготовки

Основные требования к знаниям учащихся по литературе по каждому классу, сформулированные в программе, предусматривают знание содержания и художественного своеобразия произведений, изучаемых монографически, владение теоретико-литературными понятиями, включенными в программу данного класса, знание текстов, рекомендованных программой для заучивания наизусть.

1. Учащиеся должны знать изученные на уроках литературы в 7 классе художественные произведения, составлять их пересказ.

2.К концу 7го класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать текст художественного произведения; событийную сторону (сюжет) и героев изученных эпических произведений;

  • Знать основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы;

  • Уметь находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении;

  • Уметь определять роль изобразительно-выразительных средств языка в контексте;

  • Уметь сопоставлять двух героев изучаемого произведения;

  • Уметь различать эпические и лирические произведения;

  • Уметь правильно, бегло, выразительно читать вслух художественные и учебные тексты;

  • Уметь пересказывать устно и письменно – подробно, сжато, выборочно – эпические произведения и отрывки из них;

  • Уметь создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведение;

  • Уметь составлять план собственного устного и письменного высказывания;

  • Уметь давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства.



Учебно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Количество часов

Из них на развитие речи

Из них на внеклассное чтение

1.

Введение.


1

-

-

2.

Устное народное общество.

7

2

1

3.

Из русской литературы

18 века.

33

3

3

4.

Из русской литературы

20 века.

20

3

2

5.

Из зарубежной литературы.

7

1

2

Итого: 68 9 8

Содержание тем учебного курса

Введение (1ч.).

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Устное народное творчество.

Былины (4ч.).

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, щедрость, физическая сила).

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.

Теория. Былина.

Пословицы и поговорки (1ч.).

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различие пословиц разных стран мира на одну тему(эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Пословица.

Древнерусская литература (2ч.).

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Из русской литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов (2ч.).

Краткий рассказ об ученом. «К статуи Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величия государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем российской науки и ее творцов. Патриотизм, признание труда, деяний на благо родины – важнейшие черты гражданина.

Теория. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. (1ч.).

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века.

Василий Андреевич Жуковский (2ч.).

Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь» - перевод баллады И.В. Гете. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.

Теория. Художественный перевод. (первоначальные представления).

Александр Сергеевич Пушки.(5ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения Смысл сопоставления Олега и Волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Летопись.

«Борис Годунов». (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

Михаил Юрьевич Лермонтов (3ч.).

Краткий рассказ о поэте. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.» поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идем поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык и стих. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы. (первоначальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. (4ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Поэтический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой. (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев (4ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. (3ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

Теория. Поэма.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о тои, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести…». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск.

Лев Николаевич Толстой (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Иван Алексеевич Бунин (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Цифры», «Лапти». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И.А. Бунина .

Антон Павлович Чехов (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова.

Теория. Юмор.

Край ты мой! Родимый край! (1ч.).

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин и др.) Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века.

Максим Горький (4ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

Теория. Понятие об идеи произведения.

Владимир Владимирович Маяковский (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещан и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой.

Леонид Николаевич Андреевич (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Андрей Платонович Платонов (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

На дорогах войны…(1ч.).

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны с стихотворениях поэтов – участников войны. (А. Ахматова «Клятва», «Песня мира», К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.)

Евгений Иванович Носов (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Федор Александрович Абрамов (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Александр Трифонович Твардовский (1ч.).

Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родина…», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Юрий Павлович Казаков (2ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя родина»

Стихотворения о природе, о родине, собственном восприятии мира (1ч.) (С.Есенин, А. Прокофьев, М. Исаковский, Н. Заболоцкий, А. Яшин, Н. Рубцов, Н. Рыленков). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч.).

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория. Публицистика. Воспоминания. Мемуары (начальные представления).
Из зарубежной литературы.

Роберт Бернс (1ч.).

Особенности творчества Роберта Бернса.

«Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

Джордж Гордон Байрон (1ч.).

«Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

Японские хокку (1ч.).

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

Джеймс Олдридж. (1ч).

«Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»). Взаимоотношения родителей и детей – одна из острых проблем века. Сила личного примера. Ответственность за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность выстоять.

О. Генри (1ч.).

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

Луижди Пиранделло (1ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Черепаха». Чувство любви и преданности. Жизненные обстоятельства. Различное восприятие окружающего мира.


Контроль уровня обученности
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление подготовленности учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения учащихся над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знаний вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных работ (тест, ответ на вопрос, реферат, сообщение…). Являясь составной частью системы работ по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Перечень литературы и средств обучения

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Литература. М.: 2005.

  2. Примерные программы на основе Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (общего) образования. Литература. М.: 2005.

  3. Программа для общеобразовательных школ. Литература. – Просвещение, М.: 2006.

  4. Учебник-хрестоматия в 2х частях. Литература. Для 7 класса. – М.: Просвещение, 2007.

  5. Универсальные поурочные разработки по литературе.7 класс/ И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2005.

Для учащихся:


  1. Учебник-хрестоматия в 2х частях. Литература. Для 7 класса. – М.: Просвещение, 2007.




Приложение.

Тест по творчеству А.С. Пушкина.

  1. Каково отношение А.С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»?

а) восторженное;

б) негативное;

в) двойственное;

г) равнодушное.

  1. Как можно определить пафос вступления к «Медному всаднику»?

а) задумчивый, печальный;

б) трагический;

в) философский;

г) торжественный.

  1. Определите жанр «Песни о Вещем Олеге»?

а) былина;

б) поэма;

в) баллада;

г) легенда.

  1. С какой целью Петр I решает «… в Европу прорубить окно»?

а) расширить торговые отношения с Европой;

б) «…назло надменному соседу»;

в) так было «суждено» Петру I;

г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международной арене.

  1. Какой момент «Песни о Вещем Олеге» можно назвать его кульминацией?

а) предсказание кудесника;

б) победа над Царьградом;

в) исполнение предсказания;

г) языческий бог Перун.

Тест по творчеству А.П.Чехова.


  1. Кого в рассказе А.П.Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова;

б) Хрюкина;

в) Елдырина;

г) повара;

д) толпу зевак.

  1. Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистки А.П.Чехова?

а) внутренний монолог;

б) бытописание;

в) психологизм;

г) художественная деталь.

  1. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке»?

а) бытописанием;

б) художественной деталью;

в) символом.

  1. Каково авторское отношение к героям рассказа «Хамелеон»?

а) сочувствие;

б) негодование;

в) высмеивание;

г) безразличие.

  1. В чем смысл названия рассказа?

а) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество;

б) метафорическое обозначение чиновничества;

в) глубокий метафорический символ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Компоненты рабочей учебной icon Компоненты рабочей учебной
Рабочая программа учебного предмета «Литература 9 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Компоненты рабочей учебной icon Рабочей программы учебной дисциплины: / / рабочая программа учебной дисциплины
...
Компоненты рабочей учебной icon Рабочей программы учебной дисциплины «Русская литература»
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов
Компоненты рабочей учебной icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Компоненты рабочей учебной icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Компоненты рабочей учебной icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы– создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Компоненты рабочей учебной icon Приказ заведующего. 2 Изучение членами рабочей группы Федерального...
Создание рабочей группы для разработки мероприятий по введению фгос к структуре и условиям реализации основной образовательной программы...
Компоненты рабочей учебной icon Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради)
Цели: познакомить учащихся с содержанием учебной программы по русскому языку в 8 классе; создать положительный эмоциональный настрой;...
Компоненты рабочей учебной icon Заседания рабочей группы по введению фгос начального общего образования
Задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени
Компоненты рабочей учебной icon Задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной...
Й группы с целями и задачами, стоящими перед ними. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции