Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)




Скачать 56.17 Kb.
НазваниеЛюбовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)
Дата публикации09.10.2014
Размер56.17 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)

Цели: - познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина;

              -вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

              - организовать деятельность учащихся по обобщению знаний учащихся по

                творчеству поэта;

               -создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока различные наглядные пособия и ТСО; выразительное чтение).

Оформление: портрет А.С.Пушкина, слайдовая презентация женских портретов                                 (Н.Гончаровой, Е.Воронцовой, М.Волконской, А.Керн, А.Олениной), звукозапись романса «Я помню чудное мгновенье», выставка книг по теме.

Эпиграф: Любви все возрасты покорны,

                      Её порывы благотворны…

                                                      А.С.Пушкин (слайд 1)

 Ход урока.     

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок― урок литературная гостиная, в ней мы поговорим о любовной лирике поэта, попытаемся проникнуть в мир его поэзии, представить тех женщин, кому Александр Сергеевич посвящал свои стихотворения.

Наш урок― это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь  ― это источник поэзии.

Любовь― прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, но, как всякая буря, угасало, превращалось в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный».

  1. Сообщение ученика.

Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Александр Сергеевич был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику поэта не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина― предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В его стихах мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое разыскание, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

  1. Слово учителя.

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…» (слайд 2)

В 1820 году Пушкина отправляют на юг в ссылку. В дороге он встречается с семейством генерала Раевского. С его дочерью Машей (слайд 3) поэта связывает нежная дружба. Ей посвящено стихотворение «На холмах Грузии»

  1. Ученица читает стихотворение «На холмах Грузии»

Комментирование. Стихотворение волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словесной красотой. Элегическое начало, в котором грусть и лёгкость, светлая печаль кажутся созвучными состоянию природы, сменяется «импульсом» пробуждения бурного чувства― любви. Все слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего никто не мучит, не тревожит». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и чистой печали. Последние  строчки стихотворения очень важны: это важный элемент в понимании всей концепции любви у Пушкина: вечна сама потребность любить, а любовь возникает  как эхо женской красоты и гармонии.

  1. Сообщение ученика.

Летом 1823 года Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова, в Одессу. Здесь он и познакомился с его женой, одарённой, культурной женщиной, которая была хороша собой. (слайд 4)

«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственной грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в неё»,― отмечает писатель В.Сологуб.

Елизавета Ксаверьевна оставила в жизни поэта большой и глубокий след. Ей посвящены стихотворения «Сожжённое письмо», «Талисман», «Ангел», «Храни меня, мой талисман» и другие. Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью М.С.Воронцова.

Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское, Елизавета Ксаверьевна подарила на память Александру Сергеевичу свой портрет в золотом  медальоне и кольцо с сердоликовым камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранил. Перед смертью поэт подарил это кольцо В.А.Жуковскому, другу, учителю.

О.С.Павлищева, сестра поэта, вспоминала, с каким нетерпением, Александр Сергеевич ожидал писем из Одессы. Получив долгожданное послание, он запирался в своей комнате, чтобы никто не мешал беседовать с любимой, а потом сжигал её письма…

  1. Ученик читает стихотворение «Сожжённое письмо».

Комментарий. Письмо для Пушкина не просто лист бумаги со словами любви, оно от любимой.Поэт обращается к нему, как к живому существу, просит простить: что делать― она велела! («Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…) Поэт не заканчивает фразу до конца, ставит многоточие, словно обрывает её, потому что не в состоянии вымолвить приговор, он взволнован.Почему герой сжигает письмо? Ведь можно же просто спрятать это послание. Нет, он не может ослушаться любимую. Для поэта её требование священно. Письмо превращается в пепел. Но даже пепел от письма свят для поэта. «Останься век со мной на горестной груди…» Во времена Пушкина для русского человека был характерен обычай носить ладанку. Она носилась на шее вместе с крестом и считалась оберегом. Святыня могла помещаться в ювелирное изделие, например, в медальон. Таким образом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.

7.Сообщение ученика.

Это было летом 1825 года. Пушкин шёл по дороге в Тригорское. На душе было спокойно, чисто и задорно. В конце концов, не так уж мрачна эта деревенская глушь, куда сослал его царь, надеясь на то, что одиночество и уединение окажутся сильнее дерзкой и мятежной пушкинской музы. Напрасно надеялись, Ваше Величество!                          

В глуши сильнее голос лирный,

                          Живее творческие сны!

Пушкин неожиданно для себя  произнёс эти строки вслух и тут же улыбнулся своей горячности. Он испытывал сейчас приятное чувство человека, заслужившего отдых.

Вперёд, в Тригорское! Через несколько минут Пушкин уже входил в дом, на правах старого и желанного друга― без предупреждения.

Осиповы обедали. Барышни радостно закивали ему. Сидевшая за столом дама, очевидно гостья, подняла голову и спокойно посмотрела на него (слайд 5)

Милое, нежное лицо, мягкие, голубые глаза, волосы, волнами спадающие на виски и зачёсанные назад. Во всей фигуре― спокойствие и непринуждённость.

«Анна  Петровна Керн»,― представила её тётушка.

8. Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

9. Ученик читает стихотворение «Я вас любил».

Комментарий. Это замечательное стихотворение о невысказанной, «безмолвной», не связанной с надеждами на взаимность любви. Поэт вспоминает грустные мгновенья своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью и желает, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности. Он благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив её, верит в то, что она вновь будет любима.Считается, что данное стихотворение посвящено А.Олениной, к которой Пушкин сватался, но получил отказ.(слайд 6)

11. Рассказ учителя.

Тихим октябрьским утром Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто ― Натали.

Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное, кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить её. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков (слайд 7 )

12.Ученик читает стихотворение «Мадона».

Комментарий. В сонете небесный образ Богородицы   не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным прообразом: поэт называет свою избранницу «моя Мадона», «чистейшей прелести чистейший образец».  

13. Заключительное слово учителя.

Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.      

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconТема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики»
А. С. Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина, которое заключается в необычайном...

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconЛюбовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина
Анализ стихотворений: «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновение» (1825), «Не пой, красавица, при мне» (1828),...

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconПроект. Адресаты любовной лирики Пушкина
Я счастлив был! нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную...

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconРефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина»
«А я, повеса, вечно праздный, потомок негров безобразный, взращенный дикой простоте, любви не ведая страданий, я нравлюсь юной красоте...

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconКонспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А....

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconПлан урока: Пушкин и Любовь (вступительное слово учителя). «Женщины в жизни А. С. Пушкина»
Показать богатство содержания, глубину мысли и художественное совершенство любовной лирики А. С. Пушкина

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) icon«Любви все возрасты покорны». Любовная лирика А. С. Пушкина»
А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» проследить, с помощью каких средств создается женский образ

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconТема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели
Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина"

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconУрок литературы 9 класс Тема: «Я вас любил…»
Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А. С. Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье»,...

Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) iconЧто такое лирика как род литературы?
В чем особенность лицейской лирики А. С. Пушкина? Какие темы преобладают в этот период?

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции