Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс




Скачать 372.81 Kb.
Название Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
страница 1/3
Дата публикации 18.10.2014
Размер 372.81 Kb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/2013 учебный год)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Солнышко» г. Обь Новосибирская область

Номинация конкурса: (педагогические идеи и технологии: дошкольное образование)


Пути приобщения детей старшего дошкольного возраста

к чтению художественной литературы

в условиях взаимодействия с семьями воспитанников


Автор: Липатникова Екатерина Вениаминовна

воспитатель МБДОУ №4 «Солнышко»

высшая квалификационная категория

Место выполнения работы: индекс 633103, Новосибирская область, город Обь, ЖКО аэропорта, ДЕТСКИЙ САД №4

Пути приобщения детей старшего дошкольного возраста

к чтению художественной литературы

в условиях взаимодействия с семьями воспитанников
Новизна темы. Совершенствование форм и методов педагогического воздействия на семью.

Практическая значимость. Данная система работы может служить справочным материалом для других ДОУ, педагогов, родителей, позволяющая доступно разъяснить интерактивные формы и методы работы в данном направлении.

Актуальность

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к.он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

Проблема:

Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. Одной из основных причин на мой взгляд является семья, как носитель культурных ценностей. Взрослые – родители и воспитатели являются для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы сами создаем трудности для будущего школьника. Программы начальной школы предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период до 7 лет. К сожалению, очень многие родители сами не любят читать литературу или относятся к книге как к средству развлечения. Как следствие, в такой семье дошкольник также не проявляет интерес к книгам.

По данным российских СМИ, приблизительно лишь 35% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей, 65% родителей не читают детям вообще.

Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность). Именно поэтому воспитатель является проводником в решении данных проблем в семье, через просвещение родителей. Как же ненавязчиво научить родителей и ребёнка получать удовольствие от книг? Как сделать, чтобы вечер с книгой стал одним из любимых способов проведения досуга?

Цель:

способствовать формированию устойчивого интереса к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ и семьей.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

  • объединить усилия для формирования интереса к художественной литературе у детей;

  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через внедрение инновационных форм проведения совместной деятельности педагога с родителями воспитанников;

  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Условием эффективного решения поставленных задач является грамотно выстроенная система.

В практике существуют различные формы работы детского сада с семьей по организации домашнего чтения с детьми. Многие из них освещены в педагогической литературе. Вместе с тем, в деятельности педагогов нередко возникают трудности, поскольку необходимо учитывать специфику социальной среды, в которой находятся дети, их возрастные и индивидуальные особенности. Всякий раз работа педагога носит творческий, исследовательский характер.

В моем опыте на основе учета общих положений педагогики и психологии разработала определенную систему совместной работы ДОУ и родителей в приобщении детей к художественному слову.

Я пришла к выводу, что прежде всего следует изучить состояние домашнего чтения, читательских интересов родителей, их отношение к чтению, определить уровень литературной образованности детей.

  С этой целью были использованы методы: Беседа-опрос с родителями и диагностические беседы с детьми. Беседа – опрос показал, что практически все респонденты любят читать и хотели бы, чтобы их дети тоже любили книги. Почти в каждой семье есть домашняя библиотека, в которую входят самые разнообразные произведения отечественной и зарубежной художественной литературы, книги познавательного характера, энциклопедии. Казалось бы, есть все необходимые предпосылки для начального литературного образования в домашних условиях. Однако, результаты анкетирования позволили выделить ряд проблем, которые тормозят процесс приобщения дошкольников к книжной культуре в семье.

Ответы респондентов показали, что не все родители ясно представляют воспитательное значение художественной литературы для дошкольников; не уделяют внимание тому, в какое время, сколько и как нужно читать ребенку, не выделяют достаточными знаниями о восприятии детьми художественной литературы. Только 31% родителей обсуждают вместе с детьми прочитанное, 40% - не делают этого никогда, 29% - изредка. Лишь 11% - читают детям каждый день. Многие затрудняются в подборе книг с учетом их художественных достоинств и возрастных особенностей восприятия и понимания детьми. Около 89% опрошенных считают, что книги должны быть познавательными, поучительными и красочными. Небольшой удельный вес составляет чтение и заучивание поэтических произведений (около 63% родителей ответили, что их ребенок не умеет выразительно читать стихи).

Для изучения литературной образованности старших дошкольников использовались диагностические беседы, направленные на выявление их интереса к книге, представлений о жанровых особенностях произведений и понимания смысла текстов, определение уровня представлений детей о произведениях устного народного творчества, их жанровых особенностях.

Анализ бесед свидетельствует о том, что дети любят слушать, когда им читают книги, рассматривать иллюстрации к ним. Не многие называли произведения А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, некоторые народные сказки. Вместе с тем никто из них не вспомнил произведений о природе, стихов, затруднялись назвать авторов своих любимых произведений. Не понимают значимость чтения: «Чтобы посидеть тихо», «Чтобы спать хорошо», «Чтобы картинки смотреть» и т.д.

В то же время анализ результатов обследования литературной образованности детей выявил их значительные возможности в приобщении к книжной культуре, которые недостаточно реализуются в семье.

Для меня было интересным сопоставить материалы опроса родителей и диагностических бесед с детьми. Это сравнение выявило ряд противоречий. Мнение родителей о достаточности домашнего чтения и о своей удовлетворенной работе с книгой в семье не совпадает с данными изучения литературной образованности детей.            Результаты исследования определили дальнейшую мою работу с семьями по информированию родителей. Ее целью было выявление содержания и наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи в литературном образовании дошкольников.

В своей группе я использовала разнообразные современные формы работы с родителями:

Информационно – аналитические:

  • анкетирование;

  • беседа – опрос;

  • «Почтовый ящик» это коробочка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам. Такая форма работы позволила родителям поделиться своими мыслями со мной по проблеме приобщения детей к художественной литературе.

  • Заданные вопросы освещались на родительском собрании.

Наглядно – информационные:

Мини – библиотека; посещение в группе библиотеки оказывает помощь в создании домашней детской библиотеки.

Памятки «Книга и ребенок», «Учим вместе»

Брошюры и буклеты «Место книги в вашей семье», «Советуем прочитать!»

Информационный стенд «Окно – очень короткие новости»

Выпуск газеты «Жили – были…»

Родительское собрание в форме дискуссии: «Что дает ребенку книга?» (Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настроило родителей на размышление и анализ,например: «Зачем же ребенку читать художественную литературу?») Приложение№1

Индивидуальные консультации; так как при организации домашнего чтения нужно было учитывать не только возрастные особенности детей, но и особенности семей.

Выставки детского творчества «Краски из книги», «Радуга эмоций»

Такие формы работы главным образом дают родителям понять гуманистическую ценность такого специфического вида искусства, каким является детская художественная литература.

Большинство форм работы были традиционными, но я старалась наполнить их новым содержанием. Так, например, круглый стол прошел под лозунгом «ЖЗД – жизнь замечательных детей» Приложение№2 , использование интерактивной доски позволило определиться с организацией образовательных форм работы с родителями и детьми.

Родителям было предложено в контексте сотрудничества с педагогами ДОУ и в итоге утверждено :

Экскурсия в школьную библиотеку, которую организовали сами родители. Библиотекарь заранее подготовилась к встрече детей, организовав небольшие выставки книг по тематическому принципу, с учетом читательских интересов детей группы. Интересным и доступным детям был ее рассказ о том, кто создает книги для детей, о том, как можно познакомиться с той или иной книгой, взяв ее домой на время, как нужно бережно обращаться с книгами.

Экскурсия позволила увидеть, каким произведениям дети отдают наибольшее предпочтение. Она понравилась не только детям, но и взрослым, которые делились своими впечатлениями с другими родителями воспитанников этой группы. Таким образом, содержание такой известной формы работы как экскурсия в школьную библиотеку с учетом уровня литературной образованности конкретной группы детей и родителей стало новым, индивидуальным, неповторимым.

Мастер – класс: «Бережные читатели»

Тренинги «Чтение с увлечением» (родители на практике учатся выразительно читать стихотворения и с помощью интонации передавать эмоции героев) «Помогите решить проблему…» (диалоги: ребенок – родитель)

Редакция газеты «Жили – были» (Была выбрана творческая группа из 4 человек) Приложение№3

Дни открытых дверей: где родители принимают участие в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой.

Папка «Книга в книге» (в ней я предлагаю ознакомиться с биографией поэтов и писателей, иллюстраторов; ксерокопии редких, давно не издаваемых детских произведений, которые родители могут взять домой; в папку под названием «Не читайте Эти книги!», помещены книги, которые нельзя назвать художественными, если иллюстрации не соответствуют тексту, если текст является сжатым и не совсем корректным.)

Конференция: «Пропаганда семейного опыта» (пропаганда детского чтения в домашних условиях, родители поделились опытом организации деятельности с ребенком: познакомили с героями, которые «приносили» книгу ребенку;  видео с театрализованными представлениями; мини – постановки, наглядно продемонстрировали личные успехи ребят на «Экране чтения») 

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи явились совместные формы работы:

Презентация книг – самоделок из «Детской типографии»

Поэтический вечер: «Великие поэты о женщинах» Приложение№4

Литературная викторина «Что, где, когда?». Родители изображали небольшие сцены из разных литературных произведений, а дети должны были догадаться – из каких. К такой театрализованной деятельности родители специально готовились, советовались о том, каких героев из литературных произведений лучше представить детям, представляли собственного сочинения рассказы о животных и стихотворения о природе.) Приложение№5

Положительное влияние на приобщение детей к книге оказали творческие конкурсы: выставки рисунков, поделок на темы художественных литературных произведений; сочинение сказок и выставки книг, созданных детьми совместно с родителями. В процессе подготовки к конкурсам многие родители обращались за консультацией, как лучше оформить книжки, поделки. Большую самостоятельность проявили дети в выборе темы сказки, сюжетов рисунков (обязательным было структурное построение текста: зачин, середина, концовка). Всем участникам конкурса были вручены грамоты. Родители, принявшие участие в совместной с детьми литературном творчестве, изменили свое отношение к воспитательному значению книги.

Таким образом сотрудничество дошкольного учреждения и семьи, выбор инновационных форм работы заметно повысило интерес детей к художественной литературе, способствовало литературному образованию родителей и детей. Характерным стало избирательное отношение к произведениям определенного содержания и жанра. Дети стали делиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсуждать содержание, рассказывать сюжеты понравившихся книг, читать любимые стихотворения. Значительно обогатились организация и содержание семейного чтения.

Я полагаю, что такая система работы педагогов и родителей поможет возродить традиции домашнего чтения в нашей стране и более плодотворно воспитывать ребенка – читателя.

 
Приложение№1
Родительское собрание

Тема: Что дает ребенку книга?
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи: 

  • расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;

  • стимулировать самообразование родителей;

  • прививать навыки читательской культуры;

  • воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: воспитатели, родители, библиотекарь.

Подготовка к собранию:

1. Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома.

2.Анкетирование родителей «Книга остается с нами навсегда»

3. Интервью детей «Книги в нашем доме»

4. Подготовка выставки разножанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.

5. Подготовить и выставить папки-передвижки по данной теме.

6. Подготовка фотовыставки «Мы — читающая семья».

7. Подготовить буклеты по теме собрания.

8. Оформление папки-раскладушки «Как сказка помогла…»      
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Знакомство учащихся с выдающимися представителями музыкально-художественной культуры Италии и их произведениями
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса: «Организация учебного процесса и управление учебным заведением»
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Белоусова Лариса Валерьевна, преподаватель истории гбоу спо со «Ургзк», первая кв категория
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Муравленко
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г. Саяногорск
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет- конкурс
Это составляющие духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, что является первостепенной задачей современной образовательной...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Конкурс работников образования «всероссийский интернет-конкурс педагогического...
Не правда ли есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука – театроведение. Ему театру посвящены...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс icon Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции