Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе




Скачать 345.78 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе
Дата публикации11.05.2014
Размер345.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации

по совершенствованию качества урока искусства

в общеобразовательной школе

Вопросы эстетического воспитания детей имеют сегодня исключительно большое значение, поскольку они тесно связаны не только с наиболее актуальными вопросами педагогики, психологии, проблемами общих и частных методик, но и острейшими проблемами, идеологии, культуры, нравственности. Изучение предметов искусства предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Познавая содержание предметов художественно-эстетического цикла, которые охватывают широкий спектр развивающих, обучающих, воспитательных, мировоззренческих аспектов современного образования, ученик общеобразовательной школы поэтапно формирует для себя целостную художественную картину мира. Вызвать потребность общаться с искусством, осознавая, что художественное произведения это отражение мира в конкретно-чувственной форме – главная задача, а понять художественное произведение и переложить его содержание на конкретные жизненные ситуации – цель предметов искусства. Результатом достижения цели должно являться умение ребят высказать своё собственное суждение, наличие стойкой жизненной позиции, основанной на гуманных моральных принципах. Преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла должно соответствовать современным требованиям, опираться на новейшие научно-технические достижения в области педагогики и дидактики, быть комплексной и действенной, позволяющей выявлять и развивать творческие способности учащихся, интеллектуальную и эмоциональную активность.

Уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. Современный урок искусства – это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся. Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально-уникальный характер. Так же как в искусстве одна и та же тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными. Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его познавательных способностей и возрастных особенностей.

Урок искусства - это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль», художественно-педагогическое действие, имеющее свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и внутренне связанный с другими уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе.

Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического «произведения», определены следующие принципы проектирования урока-образа.

1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства – отказ от авторитарно-догматической и переход к гуманно-демократической модели, результат которой – личность ученика как составная и самоценная часть кооперации – коллектива класса, школы, среды на основе связи – человек, люди, среда. Он включает:

а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;

б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др;

в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической сфере деятельности.

2. Принцип приоритета формирования эмоционально-ценностных отношений:

а) освоение развивающейся структуры собственного «Я» (учащийся);

б) освоение и преобразование собственного «Я» коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;

в) интерес и увлеченность деятельностью урока;

г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического создания.

3. Принцип авторской свободы проектирования (сочинения) в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей, художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки учащихся:

а) автор сценария урока – вначале учитель, затем по мере «вживания» учащихся в новую структуру деятельности – соавторство: учитель и учащиеся;

б) создание необходимых (педагогических и других) условий для участия детей в «сочинении» и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение, анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);

в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.

4. Принцип художественно-педагогической драматургии – построение урока искусства как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры:

а) сценарий урока как реализация замысла;

б) замысел урока (основная цель);

в) драматургия самого процесса урока (сюжет);

г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)

5. Принцип вариативности типа и структуры урока-образа в зависимиости от характера содержания взаимодействия деятельности учителя и учащихся, исходя из замысла урока, определяющего его «жанр», в том числе:

а) в зависимости от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);

б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников - учителя и учащихся: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок-милосердия; урок-загадка; урок-песня; и т.д.;

в) свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам (урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы – кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке).

6. Принцип свободной интеграции и диалога с другими видами художественно-эстетической деятельности, школьными и внешкольными видами работы:

а) диалог культур «по горизонтали» (использование опыта мировой художественной культуры в различных видах искусства) и по «вертикали» (связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой художественной культуры - временной и исторический аспекты диалога различных искусств и культур);

б) интегрирование с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн и др.), при которой интегрируются не уроки, а темы, проблемы, циклы в зависимости от замысла урока, целей и задач четверти, года, всей системы художественного воспитания.
7. Принцип открытости урока искусства:

а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;

б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;

в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы (микрорайонах города, на селе и др.);

г) продолжение урока вне школы: в общении учащихся со средой (в семье, со сверстниками, друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в личных увлечениях и поведении.

8. Принцип оценки, самооценки процесса и результатов художественно-педагогической деятельности на уроке («художественная критика» урока):

а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;

б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;

в) проведение «общественного смотра знаний» (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.;

г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке: эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение и др.), художественно-творческих (художественно-образная выразительность и новизна), художественной эрудиции и грамотности (знания способов создания художественного образа, изобразительные умения и навыки и т.д.);

Подробнее необходимо остановиться на технологии построения урока в методе художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура». Этот метод предполагает разработанную на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии систему целенаправленных действий учителя, организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих целостное восприятие произведения, используя силу его эмоционального воздействия для развития духовного мира школьника, а также получения знаний, необходимых для восприятия различных видов искусств. Метод, художественно-педагогической драматургии соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках – этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства: искусство-учитель-ученик. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата – целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.
Метод ХПД имеет ряд основных и ситуативных принципов. К основным принципам относят художественное название урока, основанное на его содержании, эпиграф, являющийся нравственным стержнем урока и композиция урока – логический ряд изложения материала в развитии (по законам драматургии).
Ситуативные принципы основаны на педагогике сотрудничества, личностно-ориентированном подходе к учащимся:

  1. Нет объектов. Субъект – учитель, ученик, искусство. У каждого своя роль.

  2. Ничего не требовать. Действовать в сотрудничестве.

  3. Нет опросов, допросов. Есть равное общение.

  4. Нет отстающих. Есть лучшие и все могут стать лучше.

Метод открывает путь общения: интерес — эмоция — мысль — формирование

чувства — действие.

Учителю необходимо иметь в виду, что разгрузка в преподавании искусства обеспечивается усилением деятельностного компонента, особым вниманием к развитию эмоционального опыта ребенка, что требует от педагога способности организовать активное «переживание» учеником художественного произведения, а не заниматься излишним теоретизированием по поводу искусства.

Большое внимание необходимо уделить формированию умений, связанных с анализом и объяснением художественных явлений (в том числе умениям соотносить памятники архитектуры, изобразительного искусства, музыки по стилю; выявлять общие стилевые признаки; группировать произведения одного вида искусства по заданному признаку; объяснять смысл изученных искусствоведческих понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых предметов искусства).

В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение приобретают уже аналитические умения, а также способы деятельности, преимущественно связанные с продуктивными методами обучения. Учащиеся должны устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых культурологических процессов и явлений, различать факты в искусствоведческой информации.

Учащиеся старших классов должны уметь формулировать и отстаивать собственную позицию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам. При изучении художественной культуры на профильном уровне учащиеся должны научиться формулировать цели своей работы и успешно их реализовывать. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности представляются в формах рецензии, а также творческого задания любого жанра, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Особенно актуально умение пользоваться различными источниками информации в современном информационном поле для выполнения учебных и творческих заданий.

Необходимым условием преподавания предметов искусства должно быть привлечение современных технических средств обучения, что способствует повышению качества художественного образования, развитию интереса к искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, формированию многообразных представлений о различных гранях искусств, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В данных примерах представлены разработки уроков искусства в методе художественно-педагогической драматургии российского педагога Пешиковой Л.В., члена творческой лаборатории под рук. Предтеченской Л.М. и крымского учителя Полякова Ю.А. (ОШ №30 г. Симферополя

Пример подготовки и проведения урока художественной культуры в 6-ом классе на тему: «Художественная культура Древнего Египта». Учитель Пешикова Л.В.
Прочитаны древнеегипетские мифы и сказки, состоялся разговор о некоторых из них. Следующий урок – уже последняя встреча шестиклассников с полюбившимися героями. Хотелось бы, чтобы она стала для моих учеников обобщением не только знаний о древней египетской литературе, но и собственных впечатлений о ней, чтобы у них сложилось и надолго осталось в памяти целостное представление о мифах и сказках Древнего Египта и тех духовных ценностях, которые в них содержатся. Пытаюсь найти форму урока, которая помогла бы осуществить эти задачи. Возникает замысел урока творчества, урока-игры, «событие» которого будет строиться на вымышленной ситуации, спровоцированной «магическим "если бы"» и развивающейся в «предлагаемых обстоятельствах»: на празднике-карнавале литературных героев Древнего Египта, который подготовят шестиклассники, неожиданно появится египетская богиня Исида, посланная великим Ра... Мне хочется; чтобы ребята поверили в «если бы» и стали жить, т. е. чувствовать и рассуждать, в предложенных им обстоятельствах, чтобы на уроке возникла ситуация подобная той, которая возникает у артистов и зрителей во время театрального представления, когда глаза начинают «иначе смотреть, уши — по-другому слушать, ум — по-иному оценивать окружающее, а в результате придуманный вымысел естественным путем вызовет реальное действие, необходимое для поставленной цели». Называю урок так: «Волшебные лучики бога Ра. Карнавал литературных героев Древнего Египта». Пишу сценарий урока, помня о всех его средствах выразительности: выстраиваю действие урока, следуя методу художественно-педагогической драматургии, тщательно продумываю каждый этап урока, начиная с экспозиции и завязки, выбираю музыкальный эпиграф, работаю над речевым текстом урока, особенно над своими монологами и вопросами к ученикам.
Сообщая классу о предстоящем «карнавале», предлагаю разделиться на две группы – герои мифов и герои сказок и даю задания для подготовки «высказываний» на уроке каждого ученика или небольшой творческой группы:
1. Определить каждому, кто он, т. е. выбрать бога или сказочного героя, которого хотелось бы представлять. Все знать об этом герое, всю его жизненную историю и все-все-все. (Для этого еще раз прочитать мифы и сказки, посвященные этим героям.)
2. Написать монолог от имени этого бога или сказочного героя, в котором рассказать о «себе», «своей» жизни, «своих» подвигах, радостях или страданиях, и подготовиться к чтению монолога на «карнавале». Или написать сценарий отрывка того мифа или той сказки, в которых живут выбранные герои, и подготовиться к его представлению на уроке.
3. Нарисовать портрет своего бога или сказочного героя и сделать деталь костюма, его характеризующую.
Я, так же как и мои ученики, буду готовиться к «карнавалу», но кого из героев древнеегипетской литературы буду представлять, им не говорю.
И вот – урок. Негромко звучит песня жрицы из 2-й картины 1-го действия оперы Дж. Верди «Аида». Под звуки этой загадочной, витиеватой восточной мелодии появляюсь я – Исида. На моей шее ожерелье из бисера, на голове корона с изображением солнца, охваченного коровьими рогами. Оглядываю всех присутствующих, спокойно, величаво, с приподнятой головой, ощущая на себе пытливо-удивленные глаза шестиклассников. Начинаю свой монолог, который постепенно превращается в диалог.

– Я – богиня! Меня прислал к вам великий Ра. Я любима в моем Египте. Меня любили и почитали в Греции и Риме. Мне ставили храмы, посвящали стихи. Вы, наверное, не раз видели изображение Богоматери с младенцем на руках. Этот образ исходит от меня. Да, от меня! Я горда этим: я – любящая жена и мать, защищающая своего ребенка. Я покровительница всех детей и матерей! И я всегда буду жить, ибо вечна любовь жены к мужу и матери к детям. И всегда, во все времена нужна моя защита. Теперь назовите мое имя! Ты – Исида! Меня поражает это «ты». Значит – поверили!

Продолжаю: Я рада, что вы узнали меня. Но знаете ли вы о моих подвигах жены и матери? Расскажите же о том из них, который, с вашей точки зрения, достоин подражания здесь, в вашей стране! Ребята, вставая, пересказывают один за другим эпизоды мифов, связанные с Исидой: о том, как Исида пошла искать Осириса после сообщения об убийстве его Сетом, о том, как нашла вместе с Нефтидой и Анубисом изрезанное Сетом тело Осириса и похоронила его, сделав мумию. Отмечаю хорошее знание мифов, даже тех, которые не читали в классе. Молодцы! Я - Исида с интересом слушаю рассказы о себе, участливо поддакиваю, затем, растроганная, восклицаю: - Вы напомнили мне самый скорбный день моей жизни, когда мне сообщили, что Сет убил моего брата и мужа Осириса и спрятал сундук с его телом в неизвестное место! Когда я осталась одна, я дала волю чувствам и горько рыдала. Затем я обрезала волосы в знак моей скорби, надела траурные одежды и пошла искать Осириса по всему свету. Я шла и горестно причитала:

Сливается небо с землею, тень на земле сегодня,

Сердце мое пылает от горькой разлуки с тобою...

Вернись же ко мне в прежнем облике твоем.

Руки мои простерты приветствовать тебя!

Руки мои подняты, чтоб защищать тебя!

Сливается небо с землею, тень на земле сегодня,

Упало небо на землю. О, приди ко мне!
В глазах моих учеников вижу сопереживание лирическим строкам древнеегипетского плача по Осирису. Как бы очнувшись от грустных воспоминаний, спрашиваю:
- А теперь, дети мои, скажите, откуда вы так хорошо знаете о моих подвигах жены и матери? Может быть, вам рассказали обо мне ваши боги?

Естественно, все почти хором отвечают, что узнали о подвигах Исиды из мифов.
- «Миф»? Почему я не знаю этого слова? Что такое «миф»?
Дают определение мифа (именно так, как мы это делали два урока назад: миф – сказание, передающее представления древних народов о явлениях природы, о богах и героях).
- «Представления древних народов...»? Но я – живу! Жив Ра! Тогда скажите, что же передают, объясняют, по-вашему, мои подвиги? Подвиги бога Ра? А подвиги Осириса? Какие явления природы?
Ответы учеников (о том, например, что в мифах мы видим объяснение древними людьми таких явлений, как смена дня и ночи, смена времен года, вечное возрождение природы, плодородие и др.), их знания меня – Исиду – поражают.
- Спасибо, дети мои, я обязательно расскажу богу Ра о том, что я узнала от вас... Как же я забыла! Ведь великий бог Солнца просил меня помочь вам... Был когда-то город в Египте, где ему ставили памятники в виде застывших каменных лучей... Я забыла, как он называется...
- Иуну. Или Гелиополь по-гречески, - подсказывают ученики.
- Да, да – Иуну. Узнав о вашем карнавале, бог Ра взял из Иуну два маленьких застывших лучика и дал их мне, чтобы они светили в пути к вам, были моими глазами. (Я показываю «лучики» - ими являются два небольших ручных фонарика.) А догадываетесь ли вы, почему Ра отправил к вам именно меня? (Ребята высказывают свои предположения.) Потому что я – богиня колдовства и магии! Вижу по глазам, что кто-то из вас знает и об этом.
Я расскажу вам мой секрет. (Завораживающе, тихо.) У богов и людей несколько имен. Есть имена, даваемые при рождении, они служат обычным образом. А есть имя тайное, заключающее в себе жизненную силу живущего. Знающий это тайное имя с помощью колдовства может получить полную власть над тем, кто это имя носит. (Громко.) И я умею разгадывать тайные имена! Никто не может устоять против чар моих! И сейчас вы будете в моей власти! Как только эти волшебные лучики коснутся кого-то из вас, тот превратится в носителя его тайного имени и начнет действовать в соответствии с ним. Итак, я начинаю!
Направляю «лучики» (зажженные фонарики) в класс, ребята щурятся от света, пытаясь спрятаться. «Лучики» останавливаются на лице одного из учеников, освещая его. Он встает и, ощутив «волшебную» силу прикосновения луча, «превращается» в носителя своего «тайного имени». Произносит монолог, подготовленный дома: - Я есть, я существую! Я сотворил мир и все населяющее его. Я первый бог во вселенной и я сотворил других богов. Я выдохнул Шу и выплюнул Тефнут, но они потерялись во тьме. Вырвав свой глаз, я послал его разыскать моих детей. Глаз вернул их, и они продолжили род великих богов...
Все, узнав великого бога, поднимают руки, шепчут: «Ра... Это Ра». Говорю:
- Это же мой праотец, без него не было бы ничего... Я вижу, вы тоже узнали его! Восклицаю я и предлагаю воспользоваться случаем и задать богу Ра любой вопрос.

Вопросов не последовало: видимо, растерялись, увидев «живого» бога. «Лучики» вновь скользят по лицам шестиклассников – сейчас выйдет другой древнеегипетский бог и расскажет свою сокровенную историю... (Прерву течение урока, сделав небольшое отступление относительно подготовки к этому этапу. В одном классе шла работа в основном с теми учениками, которые испытывали затруднения при подготовке над написанием монологов, выбором отрывков из мифов и сказок, составлением сценариев-инсценировок. В другом классе выступления еще и отрепетировали, объединив их в единую композицию, начиная с монолога Ра и кончая прославлением Сета, ставшего царем Египта. Об общем замысле урока ни тот, ни другой класс заранее не знал. Продолжу урок, следуя его второму варианту.)
Вот оживают боги свиты Ра – Маат, Тот, Хатхор. Они вместе с Ра в ладье вечности. Одерживают очередную победу над Апопом.
- Вот как! И в вас, дети мои, живут боги — добрые и злые, и добрые всегда побеждают! --- говорю после выступления ребят и опять направляю «лучики» в класс.
Сет. Я завидовал тебе, Осирис, с момента моего рождения. Ты родился первым у нашей матери Нут... Ты был прекрасен, твои волосы были блестящими и черными, как самая плодородная земля Египта. Я же родился маленьким и уродливым, с огненно-рыжими волосами на красном лице. И передал тебе Геб, отец наш, когда состарился, царствование над Северным и Южным Египтом.

Осирис. Я ничего не знал о твоем коварном плане. Когда я спал, ты тайно снял с меня мерку и сделал в соответствии с ней деревянный сундук — гроб. Ты явился на пир, и я был рад тебя видеть. И только когда крышка твоего сундука захлопнулась у меня над головой, я понял твою хитрость. Я почувствовал, как ты бросил сундук в воду, но я уже задыхался.
Сет. Мой план тогда удался, и я ликовал. Я мечтал захватить трон. И все было бы так, как я думал, если бы не Исида. Я ненавидел Исиду с ее коварством и магией и с ее любовью к тебе!
Осирис. Ты забыл про моего сына Гора. Я горжусь Исидой, и нашим сыном. Ты вспомнил его?
- Значит, вас тоже мучает совесть, когда вы совершаете «красные злодеяния»? – обращаюсь я с вопросом к классу и снимаю колдовство с учеников, превратившихся с Осириса и Сета.

И дальше перед моими глазами оживающие египетские боги разворачивают свою божественную историю. И вот Гора, сына Исиды и Осириса, одержавшего победу над Сетом, прославляют боги. Я присоединяюсь к ним:
- Я горжусь моим сыном и сыновьями других матерей, которые, подражая моему Гору, защищают людей и богов от демонов и других сил зла! Слава могущественным, мужественным сыновьями земли! Только они могут быть истинными царями людей!
«Лучики» вновь скользят по лицам ребят...
Царевна. Ты так молод, какую же хитрость ты успел совершить, что пришел ко мне свататься ?
Хитрец.
Правда твоя, царевна, хитрость моя невелика. Я лишь стражей побрил да брата отбил. А что мы сокровищницу твоего отца слегка разгрузили, так о таком пустяке и говорить не стоит.
Царевна. А! (Закрыв рукой рот от удивления, как бы про себя.) Так вот кто к нам пожаловал! (К хитрецу.) Воистину, ты самый ловкий человек во всем Египте. Дай твою руку и пойдем к отцу!
Хитрец. (протягивая руку, но не свою, а мумии). Вот моя рука!
Царевна (вскакивает с ужасом). Это же рука мумии! Стража, сюда!
(Надо же, ну как настоящие артисты играют, до чего хорошо. Просто молодцы! – замечаю я про себя. Видно, что им нравится и самим своя игра, в глазах восторг жизни.)


Исида. Замрите! Властно говорю я, Исида. Обращаясь к ожившим героям и классу, спрашиваю: А это что за боги? Из какого мифа?
- Это из сказки «Фараон и вор»!

(Свои выступления творческие группы держали в секрете друг от друга.)
Исида. А... сказка. Да. Да, я знаю. Это «низкий», земной жанр... (Обращаясь к царевне.) Ты кто?
Царевна. Я царевна, дочь фараона.
Исида. (Обращаясь к хитрецу.) А ты кто?
Хитрец. Я хитрец.
(Вопросы Исиды несколько неожиданны для выступающих.

Исида. Кого же ты, хитрец, перехитрил? (рассказывает, как дело было в сказке).
И ты, дочь фараона, согласна за него пойти замуж?
Царевна.Да!
Исида. За что же тебе, вору и хитрецу, такая высокая честь?
Хитрец. За то, что ум и хитрость дороже всякого богатства.
Исида. Мне понравились ваши ответы, я снимаю с вас колдовство (обращаюсь к классу, продолжая начатый разговор.) Может быть, кто-то из вас догадался, почему я простила хитреца?
- Потому что ты, Исида, и сама действовала не силой, а хитростью!
Исида. Я? И когда же это? (пересказывают несколько эпизодов из мифов в доказательство своего ответа). Значит, так умен и хитер наш египетский народ, что он скорее не силой, а мудростью побеждает? Но что же вы хотите этим сказать: что боги от людей и миф от сказки ничем не отличаются? (Ребята пытаются объяснить мне, чем сказка отличается от мифа, об этом на одном из уроков уже шла речь. Главное, говорят они, что в мифы верили, а сказка с самого начала ее возникновения была вымыслом). Да, да! Мифы для людей Та-Кимет (Египта), как и сами боги, это правда. Как можно в нас усомниться? Ведь вся жизнь зависит от нас, богов, нам поклоняются, приносят нам жертвы, чтобы мы дали людям хорошую жизнь. Но зачем сочиняли сказки? Что проку-то от вымысла и лжи?
«Сказка ложь, да в ней намек...»
Какой же намек в сказке «Фараон и вор»?
- Что не нужно бояться силы фараона... Что нужно верить в свой ум и в свои силы... Что нужно ценить человека за то, что у него есть сообразительность, ловкость, смелость и другие хорошие качества...
Исида. Может быть, еще кто-то скрывается под сказочным тайным именем?
«Лучик» скользит по классу. Ребята показывают инсценировки сказки «Лев и мышь» и отрывки из «Сказки о потерпевшем кораблекрушение» (беседа с учащимися).

Исида. Я – Исида была весьма удивлена познаниями ребят, их интересом к египетским сказкам и умением видеть их смысл, современный для всех времен.
Я произношу свой последний монолог: Мне удивительно, дети мои, что вы, живя в этой далекой холодной стране, где вода, как стекло, и в небе летают белые звездочки, вы думаете, мыслите и чувствуете так, как мы. Спасибо вам за то, что вы, узнав свои тайные имена, открыли мне свои сердца и души! Я все передам богу Солнца – великому из богов, все, что я увидела и услышала у вас на карнавале. А теперь мне пора отправляться обратно в Египет. Через семь минут ладья вечности бога Ра будет проплывать по небесному Нилу именно здесь, и я войду в нее. У меня есть к вам последняя просьба. Я вижу, вы все грамотны и умны. Напишите богам небольшие письма! Я их обязательно передам тому, кому они предназначены. Вложите в письма портреты ваших любимых богов и сказочных героев, которые я вижу в ваших руках.
Звучит музыка (песня жрицы, уже звучавшая в начале урока).

Ученики пишут письма. Отдают их Исиде. Исида уходит.

...Трудно было расстаться с тем внутренним состоянием духовного единения-сопереживания, вдохновения, игры, которое царило на только что закончившемся уроке (вот оно – последействие!). И так хотелось продлить это состояние и поделиться с кем-то своими впечатлениями, что на двух последующих уроках, географии и литературы (об этом я узнала от учителей этих предметов), шестиклассники рассказывали учителям о том, что происходило у них на «карнавале», и заново проигрывали инсценировки.
Я рассматриваю рисунки – «автопортреты» богов и сказочных героев, читаю письма-записки, написанные не более чем за пять последних минут урока. Некоторые из них мы опубликовали в нашем классном журнале под рубрикой «Раскрытые письма к богам»:
1. «Бог Ра! Сегодня у нас в классе было удивительное событие: к нам по твоему поручению приходила богиня Исида, и мы перед ней инсценировали сказки и мифы Древнего Египта. Было очень интересно! Исида расскажет тебе обо всем. Пожалуйста, напиши мне, что ты думаешь о нашем карнавале и нравится ли тебе вообще эта затея.»
Л.Баринова

2. «Уважаемая богиня Исида! Я хочу сказать тебе большое спасибо за то, что ты провела такой замечательный урок-карнавал. Я хочу сказать тебе, что ты могущественная, что ты умеешь оживлять тех богов, которые умерли. Я смогла увидеть богов своими глазами и многое узнать о них. Хочу тебе сказать, что и во мне пробудилась творческая работа. Большое спасибо!»
О.Назарова

3. «Бог Сет! Сегодня я – ты! Бог войны и пустыни. Я хочу завоевать мир, чтобы все мне подчинялись. Но могу ли я это сделать? Мои братья сильней меня, и, как говорится, добро побеждает зло. Но если надо – я буду убивать. Ответь мне: могу ли я завоевать мир и как?»
А.Ефимов

4. «Богиня Маат, я обращаюсь к тебе с просьбой. Ты богиня законов и справедливого миропорядка. Я очень хочу тебя попросить, чтобы ты вновь стала наблюдать за нашим миром. Много людей погибает. И все из-за людей и от рук людей, сейчас у нас возросла преступность. Помоги нам, разберись с нашими людьми. Я надеюсь, что ты выполнишь мою просьбу».
Л.Траткевич

Урок художественной культуры в 9-ом классе на тему: «От модернизма до постмодернизма». Учитель Поляков Ю. А.
Тема урока. От модернизма до постмодернизма
Цель урока. Дать учащимся представление о понятиях «модернизм», «авангардизм» и «постмодернизм», познакомить ребят с примерами и образцами основных направлений искусства ХХ века, развивать художественно-творческий потенциал школьников.


  1. Вступительное слово учителя. Мотивация познавательной

деятельности и актуализация опорных знаний
(Слайд 1)
Учитель. «Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?» Эти слова принадлежат крупнейшему поэту первой четверти ХХ века Осипу Эмильевичу Мандельштаму. Именно их мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку.d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\01.jpg
Прочитайте их ещё раз внимательно. Попробуйте пропустить через себя. Какие эмоции и мысли вызывают у

вас эти строки?
(Ответы учащихся).
Да, эти слова посвящены близкому нам ХХ веку. Они принадлежат поэту с трагической судьбой. Осип Мандельштам так и не смог примириться со своим временем. В эпоху сталинских репрессий поэт был арестован и погиб в одном из лагерей для политических заключенных.
(Слайд 2)

d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\копия (2) war_09.jpg


Двадцатый век… Это было время великих научных открытий, политических потрясений и революций, установления и крушения античеловеческих диктаторских режимов, страшных войн и экологических катастроф… Как бы предчувствуя эти события, другой русский поэт Александр Блок на заре ХХ столетия писал:
Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

«…»

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.
(Слайды 3-24)
Под музыку Г. Свиридова «Время, вперёд!» демонстрируются слайды, на которых запечатлены крупнейшие события 20 века.
Комментарии учителя. Композиция, которую вы сейчас слышите, принадлежит крупнейшему русскому композитору ХХ века Георгию Свиридову и называется «Время, вперед!». В этой музыке – звучание двадцатого века, величественное и трагическое, отголоски времени, полного динамизма, потрясений и стремления человечества к новым рубежам.
Учитель раскрывает записи на доске
Тема урока: «Искусство ХХ века: от модернизма до постмодернизма»
Сегодня на уроке:
- познакомимся с понятиями «модернизм» и «постмодернизм»;

- узнаем об особенностях модернистского искусства;

- сделаем вывод о сути таких художественных направлений, как абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм.
Материал для наблюдений:
- картины художников Густава Климта (Австрия), Франсиса Пикабиа (Франция), Пабло Пикассо (Испания), Эдварда Мунка (Норвегия), Сальвадора Дали (Испания);

- музыка Григория Свиридова, Дмитрия Шостаковича, Скрябина, Мориса Равеля;

- стихи русских поэтов Александра Блока, Александра Городницкого, Роберта Рождественского, Эдуарда Асадова;

- фрагмент из фильма телерадиокомпании «Би-Би-Си» (Англия) «80 чудес света»;

- здание Сиднейского оперного театра (архитектор Йорн Утсоном);

- скульптура Северный Ангел (Великобритания, Энтони Гормлей)


  1. Изучение нового материала.

1. Понятие о модернизме, авангардизме, знакомство с некоторыми его направлениями.

Учитель. Искусство 20 века – одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Стремление художников, поэтов, музыкантов изменить мир к лучшему потерпели крах. Пытаясь осмыслить происходящие события, творцы искали иные пути к изображению действительности. Так зарождалось новое искусство – искусство ХХ века.
Слайд 25d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\03.jpg

Перед вами картины великих художников ХХ века – Густава Климта «Поцелуй» и Франсиса Пикабиа «Hera».

Похожи ли эти произведения живописи на те, что мы видели прежде, когда знакомились с искусством других эпох? Что

их отличает в первую очередь?
(Необычность форм, отход от реалистических традиций, непонятность сюжетов, необычные образы, художественные приёмы, несвойственные для других эпох)

Все эти произведения искусства можно объединить общим понятием, которое получило название «модернизм».
(Слайд 26) d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\04.jpg

Модернизм (от лат. modernus — «современный») — совокупность течений в искусстве, которые характеризуются отказом от классических традиций, стремлением к поиску новых, нетрадиционных форм, а также условностью стиля.

Модернизм возник на рубеже XIX и ХХ столетий и охватывал разные сферы визуального искусства – архитектуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство.

Модернизм объединяет многие понятия в искусстве. Очень часто эти новые подходы носили бунтарский, вызывающий характер. Отсюда берёт начало понятие авангардизм.
Авангардизм - экспериментальный подход к художественному творчеству, выходящий за рамки классической эстетики.
Модернистское и авангардное искусство, искусство 20 века, очень необычно и разносторонне. Понятие модернизм и авангардизм включает в себя множество течений и направлений. Мы познакомимся лишь с некоторыми из них.
2. Понятие об абстракционизме

Слайд 27d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\05.jpg

Учитель. Перед вами картина великого испанского художника-абстракциониста Пабло Пикассо «Герника». Какое впечатление производит на вас эта картина?
А между тем, эта картина – шедевр модернистского и авангардного искусства – потрясла современников Пикассо. Потому что смотрели люди на неё не отвлеченно, а с точки зрения событий своего времени.

Герника… Название города на юге Испании, в котором жили обычные люди, такие как мы с вами. В Испании шла гражданская война. От этого города военная авиация по приказу генерала Франка 26 апреля 1937 г не оставила камня на камне, превратив его в руины. Всем жителям Испании дали понять: так будет со всяким, кто осмелиться противостоять фашистскому по своей сути режиму.
(Просмотр фрагмента фильма «80 чудес света» – 4 мин).
Слайд 28

d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\06.jpg

Учитель (под музыку Шостаковича. Симфония 7. Фрагмент «Нашествие»)

«Герника» представляет полотно, написанное маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной.

Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей погибшего ребёнка, стоит бык с широко открытыми глазами.
Слайд 29
Центральный план занят лошадью, падающей в агонии. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа. Под лошадью — останки погибшего человека, чья отрубленная рука сжимает обломок меча, из которого растет цветок. Прозрачная лампочка в форме глаза d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\07.jpg

горит над головой страдающей лошади. Такие лампы устанавливались в камерах для содержания заключённых и камерах пыток.

Справа вверху от лошади античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Ее рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую свечу.

Непосредственно справа, чуть ниже преисполненная страха женщина подалась к центру. Её страдающий взгляд направлен на свечу. В её глазах – мольба и надежда.

d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\копия state5.jpg


Слайд 30
На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.
Александр Городницкий.

Покуда солнце длит свой бег,

Распространяя отблеск меди,

С соседями из века в век

Враждуют ближние соседи.



За всё им предъявляют счёт:

За облик, с собственным несхожий,

За цвет волос, и глаз, и кожи, -

Да мало ли, за что ещё!
За ежегодный недород,

За жизнь, которая убога.

И каждый нож вострит, и Бога

К себе в сообщники зовёт.



И в доме собственном несмело

Я стороною прохожу,

Своё отверженное тело

Подставив этому ножу.

копия 009


Слайд 31
Так что же такое абстракционизм?
Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
3. Понятие об экспрессионизме
Слайд 32
Учитель.
Рассмотрите картину норвежского художника Эдварда Мунка «Крик».

Что вы на ней видите? На переднем плане? На заднем? Какие краски преобладают на этой картине. Как вы думаете, что хотел выразить

Художник ?

После бесед выход заранее подготовленных учащихся («искусствоведа» и «историка»)d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\010.jpg

Примерное выступление «искусствоведа» и «историка»:

Искусствовед. Посмотрите внимательно на картину Мунка «Крик». Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания лишь намечены извилистыми линиями - пронзительными полосами желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры, двух людей, виднеющиеся в отдалении, а само полотно является метафорой человеческого отчаяния и одиночества.

Историк. На одном из своих рисунков, сюжет которого впоследствии лег в основу картины, Мунк сделал следующую запись: "Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом (ФЬОРД, или фиорд – длинный, очень узкий и глубокий морской залив с крутыми берегами) и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу".

Учитель.

Крик – метафорический образ. В разных интерпретациях он не раз использовался писателями, поэтами, художниками.

Роберт Рождественский.

Убили парня за здорово живёшь.

За просто так. Спокойно. Как в игре...

И было это не за тыщу вёрст

от города. А рядом. Во дворе.

Ещё пылали окна...

Между тем

он так кричал, прижав ладонь к груди,

как будто накричаться захотел

за долгое молчанье впереди...

Крик жил отдельно! Вырастал стеной.

Карабкался, обрушивался с крыш.

Растерзанный, отчаянный, больной,

нечеловечески огромный крик!

Он тёк по трубам, полз по этажам,

подвалы заполнял и чердаки.

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери и в замках визжал!..

И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки прыгали у рта:

«Вот если бы не вечером, а днём...»,

«Вот если бы на фронте, — я б тогда...»

И всё. И только молний пересверк.

И всё. И не остановился век...

Какое это чудо — человек!

Какая это мерзость — человек!
Слайд 33

копия 011


Авангардистское направление, о котором мы сейчас говорили, получило название экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение»). Оно развивалось в конце ХIX — начале XX века и характеризуется тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.



  1. Понятие о сюрреализме.

d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\012.jpg


Слайд 34
Учитель (под музыку Равеля «Балеро»).

Ещё один крупнейший художник ХХ века – Сальвадор Дали. Посмотрите на его картину «Непостоянство памяти».

Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреализма, художественного направления, сформировавшегося в 1920 году во Франции. Художники сюрреалисты использовали аллюзии (намёки) и неожиданные сочетания форм.
Посмотрите внимательно на эту картину? Что вы на ней видите? Что хотел сказать художник этой картиной?
А сейчас представьте себя на месте журналистов, которые оказались на презентации этой картины художником. Какие вопросы вы бы задали Сальвадору Дали, глядя на этот рисунок.
Выступление заранее подготовленных учащихся («искусствоведа» и «историка»)

Искусствовед. Если мы внимательно присмотримся к картине, то увидим, что на фоне безжизненного пейзажа медленно плавятся карманные часы. Они повисли на мёртвом дереве, которое производит впечатление тревоги. Другие свисают с предмета правильной геометрической формы. Оранжевые часы в левом нижнем углу картины покрыты муравьями. Дали часто использует муравьёв в своей живописи как символ смерти.

В странном монстре, который расположен в центре композиции, можно признать человеческую фигуру.

Историк. Интересна история создания этой картины. На фасаде дома, где жил Дали, висели сломанные солнечные часы. Они были бледно-синего цвета, – точно такого же цвета, как и на картине "Постоянство памяти".

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью. После обеда Дали заметил, что сыр, оставленный на столе, начал плавится от жары, становился текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Они выступают символом текучести времени, которое безжалостно властвует над всеми нами. Дали вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.


  1. Постмодернизм как явление современной культурной жизни


Слайд 35 d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\013.jpg
Модернизм - уникальное явление мировой художественной культуры. Однако время не стоит на месте.

На смену модернистским течениям идут новые, которые объединяют под общим названием «постмодернизм».
Постмодернизм – термин который отображает художественные явления последней трети 20-го века.

Его особенность – соединение стилей (полистилистика), приемов, мотивов, заимствованных из искусства разных эпох.
Постмодернизм проявляется в кино, театре, музыке. Это и живопись, и компьютерная графика. Но наиболее значительными на современном этапе считаются достижения постмодернизма в архитектуре и современной скульптуре.
Слайд 36
Обратите внимание на здание Сиднейского оперного театра. Это одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом Сиднея и одной из главных достопримечательностейd:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\013.jpg

Австралии. Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире. Автор проекта – датский архитектор Йорн Утсоном. Архитектор объяснял, что на создание проекта его вдохновили полусферические очистки апельсина, из которых можно составить полную сферу. d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\копия 014.jpg
Слайд 37
Одной из самых успешных скульптур эпохи постмодернизма считают гигантское изваяние британского скульптора Энтони Гормли «Ангел Севера», установленное вблизи города Гейтсхед. Высота этой стальной скульптуры 20 метров, с размахом крыльев 54 метра и весом 208 тонн, что больше чем Статуя Свободы. Крылья скульптуры наклонены под углом 3,5 градуса вперёд. Энтони Гормлей заявил, что, наклонив крылья, он хотел создать «ощущение объятий».

Нашего скромного Симферополя тоже достигли постмодернистские веяния. Скульптура монаха с гитарой не столь грандиозна, как Ангел Севера, но очень удачно вписалась в пейзаж одного из городских сквериков.
III. Заключительное слово учителя
Слайд 38

Вот и завершилось наше короткое путешествие по ХХ веку. Для нас, живущих уже в ХХI веке, прошедшее столетие стало историей. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока: «Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?». Понять прошлое, с уверенностью смотреть в будущее всегда помогало людям искусство. Так было и будет всегда. И завершить наш урок я бы хотел словами популярного в ХХ веке поэта Эдуарда Асадова:

d:\юра\школа\худ. культ\9 кл\20 век\015.jpg


Ревет в турбинах мощь былинных рек,

Ракеты, кванты, электромышленье...

Вокруг меня гудит двадцатый век,

В груди моей стучит его биенье.
И если я понадоблюсь потом

Кому-то вдруг на миг или навеки,

Меня ищите не в каком ином,

А пусть в нелегком, пусть в пороховом,

Но именно в моем двадцатом веке.
Домашнее задание (по выбору): 1) сделай абстрактный рисунок (можно в стиле «граффити») на тему: «Моё представление о ХХ веке»; 2) подготовь небольшое сообщение по теме: «ХХ век: история одного шедевра»; 3) посмотри материал учебника (с. 210-224), обозначь в тетради темы, которых мы не коснулись; 4) создай небольшую фотоэкспозицию по теме: «Модернизм и постмодернизм в архитектуре Симферополя»; 5) если ни одно из заданий тебе не по душе, то придумай своё, но такое, чтобы нас удивить.











Уважаемые коллеги! С благодарностью примем предложения и замечания по содержанию методических рекомендаций. Приглашаем к сотрудничеству.

КРИППО

Учебно-методическая лаборатория по воспитательной работе и основам здоровья

Методист по предметам художественно-эстетического цикла Ромазан Ольга Алексеевна

Контактные телефоны: моб.: (095)-488-72-27; раб. (0652)-27-33-70.

Дата составления данных рекомендаций: август 2011 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по совершенствованию качества образования
Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего...

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего...
Первый урок в новом учебном году пройдет 2 сентября 2013 года в рамках республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»....

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина»
Скворцова Ирина Викторовна, к п н., заведующая центром гражданского образования огбоудпоуипкпро

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по проведению открытого урока, посвященного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconМетодические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения...
...

Методические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства в общеобразовательной школе iconБюллетень новых поступлений литературы 1-2 квартал 2012 года
Маслак, А. А. Измерение качества выпускных квалификационных работ: методические рекомендации / А. А. Маслак. Славянск-на-Кубани:...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции