Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики»




Скачать 45.24 Kb.
НазваниеТема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики»
Дата публикации09.10.2014
Размер45.24 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Приложение 6
Фрагмент урока литературы в 9 классе

с применением технологии творческой мастерской
Тема: «Любовная лирика А.С.Пушкина.

Образно-стилистическое богатство лирики»


Цель:

    • -познакомить учащихся с поэтическими любовными посланиями А.С.Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина, которое заключается в необычайном уважении и восхищении любимой женщиной, ее личностью;

    • -развивать навыки анализа поэтического текста; развивать речь учащихся, умения презентовать свою работу;

    • -прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать

Тип урока: урок-мастерская
Оборудование: портреты Н.Н.Гончаровой, А.П.Керн, М.Н.Раевской; аудиозапись романсов «Я помню чудное мгновенье» (М.Глинка), «Я вас любил»;
компьютер, проектор.
Эпиграфы к уроку:

Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны…
А.С.Пушкин

Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.
М.Н.Раевская

Любовь у Пушкина – это не просто чувство человека,
но чувство человека-художника

В.Г.Белинский


Ход урока

I. Индукция

Индуктор-ассоциация

На доске запись: Любовь, любовь, - гласит преданье…

Задание: продолжите, пожалуйста, поэтическую строчку (начало стихотворения Ф.И.Тютчева), выразив свои воззрения на предложенную тему. Это может быть прозаический или поэтический текст, ассоциативный ряд.

II.Самоконструкция

Наблюдение

1.Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока. Все предложенные варианты записываются на доске. Класс выбирает понравившийся вариант. Тема записывается в тетради. Учитель сообщает, что окончательный вариант формулировки темы учащиеся могут предложить много позже, в конце занятия.

2.Записываются 2 эпиграфа (1и2). Учитель просит учащихся оставить место для возможных вариантов эпиграфов.
3.Знакомство с пушкинскими стихами о любви предлагаю начать с небольшим по объему, но колоссальным по глубине мысли и чувства, выраженными в нем, шедевром «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

Звучит звукозапись (читает Михаил Казаков). Учащиеся следят по тексту.
Создание «продукта»
4. Учащиеся делятся на группы. Анализ текста.

Задание 1 для всех групп:
Опишите картину, которая возникла в вашем воображении после первоначального знакомства со стихотворением. Можете создать черновой вариант иллюстрации к стихотворению.

III. Социализация

Ученики зачитывают свои работы.

Учитель обобщает все сказанное участниками мастерской, вместе с ними выявляет общее в ответах: по внешним своим признакам произведение тяготеет к элегии. Вводит понятие «элегия».

IV. Индукция

Индуктор –проблемный вопрос

-Является ли элегией данное произведение в полном смысле этого слова?

Стихотворение условно распадается на такие картинки: пейзаж (ночь, Грузия, холмы, шумливая горная река Арагва), на берегу реки он (лирический герой), переживающий разлуку с любимой (состояние лирического героя). Завершается произведение ноткой надежды: «сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».
V. Самоконструкция
Наблюдение


Задание 2.

-Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто…все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт..»

-Л.Я.Гинзбург (исследовательница русской поэзии): от прозрачного элегического стиля Пушкин шел не к повышенной образности, а, напротив того, к «нагой простоте» (…)
-Подтвердим слова Гоголя и Гинзбург.

Создание «продукта»

Задание 1 группе: 1) найдите в данном стихотворении тропы (художественно-выразительные средства ; 2) подумайте, являются ли обнаруженные вами тропы яркими, «интересными» в художественном отношении.


Задание 2 группе: 1) сделайте наблюдения над синтаксическими особенностями данного стихотворения (предложения односоставные или двусоставные, словами каких частей речи выражены подлежащие; 2) найдите (если они есть) стилистические фигуры (синтаксические конструкции, делающие речь выразительной, экспрессивной).


Задание 3 группе: 1) определите размер, которым написано произведение, способ рифмовки, характер рифмы; 2) сделайте вывод о том, как звучит стих

VI. Социализация

Каждая группа зачитывает свой ответ на задание.

Вывод первой группы: поэт стремится к простоте и ясности

Вывод второй группы: в основном преобладают двусоставные предложения, но ни разу лирический герой не представлен как субъект. Говорится или о явлениях природы, либо о чувствах. Пушкин не использует местоимение «я». Любовь, по мнению автора,- стихия. Синтаксический параллелизм значим, делается акцент на чувствах лирического героя.

Вывод третьей группы: шести-и четырёхстопный ямб. Необычайно мелодичное стихотворение.

VII. Индукция

- Кому все – таки посвящено стихотворение?
VIII. Самоконструкция

Наблюдение. Работа с учебной информацией по группам.

Задание 3. Найдите ответ на вопрос в учебнике.

Адресат стихотворения точно не установлен. Полагают, что это была Наталья Николаевна Гончарова, которой незадолго до отъезда Пушкин сделал предложение. Некоторые исследователи считают, что, оказавшись на Кавказе, поэт вспомнил давнее свое увлечение – Марию Николаевну Раевскую.

Создание «продукта»

-Попробуйте письменно объяснить, почему сложно выявить точного адресата этого стихотворения.

IX. Социализация

Учащиеся зачитывают свои ответы по группам


X. Разрыв (открытие)

-Действительно, пожалуй, не так важно, кому конкретно посвящено стихотворение, важен общий нравственный смысл. В чем он, по-вашему, заключен?
Любовь, по Пушкину, - источник новых переживаний и вдохновений, это жизнеутверждающее начало. Поэт запечатлел психологическую правду любовных переживаний. Женщина для поэта – источник красоты и гармонии. В любовных стихах Пушкина образ любимой женщины лишен конкретности, лишен индивидуальных черт.


XI.Рефлексия

- Какой нравственный урок вы вынесли, познакомившись со стихотворением А.С.Пушкина о любви?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconУрока Тема урока Опорные понятия
А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconЛюбовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)
Оформление: портрет А. С. Пушкина, слайдовая презентация женских портретов (Н. Гончаровой, Е. Воронцовой, М. Волконской, А. Керн,...

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconТема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели
Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина"

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconРазработка урока литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика Пушкина»
А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь...

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconЛюбовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина
Анализ стихотворений: «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновение» (1825), «Не пой, красавица, при мне» (1828),...

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconКонспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А....

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconТема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока
Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconУрок по литературе в 9 кл Тема «Любовная лирика А. С. Пушкина»
А. С. Пушкина, сборник «Выставка в школе. А. С. Пушкин», кн. М. Сергеева «вся жизнь – один чудесный миг», «Молодая гвардия»,1969г.,...

Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» iconУрок: литература 9 класс Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Любовь прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Может быть, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции