Скачать 78.74 Kb.
|
Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина. Анализ стихотворений: «Храни меня, мой талисман» (1825) , «Я помню чудное мгновение» (1825), «Не пой, красавица, при мне» (1828) , «Я вас любил ...» (1829), « На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Мадонна» (1830), обучение исполнительскому анализу стихотворения. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство, преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя "страстям мятежным", но, как всякая буря, угасало, превращаясь в "погасший пепел", "цветок засохший, бездыханный". Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе "науки страсти нежной", ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, "могучая страсть" и мягкая нежность. Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его "донжуанского списка". Отметим, что в шедеврах пушкинской говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил...» или "На холмах Грузии...», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание, "печаль моя полна тобою, / Тобой одной тобой...". В стихотворении "Я помню мгновенье" отразились две встречи с А. П. Керн - в 1819 и 1825 гг., но реальная жизнь поэта, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении. Любовь для Пушкина-лирика - предмет высокой поэзии, Она словно выведена за пределы быта, житейской "прозы". "Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию". Стихи Пушкина - вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое "разыскание", касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживании, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждении. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. Давайте разберем одно из стихотворений А.С. Пушкина «Я вас любил...» - В стихотворении "Я вас любил...» много психологических деталей. Какие? Пик чувства пройден, поэта не мучит «болезнь" любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем. В его душе оживает любовь-воспоминание. - Какая это была любовь? Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью. - Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви? Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за "безмолвную" любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима. - Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х гг., нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий l. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина (Любовь - безоблачная, любовь мечта, любовь веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит - она - главный предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры). 2. Романтический образ талисмана - символ любви и верности и одновременно метафора: человек - тоже талисман («Храни меня, мой талисман ...»). 3. Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». 4. Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне ...». 5. Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии ...». 6. Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов отчизны далёкой». Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье». В стихотворении "Я помню чудное мгновенье..." он сравнивает возлюбленную с "мимолетным виденьем", с "гением чистой красоты". Ее "голос нежный" не сливался с житейским шумом, а "милые черты" являлись ему в снах. Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы. В чем смысл "кольцевой" композиции, повторов? Как и в стихотворении "Я вас любил...", здесь на первом плане — субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются "и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь", которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта. Любовь, "замыкая" перечисление того, что заставляет душу поэта "пробудиться", как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь — символ духовного возрождения. Даже сама надежда на "позднюю" любовь, может быть, только на ее "улыбку прощальную", способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, — самая высокая и светлая надежда Пушкина. Адресаты лирики Пушкина. 1. М. Н. Раевская: «На холмах Грузии...» (1829),«Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Погасло дневное светило...» (1820), «Фонтану Бахчисарайского дворца»(1824). Твоя печальная пустыня, Последний звук твоих речей Одно сокровище, святыня, Одна любовь души моей. (из посвящения к «Полтаве») 2. А. П. Керн — «Я помню чудное мгновенье...». 3. Послания Ек. Н. и Ел. Н. Ушаковым: «В отдалении от вас...» (1827), «Ответ» (1830). Екатерине: Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, Я очарован, я горю И содрогаюсь пред тобою... («Когда, бывало» в старину...», 1827) Елизавете: Вы избалованы природой; Она пристрастна к вам была, И наша вечная хвала Вам кажется докучной одой. («Вы избалованы природой...», 1829) 4. Е. К. Воронцова. Елизавета Ксаверьевна Воронцова — жена новороссийского генерал-губернатора гр. М. С. Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе. Там, под заветными скалами, Теперь она сидит, печальна и одна... Никто ее любви небесной не достоин («Ненастный день потух...», 1824) Ей же посвящены стихотворения «Сожженное письмо» 1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «Все в жертву памяти твоей» (1825), «Талисман» (1827). 5. Амалия Ризнич. Простишь ли мне ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье? Ты мне верна: зачем же любишь ты Всегда пугать мое воображенье? («Простишь ли мне...», 1823) 6. Н. Н. Гончарова. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. («Мадонна» 1830) Дополнительная информация <...> В июне 1825... к Прасковье Александровне Осиновой приехала ее племянница Анна Петровна Керн. Пушкин, уже наслышавшийся о ней, не остался равнодушным к ее обаянию. Он вспомнил о том, что когда-то в Петербурге встретил ее в доме Олениных (это было в начале 1819г.). А.П. Керн пробыла в Тригорском до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»). Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это. Позднее M.H. Глинка написал на слова этих стихов свой знаменитый романс, еще в большей степени содействовавший их популярности. Стихотворение было напечатано Дельвигом в «Северных цветах» в 1827. <...> Пушкин начинает стихотворение с пересмотра своего жизненного пути. Он вспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817-1820 гг. — годы, проведенные В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты ... События оборвали эту пору жизни поэта: Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты ... Наступили тяжелые годы изгнания: В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Слезы, любовь, вдохновение — вот спутники подлинной жизни. И Пушкин вспоминает те тяжелые годы, 1823-1824, когда его постигло разочарование в жизни, когда он писал своего «Демона» и «Свободы сеятель пустынный...». Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни: Душе настало пробужденье И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Последние два стиха повторяют стихи начального четверостишия. Они знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет. Не мимолетной встречей вызван этот прилив жизненных сил. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем — упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущения. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. <...> Вслушаемся же в язык данного произведения. Он не совсем обычен. Он, так сказать, «дистиллирован», максимально освобожден от всякой конкретности. В большей части случаев слова имеют метафорический оттенок и принадлежат к поэтическим символам, утратившим свое первоначальное значение. Автор останавливается на значении слов «виденье», «божество», «слезы», «тихо». <...> Пять дважды повторяющихся в анализируемом тексте слов — божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь — образуют целостный смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества. Любовная тематика в данном стихотворении явно подчинена другой, философско-психологической тематике, и основной его темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью. Перед нами три этапа этих состояний. Первый, когда перед поэтом предстала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. Второй, когда в момент душевного угнетения воспоминание утрачено, и эта утрата привела жизнь к увяданию, изъяв из нее основное, в чем жизнь заключается, — радость творчества. И третий, когда ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании и душа ликует от того, что утраченная радость творчества вновь стала для нее доступна. И все-таки любовь, представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем, слезами, божеством и пр. Все-таки это основная тема стихотворения, определяющая его сюжет, т.е. сцепление мыслей, на котором зиждется композиция стихотворения. Недаром оно в самом заголовке («К ***») адресовано любимой женщине, хотя бы и не названной, хотя бы и изображенной в отвлеченном и обобщенном образе идеальной женщины. Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, в высшей степени воплощающей в себе ощущение жизненной полноты. Это страсть кардинальная, в какой-то степени представительствующая все страсти. И в данном стихотворении любовь определяет полноту жизненных сил. Но вопреки общепринятому толкованию Пушкин не изображает любовь как причину жизненного пробуждения. Самая последовательность речи этому противоречит. <...> Чувство прилива жизненных и творческих сил Пушкин ощутил независимо от встречи с Керн. Но она пришла вовремя. <...> Прилив сил требовал увенчания интенсивным проявлением страсти. Пушкин ждал. Он вовсе не так уж сильно помнил мимолетную встречу с Керн в 1819 г. Нет, он ее совершенно забыл. Он не вспоминает о ней в письмах к Родзянке. Для него это совершенно новое лицо, хотя бы его могли несколько познакомить с Керн и напомнить о ней рассказы ее родственниц, барышень Тригорского, начиная с ее ближайшей наперсницы Анны Николаевны Вульф. Но она своевременно явилась, и Пушкин не столько вспомнил, сколько забыл все, что знал о ней, ослепленный ее обликом. И чувство любви завершило полноту пробуждения: за божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая любовь.<...> |
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) Оформление: портрет А. С. Пушкина, слайдовая презентация женских портретов (Н. Гончаровой, Е. Воронцовой, М. Волконской, А. Керн,... |
Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики» А. С. Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина, которое заключается в необычайном... |
||
Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина» Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А.... |
«Любви все возрасты покорны». Любовная лирика А. С. Пушкина» А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» проследить, с помощью каких средств создается женский образ |
||
Тема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина" |
Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема... «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 |
||
Урок по литературе в 9 кл Тема «Любовная лирика А. С. Пушкина» А. С. Пушкина, сборник «Выставка в школе. А. С. Пушкин», кн. М. Сергеева «вся жизнь – один чудесный миг», «Молодая гвардия»,1969г.,... |
Урок литературы 9 класс Тема: «Я вас любил…» Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А. С. Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье»,... |
||
Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика Пушкина» А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь... |
Что такое лирика как род литературы? В чем особенность лицейской лирики А. С. Пушкина? Какие темы преобладают в этот период? |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |