Скачать 1.32 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС учитель: Бадирова Ж.Б, 2014 – 2015 учебный год Литературное чтение для 2-4 классов четырехлетней начальной школы. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения. Для реализации программного содержания используются: Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. «Литературное чтение: учебник 4 класс»- М.: Просвещение, 2013 г. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Литературное чтение». 4 класс». - М.: Просвещение, 2013 г. Количество часов в год - 68. Количество часов в неделю - 2. Количество часов в I четверти - 18. Количество часов в II четверти-14. Количество часов в III четверти - 20. Количество часов в IV четверти - 16. Содержание программы (68 ч) Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Летописи. Былины. Жития. Откуда пошла Русская земля («И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего»;«Ильины три поездочки»; «Житие Сергия Радонежского» (отрывок). Чудесный мир классики П.П. Ершов («Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин ( «Няне»; «Туча»; «Унылая пора!»; «Сказка о мертвой царевне...»); М.Ю. Лермонтов («Дары Терека» (отрывок); «Ашик-Кериб»); Л.Н. Толстой («Детство» (отрывок) «Как мужик камень убрал»); А.П. Чехов («Мальчики»). Литературные сказки В.Ф. Одоевский («Городок в табакерке»); В. М. Гаршин («Сказка о жабе и розе»); П.П. Бажов («Серебряное копытце») С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»). Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев («Еще земли печален вид...»; «Как неожиданно и ярко...»); А. А. Фет («Весенний дождь»; «Бабочка»); Е. А. Баратынский («Весна, весна! Как воздух чист...»; «Где сладкий шепот...»); А.Н. Плещеев («Дети и птичка»); И. С. Никитин («В синем небе плывут над полями...»); Н. А. Некрасов («Школьник»; «В зимние сумерки»); И. А. Бунин («Листопад»). Делу время — потехе час. Е.Л. Шварц («Сказка о потерянном времени»); В.Ю. Драгунский «Главные реки»; «Что любит Мишка»); В.В. Голявкин («Никакой горчицы я не ел»). Страна детства. Б.С. Житков («Как я ловил человечков»); К.Г. Паустовский («Корзина с еловыми шишками»); М.М. Зощенко («Елка»). Поэтическая тетрадь В.Я. Брюсов («Опять сон»; «Детская»); С.А. Есенин («Бабушкины сказки»); М. И. Цветаева («Бежит тропинка с бугорка»; «Наши царства»). Природа и мы Д.Н.Мамин-Сибиряк («Приёмыш»); А.И.Куприн («Барбос и Жулька»); М.М. Пришвин («Выскочка»); Е.И. Чарушин («Кабан»); В.П. Астафьев («Стрижонок Скрип»). Поэтическая тетрадь Б.Л. Пастернак («Золотая осень»); С.А. Клычков («Весна в лесу»); Д.Б. Кедрин («Бабье лето»); Н.М. Рубцов («Сентябрь»). С.А. Есенин («Лебедушка»). Родина И.С.Никитин («Русь»); С.Д.Дрожжин («Родине»); А.В.Жигулин («О,Родина! В неярком блеске…»); Б.А.Слуцкий («Лошади в океане»). Страна «Фантазия». Е.С. Велтистов (« Приключения Электроника»); К. Булычев («Путешествие Алисы»). Зарубежная литература Д. Свифт («Путешествие Гулливера»); Г.Х. Андерсен («Русалочка»); М. Твен («Приключения Тома Сойера»); С. Лагерлеф («Святая ночь», «В Назарете»). Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом 1. Развитие навыка чтения Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного. Обучение приемам чтения про себя на небольших по объему текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного) Интенсивное развитие двух видов чтения — вслух и про себя; овладение беглым чтением разнообразных по объему и жанрам произведений. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. 2. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения,. Организация практикумов по выразительному чтению: а) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции; б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением; в) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением. Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания. 3. Требования к уровню сформированного навыка чтения Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 80—90 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. 4. Выработка умений работать с текстом Самостоятельное выявление смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам Различение оттенков значения слов в тексте использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов: от имени одного из героев, (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя; составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения. Практическое различение художественных и научно-популярных текстов. Обогащение и активизация словаря учащихся; развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге: по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях «абзац», «подзаголовок», «красная строка». Коллективное слушание произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу IV класса Обучающиеся должны: - владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в мин; - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. Обучающиеся должны уметь: - устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать ее своими словами;
~ самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища; - оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. Обучающиеся должны знать:
- не менее 6-7 народных сказок (уметь, их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить их). Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными результатами обучения в начальной школе являются: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать читать наизусть; стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев); умение написать отзыв на прочитанное произведение Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
|
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного... |
Рабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения... Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ |
||
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы |
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное... |
||
Рабочая программа по литературному чтению для 3 классов умк «Школа России» (фгос) Рабочая учебная программа по литературному чтению адресована учителям мбоу «ксош №1», работающим в 3 классах по умк «Школа России»... |
Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными... |
||
Программа по литературному чтению. Пояснительная записка Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта... |
Рабочая программа по литературному чтению класс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы по предмету «Литературное чтение»... |
||
Рабочая программа начального общего образования по литературному... Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы... |
«рабочая программа по литературному чтению для 4 а класса» Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т е читателя, адекватно, полноценно и творчески... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |