Скачать 1.48 Mb.
|
Т.В.ХроминаМЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Хабаровск 2010 ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Т.В.ХроминаМЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ (Учебное пособие) Печатается по решению научно-координационного совета ДВГАФК Хабаровск 2010 ББК:88.5я 732 УДК: 796.01 159.9731 Х-941 Рецензенты: Доктор психологических наук, профессор Дальневосточной государственной академии физической культуры В.А.Нестеров Доктор педагогических наук, профессор Дальневосточной государственной академии физической культуры В.В.Федоров Хромина Т.В. Методы регуляции неблагоприятных психических состояний. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2010.-142с. В пособии рассмотрены эмоциональные состояния, развивающиеся у спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий, спортивного соревнования. Представлены упражнения, которые помогут научиться произвольно, управлять своим поведением, регулировать эмоциональные состояния, преодолевать жизненные проблемы и стрессы, избавляться от излишнего физического и психического напряжения, тренинги по повышению умственной работоспособности и формированию уверенности в достижении поставленной цели. Пособие предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов физкультурных вузов, тренеров по спорту и спортсменов, людей, желающих обучиться приемам саморегуляции психического состояния. . ББК:88.5я 732 УДК: 796 01. 159.9731 (075.8) ISBN Хромина Т.В., 2010 Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2010 Содержание Введение…………………………………………………………………..….5 Глава 1.Эмоции……………………………………………………….. …….9
состояний…………………………………………………………………….15
Глава 2. Методы психорегуляции неблагоприятных психических состояний …………………………………………………………………… 2.1. Коррекция нарушений сна………………………………………………33 2.2.Коррекция реакций, сопровождающих неудачные выступления в соревнованиях………………………………………………36 2.3.Коррекция психогенной анорексии, тошноты, рвоты и осложнений спортивных травм……………………………………………..36 2.4. Коррекция состояния перетренированности…………………………..36 2.5. Коррекция состояния утомления………………………………………..37 2.6.Коррекция состояния чрезмерной нервно-психической активности….38 2.7. Коррекция состояния предстартовой лихорадки и предстартовой апатии………………………………………………………………………….40 2.8. Коррекция состояния фрустрации……………………………………… 2.9. Коррекция состояния пресыщения……………………………………..43 Глава 3. Методы активной саморегуляции неблагоприятных психических состояний………………………………………………………………………45 3.1.Практическое применение специальных приемов по активизации представлений…………………………………………………………………47 3.2.Аутогенная тренировка (АТ)…………………………………………….50 3.3.Джой-тренинг…………………………………………………………….65 3.4.Психомышечная тренировка…………………………………………….68 3.5.Идеомоторная тренировка…………………………………………………….75 3.6.Вербально-музыкальная психорегуляция в спорте…………………………80 Глава 4. Методы, способы уменьшения эмоционального напряжения……….82 4.1. Метод физических воздействий на двигательный анализатор…………….83 4.2. Метод воздействия на речевой и двигательный анализаторы…………….85 4.3. Метод воздействия на слуховой (звуковой) анализатор……………………86 4.4. Метод саморегулирования дыхания…………………………………………87 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.14.7.2. Саморегуляция спортсменом своего эмоционального состояния Глава 5. Глава 6. Глава 7. Введение В современную эпоху жизнь непрерывно ставит перед человеком все более трудные задачи. В различных видах деятельности, в том числе и в спортивной ему приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие максимального физического и психического напряжения для успешного достижения поставленной цели. Все, кто имеет отношение к спортивной деятельности, все чаще и чаще убеждаются в первостепенном значении психологических факторов в удачном выступлении спортсмена. Участие в соревнованиях, создает напряженную психологическую атмосферу, что требует от спортсмена проявления высокой психической устойчивости, собранности, выдержки, самообладания, способности соревноваться продолжительное время при исключительном напряжении сил. Несомненно, что устойчивость спортсмена к экстремальным условиям соревнований зависит от состояния его спортивной формы, приобретаемой в процессе длительной всесторонней подготовки, которое нельзя рассматривать как абсолютно стабильную готовность к достижению определенного результата. Соревновательный результат во многом зависит от умения спортсмена реализовать имеющуюся у него подготовленность в специфических условиях соревнований. Спортивная практика полна примеров, когда хорошо подготовленный спортсмен проигрывает менее подготовленному сопернику. Поэтому одной из важных задач психологической подготовки спортсмена является не только выработка у него необходимых психических качеств, но и обучение его навыкам адекватного поведения на соревнованиях и приемам саморегуляции эмоционального состояния. В настоящей работе даётся характеристика эмоциональных состояний, развивающихся у спортсмена под влиянием спортивной деятельности и методы диагностики и психорегуляции их. В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности. Упражнения, представленные в пособии, направлены на обучение человека произвольной регуляции своего поведения и эмоциональных состояний. Эти навыки востребованы в различных жизненных ситуациях, важнейшие из которых таковы:
2.Ситуации резкого изменения жизненных условий, необходимость принять важные и ответственные решения (выбор профессии, создание семьи и т.п.). Здесь важно как контролировать свое текущее эмоциональное состояние, так и научиться управлять своим поведением с опорой на более далекую перспективу (определение жизненных целей и ценностей, планирование карьеры и т.п.). 3.Ситуации, связанные с повышенным риском. К ним можно отнести и экстремальные ситуации, и любую деятельность, связанную с высоким уровнем опасности (в частности, это занятие многими видами спорта). Тот, кто при возникновении опасности утрачивает способность к саморегуляции, реагирует на нее неадекватно: либо начинает паниковать, либо, наоборот, «впадает в ступор». И то, и другое приводит к многократному возрастанию вероятности трагического исхода. В таких ситуациях крайне важно, взяв под контроль свои реакции, сохранить способность объективно анализировать обстоятельства и принимать обоснованные решения. Человек, владеющий навыками саморегуляции, получает возможность избавиться от излишнего напряжения, препятствующего эффективной деятельности. Так, если в условиях спортивной борьбы ему удается взять под контроль состояние «предстартовой лихорадки», то его деятельность становится более эффективной. Это вполне закономерно, поскольку силы тратятся не на излишнее напряжение и переживания, а на совершение тех действий, которые приближают к успеху. Техники саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих реакций могут носить разноплановый характер. Во-первых, они позволяют обеспечивать внутреннее «отстранение» от источников беспокойства, сохранение невозмутимости, невзирая на обстоятельства. Во-вторых, они позволяют управлять своим поведением не только применительно к текущему моменту, но и в более далекой жизненной перспективе: ставить цели, определять свои жизненные приоритеты и т.п. В-третьих, они могут быть направлены на изменение состояния в текущие моменты времени: например, обучать быстрому «сбрасыванию» возникшего напряжения с помощью релаксации. В соответствии с этим, представленные в пособии упражнения сгруппированы в три блока: Игровые упражнения, в которых перед участниками ставятся задачи, требующие произвольной регуляции своего поведения. Упражнения, направленные на осознание и анализ жизненных проблем, поиск конструктивных выходов из стрессовых ситуаций. Техники релаксации, направленные на быстрое снятие как физического, так и психоэмоционального напряжения. Техники релаксации могут проводиться как в группе, так и индивидуально. При организации занятий рекомендуется выполнять не больше двух техник релаксации подряд, чередуя их с упражнениями из других блоков. Упражнения можно проводить в качестве элементов учебных занятий, физкультурно-спортивных тренировок и воспитательных мероприятий или в виде отдельного курса психологического тренинга. Они найдут применение в деятельности педагогов, тренеров, психологов. Из всех знаний самые полезные те, которые дают нам правильные сведения о нас самих и учат нас управлять самими собою. Клавдий Глава 1. Эмоции В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции ( от латинского emoveo – потрясаю, волную). В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Помимо такого специфического понимания, понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие переживанию. В таком случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. По мнению О.В.Дашкевича одной из специфических особенностей спортивной деятельности является ее насыщенность разнообразными и ярко выраженными эмоциями, которые, с одной стороны, возникают и формируются в процессе спортивной деятельности, а с другой – сами оказывают на эту деятельность существенное благоприятное или неблагоприятное влияние. 1.1. Виды эмоций Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие виды эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, под действием которого человек совершает многочисленные и часто беспорядочные движения и действия, либо , наоборот, человек цепенеет, его движения, и действия совсем прекращаются; резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков. Эмоции – более длительные, чем аффекты эмоциональные состояния. Они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Немецкий философ И.Кант в зависимости от влияния эмоций на деятельность человека делил их на стенические (от греческого sthenos – сила) и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Астенические эмоции вдут к скованности, пассивности. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров удовольствия (наслаждения) и неудовольствия (страдания). В современной литературе выделяют следующие основные, «фундаментальные» эмоции: Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важнейших жизненных потребностей Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Стыд – отрицательное состояние. выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Чувства – еще более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Среди них выделяют: Настроение – самое длительное, или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается хорошее настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выражается склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. |
Востока россии методические рекомендации Допущено в качестве методических... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная... |
Методика использования аудиовизуального воздействия технических средств... Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов физкультурных вузов, преподавателей афк специальных общеобразовательных... |
||
История физической культуры П248 История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр ун-т. Калининград, 2000. 186 с. Isbn 5-88874-170-1 |
Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики» Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,... |
||
Учебное пособие М74 модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е. Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала... |
Бизнес-планирование в социально-культурном сервисе и туризме Мандель Б. Р. Pr: методы работы со средствами массовой информации : учебное пособие для вузов/ Б. Р. Мандель. М.: Вузовский учебник;... |
||
Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Базы данных» на третьем курсе. В пособии рассматриваются основы... |
Активный отдых в формировании психо-эмоциональной сферы личности дошкольника Хромина Т. В., Полынцева Н. Н., Якимова М. И. Активный отдых в формировании психо-эмоциональной сферы личности дошкольника. Хабаровск:... |
||
Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Московский университет, 1992, с. 58-60. Ru 2072828... |
Гоу дпо «институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» использование «Ламифарэн» в комплексной терапии различных патологических состояний: информ метод письмо / Г. В. Чижова, О. В. Горшкова, О. В. Дещенко,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |