ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
|
Базовая часть
|
История и методология изучения культуры, ч. 1
|
Дисциплина «История и методология изучения культуры» является частью профессионального цикла дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению 033000 Культурология и адресована студентам 1 курса (1-2 семестры).
Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры отделения социокультурных исследований.
Предметом дисциплины являются вопросы и темы, связанные с изучением теоретических интерпретаций культуры в новоевропейской интеллектуальной истории и в современности.
Цель дисциплины - подготовить выпускника магистратуры, способного применять в научном исследовании и преподавании знание теоретической культурологии, использовать познавательные подходы и методы изучения феномена культуры, которые формировались в разных исторических и социальных контекстах.
Задачи дисциплины:
освоить основные направления и модели теоретической культурологии;
овладеть современным терминологическим аппаратом наук о культуре;
научиться критическому анализу текстов, содержащих культурологические концепции и подходы;
научиться понимать и аргументировать позиции представителей различных направлений теоретической культурологии;
сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора научной информации по проблемам исследования культуры;
способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по теоретико-методологическим проблемам культурологии, способности логично формулировать, излагать и обосновывать собственную позицию.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-1; ОК-2; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-8 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать
основные направления теоретической культурологии; методологические проблемы культурологических исследований;
терминологический аппарат дисциплины.
уметь
пользоваться понятийно-терминологическим аппаратом теоретической культурологии;
свободно ориентироваться в массиве научной литературы;
реферировать специальные тексты; осуществлять экспертно-аналитическую работу по профилю своей специальности с учетом подходов и методов исследования культуры в современном мире.
владеть
техниками анализа текстов культуры;
навыками ведения дискуссии по вопросам теоретической культурологии.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного опроса; собеседования в режиме «вопрос – ответ»; написания реферата (эссе), промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 (шесть) зачетных единиц, 216 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (14 часов), практические занятия (48 часов), самостоятельная работа студента (154 часа).
|
История и методология изучения культуры, ч. 2
|
Исследования культуры в современном мире
|
Дисциплина «Исследования культуры в современном мире» является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки 033000 Культурология и адресована студентам 2 курса (1 семестр).
Дисциплина реализуется русской антропологической школой.
Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с генезисом основных теоретических интерпретаций места культуры в современном мире, возникших во второй половине ХХ века.
Цель дисциплины - подготовить выпускника магистратуры, способного использовать в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание об основных моделях теоретической культурологии ХХ века, об особенностях различных подходов к изучению феномена культуры в современном мире.
Задачи дисциплины:
изучить основные направления теоретической культурологии, англоязычной в первую очередь;
овладеть терминологическим аппаратом современных наук о культуре на двух языках – русском и английском;
научиться анализировать тексты (главы монографий, статьи, материалы дискуссий), посвященные проблемам культурологических исследований;
научиться раскрывать содержание и аргументировать позиции представителей основных школ и направлений современной теоретической культурологии – фрейдизма, марксизма, постструктурализма, включая археологию познания, феминизма, постколониальных исследований и др.;
уметь демонстрировать историческую динамику культуры как объекта нового (новейшего) теоретического знания;
сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора информации по современным проблемам исследования культуры;
способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по проблемам современной культурологии, способности логично формулировать, излагать и аргументированно защищать собственное видение предмета.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-8 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать
основные школы теоретической культурологии, англоязычной в первую очередь;
ключевые методологические проблемы культурологических исследований; терминологический аппарат дисциплины на русском и английском языках.
уметь
осуществлять экспертную работу по профилю своей специальности с учетом специфики проблем исследования культуры в современном мире;
реферировать и рецензировать специальные тексты, пользоваться тезаурусом современной теоретической культурологии.
владеть
техниками анализа так называемых текстов культуры;
навыками ведения дискуссии по вопросам теоретической культурологии;
способностью самостоятельно ориентироваться в массиве специализированной литературы.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного опроса, собеседования в режиме «вопрос – ответ – консультация», написания рецензии, аналитической записки, письменной работы, реферата (эссе) по теме, промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетных единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (82 часа).
|
Современные исследования культуры в России
|
Дисциплина «Современные исследования культуры в России» является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки 033000 Культурология и адресована студентам 2 курса (1 семестр).
Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.
Предметом дисциплины являются актуальные исследовательские подходы и практики, направления и концепции исследования культуры в российском социогуманитарном знании 2000-х годов.
Цель дисциплины – способствовать выработке у магистров ясного представления о многообразии и особенностях современных исследовательских подходов и практик изучения культуры, возможностей и границ их применения. Акцентировав внимание на методологических основаниях современных российских подходов и практик изучения культуры, способствовать выбору исследовательских ориентиров магистерской работы.
Задачи дисциплины
дать развернутую характеристику современных исследовательских подходов и практик изучения культуры в России,
раскрыть их предметное содержание, проанализировать методологическую специфику, инструментарий,
показать социальные, политические, и образовательные контексты их функционирования.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-11 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать
круг наиболее значимых направлений и подходов в современных российских практиках изучения культуры,
предметную специфику и содержание российских исследовательских практик и подходов изучения культуры,
методологические особенности и инструментарий основных направлений российских исследований культуры 2000-х,
обусловленности российских практик изучения культуры мировым опытом, их связи с подходами западных исследователей,
уметь
квалифицированно раскрывать содержание современных исследовательских подходов и практик изучения культуры в России,
критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения культуры,
понимать логику их построения, обусловленность их содержания как теоретическим, так и социокультурным контекстом,
определять возможности и границы применения различных исследовательских подходов изучения культуры,
видеть перспективы различных исследовательских практик, в том числе и к условиям собственной магистерской работы,
владеть
понятийным аппаратом современных исследовательских подходов и практик,
основными методами и приемами анализа.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости, оцениваемый степенью подготовки к семинарским занятиям, подготовка домашних письменных работ (рефератов и докладов).
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (20 часов), самостоятельная работа студентов (82 часа).
|
Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям
|
Дисциплина «Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям» является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению 033000 Культурология и адресована студентам 1 курса (1 семестр).
Дисциплина реализуется МУНЦ «Высшая школа европейских культур».
Предметом дисциплины являются принципы и приемы производства и представления знания, формы и средства научной коммуникации в области гуманитарных наук.
Цель дисциплины – помочь студентам познакомиться с принципами и овладеть приемами реализации научно-исследовательского проекта.
Задачи дисциплины:
создать представление об основных принципах современной науки как специфической формы социальной активности в контексте становления гуманитарного знания;
продемонстрировать, как обоснование правил научной деятельности связано с функционированием научного сообщества, с предлагаемыми им направлениями академической карьеры и формами научной коммуникации;
сформировать представление о порядке организации исследовательского проекта, продемонстрировать навыки, необходимые на каждом этапе его осуществления – от формулировки темы и подбора источников до написания текста и представления его научному сообществу.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-19 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать
терминологию описания дипломного или диссертационного проекта: понятия предмета, объекта и проблемы научного исследования; различия источников и вторичной литературы; специфику источнико-ориентированного, проблемно-ориентированного и предметно-ориентированного подходов;
технологию осуществления и презентации анализа источников разных типов; правила оптимизации соотношения между темой и источником (с учетом возможностей переопределения как темы, так и ракурса работы с источниками);
правила библиографического описания, основные возможности поиска исследовательской литературы, технику конспектирования, технику функционального и официального аннотирования, правила составления проблемной историографии;
технологии составления плана собственного исследования как способа организовать исследовательскую деятельность, как репрезентировать себя и свою научную работу в определенных сообществах, как формы изложения содержания работы и как модели концептуализации предмета; озможности компьютерной работы с текстом (и множеством предварительных версий собственного исследования);
устройство сети Интернет и механизмов поиска в нем нужной информации; различие поисковых машин и каталогов; наиболее полезные для гуманитариев поисковые и информационные ресурсы; правила общения в электронном сообществе; логику и синтаксис языка поисковых служб;
приемы организации устного научного выступления, требования к риторике и дизайну различных форматов устной речи;
программу Power point как средство организации и иллюстрации выступления (на тему собственного дипломного исследования);
уметь
распределять работу проектным образом, видеть как продолжительный и сложный проект может быть переорганизован в продуманную последовательность выполнения обозримых, четких и компактных задач;
не бояться задания и при этом проявлять обучаемость – быть готовым к критике и необходимости адаптироваться к требованиям и интересам работодателей, читателей и т.д.;
владеть
элементарными навыками работы с информацией: ее поиска, перераспределения и редактирования в аспекте приближения к задаваемому (например, работодателем или научным сообществом) формату;
навыками описания и проблематизации исследовательских проектов: как своих собственных, так и своих товарищей по группе, других представителей профессии, в которой намерен самореализовываться студент.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме бесед и обсуждений на семинарских занятиях; выполнение большого числа самостоятельных заданий, предполагающих выборочное обсуждение на семинарах, и обязательное – на коллоквиумах; промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (20 часов), самостоятельной работы студента (82 часа).
|
Современные техники анализа текстов культуры
|
Дисциплина «Современные техники анализа текстов культуры» является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки 033000 Культурология и адресована студентам 2 курса (1 семестр).
Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры отделения социокультурных исследований.
Предметом дисциплины являются техники анализа текстов, конкретные приемы, связанные с рефлексией восприятия, интерпретации, специфики репрезентации в культуре, понятой в отношениях автор-текст-читатель и их синонимических модификациях.
Цель дисциплины - дать студентам представление о возможностях изучения вербальных текстов как культурных форм, связанных с различными опытами производства, передачи и потребления культурных значений и бытующих в многообразных контекстах исторической и социальной реальности.
Задачи дисциплины состоят в том, чтобы сформировать у студентов практические умения и навыки анализа вербальных, визуальных, «креолизованных» текстов как текстов культуры.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-14, ПК-24 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать
основные подходы к анализу культурных текстов, их различия, генеалогию и методы;
основы коллективной аналитической деятельности, командных методов проектной работы;
уметь
анализировать и воспринимать информацию из источников различного типа;
критически оценивать собственные стратегии анализа и представления результатов исследований различного типа;
применять при необходимости накопленный опыт для решения нестандартных исследовательских и проектных задач;
применять современные методики анализа в учебном процессе;
владеть
техниками анализа текстов различного происхождения;
навыками структурирования и обобщения данных, полученных в результате аналитической работы над текстом;
методиками персонального и коллективного представления результатов аналитической работы.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме семинарских занятий, контрольной работы, итогового эссе, промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (8 часов), семинары (28 часов), самостоятельная работа студента (72 часа).
|
|
|