Справочные материалы. Часть I




Скачать 3.45 Mb.
Название Справочные материалы. Часть I
страница 1/24
Дата публикации 19.10.2014
Размер 3.45 Mb.
Тип Справочные материалы
literature-edu.ru > Литература > Справочные материалы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Преподавание литературы в ХI классе: Методические и справочные материалы. Часть I. / Под редакцией Г. А. Обернихиной. — М.: АРКТИ, 2001. —216 с.


Содержание
О курсе литературы в ХI классе …………………………………………………………………………….3

Тема 1. Тенденции развития литературы на рубеже веков.

Конец ХIХ — начало ХХ века. Общая характеристика периода …………………………..9

Уроки 1—2. Характеристика литературного процесса конца ХIХ — начала ХХ века ………………..10

Урок—семинар: «Споры о роли и сути искусства» ……………………………………………………...16

Уроки 3—9. Проза конца ХIХ — начала ХХ века ……………………………………………………….16

Бунин Иван Алексеевич (1870—1953) …………………………………………………………..18

Куприн Александр Иванович (1870—1938) …………………………………………………….23

Андреев Леонид Николаевич (1 871—1919) …………………………………………………….29

Уроки № 10—16. Изучение поэзии «серебряного века» ………………………………………………...38

Словарь к теме «Тенденции развития литературы на рубеже веков

(конец ХIХ — начало ХХ века) ………………………………………………………...56

Синхронистическая таблица ……………………………………………………………………………….61
Тема 2. Горький Алексей Максимович (1868—1936) ………………………………………………..72

Уроки 17—18. Жизнь, творчество, личность М. Горького ……………………………………………..72

Урок 19—20. Раннее творчество М. Горького («Челкаш», «Старуха Изергиль», «Человек» ………..80

Уроки 20—21. Роман М. Горького «Фома Гордеев» …………………………………………………....80

Уроки 23—24. Горький — драматург. Пьеса «На дне» ………………………………………………....81

Уроки 25—26. Роман М. Горького «Мать» как своевременная книга» (В. И. Ленин) ………………..81

Урок 27. Публицистика М. Горького. «Несвоевременные мысли:

заметки о революции и культуре» ……………………………………………………………....82

Урок 28. Зачет по теме «А. М. Горький» …………………………………………………………………82
Тема № 3. Блок Александр Александрович (1880—1921) …………………………………………...82

Уроки 29—35. Жизнь, творчество и личность А. Блока ………………………………………………..83

Темы, идеи, стилистика А. Блока.

Цикл «Незнакомка», «Страшный мир».

Традиции Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского ……………………………….84

А. Блок и революция. Увлечение стихией революции. 1905 год.

«Петербург — гигантский публичный дом» ……………………………………………………84

Урок—собеседование по творчеству А. Блока ………………………………………………....84

Поэма Блока «Двенадцать».

Статья «Интеллигенция и революция» ………………………………………………………....86
Тема № 4. Есенин Сергей Александрович (1895—1925) ……………………………………………104

Уроки 36—37. Личность С. Есенина. Жизнь и творчество поэта ……………………………………...104

Уроки 38—39. Анализ лирики поэта …………………………………………………………………….109

Уроки 40—41. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и

Родины. Лирическое и эпическое в поэме ……………………………………………………..109
Тема 5. Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) ……………………………………….110

Уроки 42—43. Жизнь, творчество, личность поэта.

Дооктябрьское творчество В. В. Маяковского

(В. Маяковский в воспоминаниях современников) …………………………………………...111

Уроки 44—45. В. Маяковский и Октябрь. Проблематика творчества.

Драматургия В. Маяковского («Клоп», «Баня»).

Работа в Окнах РОСТа …………………………………………………………………………..112

Урок 46. Художественный мир поэмы «Во весь голос» ………………………………………………..112

Уроки 47—48. «Новаторство поэзии В. В. Маяковского». «Творчество

В. В. Маяковского в оценке современного читателя ………………………………………….113

Материалы к урокам ………………………………………………………………………………………113
Тема № 6. Тенденции развития литературы с 1917 по 1950-е гг. ХХ века.

Общая характеристика периода ……………………………………………………………...150

О курсе литературы в ХI классе
Литература ХХ века — качественно новая, потому что во многом содержанием эпохи стала насильственная отмена эволюционного пути развития общества. Но лучшие представители культуры А. Блок, А. Твардовский, Б. Пастернак и другие следовали идеям А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и А. П. Чехова, идеям христианским и общечеловеческим. К сожалению, в советском литературоведении оценивалось положительно только одно направление развития литературы — революционное. В настоящее время крайность другая — ревизии подвергается творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадеева, А. Серафимовича и др.

До недавнего времени в школьную программу не входили имена писателей, которые оценивали революцию и ее результаты иначе, чем официальное литературоведение (И. Бунин, А. Ахматова, Б. Пастернак и др.).

Учащимся же предстоит разобраться в духовно-нравственных исканиях творческой интеллигенции ХХ века, понять, что были писатели-конъюнктурщики, для которых идеи революции, социализма были основой материального благополучия и спокойствия, а для других с Октября действительно начиналась новая жизнь. В их произведениях отражалась вера в идеалы добра, связанные с социализмом, и боль за их искажение. Иногда осознание этих противоречий оборачивалось для писателя трагедией (А. Фадеев, К. Федин и др.).

Речь должна идти не о «ревизии», отрицании, а параллельном рассмотрении творчества писателей, чьи оценки социальных, политических, военных событий часто являются противоположными (например, тема гражданской войны и революции в творчестве М. Шолохова, А. Фадеева, Н. Островского, М. Булгакова, Б. Пастернака и др.).

Задача авторов — помочь учителю, опираясь на имеющуюся учебно-методическую литературу, учебники, хрестоматии, материалы и разработки данного пособия, эффективнее и целесообразнее реализовать основные цели и задачи литературного образования, заявленные в нормативных документах:

Программа по литературе (5—11 классы). Научный редактор Т. Ф. Курдюмова.

Программно-методические материалы: 5—11 классы. Сост. Т. А. Калганова. — М.: Дрофа, 1998.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область филология.
Учебники и хрестоматии

1. Русская литература ХХ века: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2-х частях / Под ред. В. В. Агеносова. — М.: Дрофа, 1996.

2. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В. П. Журавлева. — М.: Просвещение, 1997.

3. Русская литература ХХ века: 11 класс: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. — М.: Мнемозина, 1998.

4. Российская школьная хрестоматия: 11 класс: 2 ч. / Сост. В. Коровина В. Коровин. — М., 1996.

5. Русская литература ХХ века: 2 т. / Сост. А. Баранников, Т. Калганова, Л. Рыбченкова. — М., 1996.

Отметим, что развитие литературы в ХХ веке прошло стадии спадов и подъемов. Условно можно выделить следующие периоды развития литературы ХХ века.

I. Литература рубежа веков (1890—1917).

II. Литература 20-х — конца 50-х годов ХХ века.

III. Литература второй половины ХХ века (конец 50-х — начало 60-х годов по настоящее время).

Каждый из них делится на более частные периоды (например, литера тура 20-х годов; литература 30-х годов и т. д.) со своими специфическими тенденциями. Четкость периодизации литературного процесса в целом и выявление тенденций развития литературы определенного периода помогают лучше понять М. Горького и В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина, А. Ахматову и М. Цветаеву, М. Булгакова и Б. Пастернака, М. Шолохова и А. Платонова, осмыслить революцию 1917 года в христианских категориях (А. Блок «Двенадцать»; А. Белый «Христос воскрес»; С. Есенин — поэмы 1917—1922), увидеть революционно-религиозную утопию в поэмах С. Есенина 1917—1922 гг. («Товарищ», «Певучий зов», «Отчарь», «Происшествие», «Пришествие», «Преображение», «Небесный барабанщик») и результат этих событий в творчестве А. Солженицына, В. Дудинцева, В. Некрасова, К. Воробьева, Б. Шаламова.

Пособие «Преподавание литературы в ХI классе. Сборник методических и справочных материалов» адресовано учителям общеобразовательных школ, студентам пединститутов и педуниверситетов, преподавателям педагогических училищ и колледжей. Однако вариативность подачи материала, углубленное рассмотрение отдельных разделов (см. «Л. Андреев», «А. Блок», «Б. Пастернак» и т. д.), содержание обзорных тем, приложений, предлагаемая мемуарная литература и ее методическое осмысление, списки литературы для учителей и т. д. позволяют пользоваться этим пособием в школах с углубленным изучением литературы.

Дадим краткую характеристику структуры пособия, включающую три обзорных лекции:

I. Тенденции развития литературы на рубеже веков. Конец ХIХ — начало ХХ века (общая характеристика периода). / Материал для вводной лекции.

II. Тенденции развития литературы с 1917 по 1950 год (общая характеристика периода).

III. Тенденции развития литературы второй половины ХХ века (общая характеристика периода).

Вводная лекция предполагает «погружение» в духовно-эстетическую атмосферу исторического периода.

Важно помнить об особенностях школьной лекции, ее отличии от вузовской. На таких уроках следует планировать «приемы обратной» связи: слово учителя соединять с беседой, с небольшими сообщениями учащихся, выборочным комментированием отрывков из художественных произведений, чтением стихов, обращением к мемуарной литературе. Авторы предлагают систему поэтапных проверочных заданий (вопросы для учащихся). Отметим, что материала дается больше, чем можно реализовать за одно-двухчасовую лекцию. Задача учителя творчески подойти к его методической реализации — учесть возможности класса, программу, по которой он работает. При подготовке советуем использовать дополнительную литературу, музыкальные и живописные произведения. История литературы должна быть вписана в контекст культуры. Однако степень «погружения» в историю культуры определяется самим учителем, т. к. программа предполагает формирование определенного объема позитивных знаний именно о литературе.

При внешнем структурном единстве разделов каждый из них несет определенную филологическую и методическую нагрузку и является для учителя «модулем» разработки темы. Например, в первом разделе словарь, синхронистическая таблица приводятся в готовом виде, в дальнейшем учитель может давать детям самостоятельные задания: составить синхронистическую таблицу 1918 года; 1919-го и т. д. Первый раздел завершается небольшим словарем основных терминов и понятий, которые являются «ключевыми» для эпохи рубежа веков1. Толкование терминов и понятий авторы брали из «Словаря иностранных слов» (М., 1982); «Советского энциклопедического словаря» (М., 1980).

Разделы «Готовясь к уроку» конкретизируют предыдущие общие разделы. Какие материалы включены в них? Мемуары, исследования о писателях; краткие летописи жизни и творчества; фрагменты художественных текстов, которые могут быть размножены и служить дидактическим материалом; разработки тем и уроков; вопросы и задания для учащихся; темы сочинений и т. д. Фрагменты из статей музыковедов, искусствоведов дают возможность иначе «прочитать» и проанализировать стихи и прозу А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Булгакова, В. Маяковского, А. Блока. Например, статья Я. М. Платека «Подслушать у музыки» (Анна Ахматова) дает возможность провести целую серию уроков с использованием музыкальных фрагментов из Шумана, Шуберта, Шостаковича. Исследования Я. М. Платека и Б. А. Хауа — новый взгляд на поэзию Б. Л. Пастернака и т. д. Учителю следует внимательно изучить эти материалы и использовать на уроке.

Возможно, этот материал поможет в организации факультатива («Подслушать у музыки...» — поэзия А. Ахматовой и музыка), в проведении музыкального салона (Борис Пастернак «Мы были музыкою мысли...») и вечера («Все советы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты». В. Маяковский).

Этот материал поможет одиннадцатиклассникам в подготовке рефератов и написании сочинений. Изучение литературы в контексте культуры методически мало разработано, но опыт показывает, что оно эффективно для общекультурного развития школьников и полноценного восприятия литературы.

Разнообразные подходы к подаче материала объясняются рядом причин:

• данным пособием может пользоваться учитель (начинающий и опытный);

• есть темы, которые авторы программ называют, а в учебниках литературы материал к этим темам отсутствует: например, в программе под ред. Т. Ф. Курдюмовой в теме «Проза конца ХIХ — начала ХХ века. Обзор с изучением одной из многочисленных тем (по выбору учителя и учащихся) — И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. Г. Короленко»; в учебниках: а) под ред. В. П. Журавлева — А. И. Куприн, И. А. Бунин, А. Г. Аверченко; б) под ред. В. В. Агеносова — Л. Н. Андреев, И. А. Бунин; в) в практикуме под ред. Ю. И. Лыссого — И. А. Бунин, А. И. Куприн. В связи с этим даны варианты, но более подробно мы останавливаемся на разработке творчества Л. Н. Андреева. Подробная разработка темы « Изучение поэзии “серебряного века”» поможет учителю в последующем более компактно организовать подачу монографических тем — А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова и др.

При изучении ряда тем (И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев) дается «краткая хроника жизни и творчества». Ее можно представить в виде раздаточного материала. В дальнейшем они сами составляют такие таблицы (см. темы).

Учителя не всегда эффективно используют возможности учебников, хрестоматии и другой литературы для учащихся в организации их самостоятельной деятельности. В пособии предпринимается попытка помочь учителю ликвидировать эти пробелы (см. темы: «М. Горький», «С. Есенин», «В. Маяковский», «М. Шолохов» и т. д.)

Многообразие заданий в разделе «Письменные работы» дает учителю возможность выбирать приемлемые для конкретного класса. Отметим, что письменные ответы на вопросы, подготовка рефератов, лингвистический анализ рекомендуемых текстов на уроках русского языка, тексты диктантов и изложений на материале художественных произведений развивают самостоятельность и творческую активность школьников, способствуют их общекультурному и литературному развитию. Необязательно каждый ученик должен письменно ответить на все вопросы (можно по выбору); рефераты ученик готовит не чаще одного раза в полугодие. Защищать рефераты возможно на зачете. Все письменные работы, которые школьники выполняли при изучении темы, обязательно оцениваются и учитываются. Планирование письменных работ на весь учебный год (в связи с изучением курса литературы) способствует активизации этого процесса, исключает перегрузку учащихся письменными работами в конце учебной четверти, дает возможность привлечь к выполнению сложных заданий (докладов, рефератов) в течение учебного года всех учащихся, дифференцировать задания с учетом реальных способностей школьников. Появляется возможность координировать проведение письменных работ с уроками русского языка. Главной идеей построения системы письменных работ является идея развития знаний, умений, навыков и мотивов деятельности. А главными условиями, способствующими развитию, следует назвать преемственность и усложнение, которые рассматриваются как дидактические условия эффективности формирования понятий и их систем.
Некоторые пояснения к планированию.

1. Рекомендуемые произведения живописи и музыки хронологически совпадают с периодом литературы, о котором идет речь; служат иллюстрациями к произведениям и т. д.

Цель использования их на уроке — активизировать художественное восприятие литературы.

2. В разделе «Советуем прочитать» рекомендована литература, которая поможет учителю в подготовке уроков. Часто список велик для того, чтобы была возможность выбора.

3. Статьи, манифесты и декларации — этот материал использовать необходимо. Формы работы — составление тезисов, ответы на вопросы и т. д. Возможно проведение семинаров.

4. Обращаем внимание на то, что в пособии представлены образцы различных типов уроков и занятий — лекции, семинары, исследования, зачеты и т. д. Мы не приводим подробные методические и теоретические рассуждения об этих уроках, но краткие пояснения к ним есть (о лекциях, зачетах); уроки-семинары разработаны подробно (см. «Библейские стихи» А. Ахматовой. «Стихотворения Юрия Живаго» и их роль в раскрытии идеи и проблематики романа), поэтому пояснений специальных в тексте нет. Не всегда материал четко делится по урокам. Иногда он рассчитан на несколько уроков. Учитель сам его перераспределит.

5. Материалы к зачету тоже носят характер рекомендаций. Предлагаются варианты. Но в любом случае проверяются все письменные работы по теме, стихотворения наизусть. Оценки лучше выставлять за каждую работу.

6. В некоторых темах подробно расписаны домашние задания как модели для самостоятельного планирования.

7. Заучивание наизусть следует проводить в соответствии с требованиями программы.

8. Пособие поможет и учителю, который работает в гимназических классах и в классах с углубленным изучением литературы. Во многих разделах пособия на это есть прямое указание, соответствующие материалы и разработки (см. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский и т. д.).
9. Приложения.

Приложение № 1. Темы сочинений по курсу литературы ХХ века (примерные).

Приложение № 2. Межпредметные связи (часть I — русский язык и литература — тексты диктантов и изложений, связанные с литературными темами; часть II — тексты из произведений изучаемых авторов).

Приложение № 3. Примерные вопросы к зачету по русской литературе ХХ века.

10. Все три приложения носят характер рекомендации.
Авторы-составители: Г. А. Обернихина («О курсе литературы в ХI классе», «Горький Алексей Максимович», «Есенин Сергей Александрович», «Маяковский Владимир Владимирович», «Булгаков Михаил Афанасьевич», «Ахматова Анна Андреевна», «Пастернак Борис Леонидович», «Айтматов Чингиз Торекулович», «Социалистический реализм: “за” и “против”», Приложения №№ 1—3); И. А. Биккулова («Тенденции развития литературы с 1917 по 1950 гг. ХХ века. Общая характеристика периода», «Андрей Платонов», «Шолохов Михаил Александрович», «Твардовский Александр Трифонович»); С. И. Бойко («Фадеев Александр Александрович»).

Разделы, написанные совместно: I. «Тенденции развития литературы на рубеже веков. Конец ХIХ — начало ХХ века: характеристика литературного процесса конца ХIХ — начала ХХ века — Г. А. Обернихина; «Проза конца ХIХ — начала ХХ века» — Г. А. Обернихина; «Уроки по творчеству Л. Андреева» (автор И. М. Лейфман). Изучение поэзии серебряного века — Г. А. Обернихина, И. А. Биккулова.

II. «Блок Александр Александрович — Г. А. Обернихина; «Система уроков по творчеству Александра Блока» (авторы О. Е. Поремузова, И. М. Лейфман).

III. «Тенденции развития литературы второй половины ХХ века. Общая характеристика периода. Литература второй половины ХХ века» — И. А. Биккулова; «Тема войны и мира в советской литературе» — Г. А. Обернихина; «В чем смысл жизни? (по произведениям Трифонова, Распутина, Бондарева, Айтматова, Шукшина и др.)» — Г. А. Обернихина; «Личность в условиях социальной несвободы (А. Солженицын, А. Дудинцев и др.)» — Г. А. Обернихина; «Литература “онтологического реализма” (деревенская проза)» — Г. А. Обернихина; «Литература андеграунда» — И. А. Биккулова.
Пособие состоит из 2-х частей.

В I части — тематическое планирование уроков литературы в 11 классе: 5 тем, материал распределен на 48 уроков.

Тема 1. Тенденции развития литературы на рубеже веков. Конец ХIХ — начало ХХ века.

Тема 2. Горький Алексей Максимович.

Тема 3. Блок Александр Александрович.

Тема 4. Есенин Сергей Александрович.

Тема 5. Маяковский Владимир Владимирович.

Во II части — 10 тем, материал которых распределен на 54 урока, и три приложения.

Тема 6. Тенденции развития литературы с 1917 по 1950-е гг. ХХ века. Общая характеристика периода.

Тема 7. Фадеев Александр Александрович.

Тема 8. Булгаков Михаил Афанасьевич.

Тема 9. Андрей Платонов.

Тема 10. Ахматова Анна Андреевна.

Тема 11. Шолохов Михаил Александрович.

Тема 12. Тенденции развития литературы второй половины ХХ века. Общая характеристика периода.

Тема 13. Твардовский Александр Трифонович.

Тема 14. Пастернак Борис Леонидович.

Тема 15. Айтматов Чингиз Торекулович.

Тема 16. Социалистический реализм: “за”и “против”.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Справочные материалы. Часть I icon Справочные, научные материалы
...
Справочные материалы. Часть I icon Справочные, научные материалы
...
Справочные материалы. Часть I icon Презентация работ. Заключительная часть. Ход занятия. Водная часть....
Оборудование и материалы: компьютеры, диапроектор, карточки с изображением фруктов
Справочные материалы. Часть I icon Урок. Тема : Великий сын России
Оборудование урока: мультимедийные устройства, экран, тематические справочные издания, энциклопедии
Справочные материалы. Часть I icon Справочные издания общего характера
Москва // Березин И. Н. Русский энциклопедический словарь. Спб., 1874. T. Отд. III. C. 416-418
Справочные материалы. Часть I icon Материалы по учебным предметам средней школы для скачивания по прямым ссылкам
Электронное средство обучения «Английский язык. Начальная школа. Часть 1 (Английский язык, 3 класс)» (zip 320Mb)
Справочные материалы. Часть I icon Справочные материалы Расписание проведения единого государственного...
Расписание проведения единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в 2014 году (Проект)
Справочные материалы. Часть I icon Материалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С»)
Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем егэ по русскому языку…». Журнал «Литература»,...
Справочные материалы. Часть I icon Прайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...
Справочные материалы. Часть I icon Смысл жизни и акме: 10 лет поиска материалы VIII x симпозиумов Под...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции