Скачать 286.62 Kb.
|
ГОУ Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» Е.В. Стерлягова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЛОГИКЕ уч-ся 11 класса ____________________________ Часть 2. Уважаемые гимназисты! Это вторая часть рабочей тетради по логике - моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней осваивать законы и операции правильного мышления. Урок №1. Простой категорический силлогизм Цель урока – сформировать представление о ПКС, познакомить с правилами ПКС, научиться определять фигуры ПКС.
Алгоритм исследования суждения. 1. Находим в суждении S и P. 2. Определяем связку (утвердительная или отрицательная). 3. Определяем квантор (все или некоторые – помним о единичных суждениях!!!) 4. Составляем схему суждения. 5. Определяем вид по объединенной классификации. Все кактусы имеют колючки. Некоторые собаки – охотничьи. Некоторые грибы не являются ядовитыми. Каждый человек имеет право на образование. Ни один динозавр не смог пережить ледниковый период. Большинство людей любят смотреть ТВ. Некоторые люди не любят слушать радио. Любое желание исполнимо.
2. Запишите определение: Умозаключение – это __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Структура умозаключения - исходные суждения - _______________________________ получающееся суждение - ____________________________ Классификация умозаключений УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЕДУКТИВНЫЕ ИНДУКТИВНЫЕ ПО АНАЛОГИИ 3. Запишите определение: Простой категорический силлогизм ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Структура ПКС: Все планеты светят отраженным светом __________________________ Земля – планета ___________________________ Земля светит отраженным светом ___________________________ Аксиома ПКС: _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 4. Правила ПКС Правила терминов: 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________ 3. __________________________________________________________________________ Правила посылок: 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________ 3. __________________________________________________________________________ 4. __________________________________________________________________________ 5. __________________________________________________________________________ 5. Фигуры ПКС: Найдите вывод, большую и меньшую посылку, больший, меньший и средний термины. Все звезды светят собственным светом. Солнце – звезда. Солнце светит собственным светом. Все звезды светят собственным светом. Ни одна планета не светит собственным светом. Ни одна планет не является звездой. Все звезды светят собственным светом. Все звезды – небесные тела. Некоторые небесные тела светят собственным светом. Все звезды являются небесными телами, светящими собственным светом. Ни одно небесное тело, светящее собственным светом, не является планетой. Ни одна планета не является звездой. I II III IY Составим алгоритм определения фигуры ПКС:
Потренируемся. Определите фигуру ПКС в следующих умозаключениях:
Некоторые деревья растут в лесу. Некоторые растения, растущие в лесу – не цветы.
Все звезды не светят отраженным светом. Все звезды не являются планетами.
Все животные - живые организмы. Некоторые живые организмы – травоядные.
Все шимпанзе – обезьяны. Все шимпанзе- млекопитающие.
Все птицы летают. Все птицы – не крокодилы. Домашнее задание. Определите фигуру ПКС в следующих умозаключениях: Упражнение 1.
Некоторые пчеловоды – художники. Некоторые художники – не химики.
Некоторые парнокопытные не полосатые. Некоторые парнокопытные - не зебры.
Все летающие имеют крылья. Все имеющие крылья – не крокодилы.
Все дельфины млекопитающие. Некоторые млекопитающие живут в водной среде. Урок № 2. 1 фигура ПКС и ее специальные правила. Цель урока – познакомить с 1 фигурой ПКС и ее правилами, научиться строить ПКС по правильным модусам 1 фигуры, научиться распознавать ошибки в 1 фигуре. 1. Запишите правила: Специальные правила 1 фигуры. 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________ Модус - ___________________________________________________________________________ 2. Найдем правильные модусы 1 фигуры: AA EA IA OA AE EE IE OE AI EI II OI AO EO IO ОО Сделайте вывод: ПРАВИЛЬНЫЕ МОДУСЫ 1 ФИГУРЫ: Обратите внимание! Только модус BARBARA дает общеутвердительный вывод! Определим модус в следующих умозаключениях: Все цитрусовые имеют кожуру и дольки. Все апельсины – цитрусовые. Все апельсины имеют кожуру и дольки. Ни один цитрусовый фрукт не является ягодой. Все мандарины – цитрусовые. Все мандарины – не ягоды. Все цитрусовые имеют кожуру и дольки. Некоторые фрукты, растущие на деревьях, являются цитрусовыми. Некоторые фрукты, растущие на деревьях, имеют кожуру и дольки. Ни один апельсин не растет на грядке. Некоторые оранжевые фрукты – апельсины. Некоторые оранжевые фрукты не растут на грядке. Составим алгоритм определения модуса 1 фигуры ПКС:
Потренируемся. 1. Определите модус 1 фигуры ПКС. Если допущена ошибка, укажите, какое правило 1 фигуры или правило ПКС нарушено. Все школьники должны учить уроки. Некоторые футболисты – школьники. Некоторые футболисты должны учить уроки. Все лиственные деревья сбрасывают листву на зиму. Дуб – лиственное дерево. Дуб сбрасывает листву на зиму. Некоторые представители отряда крокодилов живут в Ниле. Все кайманы – представители отряда крокодилов. Все кайманы живут в Ниле. Ни один учащийся школы не является студентом вуза. Петя Иванов – не учащийся школы. Петя Иванов – студент вуза. Все грибы являются споровыми растениями. Ни один папоротник не является споровым растением. Ни один папоротник – не гриб. 2. Составьте силлогизмы 1 фигуры ПКС: BARBARA _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ FERIO _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Составим алгоритм составление силлогизма по 1 фигуре ПКС:
Типичные ошибки в умозаключениях по 1 фигуре: 1._________________________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________________________ Домашнее задание. Упражнение 2. Определите модус 1 фигуры ПКС. Если допущена ошибка, укажите, какое правило 1 фигуры или правило ПКС нарушено: Ни одна черепаха не летает. Героиня повести А.Н. Толстого Тортила – черепаха. Героиня повести А.Н. Толстого Тортила не летает. Все деревья - растения. Все березы – деревья. Все березы – растения. Все жилые помещения нуждаются в ремонте. Наша классная комната - не жилое помещение. Наша классная комната не нуждается в ремонте. Некоторые рыбы принадлежат семейству карповых. Сазан – рыба. Сазан принадлежит семейству карповых. Все мусульмане не едят свинину. Некоторые жители РФ – мусульмане. Некоторые жители РФ не едят свинину. Упражнение 3. Составьте силлогизмы 1 фигуры ПКС: FERIO _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ DARII _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Урок № 3. 2 фигура ПКС и ее специальные правила. Цель урока – познакомить с 2 фигурой ПКС и ее правилами, научиться строить ПКС по правильным модусам 2 фигуры, научиться распознавать ошибки в 2 фигуре. 1. Запишите правила: Специальные правила 2 фигуры. 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________ 2. Найдем правильные модусы 2 фигуры: AA EA IA OA AE EE IE OE AI EI II OI AO EO IO ОО Сделайте вывод: ПРАВИЛЬНЫЕ МОДУСЫ 2 ФИГУРЫ: Обратите внимание! ВЫВОД по 2 фигуре всегда ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ! Определим фигуру и модус в следующих умозаключениях: Ни одна из европейских гор не выше Эльбруса. Эверест выше Эльбруса. Эверест не европейская гора. Ни одна из европейских гор не выше Эльбруса. Некоторые горы выше Эльбруса. Некоторые горы не европейские. Все насекомые дышат трахеями. Ни один паук не дышит трахеями. Ни один паук не является насекомым. Все однолетние растения не имеют корневище. Некоторые садовые цветы имеют корневище. Некоторые садовые цветы не однолетние растения. Потренируемся. Определите фигуру и модус в следующих умозаключениях. Если допущена ошибка, укажите, какое правило нарушено: Все дети любят апельсиновый сок. Маша любит апельсиновый сок. Маша – ребенок. Некоторые представители отряда крокодилов живут в Ниле. Все кайманы – представители отряда крокодилов. Все кайманы живут в Ниле. Все цветы имеют приятный запах. Некоторые парфюмерные изделия имеют приятный запах Некоторые парфюмерные изделия - цветы. Все кошки являются плотоядными. Некоторые млекопитающие не являются плотоядными. Некоторые млекопитающие - не кошки. Ни один садовый цветок не является деревом. Ни один куст не является деревом. Некоторые кусты – не садовые цветы. 2. Составьте силлогизмы 2 фигуры ПКС: FESTINO _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ CESARE _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Типичная ошибки в умозаключениях по 2 фигуре: 1._________________________________________________________________________________ Домашнее задание. Упражнение 4. Составьте силлогизмы 2 фигуры ПКС: BAROCO _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ CESARE _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Определите фигуру и модус в следующих умозаключениях. Если допущена ошибка, укажите, какое правило нарушено: Все планеты не являются звездами. Некоторые небесные тела – звезды. Некоторые небесные тела – не планеты. Ни один гриб не размножается семенами. Некоторые растения – грибы. Некоторые растения не размножаются семенами. Все рыбы – позвоночные животные. Некоторые обитатели морей – не позвоночные животные. Некоторые обитатели морей - не рыбы. Все люди любят спать по утрам. Я люблю спать по утрам. Я – человек. Урок № 4. 3 и 4 фигуры ПКС и их специальные правила. Цель урока – познакомить с 3 и 4 фигурами ПКС и их правилами, научиться строить ПКС по правильным модусам этих фигур, научиться распознавать ошибки в 3 и 4 фигурах. 1. 3 фигура. Запишите правила: Специальные правила 3 фигуры. 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________ 2. Найдем правильные модусы 3 фигуры: AA EA IA OA AE EE IE OE AI EI II OI AO EO IO ОО Сделайте вывод: ПРАВИЛЬНЫЕ МОДУСЫ 3 ФИГУРЫ: Обратите внимание! ВЫВОД по 3 фигуре всегда ЧАСТНЫЙ! Определим фигуру и модус в следующих умозаключениях: Все киты млекопитающие. Все киты – водные животные. Некоторые водные животные – млекопитащие. Некоторые водные животные – киты. Все водные животные обитают в водоемах. Некоторые, обитающие в водных водоемах – киты. Все киты – водные животные. Некоторые киты занесены в Красную книгу. Некоторые, занесенные в Красную книгу - водные животные. Ни один кит не может жить на суше. Некоторые киты занесены в Красную книгу. Некоторые животные, занесенные в Красную книгу, не могут жить на суше. Некоторые киты не питаются рыбой. Все киты – водные животные. Некоторые водные животные не питаются рыбой. 3. 4 фигура. Запишите правила: Специальные правила 4 фигуры. 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________ 4. Найдем правильные модусы 4 фигуры: AA EA IA OA AE EE IE OE AI EI II OI AO EO IO ОО Сделайте вывод: ПРАВИЛЬНЫЕ МОДУСЫ 4 ФИГУРЫ: Определим фигуру и модус в следующих умозаключениях: Все кролики имеют красивый мех. Все, имеющие красивый мех, - животные. Некоторые животные – кролики. Все люди смертны Все смертные не живут вечно. Все, живущие вечно - не люди. Все мифы не нуждаются в доказательствах. Все, нуждающееся в доказательствах - научные теории. Некоторые научные теории - не мифы. Все мифы нуждаются в доказательствах. Теория эволюции не является мифом. Теория эволюции не нуждается в доказательствах. Домашнее задание. Придумайте по одному примеру на каждый модус 3 и 4 фигур ПКС. Урок № 5. ПКС, записанный в текстовом виде. Цель урока – научиться анализировать ПКС, записанный не в строгом виде, определяя его фигуру и модус.
Аня - школьница, следовательно, она делает домашние задания, так как все школьники делают домашние задания. Запишем силлогизм в строгом виде: Большая посылка _____________________________________________________________________ Меньшая посылка ___________________________________________________________________ Вывод ______________________________________________________________________________ ВНИМАНИЕ! Слова так как следовательно потому, что после вывода значит перед выводом ибо поэтому Потренируемся. Запишите силлогизм в строгом виде, определите фигуру, модус. 1. Все киты плавают, а так как некоторые живущие в воде - киты, то, следовательно, некоторые живущие в воде – плавают. БП ________________________________________________________________________ МП________________________________________________________________________ В __________________________________________________________________________ 2. Индюк имеет крылья, так как индюк является птицей, а все птицы имеют крылья. БП ________________________________________________________________________ МП________________________________________________________________________ В __________________________________________________________________________ 3. Все тигры полосатые, а львы - нет, значит все львы – не тигры. БП ________________________________________________________________________ МП________________________________________________________________________ В __________________________________________________________________________ 4. Некоторые плавающие живут в воде, потому что все рыбы плавают, и все рыбы живут в воде. БП ________________________________________________________________________ МП________________________________________________________________________ В __________________________________________________________________________ 3. Итоговая таблица. ПРАВИЛА ПОСЫЛОК ПКС
ПРАВИЛА ТЕРМИНОВ ПКС
Специальные правила фигур
Домашнее задание. Упражнение 5. Определите фигуру и модус силлогизма, в случае необходимости укажите, какое правило ПКС нарушено. Ситец – материя, материя вечна, а значит, ситец вечен. Натрий тяжелее воды, ибо все металлы тяжелее воды, а натрий металл. Все моржи - ластоногие, это животное ластоногое, поэтому оно - морж. Все пчелы насекомые, все пчелы размножаются, следовательно, все насекомые размножаются. Урок № 6. Сведение. Цель урока – научиться проводить операцию сведения ПКС.
2. Сведение. Запишите определение: Сведение - это _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Чаще всего сведение выполняют к I фигуре. Первые буквы в названиях модусов означают к какому модусу может быть сведен силлогизм. Буквы s и p, стоящие после гласных, обозначающих качество и количество посылки и означают, что посылка должна быть обращена! S – посылка обращается и остается общей. P – посылка обращается и превращается в частную. C E S A R E (II) → CELARENT БП обращается и остается обшей! Споровые растения не имеют цветов. ________________________________________________ Злаки- растения, имеющие цветы. _________________________________________________ Злаки – не споровые растения. _________________________________________________ |
![]() |
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова Это третья часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней... |
![]() |
Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель... Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова» |
![]() |
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова И в большинстве российских школ вы не найдете сегодня логики в расписании учеников. Хотя, нужно заметить, в 20-х годах прошлого века,... |
![]() |
Что меня поразило в личности М. В. Ломоносова? Открывая начальную страницу биографии М. В. Ломоносова, я читаю слова: М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый, поэт, переводчик,... |
![]() |
Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова |
![]() |
Какой теме посвящена «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? Стихотворение М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия». Патриотизм М. В. Ломоносова |
![]() |
Г. Р. Державин «Памятник». О назначении поэта и поэзии в стихотворении Задание: Работая в парах, составить вопрос по биографии М. В. Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом... |
![]() |
Культивируемые микроорганизмы из пищеварительного тракта дождевых червей Факультет почвоведения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, гсп-1, Ленинские горы, мгу... |
![]() |
Космический мир новости, история Российского Советского Космоса, энциклопедия ... |
![]() |
М. В. Ломоносова» Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? «Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? и обобщает представленный вами материал |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |