Скачать 178.55 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Филологический факультет Кафедра всемирной литературы УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности __________________Г.А.Папуткова «___»_____________20___г. рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.13.5 Русская литература ХХ века ч.1Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Русский язык и Литература Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: заочная, 5,5 лет Н. Новгород 2013 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч.1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к.филол.н. В.Н.Девятов СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой всемирной литературы _________________/Н.М.Ильченко/ «____»_______________201__г. СОГЛАСОВАНО Зав. выпускающей кафедрой русского языка ________________/Н.Е.Петрова/ «___» ___________201__г. СОГЛАСОВАНО Директор библиотеки _________________/Т.А.Ефимова/ «____»_______________201__г.
Целью освоения дисциплины «Русская литература ХХ в. ч.1» является формирование у студентов знания о закономерностях развития литературы в России в ХХ веке. Задачи дисциплины: - понимание художественного значения литературного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений; - умение провести аналогии и связи между русской литературой на разных этапах ее развития, а также между русской литературой ХХ в. и литературой других стран; - готовность к филологической интерпретации и анализу художественных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции и трансформации литературных жанров.
Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Русская литература ХХ в.ч.1» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: Для освоения дисциплины «Русская литература ХХ в.ч.1» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Устное народное творчество», «Теория литературы». Дисциплина «Русская литература ХХ в.ч.1» логически связана с дисциплиной «История зарубежной литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса, связи истории отечественной литературы с культурным и социально-историческим опытом. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: - ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; - ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; - ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы. В результате освоения данной дисциплины студент должен: знать: - основные закономерности развития русской литературы ХХ в.; - содержание и художественную специфику художественных текстов; - важнейшие литературные произведения; уметь: - понимать вариативную природу литературы и анализировать ее конк- ретные произведения; - пользоваться научной и справочной литературой; - включить творчество писателя в историко-литературный контекст; владеть: - опытом анализа художественного текста; - знаниями об истории и принципах изучения русской литературы ХХ века; - навыками самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям и овладении отдельных разделов курса. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Тематический план
5.2. Содержание разделов дисциплины Русская литература ХХв.ч.1. 1.1. Введение. Цель и задачи курса. Основные черты русской литературы ХХ века. Традиции русской классики в литературе ХХ века. Научные источники. 1.2. Дореволюционное творчество М.Горького. Путь творческих исканий и формирование М.Горького как художника. Своеобразие романтических и реалистических рассказов. Повести «Фома Гордеев» и «Трое». Роль и значение М.Горького-драматурга. Поиск М.Горьким новых путей развития литературы. Своеобразие и значение автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». М.Горький и Нижний Новгород: краеведческие аспекты. 1.3.Судьбы реализма. Проблематика и художественная специфика творчества А.Н.Толстого, В.В.Вересаева, А.А.Серафимовича. Их роль и значение в развитии русской литературы. 1.4..Творчество И.А.Бунина. Своеобразие поэзии И.А.Бунина. Рассказы и повести И.А.Бунина о крестьянстве. Мотивы путешествий в произведениях И.А.Бунина. Книга очерков «Тень птицы» и ее значение Своеобразие поэтики И.А.Бунина. Черты импрессионизма в творчестве И.А.Бунина. !.5. Творческий путь А.И.Куприна. Первые литературные опыты. Проблематика и поэтика рассказов А.И.Куприна Значение повестей «Молох», и «Поединок». 1.6.Творчество Л.Андреева и его место среди писателей-реалистов ХХ века. Традиции литературы прошлого в творчестве Л.Андреева. «Неореализм» андреевской драматургии. !.7.Модернизм в русской литературе ХХ века. Его основные черты и пути развития. 1.8. Своеобразие отечественного символизма. Творчество В.Брюсова, Н.Минского, Ф.Сологуба. «Младшие» символисты: А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев. Своеобразие творчества В.Брюсова и А.Блока. 1.9.Значение акмеизма в развитии русской литературы ХХ века. Издания акмеистов «Цех поэтов», «Апполон», «Гиперборей». Творчество С.Городецкого, М.Кузьмина… Поэзия и судьба А.Ахматовой. 1.10.Своеобразие отечественного футуризма. Теория и практика футуристов. Произведения В.Хлебникова, Д.Бурлюка, А.Крученых, И.Северянина. Творческий путь В.Маяковского дореволюционного периода. Сборники стихотворений. Проблематика и художественная специфика произведений. 1.11.Значение дореволюционного творчества М.Цветаевой. Сборники стихотворений. Идеи и образы поэзии. Своеобразие поэтики. Творчество С.Есенина дореволюционного периода. Художественное своеобразие поэзии С.Есенина. 1.12. Поэзия и судьба Н.Гумилева и О.Мандельштама. Их роль и значение в развитии русской литературы ХХ века. Сборники стихотворений и художественная специфика. 1.13.Творчество И.Шмелева. Проблематика и поэтика произведений писателя «Лето господне», «Человек из ресторана» и др. Творческий путь Б.Зайцева. Своеобразие повестей и рассказов Б.Зайцева. 1.14. Контрольное занятие. 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
6. Образовательные технологии При изучении дисциплины «Русская литература ХХ в.ч.1» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Предусмотрено прослушивание литературных произведений, просмотр фрагментов учебных и художественных фильмов; посещение музея областной Ленинской библиотеки, Нижегородского государственного художественного музея, театров Нижнего Новгорода. Во время занятий демонстрируются слайды – репродукции произведений ИЗО, фотографии. Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература:
7.2. Дополнительная литература: 1. История русской литературы ХХ в.(20 – 90 годы) /Отв. ред. С.И. Кормилов.- М., 1998. 2. Могульский К.В. А.Блок. А.Белый. В.Брюсов.- М 2000. 3. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма.- М.,2000. 4. Русские писатели ХХ века.- М., 2001. 5. История русской литературы ХХ века (в 4 книгах) /под ред. Л.Алексеевой - М., 2006. 6. Келдыш В.А. Русская литература рубежа веков (в 2 томах),- М., 2001. 7. Трубина Л. Русская литература ХХ века.- М., 2011.
16. Черников А.П. Проза И.С.Шмелева .- М.2001. 7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории. Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон). 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Контрольные вопросы к экзамену по «Русской литературе ХХ в. ч.1.» 1. Основные особенности развития русской литературы ХХ века. 2. Судьбы классического реализма в русской литературе ХХ века. 3. Своеобразие рассказов М.Горького. 4. Проблематика и художественная специфика повестей М.Горького «Фома Гордеев» и «Трое». 5. Значение пьесы М.Горького «На дне». М.Горький и МХТ. 6. Судьбы интеллигенции в драматургии М.Горького («Дачники»,«Дети Солнца», «Варвары»). 7.«Окуровский цикл» М.Горького (проблематика и художественная специфика). 8. Своеобразие автобиографической трилогии М.Горького. 9. Идеи и образы поэзии И.А.Бунина. 10. Значение повести И.А.Бунина «Деревня». 11. Рассказы И.А.Бунина на заграничную тему. 12. Мотивы любви в творчестве И.А.Бунина. 13. Значение цикла очерков И.А.Бунина «Тень птицы». 14. Проблематика и художественная специфика повести А.И.Куприна «Молох». 15. Проблематика и художественная специфика повести А.И.Куприна «Поединок» 16. Мотивы любви в творчестве А.И.Куприна. 17. Значение творчества И.Шмелева. 18. Проблематика и художественное своеобразие романа И.Шмелева «Лето Господне». 19. Идейно-художественное своеобразие творчества Б.Зайцева. 20. Своеобразие рассказов и повестей Л.Андреева. 21. Значение драматургии Л.Андреева. 22. Значение творчества В.Вересаева. 23. Дореволюционное творчество А.Н.Толстого. 24. Своеобразие дореволюционного творчества А.Серафимовича. 25. Модернизм в России и его особенности. 26. Русский символизм, его основные черты и значение. 27. Общечеловеческое и гуманистическое в поэзии А.Блока. 28. Своеобразие поэзии В.Брюсова. 29. Футуризм в России и его особенности. 30. Дореволюционное творчество В.Маяковского. 31. Русский акмеизм, его основные черты и значение. 32. Значение творчества Н.Гумилева. 33. Поэзия и судьба А.Ахматовой. 34. Своеобразие поэзии О.Мандельштама. 35. Проблематика и художественная специфика поэзии М.Цветаевой. 36.Творчество С.Есенина. |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята... Целью данного курса является изучение особенностей развития литературного процесса XVIII века в соответствии с основными историко-... |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |