Профессиональный конкурс работников образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2013-2014 учебный год)
Номинация: Коррекционная и специальная педагогика
Рабочая программа
по предметам:
чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика,
трудовое обучение, развитие устной речи, изобразительное искусство для учащихся с легкой степенью умственной отсталости
3 класс (F-70)
Составитель программы:
учитель - олигофренопедагог
I квалификационная категория
Баскакова Елена Львовна
Место проведения: ОГКОУ СКОШ № 39 VIII вида
г. Ульяновска
Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 39 VIII вида»
г. Ульяновска.
Рабочая программа
по предметам:
чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика,
трудовое обучение, развитие устной речи, изобразительное искусство для учащихся с легкой степенью умственной отсталости
3 класс
Уровень программы:
коррекционный
Составитель программы:
учитель - олигофренопедагог
I квалификационная категория
Баскакова Елена Львовна
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными задачами обучения чтению в 3 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения, осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
Формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
ПРОГРАММА
(5 ч в неделю)
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работало заданиям и вопросам помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
№
|
Наименование темы, разделы, блоки, модули
|
Общее кол-во часов
|
Практика
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
|
1 четверть
I «Здравствуй школа!»
1. «Важный день.» С.Михалков.
2. «Здравствуйте!» Т.Чинарева.
3. «Где право, где лево» В. Берестов.
4. «Что любит Мишка» В. Драгунский.
5. «Петя и его жизнь» М.Коршунов.
6. «Мойдодыр» К. Чуковский.
7. Повторение и обобщение материала по разделу «Здравствуй школа!»
II «Люби все живое»
1. «Котенок» Л. Толстой.
2. «Ученый кот» В. Орлов.
3. «Птичка» Л. Толстой.
4. «Ребята и утята» М. Пришвин.
5. «Береза» Г. Снегирев.
6. «Еж спаситель» В. Бианки.
7. «Мальчик в лесу» Р. Фраерман.
8. «Шустрик» А. Барков.
9. Повторение и обобщение по теме «Люби все живое».
III «Учимся трудиться».
1. Внеклассное чтение. Обзор книг - новинок.
2. «Важные дела» С. Михалков.
3. «Как Ваня грядки полол» В. Куприн.
4. «Смородинка» Е. Пермяк.
5. «Теленок» О. Донченко.
6. «Важная профессия» А. Маркуша.
7. «Маляр» С. Баруздин.
8. Повторение темы «Учимся трудиться».
IV«Славная осень»
1. «Осень» Е. Трутнева.
2. «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов.
3. «Улетают журавли» И. Соколов-Микитов.
4 . Грибы. В, Катаев. Опенок. А.Прокофьев.
5. «В лес по грибы» А. Прокофьев.
6. «Эхо» Н. Сладков
7.«Рыжие листья» (сказка) Н. Грибачев.
8.«Осень» К. Бальмонт.
9.«Осень наступает» А. Плещеев.
II четверть
10.«Ласточки пропали...» А. Фет.
11.«Славная осень» Н. Некрасов.
12.Закрепление и обобщение темы «Славная осень».
V «Что такое хорошо».
1.«Удивительная веревка» М. Басина.
«Вот такая история» К. Киришна.
«Что сказала бы мама» Л. Воронкова.
4.«Кем быть и кем не быть» Я. Пинясов
5.«Огурцы» Н. Носов.
6.«Волшебное слово» В. Осеева.
7.«Бумажный змей» Е. Пермяк.
8. «Как же так получилось» А. Котовщикова
9. «Трус» JI. Пантелеев.
10. «Честное слово» JI. Пантелеев.
11. Повторение и обобщение темы «Что такое хорошо».
12. Внеклассное чтение «Что такое хорошо».
VI «Народные сказки».
1. «Лиса и журавль».
2. «Как мужик волка спас».
3. «Три сестры».
4. «Кукушка».
5. «Каждый свое получил».
6. «Хаврошечка».
7. Повторение и обобщение темы «Народные сказки».
VII «Вот пришли морозы - и зима настала».
1. «Зима» И. Суриков.
2. «Первый снег» А. Чехов.
3. «Здравствуй ёлка» Лебедев - Кумач.
4. «Никто не обижается» В. Орлов.
5. «Воробьиный термометр». Н. Сладков.
6. Повторение изученного.
III четверть
7. Повторение изученного во 2 четверти.
8. «На горке» Н. Носов.
9. «Река спала». Мамин - Сибиряк.
10. «Зимнее утро» А. Пушкин.
11. «Проказы старухи зимы» К. Ушинский.
12. «Знакомые следы» Е. Пермяк.
13. «Два Мороза» Сказка.
14. «Из лесной газеты» В. Бианки.
15. «В гостях у Дедушки Мороза» сказка.
16. Пословицы.
17. «Дружба» П. Скребицкий.
18 «Кот в сапогах» А. Барков.
19 «Как Зубов однажды был врачом» Я. Длуголенцкий.
20«Четыре желания» К.Ушинский.
21 Повторение и обобщение по теме «Вот пришли морозы - и зима настала.
VIII «Смешные истории».
1. «У страха глаза велики» русская народная сказка.
2. «Путаница» К.И. Чуковский.
3. «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак.
4. «Живая шляпа» Н. Носов.
5. «Хрюк на елке» Б. Заход ер.
6. «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» Н. Носов.
7. Повторение и обобщение по теме «Смешные истории».
IХ «Весна в окно стучится».
1. «Зима недаром злится» Ф. Тютчев.
2. «Однажды утром» К. Паустовский.
3. «Весна» А. Плещеев.
4. «Камень, ручей, сосулька и солнце» сказка.
5. «А что у вас?» С. Михалков.
6. «Мамины руки» Б. Емельянов.
7. «Большая береза».
8. Повторение.
IV четверть
9. Песня о весне. Я.Колас
10. «Последняя льдина» В. Бианки.
11. «Что случилось» В. Орлов.
12. «Скворцы прилетели» М. Матусовский.
13. «Березкины слезки».
14. «Солнечный огонек».
15. «Комариный бал»
16. «Дождик, лей веселей».
17. «И мы».
18. «Май».
19. «Когда на планете хозяева дети».
20. «Полюшко - поле».
21. Внеклассное чтение. Стихотворения о весне.
22. «Спать легли однажды дети».
23. Повторение и обобщение по теме «Весна в окно стучится».
24. Беседа на тему «Солдаты боевой славы».
25. «Что такое лето?»
26. «Колокольчики мои».
27. «Лето в лесу».
28. «Гроза в лесу».
29. Загадки о весне.
30. «Купание медвежат».
31. «Акула».
32. «Секретное слово».
33. «Вот и лето подоспело».
34. Внеклассное чтение «Слава героям войны».
35. Чтение стихотворений о весне.
36. «Приемыш».
37. Составление рассказа по картине.
38. Чтение стихотворений о лете. Зарисовки на тему «Вот и лето пришло».
39. Повторение и обобщение изученного материала.
|
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
4
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
3
2
1
1
2
2
1
1
1
2
3
2
2
2
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
4
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
3
2
1
1
2
2
1
1
1
2
3
2
2
2
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
Итого:
|
|
169
|
169
|
|