Рабочая программа по литературному чтению 4 класс




НазваниеРабочая программа по литературному чтению 4 класс
страница1/10
Дата публикации16.10.2014
Размер1.32 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 КЛАСС

учитель: Бадирова Ж.Б,

2014 – 2015 учебный год

Литературное чтение для 2-4 классов

четырехлетней начальной школы.

Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

Для реализации программного содержания используются:

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. «Литературное чтение: учебник 4 класс»- М.: Просвещение, 2013 г.

Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Литературное чтение». 4 класс». - М.: Просвещение, 2013 г.

Количество часов в год - 68.

Количество часов в неделю - 2.

Количество часов в I четверти - 18.

Количество часов в II четверти-14.

Количество часов в III четверти - 20.

Количество часов в IV четверти - 16.
Содержание программы (68 ч)

Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былина­ми, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современ­ной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Летописи. Былины. Жития.

Откуда пошла Русская земля («И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего»;«Ильины три поездочки»; «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).


Чудесный мир классики

П.П. Ершов («Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин ( «Няне»; «Туча»; «Унылая пора!»; «Сказка о мертвой царевне...»); М.Ю. Лермонтов («Дары Терека» (отры­вок); «Ашик-Кериб»); Л.Н. Толстой («Детство» (отрывок) «Как мужик камень убрал»); А.П. Чехов («Мальчики»).
Литературные сказки

В.Ф. Одоевский («Городок в табакерке»); В. М. Гаршин («Сказка о жабе и розе»); П.П. Бажов («Серебряное копытце») С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»).

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев («Еще земли пе­чален вид...»; «Как неожиданно и ярко...»); А. А. Фет («Весенний дождь»; «Бабочка»); Е. А. Баратынский («Весна, весна! Как воздух чист...»; «Где сладкий шепот...»); А.Н. Плещеев («Дети и птичка»); И. С. Никитин («В синем небе плывут над полями...»); Н. А. Некрасов («Школьник»; «В зимние сумерки»); И. А. Бунин («Листопад»).

Делу время — потехе час.

Е.Л. Шварц («Сказка о потерянном време­ни»); В.Ю. Драгунский «Главные реки»; «Что любит Мишка»); В.В. Голявкин («Никакой горчицы я не ел»).

Страна детства.

Б.С. Житков («Как я ловил человечков»); К.Г. Паустовский («Корзина с еловыми шиш­ками»); М.М. Зощенко («Елка»).

Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов («Опять сон»; «Детская»); С.А. Есенин («Ба­бушкины сказки»); М. И. Цветаева («Бежит тро­пинка с бугорка»; «Наши царства»).

Природа и мы

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Приёмыш»); А.И.Куприн («Барбос и Жулька»); М.М. Пришвин («Выскочка»); Е.И. Чарушин («Кабан»); В.П. Астафьев («Стрижонок Скрип»).

Поэтическая тетрадь

Б.Л. Пастернак («Золотая осень»); С.А. Клычков («Весна в лесу»); Д.Б. Кедрин («Бабье лето»); Н.М. Рубцов («Сентябрь»). С.А. Есенин («Лебедушка»).

Родина

И.С.Никитин («Русь»); С.Д.Дрожжин («Родине»); А.В.Жигулин («О,Родина! В неярком блеске…»); Б.А.Слуцкий («Лошади в океане»).

Страна «Фантазия».

Е.С. Велтистов («

Приключения Электроника»); К. Булычев («Путешествие Алисы»).

Зарубежная литература

Д. Свифт («Путешествие Гулливера»); Г.Х. Андерсен («Русалочка»); М. Твен («Приключения Тома Сойера»); С. Лагерлеф («Святая ночь», «В Назарете»).

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

1. Развитие навыка чтения

Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ус­коренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зри­тельного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших по объему текстах с по­степенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим спо­собом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного со­держания до осознания основной мысли прочитанного) Интенсивное развитие двух видов чтения — вслух и про себя; овладение беглым чтением разнообразных по объему и жанрам произведений.

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

2. Развитие выразительности чтения и речи, формирование на­выков орфоэпически правильного чтения

Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствова­нию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чте­ния,.

Организация практикумов по выразительному чтению:

а) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами иг­ры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой све­чи»), силы голоса, дикции;

б) овладение правилами литературного произношения слов (орфо­эпическими правилами), словесным ударением;

в) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мело­дикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтек­стом): с осуждением, похвалой, одобрением.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать уме­ние планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

3. Требования к уровню сформированного навыка чтения

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя лю­бого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 80—90 слов в ми­нуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

4. Выработка умений работать с текстом

Самостоятельное выявление смысла прочитанного (формулирование глав­ной мысли своими словами), установление смысловых частей текста.

Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на са­мостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему.

Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности из­ложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (приро­ды, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога по­вествованием.

Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отно­шения к событиям и персонажам Различение оттенков значения слов в тексте использование их в речи, на­хождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изо­бражающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, ме­тафор, фразеологических оборотов).

Составление творческих пересказов: от имени одного из героев, (с измене­нием лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе ге­роя; составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

Практическое различение художественных и научно-популярных текстов. Обогащение и активизация словаря учащихся; развитие устной речи, ее содержа­тельности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Ориентировка в учебной книге: по содержанию, самостоятельное пользова­ние методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопро­сами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях «абзац», «под­заголовок», «красная строка».

Коллективное слушание произведений, созвучных эмоциональному на­строению школьников в определенных ситуациях.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу IV класса

Обучающиеся должны:

- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения це­лыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в мин;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:

- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать ее своими словами;

  • составлять план к прочитанному — полный, краткий, картинный;

  • вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочи­танного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из пер­сонажей), придумать начало повествования или его возможное продол­жение и завершение;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и быто­вые описания;

~ самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характери­стику основным действующим лицам произведения;

- осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений классикой отечественной и зару­бежной литературы;

  • названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жан­ров, а также литературных произведений классических писателей;

- не менее 6-7 народных сказок (уметь, их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить их).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

знакомство с культурно-историческим наследи­ем России, общечеловеческими ценностями;

восприятие лите­ратурного произведения как особого вида искусства;

полно­ценное восприятие художественной литературы;

эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

освоение приёмов поиска нужной информа­ции;

овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де­ление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),

умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

формирование пред­ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще­стве; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование необходимого уровня читательской компетентности;

овладение техникой чтения, приёмами понима­ния прочитанного и прослушанного произведения;

элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования ху­дожественных, научно-популярных и учебных текстов;

умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

умение пользоваться словарями и справочниками;

осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятель­ности;

умение составлять несложные монологические высказы­вания о произведении (героях, событиях),

устно передавать содержание текста по плану,

составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и опи­сания;

умение декламировать читать наизусть; стихотворные произведения,

выступать перед знакомой аудиторией (сверстни­ками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями;

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев);

умение написать отзыв на прочитанное произведение

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки


Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

-посещение уроков по программам наблюдения

-диагностическая контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения


-анализ динамики текущей успеваемости


- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconРабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения...
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconРабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconРабочая программа по литературному чтению для 3 классов умк «Школа России» (фгос)
Рабочая учебная программа по литературному чтению адресована учителям мбоу «ксош №1», работающим в 3 классах по умк «Школа России»...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconПрограмма по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconПрограмма по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconРабочая программа по литературному чтению класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы по предмету «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс iconРабочая программа начального общего образования по литературному...
Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс icon«рабочая программа по литературному чтению для 4 а класса»
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т е читателя, адекватно, полноценно и творчески...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции