Скачать 313.34 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД общеразвивающего вида №14«Организация инновационной работы в ДОУ» Опыт обобщила Слабая Татьяна Викторовна, старший воспитатель МБДОУ д/с о/в №14 г. Славянск-на-Кубани 2012 СОДЕРЖАНИЕ:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 1. Ф. И. О. автора ____________________ Слабая Татьяна Викторовна 2. Город______________________________ Славянск-на-Кубани 3.Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №14 4. Занимаемая должность старший воспитатель 5.Педагогический стаж и квалификационная категория 34 года, высшая 6.Тема педагогического опыта «Организация инновационной деятельности в ДОУ» 7.Уровень опыта по степени новизны Радикальное преобразовании образовательной системы: описание работы экспериментальных площадок; разработка новых средств методической работы и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач. 8.Цель педагогического опыта. Выявление положительного влияния инновационной деятельности на формирование творческого потенциала педагогов ДОУ 9. Краткое описание опыта: *основные противоречия, решаемые в этом опыте, проявляются между возрастающими требованиями к деятельности и личности педагога и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с детьми. *основные компоненты системы работы: деятельность муниципальной экспериментальной площадки, организация работы на (организационном) начальном этапе. *методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте:
- формы:
* условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
*необходимые ограничения и запреты:
*результативность:
* преимущество этого опыта доказано методом анализа по результатам педагогического исследования, наблюдений и мониторинга. Работа по данному направлению дает положительные результаты, так как повышена ответственность педагогических работников за качество труда 10. Эффективность опыта. Материалы педагогического опыта включены в систему воспитательно-образовательного процесса в целях обеспечения вариативной части основной образовательной программы ДОУ. 11. Экспертное заключение осуществлено экспертной группой МБДОУ д/с о/в №14 12. Выводы, рекомендации. Тема актуальна, имеет практическую ценность. Рекомендовано включить в банк данных МБДОУ д/с о/в №14 педагогического опыта. ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА Последние десятилетия привнесли радикальные изменения в систему дошкольного образования. Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной и воспитательной работы стал нормой деятельности педагогов. Ими создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запроса его семьи. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. В сферу инновационной деятельности включается практически каждое дошкольное учреждение. Традиционно в нашем городе в рамках регионального фестиваля «Инновационный поиск» проводится конкурс социально значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений. Цель конкурса – вовлечь педагогов района в активную инновационную деятельность. Этот форум педагогических идей, поисков, находок выступает и как один из способов проявления и признания профессиональных достижений педагога, передаче передового педагогического опыта. В то же время, конкурс способствует выявлению проблем, тенденций и перспектив развития образования, формирования новых общественных образовательных потребностей. В течение недели участники конкурса представляют публичные проекты и отчеты о проделанной работе экспериментальных площадок. Наше дошкольное учреждение работает в инновационном режиме с 2007 года, уже больше 6 лет и ежегодно принимает участие в фестивале педагогических инициатив. Коллективом ДОУ накоплен определенный инновационный опыт, но, вместе с тем, еще много предстоит сделать, чтобы наша инновационная деятельность нашла широкое отражение в работе каждого педагога. В образовательной системе в настоящее время существуют два принципиальных способа появления инноваций. Первый – участие в широкомасштабных федеральных экспериментах в качестве экспериментальных площадок. Второй – развитие в самом педагогическом коллективе инновационного педагогического мышления, которое становится источником новых идей. В нашем случае, второй способ определил область и стратегию инновационной работы в нашем дошкольном учреждении. Было выбрано особое направление инновационной деятельности, связанной с разработкой интегрированной программы, направленной на укрепление физического, психического, эмоционального здоровья детей в процессе развития их музыкальных и двигательных способностей. На протяжении нескольких лет в нашем дошкольном учреждении создавалась система деятельности, ориентированная на оздоровление детей старшего дошкольного возраста с опорой на музыкально-ритмические движения. С целью более глубокого исследования положительного влияния музыкально-ритмических движений на здоровье детей был разработан проект «Ритмопластика как средство укрепление физического, психического, нравственного здоровья дошкольников». Основными задачами этого документа являются:
В инновационном режиме дошкольное учреждение проработало с февраля 2007 по март 2011 года в качестве экспериментальной площадки муниципального уровня. На базе детского сада проводились семинары в рамках фестиваля «Инновационный поиск», открытые занятия. Опыт работы экспериментальной площадки был представлен на зональном совещании в г. Тимашевске. Результаты инновационной деятельности дошкольного учреждения представлялись на ежегодных конкурсах педагогических инициатив с публичной защитой инновационного проекта, промежуточными отчетами, презентацией опыта. На материалах эксперимента был обобщен опыт работы и включен в краевой банк передового педагогического опыта. В рамках экспериментальной работы была внедрена и апробирована оздоровительная программа «Ритмоцветик». Совершенствование данного инновационного продукта ведется и в настоящее время. В учебно-воспитательный процесс введены НОД в блок дополнительных образовательных услуг по заявленной программе. В ходе экспериментальной работы выявлены следующие результаты. После проведения работы по программе «Ритмоцветик» все дети (в разной степени) показали высокие результаты: улучшилась ориентировка в пространстве, обогатился разнообразными танцевальными движениями двигательный опыт, повысилась точность выполнения упражнений. Отмечается повышенный уровень слухового восприятия, интереса к занятиям. Работа была направлена на приобретение детьми навыков выразительности движений. В результате дети с интересом стали воспринимать игровую задачу, научились создавать музыкально-двигательные образы, соотносить движения с темпом и ритмом музыки. В учреждении в течение года проводились открытые просмотры занятий и праздников, пропагандирующих здоровый образ жизни (занятия оздоровительной направленности «Цветок здоровья», «Кораблик здоровья», В рамках инновационной работы, в течение года дети старших групп на достаточно высоком уровне демонстрировали свои умения, знания, навыки, творческие способности во время проведения открытых занятий. (День открытых дверей, Методическое объединение для музыкальных руководителей, работа секции семинара по организации экспериментальной работы в ДОУ). Распространение педагогического опыта проводилось систематически на различных уровнях (краевом-участие в программах курсов повышения квалификации ККИДППО, участие в 4 форуме до в работе секции «Методическая копилка», на муниципальном- участие в научно-практической конференции СГПИ. Экспериментальная работа в ДОУ показала, что музыка, танец, пение, подвижные игры благоприятно влияют на психофизическое состояние ребенка, способствуют постановке правильного дыхания. ТСистемный комплексный подход к организации занятий по ритмопластике, позволил эффективно осуществить решение поставленных задач по укреплению здоровья и формированию осознанного отношения детей к здоровью и жизни. По результатам психолого-педагогического исследования сделан вывод, что у детей, систематически занимающихся ритмопластикой, значительно повысились основные показатели развития и состояния здоровья детей, улучшился показатель психологического климата и эмоциональной сферы каждого ребенка. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных приемов для его укрепления. Участие в эксперименте оправдало возложенные на него задачи. Эксперимент открыл новые возможности для стимулирования профессионального роста, для творческого поиска. Таким образом, произведена инновационная работа с детьми старшего возраста по апробации оздоровительной программы на основе ритмопластики и танцевально-ритмических движений. Материалы об экспериментальной деятельности включены в сборники «Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (2010)» Сборник статей по результатам работы регионального научно-практического семинара кафедры общей и профессиональной педагогики СГПИ (2010)вып.21, вып. 3 Успешное завершение проекта стало стартовой ступенькой для создания нового Проекта по теме «Создание воспитательной системы педагогической поддержки детской одаренности», который в марте 2012г был защищен на муниципальном конкурсе педагогических инициатив, а наш детский сад вновь получил статус муниципальной экспериментальной площадки. Организация работы экспериментальной площадки на начальном этапе. В феврале 2012 года наше дошкольное образовательное учреждение вновь получило статус муниципальной экспериментальной площадки, деятельностью которой стала реализация инновационного проекта по теме: «Создание воспитательной системы педагогической поддержки детской одаренности в условиях дошкольного учреждения». Сроки реализации проекта определены рамками март 2012 – январь 2015 гг. Актуальность темы очевидна. Проблема работы с одаренными детьми актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одним из основных стратегических направлений совершенствования системы образования и соответствует целям модернизации образования в России. При разработке модели воспитательной системы педагогической поддержки работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения мы выбрали художественно-эстетическую одаренность детей в художественно-эстетическом направлении и поставили перед собой ЦЕЛЬ: Разработать и апробировать модель системы деятельности педагогического коллектива для работы с одаренными детьми, направленной на их художественно-эстетическое развитие. ОБЪЕКТОМ исследования при этом является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, а ПРЕДМЕТОМ исследования выступает создание воспитательной системы педагогической поддержки и работы с одаренными детьми по художественно-эстетическому направлению. ГИПОТЕЗА содержит предположение о том, что создание воспитательной системы, предполагающей разработку индивидуальной траектории развития ребенка, будет являться эффективным средством поддержки детской одаренности. Задачи, обеспечивающие достижение цели и подтверждение гипотезы, ориентированы на совершенствование каждого элемента системы работы с одаренными детьми.
Для успешного решения поставленных задач и подтверждения гипотезы мы определили выбор МЕТОДОВ педагогического исследования:
Проведение организации исследования и реализации проекта рассчитаны на три этапа с марта 2012 по февраль 2015 года. Согласно плану мероприятий по реализации проекта на подготовительном этапе нами был сделан детальный анализ состояния образовательной системы ДОУ с целью определения ее конкурентных преимуществ и противоречий образовательного процесса. |
План мероприятий учреждения образования Республиканская методическая гостиная: презентация методических материалов и педагогического опыта учреждений дополнительного образования... |
Описание передового педагогического опыта Описание передового педагогического... Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного... |
||
Инновационного педагогического опыта (ипо) В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена... |
Опыта «Совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Буратино» г. Охи просит внести в муниципальный «Банк педагогического... |
||
Межрегиональная конференция «Юность. Наука. Культура» Диссертационные исследования и распространение научного и педагогического опыта |
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 |
||
О проведении II этапа муниципального конкурса В целях распространения положительного педагогического опыта, выявления и поддержки творчески работающих молодых педагогов в муниципальной... |
Педагогического опыта : " Воспитание любви к малой Родине через народно обрядовые праздники " Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №20 станицы Каневской муниципального... |
||
О методической работе в школе Методическая работа в школе -это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных... |
Распределение обязанностей между членами администрации Уралинской... Тсо, кинофильмов, наглядности, за проверку тетрадей, работа с молодыми учителями, распространение передового педагогического опыта,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |