Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение




Скачать 205.76 Kb.
Название Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Дата публикации 17.10.2014
Размер 205.76 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Культура > Программа
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

2013-2014г.г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка - детский сад №21 «Брусничка» г.Саянск

Номинация конкурса:
«Дополнительное образование детей и школьников»

«Путешествие в мир книг»

Сквозная программа по преемственности в работе ДОУ

и Центральной городской детской библиотеки

Составитель:

Арланова Екатерина Васильевна

воспитатель высшей кв. кат.

Сквозная программа по преемственности в работе ДОУ и центральной городской детской библиотеки «Путешествие в мир книг»
Пояснительная записка
Программа взаимодействия рассчитана на 2 года работы с детьми в возрасте 5-7 лет.

Актуальность. Сегодня в меняющейся социально–культурной ситуации, перед различными образовательными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге и чтению.

Многие программы до сегодняшнего дня ставят перед работниками дошкольных учреждений задачу ознакомления ребенка с литературой, что явно недостаточно. Нужны иные задачи, иные цели и в первую очередь, задача воспитания грамотного читателя. Решая ее, мы должны ввести в практику систематическое общение ребенка с книгой в семье, детском саду, библиотеке. Слово «читатель» по отношению к дошкольнику трактуется как человек, любящий книгу, процесс чтения, правильно и глубоко понимающий содержание произведения и воспринимающий его как произведение искусство. Дошкольнику совсем необязательно уметь читать. Но ему надо научиться слушать чтение книги, в нем надо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.

Сейчас весь мир озабочен снижением интереса к чтению. Для того чтобы изменить статус детской литературы и детской книги в дошкольном учреждении необходимо понять и принять несколько положений:

- Осознать проблему чтения как общественную проблему развития культуры выходя за пределы дошкольного учреждения, призывая к сотрудничеству социум (городские библиотеки, читальные залы, книжные магазины, музей и т.д.).

- Воспитателями дошкольных учреждений вести работу по приобщению ребенка к книге совместно с семьей, разрабатывая и совершенствуя различные формы сотрудничества от совместных праздников, посвященных книге, до создания сети детских и домашних библиотек, вести сотрудничество по пропаганде книги и организации детского чтения в семье.

Понять что детская литература – это искусство, а не «одно педагогическое занятие». Уметь донести это искусство до ребенка, не разрушить его, не превратить в нудное наставление.

Сегодня особенно актуален вопрос о том, что читать и как читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован, должен базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях взрослых или возможностях дошкольного образованного учреждения и родителей. У нас же подбор книг для детского чтения часто бывает случайным, бессистемным. В связи с этим воспитатель должен быть настолько грамотен в вопросах детской литературы, чтобы свободно ориентироваться в том, что предлагалось и предлагается ребенку: знать всю жанровую систему устного народного творчества, а не только сказки, литературу о детях и для детей, зарубежную детскую литературу, знать периодические детские газеты и журналы: ведь они оперативно реагируют на изменения в литературном процессе и следят за его ходом.

Изменив восприятие проблем детского чтения, убедившись в том, что решать их необходимо в дошкольном детстве, мы перестоем сетовать на то, что наши дети не читают, что литература не участвует в воспитании человека. И не надо повторять, что компьютер с Интернетом и телевидение отвлекают детей от чтения. Давно пора уже не формулировать и тем более не создавать проблемы, а просто читать дома, в детском саду, думать над прочитанным и наслаждаться текстом.
Цель программы

Приобщение старших дошкольников к художественной литературе, воспитание уважения к творцам литературного наследия их мастерству через создание единого художественно-речевого пространства ДОУ и Центральная городская детская библиотека.
Задачи программы

  • Формировать грамотного читателя, любящего литературу и умеющего наслаждаться ею.

  • Способствовать пробуждению интереса у дошкольников к посещению библиотеки, как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально-эстетических впечатлений; пробуждать интерес собственно к библиотеке, как некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам, организации).

  • Упрочить сотрудничество детского сада с Центральной городской детской библиотекой.

  • Повышать профессиональную компетентность воспитателей через расширение библиографических знаний, литературного кругозора, работу над речью.


Принципы построения программы

  • Учет возрастных особенностей детей.

  • Тесный контакт между дошкольным образовательным учреждением и библиотекой города, работа с детьми и родителями по единой программе. (Принцип взаимодействия).

  • Систематичность в проведении совместных мероприятий.

  • Культурологический принцип: создание условий для общего развития детей, формирование их культуры и эрудиции, как представление каждому ребенку возможно более полного (с учетом возрастных

  • особенностей) ознакомление с достижениями и развитием культуры современного общества. Культурологический принцип позволяет формировать у каждого ребенка разнообразные познавательные интересы.

  • Принцип гуманитаризации: придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (в первую очередь влияющих на социально-личностное развитие ребенка), увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.


Ожидаемый результат

  • Результатом педагогической работы должны быть четкие представления старшего дошкольника о том, что книга ‒ это материальная и духовная ценность человечества.

  • Результатом взаимодействия с семьей должно быть создание собственных домашних библиотек, которые должны стать центром семейного чтения. Родители должны осознать, что читатель начинается в раннем детстве и что первым воспитателем читателя должен стать он сам.

  • Пополнение книжного фонда детской библиотеки сада путем привлечения сотрудников детского сада, родителей и детей и из фондов Центральной городской детской библиотеки на основе коллективного абонемента.

  • Составление рекомендательных списков литературы для родителей о детстве, о писателях, читателях, любимых книгах (автобиографические произведения, научные и научно-популярные издания, словари и справочники), которые помогут понять специфику детства, детского чтения и приобщить ребенка к литературе.

  • Результатом сотрудничества воспитателей, работников библиотеки и родителей должно стать создание единого, постоянно обновляющегося информационного банка тематических экскурсий, мероприятий в библиотеку, занятий с детьми разных возрастов, на основе которого педагоги образовательного учреждения могли бы определять цели образовательной работы и контакты с другими субъектами. Разработка для родителей методических рекомендаций, памяток по вопросам посещения с детьми библиотек, читальных залов, выставок и т.д.


Формы и методы педагогической деятельности

Ведущей формой работы является посещение библиотеки. Любое посещение библиотеки включает в себя три этапа:

  • Подготовительный.

  • Непосредственное знакомство, общение.

  • Заключительный.

    1. На подготовительном этапе, педагог вместе с детьми осмысляет цель посещения библиотеки, отбирает литературу для изучения, способы познания и проверки себя.

    2. Процесс знакомства с выставкой, книгами, писателем, и т.д. представляет собой продвижение ребенка по собственному пути познания, в рамках которого он приобретает и способы познания.

    3. На заключительном этапе дети делятся впечатлениями об увиденном в библиотеке, отражают полученные представления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

Усвоенный материал дети закрепляют в собственном творчестве. Контрольные занятия для определения уровня усвоения материала проводятся в виде викторин и конкурсов.

Формы работы детской библиотеки с детьми и членами их семей весьма разнообразны: в помещения библиотеки организуются выставки, презентации, новинок детской художественной литературы, тематические образы, досуги, праздники встречи с писателями, авторами книг, семейные гостиные, при ознакомлении детей с книгами широко используются игровые методы и приемы, проведение конкурсов и викторин.
Условия реализации программы

  • Единство образовательного пространства Центральной городской детской библиотеки и детского сада, предполагающего взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания и продуктивной творческой деятельности ребенка в библиотечной среде и детском саду.

  • Научное обоснование отбора литературы для чтения, показа и т.д., учитывающего особенности развития детей 5-7 лет.

  • Сотрудничество педагога со специалистом - литературоведом, а так же с родителями детей (библиотеку рекомендуется посещать с родителями).

  • Организация особой предметно-развивающей и художественно-эстетической среды (семейная библиотека, читальный зал, выставки и др.).

  • Подбор необходимых художественно-дидактических пособий,
    материалов и технических средств обучения.

  • Введение библиотечных игр как самостоятельной формы образовательной деятельности детской библиотеки в работе с дошкольниками.


Основные направления и содержание деятельности.

  • Культурно-образовательная деятельность по взаимодействию двух учреждений: детского сада и библиотеки.

  • Взаимодействие детского сада и библиотеки в работе с детьми по приобщению их к художественной литературе.

  • Взаимодействие двух учреждений с семьей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.





ТЕМА

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕСТО

ПРОВЕДЕНИЯ

Первый год

1

квартал

«Что такое библиотека»

Предварительная беседа о библиотеке.

Обсуждение темы предстоящей экскурсии, правил поведения.



Детский сад

«Знакомство с библиотекой»

Экскурсия с родителями.

Библиотека

«Библиотека - дом, где живут книги»

Занятие.

Детский сад

«Первые шаги на пути к читателю»

Консультации для родителей. Анкетирование.

Детский сад


2 квартал

Подготовка к конкурсу чтецов «Зимние узоры»

Подбор стихов, разучивание, беседы, прогулки в парк, лес. Наблюдения.


Детский сад

«Зимние узоры»

Конкурсная программа чтецов.

Библиотека

«Кто работает в библиотеке»

Игра - импровизация.

Детский сад

«Читатель рождается в семье»

Родительские встречи.

Детский сад

3 квартал

Подготовка к литературному празднику

Посещение библиотеки с родителями.

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Тематическая выставка. Обзор литературы.



Библиотека

Празднуем всемирный День писателя

Литературный праздник.

Детский сад

«Напиши письмо писателю»

Игра.

Детский сад

«Технологичное завтра: Будем ли мы читать завтра»

Круглый стол для родителей.



Библиотека

Второй год



1

квартал



Подготовка к игре

Чтение сказок; загадывание загадок. Связать загадки с сюжетами известных сказок.



Детский сад

«От загадки к сказке»

Тематическая выставка книг.

Игра-викторина.


Библиотека

«Что за прелесть эти сказки»

Уточняющая беседа, просмотр

экранизированных сказок.

Художественная

деятельность.



Детский сад




«Сказки – как средство формирования грамотного читателя»

Родительские встречи.


Детский сад


2 квартал



Подготовка к экскурсии.

Чтение произведений зарубежных писателей. Беседа, игра-импровизация.


Детский сад

«На целый мир богаче»

Посещение библиотеки с родителями.

Выставка книг детской зарубежной литературы.


Библиотека

«Встреча с Карлсоном»

Развлечение, художественная деятельность (конструирование)


Детский сад

«Современная зарубежная литература в круге чтения дошкольников»

Родительские встречи


Детский сад



3 квартал

«Книга в подарок»

Уточняющие беседы, художественная деятельность (рисование, оформление), сочинение стихов, рассказов, сказок и др.


Детский сад



«Праздник книги»

Литературный праздник

Библиотека



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И БИБЛИОТЕКИ.



ТЕМА

ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ

МЕСТО

ПРОВЕДЕНИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

  1. ДЕТСКИЙ САД И БИБЛИОТЕКА

КАК ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ.

1.

Основные направления воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения

Реферативные сообщения


Детский сад

1 час

2.

Задачи работы библиотеки и ее основные функци

Реферативные сообщения


Библиотека

1 час

II. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.




1.

Условия развития восприятия и воображения в дошкольном детстве.

Учебная игра. Обсуждение видеозаписей игр, наблюдений с детьми.


Детский сад

2 часа

2.

Игра как ведущая форма обучения и воспитания дошкольников.

Выставка литературы, дидактических игр. Анализ видеозаписей. Обмен опытом работы.


Детский сад

2 часа

3.

Игровые приемы ведения работы библиотеки с детской аудиторией.

Просмотр и анализ нескольких экскурсии, видеозаписей других форм работы.


Библиотека

2 часа

4.

Педагогические условия приобщения дошкольников к художественной литературе через сотрудничество с библиотекой.

Пресс-конференция. Обсуждения результатов обследования детей с целью изучения уровня

сформированности интереса.


Детский сад

1,5 часа

5.

«Еще раз о детском чтении».

Презентации новинок детской худ.лит-ры, тематические обзоры журналов «Детская литература», «Библиотека».



Библиотека

2 часа

6.

«Библиотека встречает гостей»

Праздник с участием родителей

Библиотека

1,5 часа



ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Для того, чтобы выяснить степень готовности специалистов дошкольного образовательного учреждения и библиотеки к ведению совместной работы, необходимо изучить:

  • Представления педагогов детского сада о библиотеке и формах ее функционирования.

  • Представления сотрудников библиотеки об особенностях работы с дошкольниками.

С этой целью используются следующие анкеты:
Анкета дли воспитателей.
1. Часто ли Вы посещаете библиотеку?

а) да, часто;

б) посещаю, но не часто;

в) очень редко;

г) совсем не бываю;

д) что там делать.

2. Рассказываете ли Вы детям о библиотеках и их назначении?

а) сама интересуюсь, пытаюсь привить интерес детям;

б) довольно часто;

в) иногда на занятиях;

г) очень редко;

д) нет.

3. Часто ли Вы посещаете библиотеку с детьми?

а) хожу вместе с детьми;

б) хожу, когда стоим в плане;

в) хожу крайне редко;

г) не хожу.

4. Какое место, по Вашему мнению, занимает экскурсия в работе
библиотеки с детьми?


а) есть другие формы работы;

б) одна из основных, но есть и другие;

в) единственная форма работы;

г) не знаю.

5. Зависит ли посещение библиотеки от близости ее местонахождения?

а) да, это играет основную роль;

б) это играет роль, но не главную;

в) все зависит от инициативы воспитателя;

г) не играет никакой роли.

6. Планируются ли выходы в библиотеку?

а) планируются в перспективном плане;

б) иногда бывают внеплановые;

в) все зависит от инициативы родителей;

г) не планируются.

7. Как, по Вашему мнению, располагается материал на выставках?

а) по теме;

б) по времени исполнения;

в) по жанру.
Анкета для работников библиотеки.
1. Какие воспитательно-образовательные задачи детского сада могут быть решены средствами библиотеки?

а) формировать представления детей о той информации, которая предлагается для усвоения;

б) формировать у детей теоретические и фактические знания;

в) формировать учебные умения и практические умственные действия;

г) развивать навыки самообразования;

д) систематизировать представления детей об окружающем мире, развитии
Вселенной, добре и зле, любви к родителям, ближнему и к самому себе и т.д.;

е) формировать разнообразные нравственные качества: скромность, трудолюбие и т.д.;

ж) развивать волю ребенка;

з) развивать познавательные психические процессы: ощущение, восприятие,
память, речь, внимание, воображение;

и) развитие художественно-творческих процессов.

2. Как часто Вы бываете в детском саду?

а) только в качестве родителя;

б) слишком много своей работы;

в) если бы знать, с какой целью туда идти, то визиты были бы более регулярными;

г) нет.

3. Для более успешного усвоения детьми дошкольного возраста содержания библиотечной экскурсии, занятия и другого, необходимо использовать:

а) установки на восприятие излагаемого материала;

б) воображаемые путешествия;

в) большое количество ярких, интересных книг, предметов;

г) дидактические игры и сказки;

д) специальные детские экспозиции;

е) свой вариант ответа.

4. Из двух групп требований выберите те, которые, по Вашему мнению, помогут правильно отобрать книги, предлагаемые для восприятия детям дошкольного возраста. Детские книги должны быть:

а) выразительными:

доступными для понимания; эмоционально-яркими;

окруженными другими, подходящими по назначению или смыслу предметами;

эстетически оформленными;

порочными для того, чтобы дети имели возможность манипулировать ими;

б) доступными для понимания:

эстетически представленными;

объединенными с подходящими по смыслу предметами; эмоционально насыщенными;

знакомыми и понятными детям дошкольного возраста; интересными;

полезными для познавательного развития; размещенными по тематическому принципу.

5. С чего Вы начнете подготовку к экскурсии с детьми дошкольного возраста?
а) определение маршрута движения детей по залам библиотеки;

б) посещение детского сада;

в) определение тематики будущей экскурсии;

г) знакомство с возрастными особенностями будущих экскурсантов;

д) планирование экскурсий и отбора книг;

6. Считаете ли Вы необходимым создавать в библиотеке специальные детские выставочные площадки?

а) это несомненно необходимо;

б) дети должны понимать те выставки, которые уже есть в библиотеке;

в) вряд ли в библиотеках найдется место, а главное книги, которые можно
разместить на этой площадке.

7. Возможно ли закрепление материала экскурсии с дошкольниками в
библиотеке?


а) да, если для этого созданы специальные условия;

б) возможна обобщающая беседа;

в) это совсем не обязательно, поскольку дети должны осмыслить увиденное и
услышанное;

г) нет, закрепление лучше проводить в продуктивных видах деятельности, а в библиотеке нет таких условий с детьми;

д) нет, это не обязанности библиотеки.

8. Выделите условия, которые, по Вашему мнению, будут способствовать развитию интереса к библиотеке у дошкольников.

а) расширение кругозора детей;

б) систематические экскурсии;

в) длительная и тщательная предварительная подготовка;

г) сочетание разнообразных форм экскурсионной работы;

д) использование различных игровых приемов и персонажей;

е) формирование представлений о библиотеке и литературном наследии;

ж) расширение объема знаний о художественной литературе, с которой будут знакомить детей на экскурсии.

9. Как, по Вашему, целесообразнее всего закончить экскурсию с дошкольниками?

а) провести обобщающую беседу;

б) просто в трех-пяти предложениях обобщить содержание экскурсии;

в) предложить сувениры;

г) предоставить возможность самостоятельно еще раз познакомиться с
экспозициями библиотеки;

д) дать задание дом для совместной работы с родителями;

е) дать установку на дальнейшую поисковую деятельность.

10. Возможна ли после экскурсии работа с воспитанниками детских садов?

а) да, она просто необходима;

б) это должны решать педагоги дошкольных учреждений;

в) вряд ли это необходимо, если экскурсия проведена грамотно.
Анкета для родителей.


  1. Отводите ли Вы каждый день время для чтения и бесед ребенку?

  2. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах к книгам?

  3. Есть ли у Вас домашняя библиотека?

  4. Есть ли у ребенка хотя бы полка, отведенная ему для книг?

  5. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

  6. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

  7. Задает ли ребенок вопросы о непонятных для него словах?

  8. Стараетесь ли Вы быть для ребенка объектом для подражания, читаете ли Вы при нем газеты, журналы, книги?

  9. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей или ребенком?

  10. Посещаете ли Вы с ребенком библиотеку?

  11. Покупаете ли Вы своему ребенку книги в виде поощрения?



Каждая анкета может быть расширена и уточнена в соответствии с профилем библиотеки и потребностями дошкольного учреждения. Проводится на начальном этапе реализации Программы, в конце первого и второго года реализации.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Педагогического опыта
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №14
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Публичный отчёт муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 основано более 30 лет назад. Сегодня это – муниципальное бюджетное дошкольное...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Образовательное учреждение обеспечивает развитие, воспитание и обучение детей в группах раннего и дошкольного возраста. В детском...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Утверждена
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Теремок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Материально-техническая база
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Принята Советом педагогов №1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –«Детский сад №8 «Дюймовочка»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Принято
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Буратино»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon «Светофор»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Вознесеновка Ивнянского района Белгородской...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Публичный отчет о результатах деятельности за 2013 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Журавлик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon Рабочая программа по физической культуре Направление
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции