«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова




Скачать 286.62 Kb.
Название«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
страница1/3
Дата публикации07.06.2014
Размер286.62 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Астрономия > Урок
  1   2   3


ГОУ Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»
Е.В. Стерлягова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЛОГИКЕ

уч-ся 11 класса

____________________________
Часть 2.




Уважаемые гимназисты!
Это вторая часть рабочей тетради по логике - моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней осваивать законы и операции правильного мышления.

Урок №1. Простой категорический силлогизм

Цель урока – сформировать представление о ПКС, познакомить с правилами ПКС, научиться определять фигуры ПКС.


  1. Повторение. Определите вид простых суждений по объединенной классификации:


Алгоритм исследования суждения.

1. Находим в суждении S и P.

2. Определяем связку (утвердительная или отрицательная).

3. Определяем квантор (все или некоторые – помним о единичных суждениях!!!)

4. Составляем схему суждения.

5. Определяем вид по объединенной классификации.



Все кактусы имеют колючки.

Некоторые собаки – охотничьи.

Некоторые грибы не являются ядовитыми.

Каждый человек имеет право на образование.

Ни один динозавр не смог пережить ледниковый период.

Большинство людей любят смотреть ТВ.

Некоторые люди не любят слушать радио.

Любое желание исполнимо.


Вид суждения

Схема суждения

обозначение

Общеутвердительное

Все S есть P

А

Частноутвердительное

Некоторые S есть P

I

Общеотрицательное

Все S не есть P

Е

Частноотрицательное

Некоторые S не есть P

О



2. Запишите определение:

Умозаключение – это __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Структура умозаключения - исходные суждения - _______________________________

получающееся суждение - ____________________________
Классификация умозаключений


УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ




ДЕДУКТИВНЫЕ


ИНДУКТИВНЫЕ

ПО АНАЛОГИИ





3. Запишите определение:

Простой категорический силлогизм ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Структура ПКС:
Все планеты светят отраженным светом __________________________
Земля – планета ___________________________



Земля светит отраженным светом ___________________________
Аксиома ПКС: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________






4. Правила ПКС

Правила терминов:

1. __________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________
Правила посылок:

1. __________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________________
5. Фигуры ПКС:

Найдите вывод, большую и меньшую посылку, больший, меньший и средний термины.
Все звезды светят собственным светом.

Солнце – звезда.

Солнце светит собственным светом.
Все звезды светят собственным светом.

Ни одна планета не светит собственным светом.

Ни одна планет не является звездой.
Все звезды светят собственным светом.

Все звезды – небесные тела.

Некоторые небесные тела светят собственным светом.

Все звезды являются небесными телами, светящими собственным светом.

Ни одно небесное тело, светящее собственным светом, не является планетой.

Ни одна планета не является звездой.




I II III IY
Составим алгоритм определения фигуры ПКС:

  1. Находим в выводе ПКС субъект (меньший термин) и предикат (больший термин).

  2. ________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________________________

  5. ________________________________________________________________________


Потренируемся. Определите фигуру ПКС в следующих умозаключениях:


  1. Ни один цветок не является деревом.

Некоторые деревья растут в лесу.

Некоторые растения, растущие в лесу – не цветы.


  1. Все планеты светят отраженным светом.

Все звезды не светят отраженным светом.

Все звезды не являются планетами.


  1. Некоторые животные травоядные.

Все животные - живые организмы.

Некоторые живые организмы – травоядные.


  1. Все обезьяны являются млекопитающими.

Все шимпанзе – обезьяны.

Все шимпанзе- млекопитающие.


  1. Ни один крокодил не летает.

Все птицы летают.

Все птицы – не крокодилы.


Домашнее задание. Определите фигуру ПКС в следующих умозаключениях:

Упражнение 1.

  1. Ни один химик не является пчеловодом.

Некоторые пчеловоды – художники.

Некоторые художники – не химики.


  1. Все зебры полосатые.

Некоторые парнокопытные не полосатые.

Некоторые парнокопытные - не зебры.


  1. Ни один крокодил не летает.

Все летающие имеют крылья.

Все имеющие крылья – не крокодилы.


  1. Все дельфины живут в водной среде.

Все дельфины млекопитающие.

Некоторые млекопитающие живут в водной среде.
Урок № 2. 1 фигура ПКС и ее специальные правила.

Цель урока – познакомить с 1 фигурой ПКС и ее правилами, научиться строить ПКС по правильным модусам 1 фигуры, научиться распознавать ошибки в 1 фигуре.
1. Запишите правила:

Специальные правила 1 фигуры.

1. __________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________
Модус - ___________________________________________________________________________
2. Найдем правильные модусы 1 фигуры:
AA EA IA OA

AE EE IE OE

AI EI II OI

AO EO IO ОО
Сделайте вывод: ПРАВИЛЬНЫЕ МОДУСЫ 1 ФИГУРЫ:


Обратите внимание!

Только модус BARBARA дает общеутвердительный вывод!
Определим модус в следующих умозаключениях:

Все цитрусовые имеют кожуру и дольки.

Все апельсины – цитрусовые.
Все апельсины имеют кожуру и дольки.
Ни один цитрусовый фрукт не является ягодой.

Все мандарины – цитрусовые.

Все мандарины – не ягоды.
Все цитрусовые имеют кожуру и дольки.

Некоторые фрукты, растущие на деревьях, являются цитрусовыми.

Некоторые фрукты, растущие на деревьях, имеют кожуру и дольки.
Ни один апельсин не растет на грядке.

Некоторые оранжевые фрукты – апельсины.

Некоторые оранжевые фрукты не растут на грядке.
Составим алгоритм определения модуса 1 фигуры ПКС:

  1. Определяем вид большей посылки по объединенной классификации суждений.

  2. ________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________________________

  5. ________________________________________________________________________

Потренируемся.

1. Определите модус 1 фигуры ПКС. Если допущена ошибка, укажите, какое правило 1 фигуры или правило ПКС нарушено.
Все школьники должны учить уроки.

Некоторые футболисты – школьники.

Некоторые футболисты должны учить уроки.
Все лиственные деревья сбрасывают листву на зиму.

Дуб – лиственное дерево.

Дуб сбрасывает листву на зиму.
Некоторые представители отряда крокодилов живут в Ниле.

Все кайманы – представители отряда крокодилов.

Все кайманы живут в Ниле.
Ни один учащийся школы не является студентом вуза.

Петя Иванов – не учащийся школы.

Петя Иванов – студент вуза.
Все грибы являются споровыми растениями.

Ни один папоротник не является споровым растением.

Ни один папоротник – не гриб.
2. Составьте силлогизмы 1 фигуры ПКС:

BARBARA

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
FERIO

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составим алгоритм составление силлогизма по 1 фигуре ПКС:

  1. Сочиняем вывод нужного модуса.

  2. ________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________________________

  5. ________________________________________________________________________



Типичные ошибки в умозаключениях по 1 фигуре:

1._________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________


Домашнее задание.

Упражнение 2.

Определите модус 1 фигуры ПКС. Если допущена ошибка, укажите, какое правило 1 фигуры или правило ПКС нарушено:

Ни одна черепаха не летает.

Героиня повести А.Н. Толстого Тортила – черепаха.

Героиня повести А.Н. Толстого Тортила не летает.
Все деревья - растения.

Все березы – деревья.

Все березы – растения.
Все жилые помещения нуждаются в ремонте.

Наша классная комната - не жилое помещение.

Наша классная комната не нуждается в ремонте.
Некоторые рыбы принадлежат семейству карповых.

Сазан – рыба.

Сазан принадлежит семейству карповых.
Все мусульмане не едят свинину.

Некоторые жители РФ – мусульмане.

Некоторые жители РФ не едят свинину.
Упражнение 3.

Составьте силлогизмы 1 фигуры ПКС:
FERIO

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
DARII

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 3. 2 фигура ПКС и ее специальные правила.

Цель урока – познакомить с 2 фигурой ПКС и ее правилами, научиться строить ПКС по правильным модусам 2 фигуры, научиться распознавать ошибки в 2 фигуре.
1. Запишите правила:

Специальные правила 2 фигуры.

1. __________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________
2. Найдем правильные модусы 2 фигуры:
AA EA IA OA

AE EE IE OE

AI EI II OI

AO EO IO ОО
Сделайте вывод: ПРАВИЛЬНЫЕ МОДУСЫ 2 ФИГУРЫ:


Обратите внимание!

ВЫВОД по 2 фигуре всегда ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ!

Определим фигуру и модус в следующих умозаключениях:
Ни одна из европейских гор не выше Эльбруса.

Эверест выше Эльбруса.

Эверест не европейская гора.
Ни одна из европейских гор не выше Эльбруса.

Некоторые горы выше Эльбруса.

Некоторые горы не европейские.
Все насекомые дышат трахеями.

Ни один паук не дышит трахеями.

Ни один паук не является насекомым.

Все однолетние растения не имеют корневище.

Некоторые садовые цветы имеют корневище.

Некоторые садовые цветы не однолетние растения.

Потренируемся. Определите фигуру и модус в следующих умозаключениях. Если допущена ошибка, укажите, какое правило нарушено:
Все дети любят апельсиновый сок.

Маша любит апельсиновый сок.

Маша – ребенок.
Некоторые представители отряда крокодилов живут в Ниле.

Все кайманы – представители отряда крокодилов.

Все кайманы живут в Ниле.

Все цветы имеют приятный запах.

Некоторые парфюмерные изделия имеют приятный запах

Некоторые парфюмерные изделия - цветы.
Все кошки являются плотоядными.

Некоторые млекопитающие не являются плотоядными.

Некоторые млекопитающие - не кошки.

Ни один садовый цветок не является деревом.

Ни один куст не является деревом.

Некоторые кусты – не садовые цветы.
2. Составьте силлогизмы 2 фигуры ПКС:

FESTINO

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

CESARE

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типичная ошибки в умозаключениях по 2 фигуре:

1._________________________________________________________________________________


Домашнее задание.
Упражнение 4.
Составьте силлогизмы 2 фигуры ПКС:

BAROCO

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
CESARE

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите фигуру и модус в следующих умозаключениях. Если допущена ошибка, укажите, какое правило нарушено:
Все планеты не являются звездами.

Некоторые небесные тела – звезды.

Некоторые небесные тела – не планеты.
Ни один гриб не размножается семенами.

Некоторые растения – грибы.

Некоторые растения не размножаются семенами.
Все рыбы – позвоночные животные.

Некоторые обитатели морей – не позвоночные животные.

Некоторые обитатели морей - не рыбы.

Все люди любят спать по утрам.

Я люблю спать по утрам.

Я – человек.

Урок № 4. 3 и 4 фигуры ПКС и их специальные правила.

Цель урока – познакомить с 3 и 4 фигурами ПКС и их правилами, научиться строить ПКС по правильным модусам этих фигур, научиться распознавать ошибки в 3 и 4 фигурах.
1. 3 фигура.

Запишите правила:

Специальные правила 3 фигуры.

1. __________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________
2. Найдем правильные модусы 3 фигуры:
AA EA IA OA

AE EE IE OE

AI EI II OI

AO EO IO ОО
Сделайте вывод: ПРАВИЛЬНЫЕ МОДУСЫ 3 ФИГУРЫ:


Обратите внимание!

ВЫВОД по 3 фигуре всегда ЧАСТНЫЙ!
Определим фигуру и модус в следующих умозаключениях:
Все киты млекопитающие.

Все киты – водные животные.

Некоторые водные животные – млекопитащие.
Некоторые водные животные – киты.

Все водные животные обитают в водоемах.

Некоторые, обитающие в водных водоемах – киты.
Все киты – водные животные.

Некоторые киты занесены в Красную книгу.

Некоторые, занесенные в Красную книгу - водные животные.

Ни один кит не может жить на суше.

Некоторые киты занесены в Красную книгу.

Некоторые животные, занесенные в Красную книгу, не могут жить на суше.
Некоторые киты не питаются рыбой.

Все киты – водные животные.

Некоторые водные животные не питаются рыбой.

3. 4 фигура.

Запишите правила:

Специальные правила 4 фигуры.

1. __________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________
4. Найдем правильные модусы 4 фигуры:
AA EA IA OA

AE EE IE OE

AI EI II OI

AO EO IO ОО
Сделайте вывод: ПРАВИЛЬНЫЕ МОДУСЫ 4 ФИГУРЫ:

Определим фигуру и модус в следующих умозаключениях:
Все кролики имеют красивый мех.

Все, имеющие красивый мех, - животные.

Некоторые животные – кролики.
Все люди смертны

Все смертные не живут вечно.

Все, живущие вечно - не люди.
Все мифы не нуждаются в доказательствах.

Все, нуждающееся в доказательствах - научные теории.

Некоторые научные теории - не мифы.
Все мифы нуждаются в доказательствах.

Теория эволюции не является мифом.

Теория эволюции не нуждается в доказательствах.
Домашнее задание.

Придумайте по одному примеру на каждый модус 3 и 4 фигур ПКС.
Урок № 5. ПКС, записанный в текстовом виде.

Цель урока – научиться анализировать ПКС, записанный не в строгом виде, определяя его фигуру и модус.

  1. Самостоятельная работа ( на листочках).




  1. Запись силлогизма в текстовом виде.


Аня - школьница, следовательно, она делает домашние задания, так как все школьники делают домашние задания.
Запишем силлогизм в строгом виде:
Большая посылка _____________________________________________________________________

Меньшая посылка ___________________________________________________________________

Вывод ______________________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ!




Слова так как следовательно

потому, что после вывода значит перед выводом

ибо поэтому
Потренируемся. Запишите силлогизм в строгом виде, определите фигуру, модус.
1. Все киты плавают, а так как некоторые живущие в воде - киты, то, следовательно, некоторые живущие в воде – плавают.

БП ________________________________________________________________________

МП________________________________________________________________________

В __________________________________________________________________________


2. Индюк имеет крылья, так как индюк является птицей, а все птицы имеют крылья.

БП ________________________________________________________________________

МП________________________________________________________________________

В __________________________________________________________________________


3. Все тигры полосатые, а львы - нет, значит все львы – не тигры.

БП ________________________________________________________________________

МП________________________________________________________________________

В __________________________________________________________________________


4. Некоторые плавающие живут в воде, потому что все рыбы плавают, и все рыбы живут в воде.

БП ________________________________________________________________________

МП________________________________________________________________________

В __________________________________________________________________________


3. Итоговая таблица.

ПРАВИЛА ПОСЫЛОК ПКС

  1. Из двух отрицательных посылок вывод невозможен

  2. Их двух частных посылок вывод невозможен.

  3. Если посылка отрицательная, то вывод отрицательный.

  4. Если посылка частная, то вывод частный.

  5. Если обе посылки утвердительные, то вывод утвердительный.

ПРАВИЛА ТЕРМИНОВ ПКС

  1. Терминов должно быть три.

  2. Средний термин (М) должен быть распределен в одной из посылок.

  3. Термин не распределенный в посылке, не распределен и в выводе.


Специальные правила фигур


фигура


Большая посылка

Меньшая посылка

Вывод


Модусы

I




Общее суждение

(А, Е)

Утвердительное суждение (I, А)




BARBARA, CELARENT,

DARII,

FERIO


II




Общее суждение

(А, Е)







BAROCO,

CESARE, CAMESTRES, FESTINO


Одна из посылок отрицательное суждение (Е, О)




III







Утвердительное суждение (I, А)

Частное суждение (I, О)

BOCARDO, DARAPTI, DISAMIS, DATISI, FERISON, FELAPTON

IY




Если БП утвердительное суждение (А,I), то МП – общее (А,Е)

Если одна из посылок отрицательная (Е,О), то БП общая (А,Е).





BRAMALIP, CAMENES, FESAPO, FRESION, DIMARIS




Домашнее задание.

Упражнение 5.

Определите фигуру и модус силлогизма, в случае необходимости укажите, какое правило ПКС нарушено.

Ситец – материя, материя вечна, а значит, ситец вечен.
Натрий тяжелее воды, ибо все металлы тяжелее воды, а натрий металл.
Все моржи - ластоногие, это животное ластоногое, поэтому оно - морж.
Все пчелы насекомые, все пчелы размножаются, следовательно, все насекомые размножаются.
Урок № 6. Сведение.

Цель урока – научиться проводить операцию сведения ПКС.


  1. Самостоятельная работа ( на листочках).

2. Сведение.

Запишите определение:

Сведение - это _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Чаще всего сведение выполняют к I фигуре. Первые буквы в названиях модусов означают к какому модусу может быть сведен силлогизм.

Буквы s и p, стоящие после гласных, обозначающих качество и количество посылки и означают, что посылка должна быть обращена!
S – посылка обращается и остается общей.

P – посылка обращается и превращается в частную.




C E S A R E (II) → CELARENT

БП обращается и остается обшей!
Споровые растения не имеют цветов. ________________________________________________

Злаки- растения, имеющие цветы. _________________________________________________

Злаки – не споровые растения. _________________________________________________



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
Это третья часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней...

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова iconЕ. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель...
Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова»

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
И в большинстве российских школ вы не найдете сегодня логики в расписании учеников. Хотя, нужно заметить, в 20-х годах прошлого века,...

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова iconЧто меня поразило в личности М. В. Ломоносова?
Открывая начальную страницу биографии М. В. Ломоносова, я читаю слова: М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый, поэт, переводчик,...

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова iconВнеклассное мероприятие: интеллектуальная игра
Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова iconКакой теме посвящена «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
Стихотворение М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия». Патриотизм М. В. Ломоносова

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова iconГ. Р. Державин «Памятник». О назначении поэта и поэзии в стихотворении
Задание: Работая в парах, составить вопрос по биографии М. В. Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом...

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова iconКультивируемые микроорганизмы из пищеварительного тракта дождевых червей
Факультет почвоведения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, гсп-1, Ленинские горы, мгу...

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова iconКосмический мир новости, история Российского Советского Космоса, энциклопедия
...

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова iconМ. В. Ломоносова» Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»?
«Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? и обобщает представленный вами материал

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции