Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс




Скачать 99.9 Kb.
Название Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Дата публикации 19.10.2014
Размер 99.9 Kb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > Культура > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ - КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)

____________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа №16»

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии - среднее образование

Тема: Музыка Италии.

Автор: Брелякова Татьяна Александровна,

учитель музыки

Миасс

2013г
Сценарий урока музыки в четвёртом классе

Эпиграф: « Музыка не знает границ»

Тема: Музыка Италии.

Цель: Формирование первоначальных представлений о музыкальной культуре Италии.

Задачи:

Образовательные

Знакомство учащихся с выдающимися представителями музыкально-художественной культуры Италии и их произведениями.

Развивающие

Развитие музыкально-познавательных интересов, формирование потребности в музыкальном самообразовании, обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки, освоение кантиленного стиля пения, развитие музыкально-пластической культуры.

Воспитательные

Воспитание эмоционально - ценностного, уважительного отношения к музыкальному искусству разных народов мира, способствовать становлению духовно-нравственной личности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок - путешествие.

Планируемые результаты:

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении, участвовать в коллективной исполнительской деятельности-пении, пластическом интонировании, владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы, называть имена итальянских композиторов и их произведения, имена художников, музыкальные инструменты.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, перспективный, так как данная тема в 4 классе является первоосновой для соответствующих тем в 5, 6, 7 классах.

Приемы: слушание, исполнение, пластическое интонирование, прием моделирования незаконченной ситуации, беззвучная активная артикуляция при мысленном пении, мелодическое эхо, пение по фразам цепочкой, словесное рисование.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- фортепиано.

Музыкальный материал урока:

- Д. Палестрина Месса Папы Марчелло

- Н.Паганини « Каприс»

- Д. Перголези Кантата « Stabat Mater»

- Д.Верди Песенка герцога из оперы « Риголетто»

- Итальянская народная песня « Санта Лючия»

Художественный ряд:

Портреты художников, композиторов, изображения музыкальных инструментов, достопримечательностей Италии

Понятия, термины: жанр, месса, мадригал, качча, баллата, опера, кантата, дуэт, певческий голос, хор а капелла, бельканто, скрипичная пьеса, полифония.
Структура и ход урока
Организационный этап

Учитель-исполнение музыкального приветствия: «Здравствуйте, ребята!»

Учащиеся - ответное музыкальное приветствие: «Добрый день!»

Этап подготовки учащихся к активной учебной познавательной деятельности, сознательному усвоению нового материала

Учитель: Сегодня на уроке мы отправляемся в музыкальное путешествие. Эпиграф урока: «Музыка не знает границ» поможет вам вспомнить, в каких зарубежных странах с помощью музыки мы побывали, назвать имена композиторов.

Учащиеся перечисляют названия стран, имена композиторов.

Учитель на доске записывает правильные ответы учащихся:

1.Названия стран - Польша, Австрия, Германия.

2.Показывает портреты композиторов - Моцарта, Шопена, Бетховена.

3.Дает задание - исправить ошибки, установить правильное соответствие:

Польша – Бетховен, Австрия - Моцарт, Германия - Шопен.

Учащиеся - устно выполняют задание, находят ошибки, устанавливают правильное соответствие:

Польша - Шопен, Австрия - Моцарт, Германия-Бетховен.

Эмоциональный настрой - создание условия для эмоционального настроя, подведение учащихся к осознанию темы урока

Учитель: Создать хорошее настроение на уроке нам поможет «Песенка о капитане» И.О. Дунаевского. Сейчас я исполню припев песни, а кто ее знает, подпевает вместе со мной. Припев: « Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка - это флаг корабля!

Капитан, капитан, подтянитесь - только смелым покоряются моря».

Вокально - хоровая работа.

Учитель дает задание учащимся исполнить припев разными способами:

1. Учащиеся поют мелодию припева вокализом на слог « лё», учитель аккомпанирует.

2.Мысленное пение с беззвучной активной артикуляцией.

3.Учащиеся исполняют припев со словами под аккомпанемент учителя по фразам, цепочкой.

Учитель: Песенку о капитане, о море, мы вспомнили не случайно, так как сегодня на уроке отправляемся в путешествие, чтобы познакомится с музыкой страны, которая находится в окружении нескольких морей: Ионическим, Адриатическим, Средиземным.

Слайд 2. Географическая загадка

Учитель: Отгадайте загадку, которая поможет вам назвать эту страну:

1.Мы шагали по планете средь загадочных дорог.

Карта, глобус – нам в под могу. Видим вдруг: лежит сапог.

Возмутился громко Коля и с восторгом закричал:

Кто же это на планете сапожок свой потерял?!

Разъяснила детям Ната, девочка Наталия, что сапог на карте мира – славная.

Учащиеся - Италия!

2.В море плавает сапог. Тысячи лети и не промок, а на нем живет народ-

Кто его нам назовет?

Учащиеся – итальянцы!

Учитель показывает слайд 1, формулирует тему урока, ставит цель.

Задание - Нарисуйте в тетради корабль знаний, разделите страницу на 5 столбцов - трюмы корабля и заносите в них новые знания - имена композиторов, художников, названия произведений, жанры музыки, понятия, термины.

Учащиеся - записывают тему урока в тетрадь. Рисуют корабль знаний. Трюмам (5 столбцов) - дают названия: композиторы, произведения, художники, жанры, инструменты.

Этап усвоения новых знаний

Учитель показывает слайд 3.

Италия является одной из стран, музыка которой оказала влияние на музыкальную культуру многих стран.

Слайд 4. Учитель – Дивная природа Италии, ее прекрасная архитектура, музеи и театры на всю жизнь пленили тех, кто в ней побывал.

Учащиеся рассматривают необычную архитектуру мостов, вид через арку на собор Святого Марка с площади Сан – Марко, зал театра Ла Скала, Пизанскую башню, дворец Дожей (дож-вождь, правитель). Репродукцию картины «Дворец Дожей» итальянского художника Джованни Каналетто, на которой изображены достопримечательности Венеции, гондольеры, передвигающиеся по воде на гондолах - одновесельных плоскодонных лодках с приподнятыми фигурными оконечностями, учитель отдельно показывает на слайде 1.

Слайд 5. Учитель: Музыка Италии интересовала композиторов разных стран. В большой восторг привела поездка в Италию Моцарта, Глинку, Чайковского и других композиторов.

Слайд 6. Учитель: Истоки итальянской музыки восходят к музыкальной культуре Древнего Рима. Музыка играла существенную роль в общественной и государственной жизни Римской империи, в быту различных слоев населения. Образцы древне - римской музыки до нас не дошли, но отдельные ее элементы сохранились в средневековых гимнах и народных традициях.

Слайд 7. Учитель: В Риме, в одном из центров церковного песнопения, создавались первые певческие школы, именно итальянский монах, музыкальный теоретик Гвидо де Ареццо создает нотную запись, которой мы пользуемся до сих пор.

Учитель: Ребята, давайте на руке-нотоносце покажем расположение основных нот.

Учащиеся указательным пальцем левой руки показывают на развернутой к себе ладони правой руки расположение нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Учитель - Возникают новые жанры музыки, предназначенные для домашнего исполнения: мадригал, качча, баллата. Это были песни, которые отличались ритмической подвижностью.

Слайд 8 – Слушание музыкального фрагмента.

Учитель: Послушайте одно из известнейших произведений эпохи Возрождения мессу Папы Марчелло итальянского композитора Джованни Палестрина. Месса – жанр церковной музыки, многоголосное полифоническое произведение. Полифония - вид многоголосия, где сочетаются в одновременном звучании несколько мелодий.

Учащиеся внимательно вслушиваются в звучание музыки.

Учитель: Кто исполнил эту многоголосную, возвышенную музыку? Услышали наличие или отсутствие инструментального сопровождения?

Учащиеся - смешанный хор без инструментального сопровождения, а капелла.

Слайд 9. Учитель: Италия – страна замечательных музыкантов, архитекторов, художников, мыслителей. Всему миру известны имена таких выдающихся художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело.

Слайд 10. Учитель: На протяжении веков Италия выдвинула таких талантливых композиторов, как Антонио Вивальди, Джоаккино Россини, Джованни Перголези, Джованни Палестрина, Джузеппе Верди.

Слайд 11. Учитель: Широкое развитие в Италии получила инструментальная музыка. Основные инструменты - лютня, арфа, орган, флейта, гобой, труба, клавесин, скрипка.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Учитель: А сейчас ребята мы проверим, как вы заполнили трюмы корабля - 5 столбцов, новыми знаниями.

Задание:

1.Назовите жанр церковной музыки, многоголосное полифоническое произведение

Учащиеся – месса.

2.Назовите фамилии итальянских композиторов с одинаковым именем-Джованни

Учащиеся - Палестрина, Перголези

3.Антонио Вивальди, Джузеппе Верди-это итальянские художники или композиторы?

Учащиеся - итальянские композиторы.

4. Назовите итальянских художников

Учащиеся - Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Слайд 12. Учитель: Никколо Паганини вошел в историю музыки как самый выдающийся скрипач всех времен и народов. Его имя при жизни было овеяно легендами. Он достиг такой виртуозности, применял такие неслыханные приемы, что его игра в сочетании с необычной, демонической внешностью рождала миф о колдовстве. « Его совершенное исполнение выходит за пределы человеческого понимания»,- писал выдающийся немецкий композитор Ф. Мендельсон.

Слайд 13. Слушание.

Учитель: Послушайте виртуозную скрипичную пьесу Н. Паганини «Каприс».

Как звучит эта музыка? Выберите слова, которые наиболее точно передают характер звучания и ваши чувства.

Учащиеся подбирают слова, используя эмоциональный словарь на слайде, дополняя своими высказываниями.

Учитель: Забегая вперед, предлагаю вам один из вариантов вашего домашнего задания: Постарайтесь узнать имена знаменитых итальянских мастеров, создавших чудесные скрипки.

Слайд 14. Учитель: Италия – страна, где очень любят пение, где родились и жили многие прославленные певцы. Италия - родина бельканто. В переводе с итальянского бельканто означает красивое, прекрасное пение.

Слушание музыкального фрагмента

Учитель: Послушайте дуэт из кантаты «Stabat mater»итальянского композитора Джованни Перголези. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Какие певческие голоса её исполнили?

Учащиеся: Чувства печали, грусти, скорби. Исполнили женские голоса - высокий и низкий.

Учитель: Ребята, прозвучавший дуэт один из любимых моих произведений, а вам понравилась

эта музыка?

Учащиеся делятся своими впечатлениями о музыке.

Слайд 15. Учитель: Итальянские песни звучат во всем мире, их исполняют и ведущие певцы оперной сцены, и музыканты – любители. В конце 16 века именно в Италии появился особый вид искусства – опера.

Слушание

Учитель: Послушайте песенку герцога из оперы « Риголетто» Джузеппе Верди.

Какой характер музыки? Меняется ли ее настроение?

Учащиеся: Танцевальный характер, похоже на вальс. Настроение не меняется - радостное.

Слайд 16. Разучивание итальянской народной песни «Санта Лючия».

Учитель: На нотном стане вы видите запись начала мелодии народной песни «Санта Лючия».

Прослушайте этот музыкальный мотив (зерно - интонацию) и представьте себе, какая музыка может «вырасти» из этого мотива. При помощи словесного рисования опишите ее.

Учащиеся: Нежная, спокойная, напевная, красивая, плавная, можно представить, как качается лодка на воде.

Учитель исполняет куплеты песни, учащиеся соотносят свои высказывания с характером звучания.

Учитель: Ребята, вы правильно описали, представили музыку. Услышали ее кантиленный характер, напевность, плавность, неторопливость звучания, ритм покачивания, всплеска волны. Разучивать мелодию будем по фразам, выделяя движением руки ее вершину - приёмом мелодического эха, я пою, а вы повторяете за мной.

Пластическое интонирование. Учащиеся встают, движением правой руки рисуют дуги-волны на каждую фразу, выделяя ее вершину, слегка покачивая корпусом тела, с усилением звучания амплитуда движения рук увеличивается. Движения и жесты подчеркивают кантиленный характер мелодии.

Учитель: На следующем уроке мы послушаем песню «Санта Лючия» в исполнении итальянского певца Робертино Лоретти, продолжим её разучивание и рассмотрим тему «Музыка Италии в творчестве русских композиторов».

Слайд 17. Итог урока

Учитель: По какой стране мы путешествовали? Какие инструменты запомнились? Какие музыкальные произведения понравились? Вспомните имена итальянских композиторов.

Домашнее задание: собрать материал о музыке и культуре Италии.

Рефлексия - Учитель предлагает закончить урок аплодисментами, если урок был интересным, вызвал желание самостоятельного поиска информации о музыкальной культуре Италии.

Список литературы
1. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Выпуск 1. М.: Музыка,1978.

2. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия,1973.

3. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика,1985.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса: «Организация учебного процесса и управление учебным заведением»
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Белоусова Лариса Валерьевна, преподаватель истории гбоу спо со «Ургзк», первая кв категория
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Муравленко
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г. Саяногорск
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Место выполнения работы: индекс 633103, Новосибирская область, город Обь, жко аэропорта, детский сад №4
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет- конкурс
Это составляющие духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, что является первостепенной задачей современной образовательной...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Конкурс работников образования «всероссийский интернет-конкурс педагогического...
Не правда ли есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука – театроведение. Ему театру посвящены...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции