Профессиональный конкурс работников образования
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
2013-2014г.г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка - детский сад №21 «Брусничка» г.Саянск
Номинация конкурса:
«Дополнительное образование детей и школьников»
«Путешествие в мир книг»
Сквозная программа по преемственности в работе ДОУ
и Центральной городской детской библиотеки
Составитель:
Арланова Екатерина Васильевна
воспитатель высшей кв. кат.
Сквозная программа по преемственности в работе ДОУ и центральной городской детской библиотеки «Путешествие в мир книг»
Пояснительная записка
Программа взаимодействия рассчитана на 2 года работы с детьми в возрасте 5-7 лет.
Актуальность. Сегодня в меняющейся социально–культурной ситуации, перед различными образовательными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге и чтению.
Многие программы до сегодняшнего дня ставят перед работниками дошкольных учреждений задачу ознакомления ребенка с литературой, что явно недостаточно. Нужны иные задачи, иные цели и в первую очередь, задача воспитания грамотного читателя. Решая ее, мы должны ввести в практику систематическое общение ребенка с книгой в семье, детском саду, библиотеке. Слово «читатель» по отношению к дошкольнику трактуется как человек, любящий книгу, процесс чтения, правильно и глубоко понимающий содержание произведения и воспринимающий его как произведение искусство. Дошкольнику совсем необязательно уметь читать. Но ему надо научиться слушать чтение книги, в нем надо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.
Сейчас весь мир озабочен снижением интереса к чтению. Для того чтобы изменить статус детской литературы и детской книги в дошкольном учреждении необходимо понять и принять несколько положений:
- Осознать проблему чтения как общественную проблему развития культуры выходя за пределы дошкольного учреждения, призывая к сотрудничеству социум (городские библиотеки, читальные залы, книжные магазины, музей и т.д.).
- Воспитателями дошкольных учреждений вести работу по приобщению ребенка к книге совместно с семьей, разрабатывая и совершенствуя различные формы сотрудничества от совместных праздников, посвященных книге, до создания сети детских и домашних библиотек, вести сотрудничество по пропаганде книги и организации детского чтения в семье.
Понять что детская литература – это искусство, а не «одно педагогическое занятие». Уметь донести это искусство до ребенка, не разрушить его, не превратить в нудное наставление.
Сегодня особенно актуален вопрос о том, что читать и как читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован, должен базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях взрослых или возможностях дошкольного образованного учреждения и родителей. У нас же подбор книг для детского чтения часто бывает случайным, бессистемным. В связи с этим воспитатель должен быть настолько грамотен в вопросах детской литературы, чтобы свободно ориентироваться в том, что предлагалось и предлагается ребенку: знать всю жанровую систему устного народного творчества, а не только сказки, литературу о детях и для детей, зарубежную детскую литературу, знать периодические детские газеты и журналы: ведь они оперативно реагируют на изменения в литературном процессе и следят за его ходом.
Изменив восприятие проблем детского чтения, убедившись в том, что решать их необходимо в дошкольном детстве, мы перестоем сетовать на то, что наши дети не читают, что литература не участвует в воспитании человека. И не надо повторять, что компьютер с Интернетом и телевидение отвлекают детей от чтения. Давно пора уже не формулировать и тем более не создавать проблемы, а просто читать дома, в детском саду, думать над прочитанным и наслаждаться текстом.
Цель программы
Приобщение старших дошкольников к художественной литературе, воспитание уважения к творцам литературного наследия их мастерству через создание единого художественно-речевого пространства ДОУ и Центральная городская детская библиотека.
Задачи программы
-
Формировать грамотного читателя, любящего литературу и умеющего наслаждаться ею.
-
Способствовать пробуждению интереса у дошкольников к посещению библиотеки, как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально-эстетических впечатлений; пробуждать интерес собственно к библиотеке, как некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам, организации).
-
Упрочить сотрудничество детского сада с Центральной городской детской библиотекой.
-
Повышать профессиональную компетентность воспитателей через расширение библиографических знаний, литературного кругозора, работу над речью.
Принципы построения программы
-
Учет возрастных особенностей детей.
-
Тесный контакт между дошкольным образовательным учреждением и библиотекой города, работа с детьми и родителями по единой программе. (Принцип взаимодействия).
-
Систематичность в проведении совместных мероприятий.
-
Культурологический принцип: создание условий для общего развития детей, формирование их культуры и эрудиции, как представление каждому ребенку возможно более полного (с учетом возрастных
-
особенностей) ознакомление с достижениями и развитием культуры современного общества. Культурологический принцип позволяет формировать у каждого ребенка разнообразные познавательные интересы.
-
Принцип гуманитаризации: придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (в первую очередь влияющих на социально-личностное развитие ребенка), увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
Ожидаемый результат
-
Результатом педагогической работы должны быть четкие представления старшего дошкольника о том, что книга ‒ это материальная и духовная ценность человечества.
-
Результатом взаимодействия с семьей должно быть создание собственных домашних библиотек, которые должны стать центром семейного чтения. Родители должны осознать, что читатель начинается в раннем детстве и что первым воспитателем читателя должен стать он сам.
-
Пополнение книжного фонда детской библиотеки сада путем привлечения сотрудников детского сада, родителей и детей и из фондов Центральной городской детской библиотеки на основе коллективного абонемента.
-
Составление рекомендательных списков литературы для родителей о детстве, о писателях, читателях, любимых книгах (автобиографические произведения, научные и научно-популярные издания, словари и справочники), которые помогут понять специфику детства, детского чтения и приобщить ребенка к литературе.
-
Результатом сотрудничества воспитателей, работников библиотеки и родителей должно стать создание единого, постоянно обновляющегося информационного банка тематических экскурсий, мероприятий в библиотеку, занятий с детьми разных возрастов, на основе которого педагоги образовательного учреждения могли бы определять цели образовательной работы и контакты с другими субъектами. Разработка для родителей методических рекомендаций, памяток по вопросам посещения с детьми библиотек, читальных залов, выставок и т.д.
Формы и методы педагогической деятельности
Ведущей формой работы является посещение библиотеки. Любое посещение библиотеки включает в себя три этапа:
-
Подготовительный.
-
Непосредственное знакомство, общение.
-
Заключительный.
-
На подготовительном этапе, педагог вместе с детьми осмысляет цель посещения библиотеки, отбирает литературу для изучения, способы познания и проверки себя.
-
Процесс знакомства с выставкой, книгами, писателем, и т.д. представляет собой продвижение ребенка по собственному пути познания, в рамках которого он приобретает и способы познания.
-
На заключительном этапе дети делятся впечатлениями об увиденном в библиотеке, отражают полученные представления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.
Усвоенный материал дети закрепляют в собственном творчестве. Контрольные занятия для определения уровня усвоения материала проводятся в виде викторин и конкурсов.
Формы работы детской библиотеки с детьми и членами их семей весьма разнообразны: в помещения библиотеки организуются выставки, презентации, новинок детской художественной литературы, тематические образы, досуги, праздники встречи с писателями, авторами книг, семейные гостиные, при ознакомлении детей с книгами широко используются игровые методы и приемы, проведение конкурсов и викторин.
Условия реализации программы
-
Единство образовательного пространства Центральной городской детской библиотеки и детского сада, предполагающего взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания и продуктивной творческой деятельности ребенка в библиотечной среде и детском саду.
-
Научное обоснование отбора литературы для чтения, показа и т.д., учитывающего особенности развития детей 5-7 лет.
-
Сотрудничество педагога со специалистом - литературоведом, а так же с родителями детей (библиотеку рекомендуется посещать с родителями).
-
Организация особой предметно-развивающей и художественно-эстетической среды (семейная библиотека, читальный зал, выставки и др.).
-
Подбор необходимых художественно-дидактических пособий,
материалов и технических средств обучения.
-
Введение библиотечных игр как самостоятельной формы образовательной деятельности детской библиотеки в работе с дошкольниками.
Основные направления и содержание деятельности.
-
Культурно-образовательная деятельность по взаимодействию двух учреждений: детского сада и библиотеки.
-
Взаимодействие детского сада и библиотеки в работе с детьми по приобщению их к художественной литературе.
-
Взаимодействие двух учреждений с семьей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.
|
ТЕМА
|
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
МЕСТО
ПРОВЕДЕНИЯ
|
Первый год
|
1
квартал
|
«Что такое библиотека»
|
Предварительная беседа о библиотеке.
Обсуждение темы предстоящей экскурсии, правил поведения.
|
Детский сад
|
«Знакомство с библиотекой»
|
Экскурсия с родителями.
|
Библиотека
|
«Библиотека - дом, где живут книги»
|
Занятие.
|
Детский сад
|
«Первые шаги на пути к читателю»
|
Консультации для родителей. Анкетирование.
|
Детский сад
|
2 квартал
|
Подготовка к конкурсу чтецов «Зимние узоры»
|
Подбор стихов, разучивание, беседы, прогулки в парк, лес. Наблюдения.
|
Детский сад
|
«Зимние узоры»
|
Конкурсная программа чтецов.
|
Библиотека
|
«Кто работает в библиотеке»
|
Игра - импровизация.
|
Детский сад
|
«Читатель рождается в семье»
|
Родительские встречи.
|
Детский сад
|
3 квартал
|
Подготовка к литературному празднику
|
Посещение библиотеки с родителями.
Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Тематическая выставка. Обзор литературы.
|
Библиотека
|
Празднуем всемирный День писателя
|
Литературный праздник.
|
Детский сад
|
«Напиши письмо писателю»
|
Игра.
|
Детский сад
|
«Технологичное завтра: Будем ли мы читать завтра»
|
Круглый стол для родителей.
|
Библиотека
|
Второй год
|
1
квартал
|
Подготовка к игре
|
Чтение сказок; загадывание загадок. Связать загадки с сюжетами известных сказок.
|
Детский сад
|
«От загадки к сказке»
|
Тематическая выставка книг.
Игра-викторина.
|
Библиотека
|
«Что за прелесть эти сказки»
|
Уточняющая беседа, просмотр
экранизированных сказок.
Художественная
деятельность.
|
Детский сад
|
|
«Сказки – как средство формирования грамотного читателя»
|
Родительские встречи.
|
Детский сад
|
2 квартал
|
Подготовка к экскурсии.
|
Чтение произведений зарубежных писателей. Беседа, игра-импровизация.
|
Детский сад
|
«На целый мир богаче»
|
Посещение библиотеки с родителями.
Выставка книг детской зарубежной литературы.
|
Библиотека
|
«Встреча с Карлсоном»
|
Развлечение, художественная деятельность (конструирование)
|
Детский сад
|
«Современная зарубежная литература в круге чтения дошкольников»
|
Родительские встречи
|
Детский сад
|
3 квартал
|
«Книга в подарок»
|
Уточняющие беседы, художественная деятельность (рисование, оформление), сочинение стихов, рассказов, сказок и др.
|
Детский сад
|
|
«Праздник книги»
|
Литературный праздник
|
Библиотека
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И БИБЛИОТЕКИ.
№
|
ТЕМА
|
ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ
|
МЕСТО
ПРОВЕДЕНИЯ
|
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
|
-
ДЕТСКИЙ САД И БИБЛИОТЕКА
КАК ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ.
|
1.
|
Основные направления воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
|
Реферативные сообщения
|
Детский сад
|
1 час
|
2.
|
Задачи работы библиотеки и ее основные функци
|
Реферативные сообщения
|
Библиотека
|
1 час
|
II. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
|
|
1.
|
Условия развития восприятия и воображения в дошкольном детстве.
|
Учебная игра. Обсуждение видеозаписей игр, наблюдений с детьми.
|
Детский сад
|
2 часа
|
2.
|
Игра как ведущая форма обучения и воспитания дошкольников.
|
Выставка литературы, дидактических игр. Анализ видеозаписей. Обмен опытом работы.
|
Детский сад
|
2 часа
|
3.
|
Игровые приемы ведения работы библиотеки с детской аудиторией.
|
Просмотр и анализ нескольких экскурсии, видеозаписей других форм работы.
|
Библиотека
|
2 часа
|
4.
|
Педагогические условия приобщения дошкольников к художественной литературе через сотрудничество с библиотекой.
|
Пресс-конференция. Обсуждения результатов обследования детей с целью изучения уровня
сформированности интереса.
|
Детский сад
|
1,5 часа
|
5.
|
«Еще раз о детском чтении».
|
Презентации новинок детской худ.лит-ры, тематические обзоры журналов «Детская литература», «Библиотека».
|
Библиотека
|
2 часа
|
6.
|
«Библиотека встречает гостей»
|
Праздник с участием родителей
|
Библиотека
|
1,5 часа
|
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Для того, чтобы выяснить степень готовности специалистов дошкольного образовательного учреждения и библиотеки к ведению совместной работы, необходимо изучить:
-
Представления педагогов детского сада о библиотеке и формах ее функционирования.
-
Представления сотрудников библиотеки об особенностях работы с дошкольниками.
С этой целью используются следующие анкеты:
Анкета дли воспитателей.
1. Часто ли Вы посещаете библиотеку?
а) да, часто;
б) посещаю, но не часто;
в) очень редко;
г) совсем не бываю;
д) что там делать.
2. Рассказываете ли Вы детям о библиотеках и их назначении?
а) сама интересуюсь, пытаюсь привить интерес детям;
б) довольно часто;
в) иногда на занятиях;
г) очень редко;
д) нет.
3. Часто ли Вы посещаете библиотеку с детьми?
а) хожу вместе с детьми;
б) хожу, когда стоим в плане;
в) хожу крайне редко;
г) не хожу.
4. Какое место, по Вашему мнению, занимает экскурсия в работе
библиотеки с детьми?
а) есть другие формы работы;
б) одна из основных, но есть и другие;
в) единственная форма работы;
г) не знаю.
5. Зависит ли посещение библиотеки от близости ее местонахождения?
а) да, это играет основную роль;
б) это играет роль, но не главную;
в) все зависит от инициативы воспитателя;
г) не играет никакой роли.
6. Планируются ли выходы в библиотеку?
а) планируются в перспективном плане;
б) иногда бывают внеплановые;
в) все зависит от инициативы родителей;
г) не планируются.
7. Как, по Вашему мнению, располагается материал на выставках?
а) по теме;
б) по времени исполнения;
в) по жанру.
Анкета для работников библиотеки.
1. Какие воспитательно-образовательные задачи детского сада могут быть решены средствами библиотеки?
а) формировать представления детей о той информации, которая предлагается для усвоения;
б) формировать у детей теоретические и фактические знания;
в) формировать учебные умения и практические умственные действия;
г) развивать навыки самообразования;
д) систематизировать представления детей об окружающем мире, развитии
Вселенной, добре и зле, любви к родителям, ближнему и к самому себе и т.д.;
е) формировать разнообразные нравственные качества: скромность, трудолюбие и т.д.;
ж) развивать волю ребенка;
з) развивать познавательные психические процессы: ощущение, восприятие,
память, речь, внимание, воображение;
и) развитие художественно-творческих процессов.
2. Как часто Вы бываете в детском саду?
а) только в качестве родителя;
б) слишком много своей работы;
в) если бы знать, с какой целью туда идти, то визиты были бы более регулярными;
г) нет.
3. Для более успешного усвоения детьми дошкольного возраста содержания библиотечной экскурсии, занятия и другого, необходимо использовать:
а) установки на восприятие излагаемого материала;
б) воображаемые путешествия;
в) большое количество ярких, интересных книг, предметов;
г) дидактические игры и сказки;
д) специальные детские экспозиции;
е) свой вариант ответа.
4. Из двух групп требований выберите те, которые, по Вашему мнению, помогут правильно отобрать книги, предлагаемые для восприятия детям дошкольного возраста. Детские книги должны быть:
а) выразительными:
доступными для понимания; эмоционально-яркими;
окруженными другими, подходящими по назначению или смыслу предметами;
эстетически оформленными;
порочными для того, чтобы дети имели возможность манипулировать ими;
б) доступными для понимания:
эстетически представленными;
объединенными с подходящими по смыслу предметами; эмоционально насыщенными;
знакомыми и понятными детям дошкольного возраста; интересными;
полезными для познавательного развития; размещенными по тематическому принципу.
5. С чего Вы начнете подготовку к экскурсии с детьми дошкольного возраста? а) определение маршрута движения детей по залам библиотеки;
б) посещение детского сада;
в) определение тематики будущей экскурсии;
г) знакомство с возрастными особенностями будущих экскурсантов;
д) планирование экскурсий и отбора книг;
6. Считаете ли Вы необходимым создавать в библиотеке специальные детские выставочные площадки?
а) это несомненно необходимо;
б) дети должны понимать те выставки, которые уже есть в библиотеке;
в) вряд ли в библиотеках найдется место, а главное книги, которые можно
разместить на этой площадке.
7. Возможно ли закрепление материала экскурсии с дошкольниками в
библиотеке?
а) да, если для этого созданы специальные условия;
б) возможна обобщающая беседа;
в) это совсем не обязательно, поскольку дети должны осмыслить увиденное и
услышанное;
г) нет, закрепление лучше проводить в продуктивных видах деятельности, а в библиотеке нет таких условий с детьми;
д) нет, это не обязанности библиотеки.
8. Выделите условия, которые, по Вашему мнению, будут способствовать развитию интереса к библиотеке у дошкольников.
а) расширение кругозора детей;
б) систематические экскурсии;
в) длительная и тщательная предварительная подготовка;
г) сочетание разнообразных форм экскурсионной работы;
д) использование различных игровых приемов и персонажей;
е) формирование представлений о библиотеке и литературном наследии;
ж) расширение объема знаний о художественной литературе, с которой будут знакомить детей на экскурсии.
9. Как, по Вашему, целесообразнее всего закончить экскурсию с дошкольниками?
а) провести обобщающую беседу;
б) просто в трех-пяти предложениях обобщить содержание экскурсии;
в) предложить сувениры;
г) предоставить возможность самостоятельно еще раз познакомиться с
экспозициями библиотеки;
д) дать задание дом для совместной работы с родителями;
е) дать установку на дальнейшую поисковую деятельность.
10. Возможна ли после экскурсии работа с воспитанниками детских садов?
а) да, она просто необходима;
б) это должны решать педагоги дошкольных учреждений;
в) вряд ли это необходимо, если экскурсия проведена грамотно.
Анкета для родителей.
-
Отводите ли Вы каждый день время для чтения и бесед ребенку?
-
Поощряете ли Вы ребенка в его интересах к книгам?
-
Есть ли у Вас домашняя библиотека?
-
Есть ли у ребенка хотя бы полка, отведенная ему для книг?
-
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
-
Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
-
Задает ли ребенок вопросы о непонятных для него словах?
-
Стараетесь ли Вы быть для ребенка объектом для подражания, читаете ли Вы при нем газеты, журналы, книги?
-
Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей или ребенком?
-
Посещаете ли Вы с ребенком библиотеку?
-
Покупаете ли Вы своему ребенку книги в виде поощрения?
Каждая анкета может быть расширена и уточнена в соответствии с профилем библиотеки и потребностями дошкольного учреждения. Проводится на начальном этапе реализации Программы, в конце первого и второго года реализации.
|