Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.»




Скачать 0.56 Mb.
Название Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.»
страница 1/3
Дата публикации 25.09.2014
Размер 0.56 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________Г. А. Папуткова

«__» _______20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б3. В.13 История русской литературы

Направление подготовки: 050100 – педагогическое образование

Профиль подготовки: Русский язык и Литература

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 5 лет

Нижний Новгород,

2012 г.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного «17» января 2011 г., номер государственной регистрации 46.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профилю подготовки Русский язык и Литература, утвержденного «14» апреля 2011 г.

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ – начала ХХ вв._» принята на заседании кафедры «__________________», протокол № ___

от «___» ______________ 20___г.

Разработчик: доктор филологических наук, профессор В.Т.Захарова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «_______________»

_________________/____________/

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. библиотекой «_______________»

_________________/____________/

«____»_______________20__г.

  1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью освоения дисциплины (модуля) История русской литературы (Литература русского Зарубежья) является изучение литературы русской эмиргации в русле современных теоретико- и историко-литературных представлений о закономерностях литературного процесса России ХХ века.

Задачи дисциплины:

  • выявление культурных и художественных достижений литературы русской эмиграции и введение их в контекст национальной традиции;

  • выявление в художественном творчестве специфических индивидуально-авторских доминант постижения мира и действительности;

  • осмысление основных тенденций движения художественной мысли в сложных взаимосвязях с социальными потрясениями ХХ века;

  • анализ творчества писателей и поэтов в соотнесённости с литературно-эстетическими теориями и тенденциями ХХ века;

  • изучение литературного творчества в аспекте исторической поэтики;

  • установление типологии художественного сознания различных этапов литературы ХХ века.

2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: вариативная часть профессионального цикла.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): «Введение в литературоведение», «Поэтика» «Устное народное творчество», а также предыдущие разделы дисциплины «История русской литературы».

Дисциплины, для которых данная дисциплина (модуль) является предшествующей: «История русской литературной критики», «Теория литературы», «История русской литературы» (последующие разделы).

3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-1 – владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – способность анализировать мировоззренческие, специально и личностно значимые проблемы;

ОК-3 – способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОПК-3- владение основами речевой профессиональной культуры.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) студент должен:

Знать:

  • закономерности русского литературного процесса,

  • базовые термины и теоретические понятия, необходимые для осмысления истории русской литературы,

  • периодизацию развития русской литературы в эмиграции,

  • сущность понятия «традиция» и закономерности его функционирования в литературном процессе,

  • основные факты творческих биографий писателей русского Зарубежья, основные этапы творческой эволюции изучаемых авторов, художественного мира каждого из изучаемых писателей, определять их в категориях теоретической и исторической поэтики;

  • знать наизусть программные произведения изучаемых поэтов

Уметь:

  • анализировать художественные произведения различных жанров в единстве формы и содержания с учетом авторских философско-эстетических открытий;

  • выявлять в художественном творчестве доминанты национального духовного самосознания, православной аксиологии и этики;

  • сравнивать тексты и определять их место в творчестве конкретного автора и в литературном процессе в целом;

  • выявлять структурные компоненты художественного текста, различные средства художественной выразительности, определять их место и функцию в тексте;

  • понимать сущность взаимодействия различных типов художественного сознания в литературном процессе, соотносить художественное творчество различных авторов с литературно-эстетическими теориями эпохи;

  • синтезировать различные методологические подходы в их разнообразных сочетаниях - мифологического и этимологического предметов исследования, культурологического, сравнительно-исторического литературоведения, психологии и психоанализа, феноменологии, структурализма и других современных подходов к анализу литературного процесса и произведения.

Владеть навыками

использования понятийного аппарата современного литературоведения и умением его использовать при анализе художественных произведений;

самостоятельного анализа текстов художественной литературы;

оценки роли и места конкретного художественного произведения в литературном процессе.

4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 6







Общая трудоемкость дисциплины

2

108

108




Аудиторные занятия

72

72




Лекции

18

18




Практические занятия,

семинары

18

18




Занятия в активной

и интерактивной формах










Самостоятельная работа

36

36




Вид итогового контроля

Экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

  1. Раздел1. Современное содержание понятия «Серебряный век».

1.1. Сущность определения «Серебряный век русской поэзии», данного Н.Оцупом. Понятие «русский культурный Ренессанс», введенное Н.Бердяевым. Философская, эстетическая атмосфера возникновения искусства Серебряного века.

1.2. Яркий всплеск «русской талантливости» в различных сферах искусства.

Раздел 2. Проза Серебряного века: новый облик реализма.

2.1.Необходимость восприятия русской литературы ХХ века как полифонического единства. Введение русской культуры Серебряного века в органическое русло отечественных традиций.

2.2. Проблема судеб русского реализма. Концепция литературного процесса в России К.Леонтьева. Естественный процесс рождения новых форм художественного диалога с миром. Д.Лихачев о реализме как самообновляющемся направлении.

2.3.Многообразие творческих индивидуальностей.

Ив.Бунин. Лиро-эпическая проза Бунина 1900-х годов: символико-

импрессионистическое воплощение драматического «рубежного» мироощущения.

Философское постижение жизни через индивидуально-личностное осмысление прекрасного.

Судьбы России в прозе 1910-х годов: трагическая концепция бытия, апелляция к его древним национально-историческим основам. Планетарность мышления Бунина, глубина осмысления проблем мировой цивилизации, провидческое начало. Неореалистический характер поэтики: усложненная ассоциативность композиции, многомерная символика, интонированная цветопись, экспрессивная окрашенность деталей.

2.4.М.Горький. Традиции «чеховского реализма, «одухотворенного до символа», в прозе М.Горького. Новаторский характер горьковского психологизма (глубокая соотнесенность человека и внешнего мира); неореалистическая поэтика в прозе 1910-х годов. Проблема красоты, всеохватность восприятия «живой жизни».

2.5.А.Куприн. Стремление воплотить «бесконечную благодарность сердца за радость

существования», воспевание красоты «естественного человека». Мотив всепобеждающего

искусства. Проблема нравственных исканий личности в конфликте с окружающей средой.

Утонченность психологических коллизий, роль образов-символов, глубина «подтекстовых»

обобщений.

2.6..Б.К.Зайцев. Светоносность зайцевской импрессионистической лирики в прозе. Философия жизни и смерти в соотнесении с представлением о целесообразности бытия. Идея созерцания как активная форма постижения сущего. Поэтизация неповторимых мгновений жизни, соизмеримость их с вечными ценностями. Овладение формами психологизма чеховского типа. Философия «путничества» в прозе писателя.

2.7.ИС.Шмелев. Сказовый характер прозы. Обогащение реалистического письма виртуозной лейтмотивностью, цветописной образностью. Символико-экспрессивная доминанта произведений, раскрывающая проблему «человек и природа». Художественное воплощение религиозно-философского поиска Истины; рождение «духовного реализма».

2.8. Л.Андреев. Стремление к интенсивному укрупнению образов, мыслей, настроений, сгущению, абстрагированию сущности явлений – своеобразие андреевского «экспрессионизма». Символизация драматических наблюдений. Выразительность новой повествовательной формы, экспрессия деталей, красок, слова. Гуманистические акценты, мечта о гармонизации человека и мира.

2.9. Дооктябрьское творчество А.Н.Толстого, В.В.Вересаева. Обзор.

Сатирическая проза: А.Аверченко, Н.Тэффи. Обзор.



  1. Раздел 3. Поэзия Серебряного века: родство художественных исканий различных творческих направлений.



3.1.Расцвет поэзии. Сущность модернизма, его глубокое отличие от декаданса. История модернизма в России – совокупная деятельность нескольких литературных поколений. Объединяющая идея – стремление создания нового искусства, преображающего мир.

3.2.Символизм. Значение философии и поэзии Вл.Соловьева. «Старшие» и «младшие» участники течения. Стремление открыть «незримую», «живую сущность» явлений, создать

жизнетворящее искусство. Философия и теория символизма в работах Д.Мережковского, К.Бальмонта.

3.3.Разнообразие творческих индивидуальностей. Поэзия А.Блока, К.Бальмонта, В.Брюсова.

3.4. Акмеизм. Эстетическая программа. Декларации Н.Гумилева, С.Городецкого.
3.5.Особенности образной системы акмеистов. Отличие программы акмеизма от символизма и преемственная связь с ним: влечение к всесовершенству, смелое соотношение конечного и беспредельного, мотивы слияния лирического героя с родиной, творчески окрашенный поиск Истины и Красоты, историческая «русская тема». Поэзия Н.Гумилева, А.Ахматовой и др.

3.6.Футуризм. Декларации течения. Эпатирующий смысл программы. Пояснение В.Маяковским подлинных устремлений футуристов. Сущность понятия «будетляне», цель и характер творческого дерзания, причины преобразования поэтического языка. разнообразие творческих индивидуальностей.

3.7. Мятежный дух ранней лирики В.Маяковского.

3.8.Ссвоеобразие мифологического мышления В.Хлебникова.

3.9.Поэтическое творчество М.Цветаевой, М.Волошина, И.Северянина в культурном пространстве Серебряного века.















Итого ч.













Программа курса

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ)»

Раздел 1. Сущность понятия «Серебряный век русской культуры».

Своеобразие периода конца XIX – начала XX . Художественная жизнь в России в начале ХХ века: многообразие художественных исканий. Сущность понятия «Серебряный век». Смысл определения эпохи данного Н. Бердяевым: «русский культурный ренессанс».

Методологическая направленность подхода к изучению русской литературы ХХ века как к «полифоническому единству» (Н. Богомолов). Необходимость» разомкнуть» восприятие Серебряного века как некоей особой философско-эстетической субстанции. Значение культурных традиций прошлого.

Мироощущение глобальной рубежности в самосознании деятелей русской культуры. Глубокие взаимосвязи литературы, искусства, философии, религиозной мысли. Литература и общественная жизнь. Особая роль писателя в русском обществе этого периода. Расцвет прессы.

Раздел 2.

Исторические судьбы русского реализма начала ХХ века.
Ускорившийся диалектический процесс «самообновления реализма» (Д. Лихачев) в русской литературе начала ХХ века. К. Леонтьев о русской литературной школе периода классического реализма, о «перезрелости» ее стиля к концу ХIХ века. Неизбежность рождения новых форм художественного диалога с миром. Активное взаимодействие реализма с другими типами художественного мышления: романтизмом, импрессионизмом, символизмом, экспрессионизмом. Освоение новых жанровых форм, повествовательных структур.
И.А. Бунин

Формирование личности писателя в обстановке провинциальной дворянской культуры. Ранняя лирика. Поэма «Листопад» (1901). Пейзажная лирика как философско-поэтическое раздумье о всеобщих законах бытия. Чистота и прозрачность красок бунинской лирики. Родство художественных поисков Бунина-лирика открытиям в русской живописи. Бунин и Левитан. Бунин и Васнецов. Бунин и Нестеров. Проблема ответственного выбора в лирике Бунина рубежа веков («На распутье», 1900; «На высоте», 1900).

Лиро-эпическая проза Бунина 1900-х годов («Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Новая дорога»). Способность Бунина ощущать жизнь в ее глобальных исторических смещениях, восприятие бытия как неделимого целого, осознание глубинной «связи времен». Поэтика Бунина: лаконизм формы, ассоциативность композиции, подтекстовая символика, музыкальное начало, интонированная цветопись.

Проблема духовных исканий личности («Над городом», «Надежда», «Тишина»). Человек и природа в ранней прозе Бунина («Заря всю ночь», «Сосны»). Философское постижение бытия через индивидуально-личностное осмысление прекрасного.

Импрессионистичность бунинского мироощущения: сопряжение мига и вечности, субъективированность психологизции; способность многомерно-чувственно воспринимать жизнь природы, в ее сращенности с душевным состоянием человека.

Попытка проникнуть в тайны мироздания («Туман», «Белая лошадь»).

Художественное восприятие идеи светоносности культур прошлого (рассказ « На Донце», путевые поэмы «Тень птицы»).

Судьбы русского крестьянства в прозе 1910-х годов (Суходол», «Захар Воробьев», «Веселый двор», «Худая трава»). Глубинное постижение крестьянской психологии. Повесть «Деревня»: трагическая концепция бытия, апелляция к древним национально-историческим основам крестьянского существования. Активность внефабульных средств изобразительности для выражения авторской позиции.

Проблема трагического одиночества человека в мире («Легкое дыхание», 1916; «Сны Чанга», 1916). Экзистенциальное мировосприятие, утонченность психологического рисунка.

Субстанциональный и окказиональный конфликт в прозе Ив. Бунина («Старуха»,1916).

Планетарность художественного мышления Бунина в рассказах «Братья» (1914), «Господин из Сан-Франциско» (1915). Философская глубина постижения проблем мировой цивилизации, провидческое начало. Своеобразие поэтики: мастерство композиции, многомерная символизация, экспрессивная окрашенность стилистики.

М. Горький

Проблема современного переосмысления творчества Горького: необходимость снятия социологических штампов, включения феномена Горького в художественное пространство Серебряного века.

Литературный дебют Горького – рассказ «Макар Чудра» (1892). Его философская сложность, поэтическая красота. Истоки темы «задумавшихся русских людей» (рассказы «Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш», «Бывшие люди» и др.).

Символико-импрессионистическое начало ранней прозы Горького. Проблема красоты и ее художественного решение в рассказах Горького. Красота в мире обывательского самодовольства («Нищенка»), драматический след промелькнувшего счастья («Роман»), мир, спугнувший красоту («26 и одна»).

Проблема красоты в натурфилософском аспекте («Мальва»). Мотив дисгармоничности людского бытия и торжествующей гармонии жизни природы. Роль объективированного авторского повествования. Антропоморфический образ внешнего мира в структуре рассказа.

Проблема индивидуализма у раннего Горького. Решение ее в произведениях романтического плана – рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»: своеобразие композиции, значение автобиографического образа, способы передачи его мироощущения. Генезис образа Ларры. Пушкинская традиция в решении проблемы «герой и народ». Художественное воссоздание индивидуалистического характера в ранних реалистических рассказах («Скуки ради», «В степи», «Мой спутник»). Философские, эстетические, жизненные истоки индивидуалистического характера в творчестве Горького. Эволюция в решении индивидуализма в литературе XIX- начала XX века.

Повести «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900) – первые произведения крупной эпической формы. Развитие «вечной» темы русской литературы: поиск смысла жизни незаурядной личностью; противоречивость характеров главных героев Фомы Гордеева и Ильи Лунева. Драматизм их исканий, обусловленный ограниченностью их эмоциональных, духовных связей с миром, ущербностью религиозного сознания. Усиление роли внефабульной образности в структуре повествования. Своеобразие психологизации (особое значение антропоморфизма образов ментального пространства).

Драматургия Горького 1900-х годов («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Влияние Чехова-драматурга. Стремление к реализму, «возвышенному до одухотворенного символа». Многомерное постижение жизни, сложность и противоречивость образов.

М. Горький и революция 1905 г. Причины заключения в Петропавловскую крепость. Обстоятельства отъезда за границу. Публицистика М. Горького американского периода.

Повесть «Мать»: проблема гуманизма, романтизация идеи революционного преображения мира и человеческой души. Библейские, апокрифические мотивы.

Горький на Капри. Повесть «Исповедь» (1908). «Окуровский» цикл («Городок Окуров», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 1911). Поиск Истины в религиозной сфере. Рост мастерства писателя: усложнение повествовательной формы эффект сплава разнородных начал на всех уровнях изображаемого. Активность подтекстовой символики, значение пространственно-временной характеристики мира. М. Горький как урбанист провинциальной России. Масштабность философского постижения причин векового «горя-злочастия» русской жизни. Усиление христианских мотивов.

Цикл рассказов «По Руси» (1912-1917). Главенство идеи красоты как одухотворенной гармонии мира. Мотив тяготения к возвышающим жизненным началам («Ледоход»). Образ русского города, «забытого счастьем» («Губин», «Кладбище»). Космизм мышления Горького. Антитеза «мироздание-человеческое бытие» («Женщина»). Поэтика «неореализма» в цикле: яркий антропоморфизм, усложненная метафоричность стиля, символико-импрессионистическое начало, язык цветописи, экспрессионистическая акцентировка детали.

Автобиографические повести «Детство» и «В людях» (1913-1914) – вершина дооктябрьского творчества М. Горького. Проблема героя: открытость миру, связь с национальной духовной традицией – залог духовного обогащения. Особенности эстетического мышления Горького-повествователя: мастерство композиции, философская глубина пространственно-временного постижения бытия, яркость символико-ассоциативной образности.

Драматургия («Зыковы», «Васса Железнова», «Старик») и публицистика Горького 1910-х годов, общественная и культурная деятельность Горького.
А.И.Куприн

Ранняя проза Куприна: рассказы об армейских нравах («Дознание», «Брегет», «Прапорщик армейский», «Свадьба»); о прорыве личности к красоте («Погибшая сила», «К славе», «Осенние цветы», «Святая любовь», «Сентиментальный роман»), о тайне бытия («Одиночество». «Страшная минута»). Тяготение к воплощению неуловимых, тонких душевных переживаний.

Повесть «Молох» (1896). Проблема гуманизма, психологический рисунок душевной эволюции личности в конфликте с окружающим миром. Протест Куприна против бесчеловечной цивилизации. Мечта о духовном, интеллектуальном преображении человечества.

Повесть «Олеся» (1898). Образ подлинной красоты. Купринская интерпретация проблемы «естественного человека».

Роман «Поединок» (1905). Проблема нравственных исканий главного героя. Традиции Л. Толстого в передаче «диалектики души». Своеобразие романного мышления Куприна: мастерство композиции, роль авторского повествования, символических подтекстовых лейтмотивов. Пацифистский пафос «Поединка». Общественный резонанс романа.

Общественная позиция Куприна во время революции 1905 года. Очерки «События в Севастополе» (1905), рассказ «Гамбринус» (1907).

Философско-эстетическое осмысление любви («Суламифь», 1908; «Гранатовый браслет», 1911). Концепция любви как великой ценности, жизненного дара. Поэтизация красоты, гармонии бытия. Художественное совершенство рассказов. Воспевание «природного бытия человека» (очерки «Листригоны», 1911).

Общественная позиция Куприна в годы Первой мировой войны и революции 1917 года.
Л. Н. Андреев

Сложность и противоречивость художественного сознания писателя. Гуманизм, сострадательное начало его ранней прозы 1890-х годов («Баргамот и Гараська», «Ангелочк», «Петька на даче»). Символический подтекст, экспрессивная акцентировка рассказов.

Философский смысл рассказа «Жили-были» (1901). Мастерство в раскрытии драматического мироощущения героев. Развитие экспрессионистической стилистики. Художественное исследование духовных бездн («Мысль», 1902; «Бездна», 1902).

Повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1903) – мастерская интерпретация древнерусского житийного жанра, своеобразное осмысление проблемы веры. Концентрация в стиле повести черт экспрессионистического обобщения.

Оригинальность интерпретации Андреевым библейского мифа об Иуде («Иуда Искариот» и др., 1907): снятие антагонизма между Иисусом и Иудой. Подчиненность художественной образности моноидее. Укрупненность средств психологизации, синтез символико-экспрессивных черт поэтики.

Отношение Л. Андреева к первой русской революции. Рассказы «Губернатор» (1905), «Тьма» (1907). Надежда на духовное преображение жизни и осознание губительности терроризма. Глубокий гуманистический пафос «Рассказа о семи повешенных» (1908). Мастерство композиции, многомерность психологического анализа, символическая лейтмотивность.

Театр Л. Андреева. Драмы «К звездам!» (1905), «Жизнь человека» (1906). Обращение к субстанциональным основам бытия. Экспрессионистическая доминанта поэтики. Принципы драмы «панпсихе».

И.С. Шмелев

Уездная Россия в рассказах 1900-х годов «Патока», «В норе», «Гражданин Уклейкин». Мир и человек в аспекте социальных связей. Символико-импрессионистическая стилистика ранней прозы Шмелева.

Повесть «Человек из ресторана» (1911). Своеобразие эстетического осмысления темы «маленького человека»: роль исповедального начала в сочетании со сказовой манерой повествования. «Эмоционально-аффективная» (И.Ильин) интонация. Мотив обретения духовной опоры в христианстве.

Самобытное осмысление «вечных тем» в рассказах 1910-х годов (Под небом», «Волчий перекат», «Росстани»). Понимание целесообразной связи всего живого, «взаиморастворенное пение всех голосов бытия» (И.Ильин). Сильный эмоциональный поток мысли социальной. Неореалистическая поэтика: символическая лейтмотивность, многозначность метафорического языка, богатая цветописная образность.

Утверждение драматичности нарушения природной гармонии («Пугливая тишина», «Стена»). Угрожающе-экспрессивная интонация, символически-емкий, провидческий подтекстовый смысл.

Апелляция к нетленным ценностям, убежденность в существовании «великого этического смысла бытия» («Виноград», «Весенний шум», «Карусель»). Лиризм и поэтичность стиля.

Первая мировая война в осмыслении Ив. Шмелева: сборники рассказов «Суровые дни» (1916), «Лик скрытый» (1917). Вера писателя в грядущее преображение жизни по евангельским законам.

«Неупиваемая Чаша». Типологическая связь с древнерусским жанром жития и повестью Н. Лескова «Запечатленный ангел». Идея праведности и подвижничества русских иконописцев. Художественное воплощение высших идей православия.
Б.К.Зайцев

Творчество 1900-х годов. «Лирический импрессионизм» раннего Зайцева: рассказы «Миф», «Молодые», «Полковник Розов», «Хлеб, люди, земля», «Деревня». Солярность, светоносность художественного сознания писателя.

Повести «Тихие зори», «Спокойствие». Ощущение всеединства жизненного потока. Осмысление соловьевской идеи красоты как одной из основных идей всеединства. Поэтизация неповторимых мгновений жизни. «Идея созерцания» как одна из главных составляющих русского менталитета (Н. Бердяев) в художественном видении Зайцева.

Рассказы «Вечерний час» и «Актриса»: личность в постижении общечеловеческих связей. Овладение Зайцевым утонченными формами психологизма чеховского типа.

Лиризм как главное стилеобразующее средство в автобиографической прозе: рассказ «Заря». Импрессионистическое воспроизведение впечатлений детства, ставших «легендарными». Камерность в интерпретации темы родины с акцентом на естественно-природное течение жизни («Лето»).

«Черные ветры» и «Завтра» - маленькая символико-экспрессионистическая дилогия о революции 1905 года.

Роман «Дальний край» (1913). Решение проблемы духовного поиска русской интеллигенции в эпоху социальных обострений в русле христианской идеи самовыражения. Неприятие идеи революционного террора. «Дальний край» как произведение «нового литературного исповедания» (Л. Войтоловский). Черты неореалистической поэтики: ослабленность фабулы – усиление внефабульных средств выразительности. Роль субъективно-лирического начала в повествовании, значение лейтмотивов в структуре произведения.

Предоктябрьский сборник рассказов «Путники» (1916). Поиск духовно-нравственного идеала героями-интеллигентами. Художественное воплощение идеи странничества (Н. Бердяев) как коренной черты национального самосознания.

Повесть «Голубая звезда» (1918) – аккумуляция философско-эстетического поиска Б. Зайцева дооктябрьского периода. Импрессионистическая художественная трансформация идеи Вл. Соловьева о космизме и Вечной Женственности, соизмеримость мгновений жизни с вечными ценностями бытия. Христианский, гармонизированный идеал писателя.
С.Н. Сергеев-Ценский

Поэма «Печаль полей» (1909) – яркое художественное воплощение пантеистического миросозерцания Сергеева-Ценского. «Лиро-эпический параллелизм» в композиции поэмы. Роль антропоморфизма, сопрягающего раздумья писателя о жизни родины во всеединстве ее связей. Утонченный психологизм с вниманием к индивидуальному, неповторимому. Субъективированность ассоциаций, пристальное внимание к неуловимой динамике состояний природного мира, динамика душевной жизни человека.

Рассказы «Улыбки» (1910), «Неторопливое солнце» (1911). Импрессионистическая броскость красок, мажорная звучность повествования, созерцательная философичность. Выражение светлой убежденности в значении вечных и незыблемых жизненных начал.

В. В. Вересаев

Произведения о русской интеллигенции и проблеме ее самоопределения в общественной жизни: «Без дороги» (1895), «Поветрие» (1897), «На повороте» (1902). Мечта о возрождении духовной атмосферы мира как высшей цели общественного движения. Углубление в психологию личности с дисгармоничным сознанием.

Увлечение концепцией «живой жизни». Философско-литературоведческий труд «Живая жизнь» (1909-1914). Влияние творческого феномена Л. Толстого.
А.Н. Толстой

Цикл рассказов «Заволжье» (1911): новое слово в раскрытии темы дворянского оскудения. Романы «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912). Психологическое мастерство, пластическая образность, языковая колоритность. Мифопоэтическая образность.

Сатирическая повесть «Приключения Расстегина» (1912). Военные рассказы А. Толстого («Обыкновенный человек», «На горе», «Под водой»). Изображение психологии человека на войне. Многообразие художественных поисков А. Толстого.

Сатирическая проза.

А.Т. Аверченко

Сборник рассказов «Круги на воде» (1912). Изобретательное разоблачение многоликой пошлости. Оригинальность построения парадоксальной ситуации. Разнообразие сатирического разоблачения.

Н.А. Тэффи

Широкий резонанс первых сборников: «Юмористические рассказы. Книга первая» (1910); «Юмористические рассказы. Книга вторая» (1911). Порочная бессмыслица опустошенной, бездуховной жизни в сатирическом осмыслении Тэффи.

Книга «И стало так…» (1912), «Карусель» (1913) и др. Антигерой Тэффи: необычайное разнообразие ситуаций, глубина сарказма.

Раздел 3.

Судьбы русской поэзии
Развитие эстетической мысли, поиск новых художественных программ. Символизм как главная художественная школа в русской культуре ХХ в. (Ж.Нива). Различие в концепциях бытия и творчества у «старших» символистов и «младосимволистов». Изложение сущности течения в работах Д. Мережковского («О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», 1892), К. Бальмонта («Элементарные слова о символической поэзии», 1900), В. Брюсова («Ключи тайн», 1903). Значение философии и лирики Вл. Соловьева. Влияние французского символизма. Глубокая национальная самобытность русской символической поэзии. Идея синтеза, теургическое начало, мифопоэтика. Контекстуальность символического стихотворения. Интертекст русского символизма.
К.Д. Бальмонт

Известность сборника стихов «Будем как солнце» (1903). Солярность поэтического мышления. Сборник «Только любовь» (1903). Широкий круг лирических переживаний поэта. Импрессионизм лирики Бальмонта: любовь к мимолетности, постижение «изменчивой радужной игры» красок жизни, утонченность в передаче оттеночных душевных переживаний. Высокое поэтическое мастерство.

Многоликость творческой личности К. Бальмонта.
А.А. Блок

Самоуглубленность, впечатлительность натуры юного Блока. Обстоятельства формирования личность поэта в доме Бекетовых. Созерцательно-романтический характер раннего творчества: «Стихи о прекрасной Даме» (1902, опубл. В 1905). Глубокое воздействие идей Вл. Соловьева о Вечной Женственности. Символический идеал «истинной жизни» в любви. Космическое значение любовного чувства. Сквозной символ любимой, - трансформируемый, но неизменный. Национальная стилизация образа возлюбленной в цикле. Древнеславянская мифопоэтика. «Роман любви» на фоне мистического нестеровского ландшафта.

Романтическое отношение Блока к революции 1905 г. («Второе крещение», «Свободны дали…»). Изменение строя переживаний поэта («Сольвейг»), взгляд «в лицо проснувшейся жизни» («О, весна без конца и без края»).

Пересмотр юношеских мистический настроений (драма «Балаганчик», 1905). Конфликт мечты и действительности («Незнакомка», 1907). Воплощение романтического протеста против мира несправедливости («Снежная маска», 1907).

Рождение «темы о России»: начало создания школы «Родина» (1907-1916). «Неотступное чувство катастрофы»: циклы «Страшный мир» (1907-1916), «Возмездие» (1908-1913). Сложность и глубина душевных переживаний лирического героя. Развенчание «страшного мира» с позиций врожденного представление об идеале. Тема одиночества, трагического противостояния миру. Образ Демона в лирических циклах: трагедия «невоплощенной красоты». Отсутствие чувства «единства мира», ощущение распада, которому соотвествует раздвоение личности героя («Глядись сквозь бледное окно…», «Так суждена безрадостность мечтанья»). Уход от мира – уход в себя («Под шум и звон однообразный…», «Как тяжело…»). «Страшный мир» как мир статики. Композиция кольцевых повторений, зеркальных отражений («Ночь, улица…», «Как свинец черна вода…», «Кольцо существования тесно…»). Образ космического «мирового колеса» в жизни, воплощающего хаоса («Миры летят…»).

Становление иной концепции человека: появление перспективы («Но я человек…», «Идут часы, и дни, и годы»). Возникновение линии пути в композиции стихотворений.

Цикл «Ямбы»: новый тип сознания героя («О, я хочу безумно жить!», «Да так диктует вдохновенье»). Проблема художественного времени в цикле.

Поэма «Возмездие» (1910-1921) – лиро-эпическая семейная хроника. Дух «мятежной» юности как возмездие «отцам». Завершение темы Демона в творчестве Блока.

«Соловьиный сад» (1915) – лиро-философская поэма, завершающая одну из сквозных тем лирики Блока: неприятие счастья, ведущего к забвению судеб мира.

Цикл «Родина» (1907-1916) – кульминация блоковской лирики. Выражение национальной специфики русской жизни. Языческие, древнерусские мотивы и образы. Фольклорное начало. Русь – святыня, тайна, «зачарованная Русь» («Русь, Россия»). Мотивы живописи М. Нестерова. Постижение национальной стихии жизни как исторически развивающейся («На поле Куликовом»).

Россия Блока – женственный образ, воплощение идеального начала. Проникновенно-личностное лирическое постижение темы («Там неба осветленный край…», «Русь моя, жена моя»). Соединение темы будущего России с темой выбора героем жизненного пути («Нам путь – степной …»).

Лирика А.Блока и традиции русской философской лирики (Баратынский, Лермонтов, Тютчев, Некрасов).

Поэма «Двенадцать» (1918) – романтическое постижение революционной эпохи. «Тема о России» в публицистике, эпистолярном наследии Блока в канун Октябрьской революции.

В.Я. Брюсов

Поэтические сборники «Русские символисты» (1894). Теоретическое осмысление символизма («Ключи тайн», 1903). Сборники лирики «Шедевры», (1895), «Это я» (1896). Противоречивость мечтаний, эксцентричность в выражении поэтического чувства. «Urbi et orbi» (1903) – книга лирики, обращенная к широкому читательскому миру. Противоречивость урбанистической лирики. В. Брюсов и революция 1905 г.: сочетание трагического и жертвенного начал («Грядущие гунны»).

Книга стихов «Семь цветов радуги» (1916): проникновенность лирического чувства.
Акмеизм

Эстетическая программа. Статьи Н. Гумилева («Наследие символизма и акмеизм», 1913); С. Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913); М. Кузмина («О прекрасной ясности», 1910). Отличие программы акмеизма от символизма и преемственная связь с ним. Шекспир, Вийон, Рабле, Готье – литературные авторитеты акмеизма. Влияние поэтического опыта И. Анненского. Образный мир акмеизма.
А.А. Ахматова

Первые сборники лирики – «Вечер» (1912), «Четки» (1914). Сложность лирического романа в стихах. «Излучение русской психологической прозы» (О. Мандельштам) в ее лирике. Высокий накал чувств и строгая сдержанность в их передаче.

Глубокий гуманистический характер лирики Ахматовой, «дар геройского освещения человека» (В. Набоков): («А ты письма мои береги…», «Прекрасных рук счастливый пленник…». Новое качество любовного чувства: мотив самоотвержения.

Сборник «Белая стая» (1917). Ахматова как «христианнейший лирик русской поэзии» (К. Чуковский). Христианские мотивы в образном строе поэтического мышления. Стихотворения- молитвы («Молитва», «И жниц ликующую рать благослови, о Боже!»). Мотивы нищенства, смирения, высокой духовной сосредоточенности.

Выражение глубокой национальной привязанности к своей родине, народу («Ты знаешь, я томлюсь в неволе…», «Мне голос был…»). Страстный пацифистский пафос стихов о Первой мировой войне («Утешение»). Чувство уязвленной совести, вины интеллигенции перед народом («В этой жизни я немного видела…»).

Высокое поэтическое мастерство. Плодотворное воздействие пушкинской поэзии.
Н.С. Гумилев

Роль впечатлений детства и юности (Кронштадт, Царское село, Тифлис).

Первый поэтический сборник «Путь конквистадоров» (1905). Маска лирического героя – неуязвимого и бесстрашного мореплавателя – как юношеская попытка утвердить себя.

Сборник «Романтические цветы» (1908). Маскарадность, экзотизм, но и стихийно-русское «искание муки». (И. Анненский).

Поэтический сборник «Жемчуга» (1911). Обозначение вектора пути, неуклонного стремления вперед. Центральный цикл сборника – «Капитаны». Экзотика дальних стран, мотив испытания героя – любовью, опасностью. Мужественная ритмика, красочная метафоричность языка.

Значение для творчества Гумилева путешествий в Африку в 1908-1912 гг. «Чужое небо» (1912) – поэтическая книга с ярко выраженной темой высокой мечты.

Участие Гумилева в Первой мировой войне. Поэтическое осмысление военного опыта – книга лирики «Колчан» (1916). Углубленная сосредоточенность, медитативный склад («Я не прожил, я протомился…», «Пятистопные ямбы»). Решение темы любви как трагической.

Появление «русской темы» в книге «Костер» (1918): «Ледоход», «Детство», «Андрей Рублев», «Мужик». Мотив «прапамяти» («Стокгольм»), выражающий сложность мироощущения поэта, многомерность его философских обобщений.

Посмертный сборник «Огненный столп» (1921) – книга глубокой философской лирики, совершенных поэтических произведений. Новое качество мужественности: пушкинский мотив благодарения жизни. Прославление вечных ценностей: земля, хлеб, любовь («Шестое чувство»). Восприятие жизни как великой метаморфозы. Усложненное взаимодействие времени и пространства в сознании лирического героя («Заблудившийся трамвай»). Трагедийное восприятие бытия.
О.Э. Мандельштам

Книга ранней лирики «Камень» (1913). Боль одиночества лирического героя, стихия которого – культура. Пробуждение «великих теней» мировой культуры. Поэтика акмеизма в лирике Мандельштама: дистанцированное поэтическое повторение и трансформация поэзии прошлых эпох, интертекстуальные аналогии, безупречная логика композиции, «гибридность» метафоры и метонимии.
М.Волошин

М. Волошин – поэт, художник, критик. Сборник лирики «Демоны глухонемые» - книга поэтических пророчеств о судьбе России. Поэма «Протопоп Аввакум». Гуманизм, общечеловеческое начало в лирике М. Волошина («Русская революция», «Потомкам»). Циклы «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна»: своеобразие мифопоэтики.

Книга стихов «Путями Каина» - переоценка материалистической культуры. Философское начало, «космизм» поэтического мышления М. Волошина. Художественное богатство лирики, ее символико-импрессионистический характер.

М.И.Цветаева

«Вечерний альбом» (1910) – поэтический дебют. Оценка его В. Брюсовым, М. Волошиным. Романтическая и трагическая муза Цветаевой. Цикл «Стихи о Москве»: особенности поэтической историософии автора. Россия Цветаевой как выражение духа бунтарства и непокорности. Позиция поэта – «противу всех». Образы-лейтмотивы в ранней лирике Цветаевой. Своебразие ее лирического монолога. Мастерство в организации поэтической речи.
Футуризм

Поэтические декларации «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Садок судей» (1913), их эпатажный характер. «Множественность феномена русского футуризма» (Ж.К. Ланн): различия в позициях групп «Гилея», «Центрифуга», «Эгофутуристы». Стремление к преображению поэтического языка, выявлению его «внутренней формы». Романтический протест, выраженный в форме «поэтического диалекта».
В. Хлебников

Пропитанность ранней поэзии образностью и духом первобытной славяно-языческой утопии: «Лесная дева», «Шаман и Венера», «Вила и Леший». Панславизм в миросозерцании поэта.

Мотивы бунтарства, гротескового осмысления урбанистического миропорядка, «железного зверинца» (поэма «Зверинец», поэма «Журавль»). Мечта о братском единении людей. «Звездная» эмблематика – сквозная в творчестве Хлебникова.

Две ипостаси поэта: теоретик-систематизатор и поэт «милостью божьей». Значение словотворчества Хлебникова.
В.В. Маяковский

Рано сформировавшаяся потребность «творить новое искусство». «Авто», «Исчерпывающая картина жизни» - примеры следования футуристическим принципам. Личностный взгляд на искусство, отличавший его от футуристов. Бунтарские мотивы лирики, выражение душевной боли за людские страдания («Несколько слов о себе самом», «Скрипка и немножко нервно», «Всем»). Страстность поэтического слова, необычность метафорического мышления, гротескность образов.

Сатирические «гимны» Маяковского: широта общественной проблематики, принципы сатирического осмеяния.

Лиро-эпическая Поэма «Облако в штанах» (1915) - вершина дооктябрьского творчества Маяковского. Трагедийное воплощение темы любви, космическое осмысление мотива одиночества лирического героя в мире распада. Романтическая мечта о преображенном человечестве. Яркое новаторство поэтического мышления.
И. Северянин

Своеобразие поэзии эгофутуристов. Поэтические сборники Северянина «Громокипящий кубок» (1913)., «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915). Склонность к эксцентрике, к эпатажу. Попытка уравнить взаимоисключающие жизненные противоречия.

Талантливое воплощение красоты «живой жизни». Мелодичность, гармонический строй лирики, ее широкий звуковой диапазон, виртуозность внутренних рифм, оригинальное словотворчество.
Б.Л. Пастернак

Сборники ранней лирики Б. Пастернака: «Близнец в тучах» (1915), «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя – жизнь» (1917). Своеобразие поэтического строя: музыкальное начало, «шум словаря» (Л. Озеров), принцип движения; сквозные образы и мотивы: маски, слепка, тайны непостижимого мира. Философский источник: неокантианство, Вл. Соловьев. Гомоморфизм вселенной. Стремление преодолеть «хаос мира».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Тематическое планирование уроков русской литературы в 11 классе
Культурно – политическая ситуация в России в конце ХIХ начале ХХ века. Характеристика литературного процесса конца ХIХ века начала...
Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Справочные материалы. Часть I
Уроки 1 Характеристика литературного процесса конца ХIХ — начала ХХ века
Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв
Своеобразие жанрового обновления в прозе конца хiх-начала ХХ вв. (В. Т. Захарова)
Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Рабочая программа по литературе ( 10 класс)
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;...
Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Материально-техническое обеспечение афк»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Л. А. Смирнова Русская литература конца XIX начала XX вв
Молодой автор был замечен — не каждому выпало такое счастье — Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым. В связи с рассказом «Аllez!» Толстой...
Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Русская литература начала XX века

Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.» icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции