История физической культуры




Скачать 1.86 Mb.
Название История физической культуры
страница 1/16
Дата публикации 14.06.2014
Размер 1.86 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.К. Пельменев, Е.В. Конеева

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



калининградский государственнЫЙ университет

В.К. Пельменев, Е.В. Конеева

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Калининград 2000

УДК 796.000.093 ББК 753 П248

Рецензент

Канд. пед. наук, доцент кафедры УИФК

Санкт-Петербурской государственной

академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,

К.А. Цатурова

Пельменев В.К., Конеева Е.В.

П248 История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 186 с. ISBN 5-88874-170-1.

Учебное пособие построено как курс лекций в соответ­ствии с новой программой истории физической культуры и государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культу­ры предпринята попытка осмысления проблем истории физической культуры.

Предназначено для студентов высших и средних учеб­ных заведений физической культуры и спорта.

УДК 796.000.093 ББК 753

© Калининградский государственный университет, 2000

ISBN 5-88874-170-1 © Пельменев В.К., Конеева Е.В., 2000

Учебное издание

Виктор Константинович Пельменев Елена Владимировна Конеева

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Редактор Н.Н. Мартынюк

Корректор Л.Г. Владимирова

Оригинал-макет подготовлен А.В. Раковым

Лицензия № 020345 от 14.01.1997 г. Подписано в печать 12.05.2000 г.

Бумага для множительных аппаратов. Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс». Ризограф. Усл. печ. л. 10,8. Уч.-изд. л. 6,4. Тираж 250 экз. Заказ

Калининградский государственный университет 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................. 3

Часть 1. История физической культуры в зарубежных

странах.................................................................... 5

1.1. Физическая культура в Древнем мире................ 5

Теории возникновения физической культуры .......... 5

Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя........... 7

Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития .......................... 10

Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии ................. 11

Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период ............................................. 16

Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля ............. 23

Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития ....................... 25

Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх ............................. 29

Физическая подготовка в гладиаторских школах..... 31

Кризис рабовладельческого общества и упадок ра­бовладельческой системы физического воспитания 32

2. Физическая культура в средние века ..................... 33

Особенности развития физической культуры в этот период ................................................... 33

Физическое воспитание светских феодалов (рыца­рей), рыцарские турниры ....................... 34

Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа.................... 36

Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества ..................................... 38

Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения .................... 39

3. Физическая культура в Новое время ........................ 44

3.1. Физическая культура в первый период Нового времени (с XVII в. До 1871 года) ............................. 44

Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII - XVIII веков................................... 44

Развитие теоретических основ физического воспитания.............................................................. 45

Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса .............................................................. 48

Причины возникновения и развития национальных 50 систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции ..................................

Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда........... 55

3.2. Физическая культура во второй период Нового времени (1871- 1917) ..................... 57

Возникновение рабочего спортивно-гимнастичес­кого движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений............... 57

Возникновение новых систем физического воспитания............................................ 58

Развитие спортивного движения ................................ 60

4. Физическая культура в Новейшее время .............. 70

Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами 71

Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны.............. 75

Часть II. Физическая культура в России и на территории СССР .....................................83

5. Физическая культура народов России до XVIII в..... 83

Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи........................................ 83

Физические упражнения и игры в народном быту ... 84

Военно-физическое воспитание господствующих классов ...............................................86

Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма......... 87

6. Физическая культура в России с XVIII в. и

первой половине XIX века....................................... 88

Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта.................. 88

Введение физического воспитания в учебные заведения ......................................................90

Военно-физическая подготовка в русской армии..... 92

Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны ............................................ 94

Физическое воспитание в быту дворянства .............. 96

Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания... 97

7. Физическая культура в России со второй половины XIX в. до начала XX в.............101

Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания .......................101

Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования...................................104

Физическое воспитание в учебных заведениях ........ 106

Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады ................................................................... 109

8. Физкультура и спорт в СССР................................... 111

8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в СССР...............................111

Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах ............................................114

Спортивно-массовая работа с населением ........... 116

8.2. Физическая культура в годы Великой Отечественной войны ................................... 120

Боевые подвиги спортсменов и физкультурни­ков на фронтах Великой Отечественной войны .. 121

Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины..........................123

Физкультурная работа в тылу страны .................. 125

Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии ... 126

8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы

I и II Спартакиады народов СССР и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы............................... 128

Международные спортивные связи в послевоенный период ............................................. 129

8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в СССР................................................ 130

Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960-1990 гг.................................. 137

9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России (1991- 2000 гг.) ............................................... 145

Участие российских спортсменов в международных соревнованиях..................................150

Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе ................. 151

Часть 3. История современных Олимпийских игр........ 154

Предыстория Олимпийского движения нового времени ....................................................... 154

Период укрепления Олимпийского движения (1894-1918)..................................................... 158

Олимпийские символика и атрибутика ..................... 160

Приложение. Олимпийский словарик.................................. 165

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету «Исто­рия физической культуры» ..........175

Список использованной и рекомендуемой литературы ..... 179

ВВЕДЕНИЕ

История физической культуры (ИФК) представляет со­бой специфическую отрасль исторических и педагогиче­ских знаний. Она является важным разделом науки о физи­ческой культуре. Предмет её изучения - общие закономер­ности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.

Предмет ИФК — изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.

Задачей ИФК является выявление и раскрытие законо­мерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества.

В основу периодизации ИФК положено учение о зако­номерностях развития общества: 1-й период - история фи­зической культуры Древнего мира (первобытный, рабовла­дельческий строй); 2-й период — история физической куль­туры средних веков (феодальный строй); 3-й период - Но­вого и Новейшего времени (капиталистический, социали­стический строй).

Курс ИФК состоит из трех частей:

1) история ФК и спорта зарубежных стран;

2) история ФК и спорта на территории России;

3) история современного спортивного и олимпийского движения.

При изучении истории физической культуры использу­ют следующие источники:

1) археологические и этнографические данные, свиде­тельствующие о применении физических упражнений и игр;

2) памятники изобразительного искусства, художест­венную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отража­ющие проблематику физического воспитания;

3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содер­жащие сведения по физической культуре и спорту;

4) правительственные документы, труды ведущих уче­ных и государственных деятелей;

5) практические данные по развитию физической куль­туры у разных народов.

Методы изучения истории физической культуры: - исторический анализ, обобщение систематизация ис­торических материалов; проведение исторической анало­гии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.

Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

1.1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ Теории возникновения физической культуры

Вопрос о возникновении и развитии физической куль­туры на первом этапе человечества — один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обра­щались многие ученые.

Существует несколько позиций при обсуждении про­блемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX - начале XX в. немецкий философ Шил­лер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек разви­вался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению уче­ных, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории — К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры — «физичес­кие упражнения и игры имеют культовое и животнообраз-ное происхождение».

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его тео­рии в том, что физическая культура — это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Со­гласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора - объективный и субъектив­ный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательст­во) человек постоянно вынужден был развивать свои навы­ки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические ка­чества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно созна­ние человека, который придумывал упражнения для подго­товки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пы­тались доказать, что зачатки физического воспитания име­ются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением жи­вотных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пы­тавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошиба­лись, так как человек стал применять физические упражне­ния раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физи­ческой культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникно­вения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей перво­бытных людей в подготовке к тому или иному роду трудо­вой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным

физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать фи­зическими упражнениями, так как они применялись с це­лью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повто­рять наиболее важные охотничьи действия, образно выра­жаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование челове­ка, а с другой - на повышение его трудоспособности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История физической культуры icon Гоу впо «нижегородский государственный педагогический университет» факультет физической культуры
«050100-Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», учебного плана факультета физической культуры по подготовке педагогов...
История физической культуры icon Москалева И. Э., зав кафедрой физической культуры
В этих условиях вопросы овладения и использования современных информационных и коммуникационных технологий становятся одним из основных...
История физической культуры icon Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ союз биатлонистов...
Сибирского государственного университета физической культуры и спорта проводится II всероссийская научно-практическая конференция...
История физической культуры icon Книга Евгения Мильнера, кандидата медицинских наук, доцента кафедры...
...
История физической культуры icon Т. В. Хромина методы регуляции неблагоприятных психических состояний...
Доктор психологических наук, профессор Дальневосточной государственной академии физической культуры В. А. Нестеров
История физической культуры icon Геннадий Эдуардович психологическая концепция информационного реконструирования...
Психологическая концепция информационного реконструирования народных традиций физической культуры
История физической культуры icon Допущено Центральным Советом Союза спортивных обществ и организаций...
Настоящий учебник написан для студентов институтов фи­зической культуры, изучающих курс фехтования
История физической культуры icon Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных...
Республики Дагестан» Постановлением Правительства рд от 9 октября 2009 года №352 «Об утверждении Положения об оплате труда работников...
История физической культуры icon История и методология изучения культуры, ч. 1
Дисциплина «История и методология изучения культуры» является частью профессионального цикла дисциплин (базовая часть) ооп впо магистратуры...
История физической культуры icon Рабочая программа учебной дисциплины «История техники и технологической...
Цель освоения дисциплины «История техники и технологической культуры мировых цивилизаций»: формирование и развитие компетенций в...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции