Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение




Скачать 205.76 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Дата публикации17.10.2014
Размер205.76 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

2013-2014г.г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка - детский сад №21 «Брусничка» г.Саянск

Номинация конкурса:
«Дополнительное образование детей и школьников»

«Путешествие в мир книг»

Сквозная программа по преемственности в работе ДОУ

и Центральной городской детской библиотеки

Составитель:

Арланова Екатерина Васильевна

воспитатель высшей кв. кат.

Сквозная программа по преемственности в работе ДОУ и центральной городской детской библиотеки «Путешествие в мир книг»
Пояснительная записка
Программа взаимодействия рассчитана на 2 года работы с детьми в возрасте 5-7 лет.

Актуальность. Сегодня в меняющейся социально–культурной ситуации, перед различными образовательными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге и чтению.

Многие программы до сегодняшнего дня ставят перед работниками дошкольных учреждений задачу ознакомления ребенка с литературой, что явно недостаточно. Нужны иные задачи, иные цели и в первую очередь, задача воспитания грамотного читателя. Решая ее, мы должны ввести в практику систематическое общение ребенка с книгой в семье, детском саду, библиотеке. Слово «читатель» по отношению к дошкольнику трактуется как человек, любящий книгу, процесс чтения, правильно и глубоко понимающий содержание произведения и воспринимающий его как произведение искусство. Дошкольнику совсем необязательно уметь читать. Но ему надо научиться слушать чтение книги, в нем надо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.

Сейчас весь мир озабочен снижением интереса к чтению. Для того чтобы изменить статус детской литературы и детской книги в дошкольном учреждении необходимо понять и принять несколько положений:

- Осознать проблему чтения как общественную проблему развития культуры выходя за пределы дошкольного учреждения, призывая к сотрудничеству социум (городские библиотеки, читальные залы, книжные магазины, музей и т.д.).

- Воспитателями дошкольных учреждений вести работу по приобщению ребенка к книге совместно с семьей, разрабатывая и совершенствуя различные формы сотрудничества от совместных праздников, посвященных книге, до создания сети детских и домашних библиотек, вести сотрудничество по пропаганде книги и организации детского чтения в семье.

Понять что детская литература – это искусство, а не «одно педагогическое занятие». Уметь донести это искусство до ребенка, не разрушить его, не превратить в нудное наставление.

Сегодня особенно актуален вопрос о том, что читать и как читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован, должен базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях взрослых или возможностях дошкольного образованного учреждения и родителей. У нас же подбор книг для детского чтения часто бывает случайным, бессистемным. В связи с этим воспитатель должен быть настолько грамотен в вопросах детской литературы, чтобы свободно ориентироваться в том, что предлагалось и предлагается ребенку: знать всю жанровую систему устного народного творчества, а не только сказки, литературу о детях и для детей, зарубежную детскую литературу, знать периодические детские газеты и журналы: ведь они оперативно реагируют на изменения в литературном процессе и следят за его ходом.

Изменив восприятие проблем детского чтения, убедившись в том, что решать их необходимо в дошкольном детстве, мы перестоем сетовать на то, что наши дети не читают, что литература не участвует в воспитании человека. И не надо повторять, что компьютер с Интернетом и телевидение отвлекают детей от чтения. Давно пора уже не формулировать и тем более не создавать проблемы, а просто читать дома, в детском саду, думать над прочитанным и наслаждаться текстом.
Цель программы

Приобщение старших дошкольников к художественной литературе, воспитание уважения к творцам литературного наследия их мастерству через создание единого художественно-речевого пространства ДОУ и Центральная городская детская библиотека.
Задачи программы

  • Формировать грамотного читателя, любящего литературу и умеющего наслаждаться ею.

  • Способствовать пробуждению интереса у дошкольников к посещению библиотеки, как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально-эстетических впечатлений; пробуждать интерес собственно к библиотеке, как некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам, организации).

  • Упрочить сотрудничество детского сада с Центральной городской детской библиотекой.

  • Повышать профессиональную компетентность воспитателей через расширение библиографических знаний, литературного кругозора, работу над речью.


Принципы построения программы

  • Учет возрастных особенностей детей.

  • Тесный контакт между дошкольным образовательным учреждением и библиотекой города, работа с детьми и родителями по единой программе. (Принцип взаимодействия).

  • Систематичность в проведении совместных мероприятий.

  • Культурологический принцип: создание условий для общего развития детей, формирование их культуры и эрудиции, как представление каждому ребенку возможно более полного (с учетом возрастных

  • особенностей) ознакомление с достижениями и развитием культуры современного общества. Культурологический принцип позволяет формировать у каждого ребенка разнообразные познавательные интересы.

  • Принцип гуманитаризации: придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (в первую очередь влияющих на социально-личностное развитие ребенка), увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.


Ожидаемый результат

  • Результатом педагогической работы должны быть четкие представления старшего дошкольника о том, что книга ‒ это материальная и духовная ценность человечества.

  • Результатом взаимодействия с семьей должно быть создание собственных домашних библиотек, которые должны стать центром семейного чтения. Родители должны осознать, что читатель начинается в раннем детстве и что первым воспитателем читателя должен стать он сам.

  • Пополнение книжного фонда детской библиотеки сада путем привлечения сотрудников детского сада, родителей и детей и из фондов Центральной городской детской библиотеки на основе коллективного абонемента.

  • Составление рекомендательных списков литературы для родителей о детстве, о писателях, читателях, любимых книгах (автобиографические произведения, научные и научно-популярные издания, словари и справочники), которые помогут понять специфику детства, детского чтения и приобщить ребенка к литературе.

  • Результатом сотрудничества воспитателей, работников библиотеки и родителей должно стать создание единого, постоянно обновляющегося информационного банка тематических экскурсий, мероприятий в библиотеку, занятий с детьми разных возрастов, на основе которого педагоги образовательного учреждения могли бы определять цели образовательной работы и контакты с другими субъектами. Разработка для родителей методических рекомендаций, памяток по вопросам посещения с детьми библиотек, читальных залов, выставок и т.д.


Формы и методы педагогической деятельности

Ведущей формой работы является посещение библиотеки. Любое посещение библиотеки включает в себя три этапа:

  • Подготовительный.

  • Непосредственное знакомство, общение.

  • Заключительный.

    1. На подготовительном этапе, педагог вместе с детьми осмысляет цель посещения библиотеки, отбирает литературу для изучения, способы познания и проверки себя.

    2. Процесс знакомства с выставкой, книгами, писателем, и т.д. представляет собой продвижение ребенка по собственному пути познания, в рамках которого он приобретает и способы познания.

    3. На заключительном этапе дети делятся впечатлениями об увиденном в библиотеке, отражают полученные представления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

Усвоенный материал дети закрепляют в собственном творчестве. Контрольные занятия для определения уровня усвоения материала проводятся в виде викторин и конкурсов.

Формы работы детской библиотеки с детьми и членами их семей весьма разнообразны: в помещения библиотеки организуются выставки, презентации, новинок детской художественной литературы, тематические образы, досуги, праздники встречи с писателями, авторами книг, семейные гостиные, при ознакомлении детей с книгами широко используются игровые методы и приемы, проведение конкурсов и викторин.
Условия реализации программы

  • Единство образовательного пространства Центральной городской детской библиотеки и детского сада, предполагающего взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания и продуктивной творческой деятельности ребенка в библиотечной среде и детском саду.

  • Научное обоснование отбора литературы для чтения, показа и т.д., учитывающего особенности развития детей 5-7 лет.

  • Сотрудничество педагога со специалистом - литературоведом, а так же с родителями детей (библиотеку рекомендуется посещать с родителями).

  • Организация особой предметно-развивающей и художественно-эстетической среды (семейная библиотека, читальный зал, выставки и др.).

  • Подбор необходимых художественно-дидактических пособий,
    материалов и технических средств обучения.

  • Введение библиотечных игр как самостоятельной формы образовательной деятельности детской библиотеки в работе с дошкольниками.


Основные направления и содержание деятельности.

  • Культурно-образовательная деятельность по взаимодействию двух учреждений: детского сада и библиотеки.

  • Взаимодействие детского сада и библиотеки в работе с детьми по приобщению их к художественной литературе.

  • Взаимодействие двух учреждений с семьей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.





ТЕМА

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕСТО

ПРОВЕДЕНИЯ

Первый год

1

квартал

«Что такое библиотека»

Предварительная беседа о библиотеке.

Обсуждение темы предстоящей экскурсии, правил поведения.



Детский сад

«Знакомство с библиотекой»

Экскурсия с родителями.

Библиотека

«Библиотека - дом, где живут книги»

Занятие.

Детский сад

«Первые шаги на пути к читателю»

Консультации для родителей. Анкетирование.

Детский сад


2 квартал

Подготовка к конкурсу чтецов «Зимние узоры»

Подбор стихов, разучивание, беседы, прогулки в парк, лес. Наблюдения.


Детский сад

«Зимние узоры»

Конкурсная программа чтецов.

Библиотека

«Кто работает в библиотеке»

Игра - импровизация.

Детский сад

«Читатель рождается в семье»

Родительские встречи.

Детский сад

3 квартал

Подготовка к литературному празднику

Посещение библиотеки с родителями.

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Тематическая выставка. Обзор литературы.



Библиотека

Празднуем всемирный День писателя

Литературный праздник.

Детский сад

«Напиши письмо писателю»

Игра.

Детский сад

«Технологичное завтра: Будем ли мы читать завтра»

Круглый стол для родителей.



Библиотека

Второй год



1

квартал



Подготовка к игре

Чтение сказок; загадывание загадок. Связать загадки с сюжетами известных сказок.



Детский сад

«От загадки к сказке»

Тематическая выставка книг.

Игра-викторина.


Библиотека

«Что за прелесть эти сказки»

Уточняющая беседа, просмотр

экранизированных сказок.

Художественная

деятельность.



Детский сад




«Сказки – как средство формирования грамотного читателя»

Родительские встречи.


Детский сад


2 квартал



Подготовка к экскурсии.

Чтение произведений зарубежных писателей. Беседа, игра-импровизация.


Детский сад

«На целый мир богаче»

Посещение библиотеки с родителями.

Выставка книг детской зарубежной литературы.


Библиотека

«Встреча с Карлсоном»

Развлечение, художественная деятельность (конструирование)


Детский сад

«Современная зарубежная литература в круге чтения дошкольников»

Родительские встречи


Детский сад



3 квартал

«Книга в подарок»

Уточняющие беседы, художественная деятельность (рисование, оформление), сочинение стихов, рассказов, сказок и др.


Детский сад



«Праздник книги»

Литературный праздник

Библиотека



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И БИБЛИОТЕКИ.



ТЕМА

ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ

МЕСТО

ПРОВЕДЕНИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

  1. ДЕТСКИЙ САД И БИБЛИОТЕКА

КАК ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ.

1.

Основные направления воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения

Реферативные сообщения


Детский сад

1 час

2.

Задачи работы библиотеки и ее основные функци

Реферативные сообщения


Библиотека

1 час

II. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.




1.

Условия развития восприятия и воображения в дошкольном детстве.

Учебная игра. Обсуждение видеозаписей игр, наблюдений с детьми.


Детский сад

2 часа

2.

Игра как ведущая форма обучения и воспитания дошкольников.

Выставка литературы, дидактических игр. Анализ видеозаписей. Обмен опытом работы.


Детский сад

2 часа

3.

Игровые приемы ведения работы библиотеки с детской аудиторией.

Просмотр и анализ нескольких экскурсии, видеозаписей других форм работы.


Библиотека

2 часа

4.

Педагогические условия приобщения дошкольников к художественной литературе через сотрудничество с библиотекой.

Пресс-конференция. Обсуждения результатов обследования детей с целью изучения уровня

сформированности интереса.


Детский сад

1,5 часа

5.

«Еще раз о детском чтении».

Презентации новинок детской худ.лит-ры, тематические обзоры журналов «Детская литература», «Библиотека».



Библиотека

2 часа

6.

«Библиотека встречает гостей»

Праздник с участием родителей

Библиотека

1,5 часа



ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Для того, чтобы выяснить степень готовности специалистов дошкольного образовательного учреждения и библиотеки к ведению совместной работы, необходимо изучить:

  • Представления педагогов детского сада о библиотеке и формах ее функционирования.

  • Представления сотрудников библиотеки об особенностях работы с дошкольниками.

С этой целью используются следующие анкеты:
Анкета дли воспитателей.
1. Часто ли Вы посещаете библиотеку?

а) да, часто;

б) посещаю, но не часто;

в) очень редко;

г) совсем не бываю;

д) что там делать.

2. Рассказываете ли Вы детям о библиотеках и их назначении?

а) сама интересуюсь, пытаюсь привить интерес детям;

б) довольно часто;

в) иногда на занятиях;

г) очень редко;

д) нет.

3. Часто ли Вы посещаете библиотеку с детьми?

а) хожу вместе с детьми;

б) хожу, когда стоим в плане;

в) хожу крайне редко;

г) не хожу.

4. Какое место, по Вашему мнению, занимает экскурсия в работе
библиотеки с детьми?


а) есть другие формы работы;

б) одна из основных, но есть и другие;

в) единственная форма работы;

г) не знаю.

5. Зависит ли посещение библиотеки от близости ее местонахождения?

а) да, это играет основную роль;

б) это играет роль, но не главную;

в) все зависит от инициативы воспитателя;

г) не играет никакой роли.

6. Планируются ли выходы в библиотеку?

а) планируются в перспективном плане;

б) иногда бывают внеплановые;

в) все зависит от инициативы родителей;

г) не планируются.

7. Как, по Вашему мнению, располагается материал на выставках?

а) по теме;

б) по времени исполнения;

в) по жанру.
Анкета для работников библиотеки.
1. Какие воспитательно-образовательные задачи детского сада могут быть решены средствами библиотеки?

а) формировать представления детей о той информации, которая предлагается для усвоения;

б) формировать у детей теоретические и фактические знания;

в) формировать учебные умения и практические умственные действия;

г) развивать навыки самообразования;

д) систематизировать представления детей об окружающем мире, развитии
Вселенной, добре и зле, любви к родителям, ближнему и к самому себе и т.д.;

е) формировать разнообразные нравственные качества: скромность, трудолюбие и т.д.;

ж) развивать волю ребенка;

з) развивать познавательные психические процессы: ощущение, восприятие,
память, речь, внимание, воображение;

и) развитие художественно-творческих процессов.

2. Как часто Вы бываете в детском саду?

а) только в качестве родителя;

б) слишком много своей работы;

в) если бы знать, с какой целью туда идти, то визиты были бы более регулярными;

г) нет.

3. Для более успешного усвоения детьми дошкольного возраста содержания библиотечной экскурсии, занятия и другого, необходимо использовать:

а) установки на восприятие излагаемого материала;

б) воображаемые путешествия;

в) большое количество ярких, интересных книг, предметов;

г) дидактические игры и сказки;

д) специальные детские экспозиции;

е) свой вариант ответа.

4. Из двух групп требований выберите те, которые, по Вашему мнению, помогут правильно отобрать книги, предлагаемые для восприятия детям дошкольного возраста. Детские книги должны быть:

а) выразительными:

доступными для понимания; эмоционально-яркими;

окруженными другими, подходящими по назначению или смыслу предметами;

эстетически оформленными;

порочными для того, чтобы дети имели возможность манипулировать ими;

б) доступными для понимания:

эстетически представленными;

объединенными с подходящими по смыслу предметами; эмоционально насыщенными;

знакомыми и понятными детям дошкольного возраста; интересными;

полезными для познавательного развития; размещенными по тематическому принципу.

5. С чего Вы начнете подготовку к экскурсии с детьми дошкольного возраста?
а) определение маршрута движения детей по залам библиотеки;

б) посещение детского сада;

в) определение тематики будущей экскурсии;

г) знакомство с возрастными особенностями будущих экскурсантов;

д) планирование экскурсий и отбора книг;

6. Считаете ли Вы необходимым создавать в библиотеке специальные детские выставочные площадки?

а) это несомненно необходимо;

б) дети должны понимать те выставки, которые уже есть в библиотеке;

в) вряд ли в библиотеках найдется место, а главное книги, которые можно
разместить на этой площадке.

7. Возможно ли закрепление материала экскурсии с дошкольниками в
библиотеке?


а) да, если для этого созданы специальные условия;

б) возможна обобщающая беседа;

в) это совсем не обязательно, поскольку дети должны осмыслить увиденное и
услышанное;

г) нет, закрепление лучше проводить в продуктивных видах деятельности, а в библиотеке нет таких условий с детьми;

д) нет, это не обязанности библиотеки.

8. Выделите условия, которые, по Вашему мнению, будут способствовать развитию интереса к библиотеке у дошкольников.

а) расширение кругозора детей;

б) систематические экскурсии;

в) длительная и тщательная предварительная подготовка;

г) сочетание разнообразных форм экскурсионной работы;

д) использование различных игровых приемов и персонажей;

е) формирование представлений о библиотеке и литературном наследии;

ж) расширение объема знаний о художественной литературе, с которой будут знакомить детей на экскурсии.

9. Как, по Вашему, целесообразнее всего закончить экскурсию с дошкольниками?

а) провести обобщающую беседу;

б) просто в трех-пяти предложениях обобщить содержание экскурсии;

в) предложить сувениры;

г) предоставить возможность самостоятельно еще раз познакомиться с
экспозициями библиотеки;

д) дать задание дом для совместной работы с родителями;

е) дать установку на дальнейшую поисковую деятельность.

10. Возможна ли после экскурсии работа с воспитанниками детских садов?

а) да, она просто необходима;

б) это должны решать педагоги дошкольных учреждений;

в) вряд ли это необходимо, если экскурсия проведена грамотно.
Анкета для родителей.


  1. Отводите ли Вы каждый день время для чтения и бесед ребенку?

  2. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах к книгам?

  3. Есть ли у Вас домашняя библиотека?

  4. Есть ли у ребенка хотя бы полка, отведенная ему для книг?

  5. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

  6. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

  7. Задает ли ребенок вопросы о непонятных для него словах?

  8. Стараетесь ли Вы быть для ребенка объектом для подражания, читаете ли Вы при нем газеты, журналы, книги?

  9. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей или ребенком?

  10. Посещаете ли Вы с ребенком библиотеку?

  11. Покупаете ли Вы своему ребенку книги в виде поощрения?



Каждая анкета может быть расширена и уточнена в соответствии с профилем библиотеки и потребностями дошкольного учреждения. Проводится на начальном этапе реализации Программы, в конце первого и второго года реализации.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconПедагогического опыта
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №14

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconПубличный отчёт муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 основано более 30 лет назад. Сегодня это – муниципальное бюджетное дошкольное...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Образовательное учреждение обеспечивает развитие, воспитание и обучение детей в группах раннего и дошкольного возраста. В детском...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconУтверждена
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Теремок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМатериально-техническая база
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconПринята Советом педагогов №1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –«Детский сад №8 «Дюймовочка»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconПринято
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Буратино»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение icon«Светофор»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Вознесеновка Ивнянского района Белгородской...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconПубличный отчет о результатах деятельности за 2013 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Журавлик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconРабочая программа по физической культуре Направление
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции