Г североморска мурманской области




Скачать 178.53 Kb.
Название Г североморска мурманской области
Дата публикации 28.05.2014
Размер 178.53 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Химия > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

г. СЕВЕРОМОРСКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ








Утверждаю:

Директор МБОУСОШ № 7

__________ /Кудрачинская Н.В./

«_31_» августа 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ»
основное общее образование

(8 –9 классы)
Принята

на Педагогическом совете

протокол № __1___

«_31_» августа 2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования2004г. и примерной программы основного общего образования

Объем отобранного содержания программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения химии в основной школе, которая установлена базисным учебным планом (по 2 учебных часа в неделю в 8 и 9 классах).

В основе программы лежит концентрический подход. Его особенность состоит в том, чтобы сохранить присущий русской школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.

Ведущими идеями программы являются:

- материальное единство вещества природы, их генетическая связь;

- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

- познаваемость закономерностей протекания химических реакций;

- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

- представление о химическом соединении как о звене в непрерывной цепи превращений веществ, об участии веществ в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

- объективность и познаваемость - основа разработки принципов управления химическими превращениями веществ, экологически безопасных способов их производства и мероприятий по охране окружающей среды от загрязнения;

- взаимосвязанность науки и практики: практика - движущая сила развития науки, а успехи практики - результаты развития науки;

- гуманистический характер химической науки и химизации народного хозяйства, их направленность на решение глобальных проблем современности

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Учебно-тематическое планирование. 8 класс


Название темы, количество часов

Содержание темы


Введение (5 ч)

1. Предмет химии. Вещества

2. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

3. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

4. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы

5.Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества

Практикум часть 1 (работы 1-3) (3 ч)

6 Практическая работа №1.Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Наблюдение. Описание. Измерение. Эксперимент.

7. Практическая работа №2.Наблюдение за горящей свечей.

8. Практическая работа №3. Очистка загрязненной поваренной соли.


Тема 1. Атомы химических элементов

( 10 ч)


9. Основные сведения о строении атомов

10. Изменение числа протонов и нейтронов в ядре

11. Электроны. Строение электронных оболочек

12. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов

13. Понятие об ионной связи

14. Ковалентная неполярная химическая связь

15. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь

16. Понятие о металлической связи

17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»

18. Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»


Тема 2. Простые вещества

(6 ч)



19. Простые вещества – металлы. Физические свойства металлов.

20. Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов. Аллотропия.

21. Количество вещества. Молярная масса вещества

22. Молярный объем газообразных веществ

23. Урок-упражнение по теме «Простые вещества»

24. Контрольная работа №2. по теме «Простые вещества»


Тема 3. Соединения химических элементов

(12 ч)



25. Степень окисления. Бинарные соединения

26. Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды. Летучие водородные соединения

27. Основания

28. Кислоты

29. Соли как производные кислот и оснований. Получение кристаллов солей.

30. Урок-упражнение по теме «Классификация сложных веществ»

31. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические решетки. Кристаллические и аморфные вещества.

32.Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка загрязненной поваренной соли.

33 Массовая и объемная доля компонентов смеси. Доля примесей

34. Расчеты, связанные с понятием «доля»

35. Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

36. Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 ч)




37. Физические явления

38. Химические реакции: условия, признаки, классификация.

39. Закон сохранения массы веществ Химические уравнения

40. Реакции разложения

41. Реакции соединения

42. Реакции замещения

43. Реакции обмена

44. Расчеты по химическим уравнениям

45. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

46. Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум Практикум 1. Часть 2.

(работа №4-5) (2 ч)

47. Практическая работа №4.Признаки химических реакций.

48. Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и определение его концентрации в растворе.

Тема 6. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (4ч)

49. Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

50. .Катализ и катализаторы.

51. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

52. . Обобщение и систематизация знаний по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».


Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства электролитов (13 ч)



53. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.

54. Понятие об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации

55. Ионные уравнения реакций

56. Кислоты в свете ТЭД. Свойства кислот в свете ТЭД

57. Основания в свете ТЭД

58. Оксиды

59. Соли в свете ТЭД

60. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

61.Обобщение и систематизация знаний по теме..

62. Контрольная работа № 5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

63 Классификация химических реакций.

64. Окислительно-восстановительные реакции

65. Свойства веществ в свете окислительно-восстановительных реакций


Тема 8. Химический практикум «Свойства электролитов» (2 часа)

66. Практическая работа №6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

67. Практическая работа №7.Решение экспериментальных задач.

68. Итоговый урок (тестирование).


Практические и контрольные работы. 8 класс


Тема

Практические работы

Контрольные работы

Практикум часть 1

№1.Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Наблюдение. Описание. Измерение. Эксперимент.
№2. Наблюдение за горящей свечей.
№3. Очистка загрязненной поваренной соли.




Тема 1. Атомы химических элементов




Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»

Тема 2. Простые вещества





Контрольная работа №2. по теме «Простые вещества»

Тема 3. Соединения химических элементов





Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами




Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум

№4.Признаки химических реакций.
№5. Приготовление раствора сахара и определение его концентрации в растворе.




Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов



Контрольная работа № 5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»


Тема 8. Химический практикум «Свойства электролитов»

№6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№7.Решение экспериментальных задач.






Учебно-тематическое планирование. 9 класс

Название темы, количество часов



Содержание темы

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

( 5 ч)



1. Характеристика элемента по его положению в периодической системе

2. Переходные элементы. Амфотерность.

3.Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева

4. Генетические ряды металла и неметалла

5. Свойства классов неорганических веществ в свете ТЭД, ОВР.


Тема 1. Металлы

( 14 ч )


6. Положение элементов-металлов в периодической системе

7. Сплавы

8. Химические свойства металлов

9. Общие способы получения металлов

10. Коррозия металлов

11. Общая характеристика щелочных металлов

12. Общая характеристика элементов главной подгруппы П группы (щелочно-земельных металлов )

13. Алюминий и его свойства

14. Соединения алюминия

15. Железо и его свойства

16. Соединения железа (П) и железа (Ш)

17. Решение расчетных задач по теме «Металлы»

18. Обобщение знаний по теме «Металлы»

свойств»

19. Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

Тема 2. Свойства Ме и их соединений ( 2 часа)

20.Практическая работа №1.Практическое осуществление схем превращений.

21. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»


Тема 3. Неметаллы

( 20 ч)


22. Общая характеристика неметаллов

Водород. Кислород. Озон. Вода.

23. Общая характеристика галогенов

24. Соединения галогенов

25. Кислород

26. Сера и ее свойства

27. Оксиды серы (IV) и (VI)

28. Серная кислота и ее соли

29. Азот и его свойства

30. Аммиак и его свойства

31. Соли аммония

32. Оксиды азота Азотная кислота и ее свойства

33. Нитраты и нитриты

34. Фосфор и его соединения.

35. Углерод. Алмаз. Графит. Углерод и его свойства

36. Оксиды углерода (П) и (IV) Угольная кислота. Карбонаты.

37.. Кремний и его соединения.

38. Силикатная промышленность

39. Решение расчетных задач по теме «Неметаллы»

40. Обобщение знаний по теме «Неметаллы»

41. Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»


Тема 4. Практикум по теме «Неметаллы» (5 ч).

42. Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и опыты с ней.

43. Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

44. Практическая работа №5. Получение аммиака и опыты с ним.

45. Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».

46. Практическая работа №7. Получение углекислого газа и опыты с ним.


Тема 5. Органические соединения (12 ч)

47.Предмет органической химии. Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова.

48. Метан и этан

49. Этилен

50. ПР № 8. Изготовление моделей углеводородов

51. Понятие о спиртах

52. Альдегиды

53. Карбоновые кислоты

54. Понятие о сложных эфирах. Жиры

55. Аминокислоты. Белки

56. Понятие об углеводах

57. . Полимеры.

58. Обобщение знаний учащихся по органической химии

59. Контрольная работа №3 по теме «Органические вещества».



Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

( 4 ч )



60. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

61. Строение вещества..

62. Химические реакции.

63. Классы веществ. Общие химические свойства основных классов неорганических веществ

64.Итоговая контрольная работа (№4) за курс основной школы (тестирование)

Тема 7. Химия и экология городов.

65. Взаимосвязь экологии и химии. Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями.

66.Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы и современные способы очистки выбросов.

67. Химические элементы и их соединения в биосфере.

68.Органические вещества в жизни растений, животных и человека.



Практические и контрольные работы. 9 класс


Тема

Практические работы

Контрольные работы

Тема 1. Металлы





Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

Тема 2. Свойства Ме и их соединений ( 2 часа)

№1.Практическое осуществление схем превращений.

№2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»




Тема 3. Неметаллы





Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»


Тема 4. Практикум по теме «Неметаллы» (5 ч).

№ 3. Получение соляной кислоты и опыты с ней.

№4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

№5. Получение аммиака и опыты с ним.

№ 6. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».

№7. Получение углекислого газа и опыты с ним.




Тема 5. Органические соединения


№ 8. Изготовление моделей углеводородов




Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы




Контрольная работа № 4 по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

  • химическую символику: знаки хим.элементов, формулы хим.веществ и уравнения хим.реакций;

  • важнейшие химические понятия: хим.элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, хим.связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, хим. реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;


уметь

  • называть: хим. элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного ( порядкового) номера хим.элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: хим.элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы хим.реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип хим.связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения хим.реакций;

  • обращаться с хим.посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю хим.элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.
Литература


  • Габриелян О.С. Химия-8. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2010

  • Габриелян О.С. Химия-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2010

  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2003

  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2003

  • Химия. 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8». О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.:Дрофа, 2005

  • Химия. 9 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9». О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.:Дрофа, 2005

  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 класс. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8». . – М.:Дрофа, 2005

  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 класс. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9». . – М.:Дрофа, 2005

  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 -9 кл. – М.:Дрофа, 2005


Тематическое распределение часов





п.п


Тематические блоки

Количество часов

Государственная примерная программа

модифицированная программа

класс


УМК

Габриелян О. С.



1.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ-НЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ



( 8 час).

7

8 класс

2

9класс

9





2.


ВЕЩЕСТВО


( 25 час).

22

8 класс

3

9 класс

25




3.


ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ


(15 час).

20

8 класс


2

9 класс

22

4.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ



(62 час)


19

8 класс

43

9 класс

62




5.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ


( 10 час).

12

9 класс

6.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ


( 6 час).

2

8 класс

4

9 класс

6




7.

Резерв

14







8.

Итого

140

136




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г североморска мурманской области icon Информация об организации инновационной деятельности в Муниципальном...
Информация об организации инновационной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной...
Г североморска мурманской области icon Г. Североморска Мурманской области Утверждаю
Рабочая учебная программа по истории обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года
Г североморска мурманской области icon Программа развития воспитания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном...

Г североморска мурманской области icon Г североморска мурманской области
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы. М.:...
Г североморска мурманской области icon Г североморска мурманской области
Рабочая программа по музыке для 5-7 и 8-9 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Г североморска мурманской области icon Г североморска мурманской области
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» разработана на основе федерального компонента государственного образовательного...
Г североморска мурманской области icon Г североморска мурманской области
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике,...
Г североморска мурманской области icon Г североморска мурманской области
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5–7 и 8–9 классов составлена на основе федерального компонента государственного...
Г североморска мурманской области icon Курсовая работа тема: История лексикографии поморских говоров Мурманской...
История лексикографии поморских говоров Мурманской области конца 19 – начала 20 в
Г североморска мурманской области icon Г. Мончегорска Мурманской области «утверждаю»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения, о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции