Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв




Скачать 321.74 Kb.
НазваниеСвоеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер321.74 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Своеобразие жанрового обновления в прозе конца ХIХ-начала ХХ вв. (В.Т.Захарова).

1. Осмысление новых возможностей малых жанров в художественном сознании писателей Серебряного века.

2. Роман и повесть Серебряного века.

Богатство новаторских жанровых модификаций в прозе русской литературной эмиграции. (В.Т.Захарова).

1. Художественные открытия в жанре романа и повести.

2. Малая проза русского Зарубежья а аспекте новой жанровой стратегии.

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца ХIХ-начала ХХ вв.

1. Осмысление новых возможностей малых жанров в художественном сознании писателей Серебряного века.

Художественная жизнь в России в конце ХIХ - начале ХХ вв. определения эпохи, данного Н.Бердяевым: «русский культурный Ренессанс».

Необходимость восприятия русской литературы ХХ века как полифонического единства. Задача введения русской культуры Серебряного века в органическое русло отечественных традиций.

Проблема судеб русского реализма. Концепция литературного процесса в России К. Леонтьева. Естественный процесс рождения новых форм художественного диалога с миром. Д. Лихачев о реализме как о самообновляющемся направлении. Ускорение процессов «самообновления» реализма в прозе Серебряного века. Стремление к синтезу, творческое взаимодействие реализма с другими типами художественного сознания – романтизмом, символизмом, импрессионизмом, экспрессионизмом.

Активизация авторского начала повествования: расширение границ художественного времени и пространства, оттеснение плана изображения (событий, отношений) планом выражения авторских раздумий, впечатлений. Роль ассоциаций, реминисценций, символики при лаконизме и емкости художественной формы.

Лироэпический синтез в жанровой поэтике ранних рассказов Ив.Бунина.

Идея синтеза в эстетических исканиях искусства Серебряного века была главенствующей. В прозе этого периода можно обнаружить самые разнообразные варианты художественного синтеза, о чем уже немало сказано в современном литературоведении применительно к творчеству различных авторов. Подобная тенденция находилась в общем русле развития литературы Серебряного века: движения прозы по пути "от экстенсивности к интенсивности" (1), спрогнозированного еще в 1890г. К.Н.Леонтьевым. (2).

На перекате волны между классический реализмом ХIХ века и ускоренно обновляющимся реализмом Серебряного века, как указывалось выше, стоял А.П.Чехов. Его "реализм, возвышенный до символа" (М.Горький), многое определил в движении художественной мысли эпохи. Одной из существенных граней новизны чеховского наследия, как считает, к примеру, В.И.Тюпа, "явилась жанровая стратегия чеховского письма."(3). Имея ввиду весь метатекст чеховского творчества: и прозу, и драматургию - В.И.Тюпа ведет речь "о контаминации жанровых стратегий анекдота и притчи" (4).

На примере такой "двучленной" модели жанрового синтеза ученый убедительно демонстрирует возможности новой жизни жанра рассказа в новую литературную эпоху: "Этот вызревавший на протяжении Х1Х века жанр, противостоящий романной центробежности своей центростремительностью, но аналогичный роману своей неканоничностью, под пером Чехова завершает становление, демонстрируя поразительный потенциал художественных возможностей" (5).

В прозе Ив.Бунина синтезированные жанровые модели чаще всего "многочленны". Однако, особенно в ранний период творчества, одной из ведущих у него становится жанровая стратегия синтеза лирического и эпического начал в прозе. При этом несомненной представляется новизна художественного сознания писателя, осуществляющего такой синтез с совершенно новых по отношению к опыту прошлого позиций.

Наибольшего успеха Бунин достигает в известных шедеврах рубежа веков "Эпитафии"(1900) и "Антоновских яблоках" (1900).

Полагаем это становится возможным благодаря пронизанности лиро-эпики его произведений  тонкой импрессионистической нюансировкой лирической эмоции как одной из ведущих жанровых составляющих, ее глубокой  подтекстовой символичности, а при необходимости - и символичности  экспрессивной. Именно этот художественный опыт откроет дорогу русской феноменологической прозе, непревзойденным образцом которой станет роман "Жизнь Арсеньева".

Обратимся к ранним рассказам Ив.Бунина, в которых лиро-эпика проявляется пока именно в своей "двучленной" неразрывности, являя тем самым принципиальную новизну бунинской малой прозы. Нам уже приходилось писать о такого рода синтезе в прозе неореализма: когда ослабленность сюжета компенсируется динамикой лирической эмоции, обладающей мощным центростремительным эффектом (6).

В рассказах Бунина 1890-х годов такой эффект только подготавливался: "ослабленность сюжета" или даже "бессюжетность" его прозы, о которых писалось в литературоведении и критике с самых различных позиций, оказалась главной направляющей в динамике жанрового мышления писателя. Хотя "сюжетное" в малой прозе будет интересовать Бунина всегда (7), все же, имея ввиду движение его художественного мышления, устремленное к созданию "Жизни Арсеньева", полагаем оправданным обозначить эту стратегию как наиболее приоритетную в аспекте новаторства.

Для примера приведем его рассказы начала 1890-х годов, написанные совсем еще юным писателем и объединенные темой старости - "Кастрюк" (1892) и "На хуторе"(1892). Тема старости - это очень "бунинская" тема, одна из самых "кровных" для писателя, в рамках которой он в течение всего своего творчества размышлял о сущностных проблемах бытия: о жизни и смерти. В этих рассказах образ окружающего мира дается через восприятие героев - старика-крестьянина по прозвищу Кастрюк и старого мелкопоместного дворянина Капитона Иваныча.

Изберем для анализа первый рассказ. Здесь Бунин рисует день старого крестьянина, по здоровью впервые не взятого на полевые работы. Один

 только день, давший возможность читателю понять всю жизнь героя. Стремление к эпической емкости обуславливает у Бунина активизацию лирического начала: таков неповторимый парадокс его прозы. Но именно благодаря этой особенной функции лирического достигается тот масштаб бытийной обобщенности, который поражает уже в ранних его произведениях. Докажем это на примерах из текста.

В центре внимания писателя - мироощущение старика. Сидя в воротах риги, поглаживая по голове заплакавшую внучку, "дед  задумчиво улыбался"  и смотрел вокруг, замечая, как " в мягкую темноту" риги "из глубины  ясного весеннего неба   влетали ласточки", как "все было ясно и мирно кругом и на деревне, и в далеких зазеленевших полях", видя, что  "утреннее солнце мягко пригрело землю, и по-весеннему  дрожал вдали тонкий пар над ней"  (8).

Выйдя с внучкой за деревню, дед видит окружающее таким:" Жаворонки в теплом воздухе пели ... Весело и важно кагакали грачи... Цвели цветы в траве около линии... Спутанный меринок, пофыркивая, щипал подорожник, и  дед чувствовал, как даже мерину хорошо и привольно на весеннем корму в это ясное утро". (С.181). В приведенном отрывке заметно, как Бунин "вписывает" в мировосприятие старика все живое вокруг, рисуя благоденственную картину всеединства крестьянского мира, прекрасного в своей целесообразности. "По дороге назад, - читаем чуть ниже, - дед поболтал с пастухами и полюбовался на стадо . -  Дюже хороши ноне корма будут! - сказал он." (С.182). А когда они с внучкой увидали сосущего матку ягненка, "дед засмеялся от удовольствия".  ( С.182).

В этот день, который без обычной работы долог показался старику, он вспоминает разные события своей жизни, и, хотя досадует на определенное сыном "караульное" безделье, восприятие им окружающего от этого не изменяется.

Тишина кроткого весеннего вечера стояла в поле... К закату собирались длинные перистые ткани  тучек. Когда же солнце слегка задернулось одной из них, в поле, над широкой равниной, влажно зеленеющей всходами и пестреющей паром, тонко, нежно засинел воздух. Безмятежнее и еще слаще, чем днем, заливались жаворонки... Дед закрывал глаза, прислушивался, убаюкиваясь. "Эх, кабы теперь дождичка, - думал он, - то-то бы ржи поднялись!" (С.186).

Очевидно, бунинский герой привычно-радостно, с доверчивой любовью и надеждой на крестьянское счастье вглядывается в мир окружающей природы.

Бунинское "описание природы" (только с привычной долей условности можно употреблять применительно к его прозе этот термин) с обилием оттеночно-ласковых определений динамики природного бытия в предзакатную пору  идеально соотносимо  с состоянием героя, воспринимающего бытие. И здесь уже мы встречаем не "психологический параллелизм" в традиционном его понимании, а нечто качественно иное. Пока это еще не феноменологическая неразрывность объекта и субъекта восприятия, что будет свойственно более поздней бунинской прозе.

Известно, что одним из первых заметил и попытался определить подобное

свойство бунинского стиля применительно к эмигрантской прозе Г.Адамович: "...это слияние, соединение, продолжение одного в другом..." (9). Пока можно вести речь именно о соотнесенности состояний природы и человека как о некоей ступени к достижению такого слияния.

Лиро-эпический синтез, благодаря которому возникает такой характер повествования у раннего Бунина, проявляется стилистически-филигранно, - при этом становится необычайно смыслоемким каждый фрагмент текста.
Проанализируйте два фрагмента бунинского рассказа. Обратите внимание на своеобразие художественного времени и пространства. В какой грамоничный пространственный образ писатель «вписывает» своих героев – старика и кобылу?

"Дед ласково посвистал ей. Теплая вода капала с губ кобылы, а она не то задумалась, не то залюбовалась на тихую поверхность пруда. Глубоко-глубоко отражались в пруде и берег, и вечернее небо, и белые полоски облаков. Плавно качались части этой отраженной картины и сливались в одну от тихо раскатывающегося все шире и шире круга по воде..." (С.187).

Рассмотрим финальный фрагмент рассказа, где Бунин поэтически-трепетно проводит еще один вектор: "А когда лошади спокойно вникли в корм и прекратилась возня улегшихся рядышком ребят... дед постлал себе у межи полушубок, зипун и с чистым сердцем, с благоговением стал на колени и долго молился на темное, звездное, прекрасное небо, на мерцающий Млечный Путь - святую дорогу ко граду Иерусалиму. Наконец и он лег. " (С.188).

Какова библейская аллюзия, связанная с этим, - финальным, - фрагментом текста?

Каков же вывод, следующий из проведенного анализа?

Можно сделать такой: художником ненавязчиво утверждались ценностные жизненные постулаты: лирически-умиротворенная картина крестьянской жизни оказывается вместе с тем и мажорно-действенной, нравственно-оправданной благодаря глубоко осознаваемой Буниным целесообразности этой жизни, с ее "вписанностью" в привычный и прекрасный круговорот природного бытия, извечно освященный Божественной благодатью.
Вопросы к тексту.
1. Обратим внимание на первое появление героя перед читателем. Как передана писателем неразрывная связь внешнего и внутреннего, эпического и поэтического?

2. Как уже с самого начала в повествование входит и управляет его развитием тонкая поэтическая эмоция, выражающая  умиротворенную гармонию человека и мира. Ее лейтмотивное звучание постоянно обогащается в тексте обертонами смысла. Приведите примеры.

3. Каковы взаимоотношения старого крестьянина с природой? Прокомментируйте приведенный фрагмент.

4. Прокомментируйте фрагмент текста, в котором изображена кульминационная вершина эмоционального состояния старика: пришедшая ему "счастливая мысль" оказаться действительно полезным: отправиться вместе с ребятишками в ночное. Прокомментируйте сцену водопоя водопоя на пруду стариковой кобылы.

5. Итак, какова же была «сверхзадача» молодого художника, сумевшего создать новую форму рассказа – в органической переплетенности частного и общего?
Обобщающие вопросы.

1. В каких произведениях Ив. Бунина конца ХIХ - начала ХХ вв.

обнаруживаются признаки лироэпического синтеза?

2. Как благодаря лироэпическому синтезу в тексте Ив. Бунина возникает эффект взаимопереплетения частного и общего, сиюминутно-конкретного и бытийного? Каким его рассказам оказывается подвластным осмысление человеческого бытия в исторически-необозримых масштабах?

3. Какова была эволюция жанровой стратегии лироэпического синтеза в прозе Ив. Бунина?

4. В каких известных рассказах рубежа ХIХ-ХХ веков Бунин достигает наибольшего успеха в этом плане? Каким его рассказам оказывается подвластным осмысление человеческого бытия в исторически-необозримых масштабах?

Прочитайте фрагмент главы V из учебника В.Е.Хализева «Теория литературы» «Литературные роды и жанры» (раздел I.Роды литературы; &6. Межродовые и внеродовые формы).

«Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной. Наряду с произведениями, безусловно и полностью принадлежащими к одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм – «двухродовые образования» (выражение Б.О.Кормана)2?. О произведениях и их группах, принадлежащих двум родам литературы, на протяжении ХIХ-ХХ вв. говорилось неоднократно. Так, Шеллинг характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой».3?. Отмечалось присутствие эпического начала в драматургии А.Н.Островского. Как эпические характеризовал свои пьесы Брехт. За произведениями М.Метерлинка и А.Блока закрепился термин «лирические драмы». Глубоко укоренена в словесном искусстве лиро-эпика, включающая в себя лиро-эпические поэмы (упрочившиеся в литературе начиная с эпохи романтизма, баллады (имеющие фольклорные корни), лирическую прозу (как правило, автобиографическую), а также произведения, где к повествованию о событиях «подключены» лирические отступления, как, например, в «Дон Жуане» Байрона и «Евгения Онегина» Пушкина». (Курсив автора).

Итоговые вопросы.

В чем же состояла в этом плане новизна художественного сознания Ив. Бунина как автора малой прозы Серебряного века? Можно ли считать, что к его эпическим прозведениям подключены «лирические отступления»?

Подводя итоги вышеприведенному анализу, наметим и пути дальнейшего развития русской прозы в данном направлении.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в русской прозе начался процесс активного обновления художественной системы, в результате чего появился неореалистический тип художественного сознания. Он оказался присущ многим известным писателям той эпохи: Ив. Бунину, Б.Зайцеву, Ив. Шмелеву, М.Горькому, С.Сергееву-Ценскому и др. - и оказался пролонгированным в их творчестве и в дальнейшем, а также обнаружился позднее в творчестве многих авторов ХХ века. В творчестве русской эмиграции – у Л.Зурова, Г.Газданова, М.Осоргина; в прозе писателей советской эпохи - у А.Толстого, Е.Замятина, К.Федина, Л.Леонова, Б.Горбатова, Ю.Казакова и др.1.

Главной приметой неореалистического типа художественного сознания стал многомерный художественный синтез, - спектр парадигмальных разновидностей здесь очень широк. В жанровых образованиях нового типа нередко на первый план проступало лирическое начало (что было особенно свойственно творчеству Ив.Бунина, Б.Зайцева, Ив. Шмелева, С.Сергеева-Ценского. При этом речь идет о принципиальной художественной новизне, ибо эта проза мало соотвествовала традиционно понимаемым жанровым канонам лиро-эпики. Лиризм стал «родовым» качеством прозаического мышления этих писателей. «Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцев. Для меня главное – это найти звук, - признавался Ив.Бунин. 3. Верно замечено, что «лирическая новизна прозы Б.Зайцева … явлена в каждой его вещи в целом и в каждой ее частице…», она – в способности автора задать «всем фразам завораживающую музыкальность, влекущие ритмы, которыми сотворяется гармония всего, им сочиненного…Зайцев знает, как работают поэты, так творили его любимцы Данте и Пушкин». 4. Лиризм становится в их произведениях главным сюжетообразующим фактором. Новаторством такого рода отличается и проза Л.Зурова.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconКурсовая работа тема: История лексикографии поморских говоров Мурманской...
История лексикографии поморских говоров Мурманской области конца 19 – начала 20 в

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconМетатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconСправочные материалы. Часть I
Уроки 1 Характеристика литературного процесса конца ХIХ — начала ХХ века

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconВопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума
Сущность и основные черты младограмматического течения в языкознании конца XIX – начала XX вв

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconБилеты по истории отечественной журналистики
Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в. Система периодической печати конца XIX – начала XX вв

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconТест «Серебряный век» русской культуры»
Кто из названных русских художников конца XIX — начала XX в не входил в творческое общество «Мир искусства»?

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconРабочая программа по дисциплине (модулю) «Русская литература конца ХIХ начала ХХ вв.»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconКонцептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о великой отечественной войне
Охватывает и маленькие чувашские деревни, и кремлевский быт, документальные эпизоды и лица. В чувашской прозе о войне в основном...

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconМетодические указания по выполнению реферата тема: Проблема определения...
Тема: Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков

Своеобразие жанрового обновления в прозе конца Х i х-начала ХХ вв iconМ. П. Жигалова, д п. н. (РФ)
Художественное произведение как фактор формирования христианского сознания в воскресных школах беларуси (на примере воскресных школ...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции