Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
страница1/7
Дата публикации19.10.2014
Размер0.85 Mb.
ТипКонкурс
literature-edu.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012 – 2013 учебный год)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г.Саяногорск

Майнская детская школа искусств «Акварель»

(МБОУДОД МДШИ «Акварель»)

Номинация конкурса: дополнительное образование детей и школьников

Методическая работа
Примерная программа

учебного предмета

«Слушание музыки»

И

«Музыкальная литература»

разработана на основе ФГТ к предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Хоровое пение»

Автор: Воротникова Ирина Николаевна - преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории МБОУДОД МДШИ «Акварель»

Пояснительная записка
Примерная программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программам «Фортепиано», «Хоровое пение» и «Народные инструменты».
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: теория и история музыки.

Срок реализации программы: «Слушание музыки» - 3 года, возраст детей – 7 - 9 (8 - 10) лет;

«Музыкальная литература» - 5 лет, возраст детей – 10– 14 (11 - 15) лет;

всего - 8 лет.

Рекомендуемое количество часов аудиторных занятий на освоение программы предмета «Слушание музыки» (1 – 3 классы) в неделю – 1 час.
Рекомендуемое количество часов аудиторных занятий на освоение программы предмета «Музыкальная литература» в неделю в 4 классе – 1 час; в 5,6,7 и 8 классах – 1,5 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая.
Итоговая аттестация проводится в 8 классе в форме экзамена.

Основная цель программы: способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, развить навык сознательного и эмоционального слушания  музыки, сформировать музыкальный вкус, расширить общий кругозор.

Задачи:

  • создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

  • накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

  • способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению её с окружающей жизнью;

  • пробудить устойчивый интерес к музыке, желание слушать и исполнять её, получая эстетическое удовольствие;

  • обучить грамотному изложению впечатлений и мыслей о музыке;

  • выявлять одарённых детей с целью их подготовки к поступлению в средние и высшие образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств;

  • подготовить активных творческих слушателей - любителей музыки.


Данная примерная программа была написана с целью выстроить курс предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» в единый цикл, охватив объём с древнейших времён по настоящее время.

Универсальность данной программы заключается в том, что ей можно пользоваться как целиком, в курсе «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» для восьмилетнего обучения в ДМШ и ДШИ, а также можно использовать отдельные части: «Слушание музыки» или «Музыкальная литература» или отдельные темы – «Осенние праздники», «Праздники Коляды и Рождества», «Масленица», «Весенние праздники».

Программа составлена  на основе Примерной программы  и методических рекомендаций для детских  музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература»  НМЦХО – 2002 г. - автор А.И. Лагутин, примерных программ по «Слушанию музыки» Царёвой Н.А.,  Владимировой О.А., Ушпиковой Г.А.

Программа дополнена новым кругом тем – «Истоки и развитие джаза», «Отечественная рок-опера А.Рыбникова «Юнона» и «Авось», «Композиторы Хакасии».

Содержание программы направлено на развитие слушательского интереса и формирования слухового внимания, а так же на усвоение информативных и понятийных знаний, умений и навыков эстетического восприятия музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер. Формирование умения анализировать музыку происходит на всех уроках в детской школе искусств. Умение рассказывать, говорить о музыке – учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями, приобщает к просветительской деятельности.
Содержание образовательной программы

В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического наследия различных жанров, стилей и национальных композиторских школ. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов в конкретной общественно-исторической среде.

Выбор произведений определяется возрастом учащихся, уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью.

Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании в классе и в процессе самостоятельной работы учащихся дома.

Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля в дальнейшем.

В содержании предмета следует различать знания информативные (имена, названия, даты, факты, события) и понятийные (термины), которые определяют качество усвоения предмета в целом.

В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся навыки слушания музыки, анализ музыки, которые формируются в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений.

Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы.

В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип.

Рабочая программа состоит из обзорных и аналитических тем, расположенных в последовательности от простого к сложному.

Отбор материала и его освещение даются с учётом количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану, а также возрастных и познавательных возможностей подростков.

Задания на дом связано с повторением и закреплением пройденного материала по учебнику либо по записям конспекта.

Учебно-тематический план



Наименование темы

Количество уроков

Первый год обучения. Слушание музыки.

Первое полугодие

1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Легенды и мифы о музыке.

1

2

Музыкальный звук. Характеристика музыкального звука.

1

3

Пульс, доли, метр

2

4

Метроритмическое своеобразие музыки

3

5

Выразительные возможности мелодического рисунка.

2

6

Речитатив.

1

7

Музыкальная интонация. Пьесы –портреты. Пьесы – настроения. Игровые сцены.

5







Всего: 15

Второе полугодие

8

Содержание музыкальных произведений. Музыкальные игрушки.

1

9

Музыка пейзажа.

2

10

Стихия воды и огня в музыке.

3

11

Сказка в музыке.

5

12

Музыкальный зоопарк.

4

13

Комические образы в музыке.

2







Всего: 17







Итого: 32

Второй год обучения. Слушание музыки.

Первое полугодие

1

Народное творчество.

1

2

Народный календарь – годовой цикл обрядов.

2

3

Осенние праздники

3

4

Музыка осени в произведениях композиторов

2

5

Праздники Коляды и Рождества.

5

6

Музыка зимы в произведениях композиторов.

2







Всего: 15

Второе полугодие

7

Масленица.

6

8

Обычаи и традиции весенних праздников. Пасха

4

9

Музыка весны в произведениях композиторов.

2

10

Обычаи и традиции летних праздников. Игры, танцы, хороводы.

4

11

Былины.

2







Всего: 18







Итого: 33

Третий год обучения. Слушание музыки

Первое полугодие

1

Музыкальный язык. Особенности строения мелодий. Мелодия в вокальной музыке. Мелодия в инструментальной музыке.

3

2

Музыкальный язык. Лад.

1

3

Музыкальный язык. Ритм, размер, темп. Маршевая музыка. Церемониальные и траурные марши. Сказочные марши.

3

4

Танцевальные жанры. Двухдольные танцы. Трёхдольные танцы. Четырёхдольные танцы.

4

5

Музыкальный язык. Гармония.

1

6

Музыкальный язык. Регистр, штрихи, динамика

1

7

Фактура.

2







Всего: 15

Второе полугодие

8

Тембр. Инструменты симфонического оркестра. Струнная группа и арфа. Деревянная духовая группа. Медная духовая группа. Ударная группа.

10

9

Тембр. Орган. Клавесин и фортепиано.

2




Тембр. Струнные щипковые инструменты. Баян, гармонь, аккордеон. Оркестр русских народных инструментов.

4

10

Тембр. Электрические инструменты.

1

11

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

Четвёртый год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Музыкальная форма. Музыкальная тема. Одночастная форма. Двухчастная и трёхчастная формы. Куплетная форма. Вариации. Рондо. Сюита.

8

2

Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю.

2

3

Балет. История жанра. П.И.Чайковский - балет «Щелкунчик».

4

4

Контрольный урок.

1







Всего: 15

Второе полугодие

5

Опера. История жанра. Строение оперы. Певческие голоса. Ансамбли, хоры. М.И. Глинка - опера «Руслан и Людмила».

9

6

Контрольный урок.

1

7

Основные приёмы развития.

7

8

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

Пятый год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Старинная музыка. Музыкальное искусство эпохи Возрождения. Барокко в музыке.

3

2

И.С.Бах. Творческий облик композитора. Произведения для клавира: инвенции, хорошо темперированный клавир, сюиты. Произведения для органа. Кантаты.

6

3

Контрольный урок

1

4

Классицизм в музыке.

1

5

Й.Гайдн. Творческий облик композитора. Сонатный цикл. Сонаты Ре мажор и ми минор. Концерт Ре мажор для клавира с оркестром.

5







Всего: 15

Второе полугодие

5

Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 103 «С тремоло литавр».

2

6

Контрольный урок.

1

7

В.А.Моцарт. Творческий облик композитора. Произведения для клавира. Соната Ля мажор. Симфония № 40. Опера «Свадьба Фигаро». «Реквием».

7

8

Контрольный урок

1

9

Л.В. Бетховен. Творческий облик композитора. Соната для фортепиано № 8 «Патетическая». Симфония № 5 «Патетическая». Увертюра «Эгмонт».

6

10

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

Шестой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Романтизм в музыке

1

2

Ф.Шуберт. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Песни. Циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Произведения для фортепиано. Симфония № 8 «Неоконченная».

6

3

Контрольный урок

1




Ф.Шопен. Творческий облик композитора. Произведения для фортепиано: мазурки, полонезы, вальсы, прелюдии, этюды и ноктюрны.

4

4

Контрольный урок

1

5

Р.Шуман. Творческий облик композитора.

1

6

Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. К. Дебюсси.

1







Всего: 15

Второе полугодие

7

Русская музыка до XVIII века. Музыкальное искусство России XVIII века – творчество Д.С. Бортнянского, М.С.Березовского, И.Е.Хандошкина, Е.И.Фомина.

3

8

Музыкальное искусство России первой полов XIX века – творчество А.А.Алябьева, А.Л.Гурилёва, А.Е.Варламова, А.Н.Верстовского

2

9

М.И.Глинка. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Жизнь за царя». Произведения для оркестра.

6

10

Контрольный урок.

1

11

А. С.Даргомыжский. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Русалка».

5

12

Контрольный урок

1







Всего: 18







Итого: 33

Седьмой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Русское музыкальное искусство второй половины XIX века. Композиторы «Могучей кучки».

2

2

А.П.Бородин. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Князь Игорь». Симфония № 2 «Богатырская».

5

3

Контрольный урок

1

4

М.П.Мусоргский. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Сюита «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов».

6

5

Контрольный урок

1







Всего: 15

Второе полугодие

6

Н.А.Римский-Корсаков. Творческий облик композитора. Опера «Снегурочка». Симфоническая сюита «Шехеразада».

6

7

Контрольный урок

1

8

П.И.Чайковский. Творческий облик композитора. Опера «Евгений Онегин». Симфония № 1 и симфония № 6 (обзорно).

6

9

Контрольный урок

1

10

Русская культура рубежа ХIХ - ХХ веков. С.И.Танеев, А.К.Лядов, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский.

4







Всего: 18







Итого: 33

Восьмой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Отечественная музыка в 20 – 50 годы ХХ века.

1

2

С.С.Прокофьев. Творческий облик композитора. Кантата «Александр Невский». Балет «Ромео и Джульетта» (или балет «Золушка»). Симфония № 7.

6

3

Контрольный урок

1

4

Д.Д.Шостакович. Творческий облик композитора. Симфония № 7 «Ленинградская». Поэма «Казнь Степана Разина». Цикл «24 прелюдии и фуги». Вокальное творчество.

6

5

Контрольный урок

1







Всего: 15

Второе полугодие

6

А.И.Хачатурян. Творческий облик композитора.

2

7

Г.В.Свиридов. Творческий облик композитора.

2

8

Р.К. Щедрин. Творческий облик композитора.

1

9

Отечественная музыка второй половины ХХ века. Творчество советских композиторов по выбору преподавателя.

2

10

Контрольный урок

1

11

Истоки и развитие джаза. Выдающиеся исполнители.

2

12

Рок-н-ролл. Группа «Битлз»

1

13

А.Рыбников. Рок-опера «Юнона» и «Авось»».

2

14

Композиторы Хакасии (по выбору преподавателя).

2

15

Подготовка к итоговой аттестации по предмету «Музыкальная литература»

3







Всего: 18







Итого: 33


Содержание учебного предмета

Первый год обучения. Первое полугодие.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Знакомство учащихся с выдающимися представителями музыкально-художественной культуры Италии и их произведениями

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса: «Организация учебного процесса и управление учебным заведением»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Белоусова Лариса Валерьевна, преподаватель истории гбоу спо со «Ургзк», первая кв категория

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Муравленко

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Место выполнения работы: индекс 633103, Новосибирская область, город Обь, жко аэропорта, детский сад №4

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет- конкурс
Это составляющие духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, что является первостепенной задачей современной образовательной...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconКонкурс работников образования «всероссийский интернет-конкурс педагогического...
Не правда ли есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука – театроведение. Ему театру посвящены...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции