История и методология изучения культуры, ч. 1




НазваниеИстория и методология изучения культуры, ч. 1
страница1/4
Дата публикации19.06.2014
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Базовая часть

История и методология изучения культуры, ч. 1

Дисциплина «История и методология изучения культуры» является частью профессионального цикла дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению 033000 Культурология и адресована студентам 1 курса (1-2 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры отделения социокультурных исследований.

Предметом дисциплины являются вопросы и темы, связанные с изучением теоретических интерпретаций культуры в новоевропейской интеллектуальной истории и в современности.

Цель дисциплины - подготовить выпускника магистратуры, способного применять в научном исследовании и преподавании знание теоретической культурологии, использовать познавательные подходы и методы изучения феномена культуры, которые формировались в разных исторических и социальных контекстах.

Задачи дисциплины:

  • освоить основные направления и модели теоретической культурологии;

  • овладеть современным терминологическим аппаратом наук о культуре;

  • научиться критическому анализу текстов, содержащих культурологические концепции и подходы;

  • научиться понимать и аргументировать позиции представителей различных направлений теоретической культурологии;

  • сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора научной информации по проблемам исследования культуры;

  • способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по теоретико-методологическим проблемам культурологии, способности логично формулировать, излагать и обосновывать собственную позицию.

Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-1; ОК-2; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-8 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:

знать

  • основные направления теоретической культурологии; методологические проблемы культурологических исследований;

  • терминологический аппарат дисциплины.

уметь

  • пользоваться понятийно-терминологическим аппаратом теоретической культурологии;

  • свободно ориентироваться в массиве научной литературы;

  • реферировать специальные тексты; осуществлять экспертно-аналитическую работу по профилю своей специальности с учетом подходов и методов исследования культуры в современном мире.

владеть

  • техниками анализа текстов культуры;

  • навыками ведения дискуссии по вопросам теоретической культурологии.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного опроса; собеседования в режиме «вопрос – ответ»; написания реферата (эссе), промежуточная аттестация в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 (шесть) зачетных единиц, 216 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (14 часов), практические занятия (48 часов), самостоятельная работа студента (154 часа).


История и методология изучения культуры, ч. 2

Исследования культуры в современном мире

Дисциплина «Исследования культуры в современном мире» является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки 033000 Культурология и адресована студентам 2 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется русской антропологической школой.

Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с генезисом основных теоретических интерпретаций места культуры в современном мире, возникших во второй половине ХХ века.

Цель дисциплины - подготовить выпускника магистратуры, способного использовать в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание об основных моделях теоретической культурологии ХХ века, об особенностях различных подходов к изучению феномена культуры в современном мире.

Задачи дисциплины:

  • изучить основные направления теоретической культурологии, англоязычной в первую очередь;

  • овладеть терминологическим аппаратом современных наук о культуре на двух языках – русском и английском;

  • научиться анализировать тексты (главы монографий, статьи, материалы дискуссий), посвященные проблемам культурологических исследований;

  • научиться раскрывать содержание и аргументировать позиции представителей основных школ и направлений современной теоретической культурологии – фрейдизма, марксизма, постструктурализма, включая археологию познания, феминизма, постколониальных исследований и др.;

  • уметь демонстрировать историческую динамику культуры как объекта нового (новейшего) теоретического знания;

  • сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора информации по современным проблемам исследования культуры;

  • способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по проблемам современной культурологии, способности логично формулировать, излагать и аргументированно защищать собственное видение предмета.

Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-8 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:

знать

  • основные школы теоретической культурологии, англоязычной в первую очередь;

  • ключевые методологические проблемы культурологических исследований; терминологический аппарат дисциплины на русском и английском языках.

уметь

  • осуществлять экспертную работу по профилю своей специальности с учетом специфики проблем исследования культуры в современном мире;

  • реферировать и рецензировать специальные тексты, пользоваться тезаурусом современной теоретической культурологии.

владеть

  • техниками анализа так называемых текстов культуры;

  • навыками ведения дискуссии по вопросам теоретической культурологии;

  • способностью самостоятельно ориентироваться в массиве специализированной литературы.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного опроса, собеседования в режиме «вопрос – ответ – консультация», написания рецензии, аналитической записки, письменной работы, реферата (эссе) по теме, промежуточная аттестация в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (82 часа).


Современные исследования культуры в России

Дисциплина «Современные исследования культуры в России» является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки 033000 Культурология и адресована студентам 2 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры.

Предметом дисциплины являются актуальные исследовательские подходы и практики, направления и концепции исследования культуры в российском социогуманитарном знании 2000-х годов.

Цель дисциплины – способствовать выработке у магистров ясного представления о многообразии и особенностях современных исследовательских подходов и практик изучения культуры, возможностей и границ их применения. Акцентировав внимание на методологических основаниях современных российских подходов и практик изучения культуры, способствовать выбору исследовательских ориентиров магистерской работы.

Задачи дисциплины

  • дать развернутую характеристику современных исследовательских подходов и практик изучения культуры в России,

  • раскрыть их предметное содержание, проанализировать методологическую специфику, инструментарий,

  • показать социальные, политические, и образовательные контексты их функционирования.

Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-11 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:

знать

  • круг наиболее значимых направлений и подходов в современных российских практиках изучения культуры,

  • предметную специфику и содержание российских исследовательских практик и подходов изучения культуры,

  • методологические особенности и инструментарий основных направлений российских исследований культуры 2000-х,

  • обусловленности российских практик изучения культуры мировым опытом, их связи с подходами западных исследователей,

уметь

  • квалифицированно раскрывать содержание современных исследовательских подходов и практик изучения культуры в России,

  • критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения культуры,

  • понимать логику их построения, обусловленность их содержания как теоретическим, так и социокультурным контекстом,

  • определять возможности и границы применения различных исследовательских подходов изучения культуры,

  • видеть перспективы различных исследовательских практик, в том числе и к условиям собственной магистерской работы,

владеть

  • понятийным аппаратом современных исследовательских подходов и практик,

  • основными методами и приемами анализа.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости, оцениваемый степенью подготовки к семинарским занятиям, подготовка домашних письменных работ (рефератов и докладов).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (20 часов), самостоятельная работа студентов (82 часа).


Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям

Дисциплина «Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям» является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению 033000 Культурология и адресована студентам 1 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется МУНЦ «Высшая школа европейских культур».

Предметом дисциплины являются принципы и приемы производства и представления знания, формы и средства научной коммуникации в области гуманитарных наук.

Цель дисциплины – помочь студентам познакомиться с принципами и овладеть приемами реализации научно-исследовательского проекта.

Задачи дисциплины:

  • создать представление об основных принципах современной науки как специфической формы социальной активности в контексте становления гуманитарного знания;

  • продемонстрировать, как обоснование правил научной деятельности связано с функционированием научного сообщества, с предлагаемыми им направлениями академической карьеры и формами научной коммуникации;

  • сформировать представление о порядке организации исследовательского проекта, продемонстрировать навыки, необходимые на каждом этапе его осуществления – от формулировки темы и подбора источников до написания текста и представления его научному сообществу.

Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-19 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:

знать

  • терминологию описания дипломного или диссертационного проекта: понятия предмета, объекта и проблемы научного исследования; различия источников и вторичной литературы; специфику источнико-ориентированного, проблемно-ориентированного и предметно-ориентированного подходов;

  • технологию осуществления и презентации анализа источников разных типов; правила оптимизации соотношения между темой и источником (с учетом возможностей переопределения как темы, так и ракурса работы с источниками);

  • правила библиографического описания, основные возможности поиска исследовательской литературы, технику конспектирования, технику функционального и официального аннотирования, правила составления проблемной историографии;

  • технологии составления плана собственного исследования как способа организовать исследовательскую деятельность, как репрезентировать себя и свою научную работу в определенных сообществах, как формы изложения содержания работы и как модели концептуализации предмета; озможности компьютерной работы с текстом (и множеством предварительных версий собственного исследования);

  • устройство сети Интернет и механизмов поиска в нем нужной информации; различие поисковых машин и каталогов; наиболее полезные для гуманитариев поисковые и информационные ресурсы; правила общения в электронном сообществе; логику и синтаксис языка поисковых служб;

  • приемы организации устного научного выступления, требования к риторике и дизайну различных форматов устной речи;

  • программу Power point как средство организации и иллюстрации выступления (на тему собственного дипломного исследования);

уметь

  • распределять работу проектным образом, видеть как продолжительный и сложный проект может быть переорганизован в продуманную последовательность выполнения обозримых, четких и компактных задач;

  • не бояться задания и при этом проявлять обучаемость – быть готовым к критике и необходимости адаптироваться к требованиям и интересам работодателей, читателей и т.д.;

владеть

  • элементарными навыками работы с информацией: ее поиска, перераспределения и редактирования в аспекте приближения к задаваемому (например, работодателем или научным сообществом) формату;

  • навыками описания и проблематизации исследовательских проектов: как своих собственных, так и своих товарищей по группе, других представителей профессии, в которой намерен самореализовываться студент.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме бесед и обсуждений на семинарских занятиях; выполнение большого числа самостоятельных заданий, предполагающих выборочное обсуждение на семинарах, и обязательное – на коллоквиумах; промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (20 часов), самостоятельной работы студента (82 часа).


Современные техники анализа текстов культуры

Дисциплина «Современные техники анализа текстов культуры» является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть) ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки 033000 Культурология и адресована студентам 2 курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры отделения социокультурных исследований.

Предметом дисциплины являются техники анализа текстов, конкретные приемы, связанные с рефлексией восприятия, интерпретации, специфики репрезентации в культуре, понятой в отношениях автор-текст-читатель и их синонимических модификациях.

Цель дисциплины - дать студентам представление о возможностях изучения вербальных текстов как культурных форм, связанных с различными опытами производства, передачи и потребления культурных значений и бытующих в многообразных контекстах исторической и социальной реальности.

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы сформировать у студентов практические умения и навыки анализа вербальных, визуальных, «креолизованных» текстов как текстов культуры.

Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-14, ПК-24 и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:

    знать

  • основные подходы к анализу культурных текстов, их различия, генеалогию и методы;

  • основы коллективной аналитической деятельности, командных методов проектной работы;

    уметь

  • анализировать и воспринимать информацию из источников различного типа;

  • критически оценивать собственные стратегии анализа и представления результатов исследований различного типа;

  • применять при необходимости накопленный опыт для решения нестандартных исследовательских и проектных задач;

  • применять современные методики анализа в учебном процессе;

владеть

  • техниками анализа текстов различного происхождения;

  • навыками структурирования и обобщения данных, полученных в результате аналитической работы над текстом;

  • методиками персонального и коллективного представления результатов аналитической работы.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме семинарских занятий, контрольной работы, итогового эссе, промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (8 часов), семинары (28 часов), самостоятельная работа студента (72 часа).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconУчебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconАннотация Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1»
Культурология, и входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам...

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconФилософия и методология науки
Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению...

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconФилософия и методология науки
«Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600....

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии»

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...

История и методология изучения культуры, ч. 1 iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции