«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова




Скачать 343.24 Kb.
Название «Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
страница 1/3
Дата публикации 27.05.2014
Размер 343.24 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Математика > Урок
  1   2   3


ГОУ Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»
Е.В. Стерлягова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЛОГИКЕ

уч-ся 11 класса

____________________________
Часть 3.




Уважаемые гимназисты!
Это третья часть рабочей тетради по логике - моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней осваивать законы и операции правильного мышления.

Урок №13. Дедуктивные умозаключения.

Цель урока – сформировать представления о разных видах дедуктивных умозаключений, научиться определять виды ДУ, записывать формулы.

1. Повторение. Умозаключение – это ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Структура умозаключения - исходные суждения - ________________________

получающееся суждение - ___________________
Виды умозаключений:








Умозаключения






















дедуктивные




индуктивные




По аналогии





























ПКС










































































2. Условные умозаключения (УС).

Формула:

пример:




3. Условно- категорические умозаключения (УКС).













modus




modus










Примеры:


4. Разделительно - категорические умозаключения (РКС).













modus




modus










Примеры:






5. Потренируемся.

5.1. Определите вид умозаключения, модус, напишите формулу.
Если животное млекопитающее, то оно относится к типу хордовых. Это животное не млекопитающее, следовательно, оно не относится к хордовым.



Если на металле появились следы ржавчины, то началась коррозия. Коррозия не началась, значит, на металле нет следов ржавчины.



В зависимости от масштаба карты подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные или мелкомасштабные. Эта карта не является крупномасштабной или среднемасштабной. Значит, она – мелкомасштабная.


Зональные природные комплексы Восточно-европейской равнины делятся на тундру, лесотундру, тайгу, смешанные леса, степь, лесостепь, полупустыню. Данная природная зона – тайга, значит, она – не является тундрой, лесотундрой, смешанным лесом, степью, лесостепью, полупустыней.



5.2. Придумайте умозаключение по формуле:

(а  b  c)  (a  b )  c





5.3. Постройте умозаключения, приняв следующие суждения за посылки.
1. Эта гроза даром не пройдет. Либо уже убьет кого-нибудь, либо дом сгорит . (Островский).



2. Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она. ( Пушкин).




3. Если пойдет дожди, грибов не будет.




Домашнее задание.

Упражнение 1.

Определите вид умозаключения, модус, напишите формулу.

Если должностное лицо получает взятку, то оно совершает преступление. Должностное лицо не получает взятку, поэтому оно не совершает преступления.


Фосфор бывает белый или красный. Этот фосфор не красный, следовательно, он – белый.

Упражнение 2.

Постройте умозаключение, приняв следующее суждение за посылку.
Потеряв меня, сударь, она умрет от печали, либо умрет с голоду. (Лермонтов).




Урок № 14. Леммы.

Цель урока – познакомится условно-разделительными умозаключениями, научиться составлять и распознавать виды лемм.

1. Условно-разделительные умозаключения (леммы)


















Дилеммы:

































Простая конструктивная дилемма:

Формула: _______________________________________________________________________

Пример:




Сложная конструктивная дилемма:

Формула: _______________________________________________________________________

Пример:




Простая деструктивная дилемма:

Формула: _________________________________________________________________________

Пример:




Сложная деструктивная дилемма:

Формула: __________________________________________________________________________

Пример:



2. Потренируемся:

2.1. Определите вид дилеммы или трилеммы, напишите формулу.
Если я пойду лесом, то могу попасть в плен, а если я пойду полем, то могу подорваться на мине. Но я могу идти только лесом или полем. Значит, я могу попасть в плен или подорваться на мине.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Размышления человека, потерпевшего во время шторма кораблекрушение вблизи скалистых берегов:

Если я поплыву к берегу, то я утону, если я поплыву к берегу, то меня разобьет о прибрежные скалы, если я поплыву к берегу, то меня съедят акулы. Я не утону, меня не разобьет о прибрежные скалы, меня не съедят акулы, следовательно, я не поплыву к берегу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Постройте умозаключения, приняв следующие суждения за посылки.

Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, значит он материалист, если же он считает первичным дух, сознание, то он стоит на позициях идеализм. Но философ может признавать первичность материи или первичность сознания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если заявление о преступлении является устным, то оно заносится в протокол, который подписывается следователем, прокурором или судьей, принявшим заявление; если заявление является письменным, то оно должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Но заявление может быть письменным или устным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.

Упражнение 3.

Определите вид дилеммы или трилеммы, напишите формулу.
Если у больного ОРЗ, то ему рекомендуется поставить банки, если у больного воспаление легких, то ему рекомендуется поставить банки. В данном случае у больного или ОРЗ или воспаление легких. Ему рекомендуется поставить банки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если количество холестерина в плазме крови превышает норму, то он откладывается на стенках сосудов, сосуды теряют эластичность, повышается давление. В данном случае холестерин не откладывается на стенках сосудов, сосуды не теряют эластичность, давление нормально. Следовательно, количество холестерина в плазме крови не превышает норму.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 15. Отработка и закрепление знаний.

Цель урока – отработать навыки определения видов дедуктивных умозаключений.
1. Определите вид умозаключения, проверьте его правильность.
1. Если простоит солнечная похода – то грибы могут появиться , если пошли дожди, то грибов не будет. Либо будет солнечная погода, либо будут дожди, следовательно, грибы либо будут, либо нет.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Уголовное дело может быть возбуждено, если отсутствует состав преступления. Уголовное дело против г-на Н. не может быть возбуждено, так как отсутствует состав преступления.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной. В данном случае бригада заключила договор о коллективной оплате, следовательно, она не будет индивидуальной.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Если я все расскажу маме – она меня накажет. Мама меня не наказала, значит, ей ничего не рассказали.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто первым сеет, тот первый и убирает. Он сет первый - первым будет и убирать.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сконструируйте умозаключение на основании посылок, запишите формулу.


  1. Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если государство является светским, то оно не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если будет жарко - пойду купаться, если прохладно- останусь дома.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если машина двигатель внутреннего сгорания – она является тепловым двигателем, если в этой машите – топливо сжигается внутри цилиндра – она является тепловым двигателем.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Или я сойду с ума, или я решу эту задачу!

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3
.

.
. Придумайте умозаключения по формулам:

(a  b)  ( c  d )  ( a  c )  ( b  d )

_
_
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



((a  b)  b) a

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание.
Найдите в литературе примеры разных видов дедуктивных умозаключений, выпишите на отдельном листке, запишите их формулы, определите их вид.

Урок № 16. Тренировочный зачет.

Цель урока – закрепление знаний и применение их при решении более трудных задач в условиях контроля и самоконтроля.



  1. Определите вид умозаключения, напишите формулу, проверьте, нет ли ошибок.


Если перелетные птицы прилетели, то наступила весна.

Перелетные птицы не прилетели, следовательно, весна не наступила.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реки бывают горными или равнинными.

Эта река горная, следовательно, она – не равнинная.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если это животное ластоногое, то у него конечности превращены в ласты.

У этого животного конечности не превращены в ласты, следовательно, оно не ластоногое.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Удобрения бывают минеральные или органические.

Это удобрение не органическое, следовательно, оно минеральное.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все металлы тяжелее воды.

Натрий металл, следовательно, он тяжелее воды.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Постройте условно категорические умозаключения на основе русских пословиц:


Бояться счастья – и счастья не видать.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Со счастьем на клад набредешь, без счастья гриба не найдешь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Худое валит пудами, хорошее каплет золотниками.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сформулируете дилемму, напишите формулу, определите её вид.


« - Через четыре недели твоя свадьба! – сказала Дюймовочке Полевая мышь.

Но Дюймовочка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.

  • Глупости! - сказала старуха мышь. – Не упрямься, а не то я укушу тебя своим белым зубом.

Наконец настал день свадьбы… Теперь Дюймовочке придется переселиться в кротовую нору, жить глубоко под землей, и она никогда не увидит солнца – крот ни за что не позволит ей выходить из норы» ( Г.Х. Андерсен).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

формула_____________________________________________________________________________

вид дилеммы ________________________________________________________________________

«Либо ты лжец, Зайтцен, либо редкий идиот. И в том, и в другом случае я не верю тебе. Потому что я никогда не встречал человека, который не боялся бы Гильбранда» ( П. Чейни).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

формула_____________________________________________________________________________

вид дилеммы ________________________________________________________________________
« - Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала Русалочке Морская ведьма. – Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить как люди; чтобы молодой принц полюбил тебя… Я изготовлю тебе питье… Выпьешь все до капли; тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных, как сказали бы люди , ножек… Но помни, что ты будешь ступать как по лезвию ножа и изранишь свои ножки в кровь.. Помни также, что, приняв человеческий облик, тебе уже не сделаться вновь русалкой! Не видеть тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер!» ( Г.Х. Андерсен).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

формула_____________________________________________________________________________

вид дилеммы ________________________________________________________________________
Урок № 17. Зачет «Дедуктивные умозаключения».

Цель урока – контроль знаний по теме.

Урок № 18. Индуктивные умозаключения.
1. Индуктивные умозаключения – это _____________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­

_____________________________________________________________________________
2. Виды индукции



Полная индукция

Неполная индукция

____________________________________ _______________________________

____________________________________ _______________________________

_
Популярная индукция

Индукция на основе анализа фактов
___________________________________ _______________________________



Ошибка !!!!

Поспешное обобщение - логическая ошибка, _______________________________________________________________________________________________


3. Научная индукция или методы обнаружения причинных связей
Причинность - ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Причина - ____________________________________________________________________

Характеристика причинной связи:

  1. _______________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________


Повод - ___________________________________________________________________

Методы научной индукции

3.1. Метод единственного сходства.

Если какое-то условие F постоянно предшествует наступлению исследуемого явления Х в то время , как иные условия изменяются, то F , вероятно, является причиной Х.
В стакан налили горячей воды, стакан лопнул.

Стакан с холодной водой поставили в горячую печь. Он лопнул.

У зеркала поставили лампу, на стекле образовалась трещина.

Обозначим: А- форма стакана, В – резкое нагревание, С – вода, D – печь, Е – форма зеркала, F – лампа, Х – разрушение стекла.



3.2. Метод единственного различия
Если какое-то условие F имеет место, когда наступает исследуемое явление Х, и отсутствует, когда этого явления нет, а все остальные условия остаются неизменными, то F представляет собой причину Х.
В воздухе, содержащем кислород, свеча горит. В воздухе, лишенном кислорода, свеча гаснет. Следовательно, наличие кислорода является причиной горения.

Обозначим:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




3.3 Метод сопутствующих изменений
Если с изменением условия F в той же степени меняется некоторое явление Х, а остальные обстоятельства остаются неизменными, то, вероятно, что F является причиной Х.
Изменяя температуру некоторого тела, мы устанавливаем, что его объем также изменяется, а все остальные условия остаются неизменными.

Обозначим:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3.4. Метод остатков.
Если сложные условия производят сложное действие и известно, что часть условий вызывает определенную часть этого действия, то остающаяся часть условий вызывает остающуюся часть этого действия.
При помощи метода остатков французским ученым Леверье было предсказано существование планеты Нептун. При наблюдении планеты Уран было обнаружено ее отклонение от вычисленной орбиты. Далее было выяснено , что силы тяготения других известных планет ( а, в, с) являются причинами величин отклонения ( х, у, z). Осталась необъясненной величина отклонения t. Леверье построил гипотезу о существовании неизвестной планеты d и описал ее характеристики. Вскоре немецкий астроном Галлер открыл планету Нептун.

Обозначим:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ошибки, встречающиеся при обнаружении причинных связей:


  1. «После этого, значит по причине этого» ____________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Ложность посылок научной индукции



3. Подмена вероятности индуктивных заключений достоверностью __________________

_____________________________________________________________________________
Домашнее задание.
Найдите примеры индуктивных умозаключений, выпишите их на отдельном листочке. Определите вид индукции.

Урок № 19. Индуктивные умозаключения.
Цель урока – закрепление знаний и применение их при решении более трудных задач в условиях контроля и самоконтроля.


  1. Укажите, каким видом индукции были получены следующие выводы.

    1. Все билеты на спектакль были проданы. _____________________________________________

    2. Все лиственные деревья сбрасывают листву на зиму. __________________________________

    3. Ни один учащийся углубленной группы по экономике не получил «5» на зачете.

_____________________________________________________________________________________

  1. Все пирамиды египетских фараонов ориентированы на запад.

_____________________________________________________________________________________

  1. Все слоны – млекопитающие. ________________________________________________________




  1. По какому методу установления причинных зависимостей сделаны следующие заключения и правильно ли?




  1. Одну мышь поместили в атмосферу, лишенную кислорода. Другая мышь находилась в обычных условиях. Первая мышь погибла. Исходя из этого, мы заключаем, что кислород необходим для жизни.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Исследуя условные рефлексы, академик И.П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную часть мозга собаки, зрительный рефлекс исчезнет. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Всякий раз при и восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания кислородного голодания является разряженность воздуха, увеличивающаяся с подъемом на высоту.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Всякий раз, как я употребляю известный род пищи, я всегда страдаю какой-нибудь определенной болезнью, между тем как если я отказываюсь от этой пищи, то перестаю и болеть.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Зная, что каждый химический элемент имеет особый, отличающий его спектр, ученый Бунзен в 1860 году открыл два новых щелочных металла: цезий и рубидий.

Он исследовал щелочи, оставшиеся после испарения значительного количества минеральной воды из источника Дюркгейм. Изучая спектроскопом пламя, которое давали эти соли из смеси солей, он нашел там какие-то светлые линии, которые он никогда не наблюдал прежде и которых, как он знал, не давали не поташ, ни сода. Тогда он принялся анализировать смесь и, наконец, выделил из нее два новых щелочных вещества.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Случай в столовой.

  1. При расследовании одного уголовного дела было установлено, что в столовой отравилось пять человек. Было выявлено, что один из пострадавших ел осетрину, щи, шницель, кофе; другой – икру, борщ, шницель, сметану; третий – семгу, икру, говядину по-монастырски, шницель, мороженое; четвертый – щи, студень, шницель, кисель; пятый – салат из капусты, кильку, бульон, шницель, компот и много хлеба.

На вопрос, каков источник отравления, следователь ответил, что пока ничего определенного сказать нельзя. Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. При расследовании другого дела было установлено, что пострадавший ел селедку, борщ, котлеты и компот. Следственными мероприятиями был обнаружен человек, который ел сметану, суп, жареную рыбу и компот в этой же столовой без признаков отравления.

На вопрос об источнике отравления следователь дал ответ как ив предыдущем случае.

Согласны ли Вы с ним? Аргументируете свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 20. Умозаключения по аналогии.

Цель урока – познакомится с умозаключениями по аналогии, научиться определять их виды.
1. Аналогия _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

В основе аналогии лежит сходство - __________________________________________

2. Структура умозаключения по аналогии:

Образец аналогии ___________________________________________________________

Субъект аналогии ___________________________________________________________

Переносимый признак

Основание аналогии _________________________________________________________
Посылки: 1.

2.

3.

Вывод:
3. Виды аналогии

Переносимый признак – признак-свойство Переносимый признак – признак-отношение

Мы не можем непосредственно установить наличие сознание у другого человека, а вынуждены судить об этом по внешним признакам. Из внутреннего опыта нам известно, что наше собственное сознание связано с обладанием членораздельной речью, адекватной реакцией на речь других людей, адекватной реакцией на действия других людей. Если мы наблюдаем, что другой человек обладает членораздельной речью, адекватно реагирует на речь других людей, адекватно реагирует на действия других людей, то на этом основании мы заключаем, что он обладает сознанием.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon «Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
Это вторая часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель...
Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова»
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon «Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
И в большинстве российских школ вы не найдете сегодня логики в расписании учеников. Хотя, нужно заметить, в 20-х годах прошлого века,...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Что меня поразило в личности М. В. Ломоносова?
Открывая начальную страницу биографии М. В. Ломоносова, я читаю слова: М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый, поэт, переводчик,...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра
Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Какой теме посвящена «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
Стихотворение М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия». Патриотизм М. В. Ломоносова
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Г. Р. Державин «Памятник». О назначении поэта и поэзии в стихотворении
Задание: Работая в парах, составить вопрос по биографии М. В. Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Культивируемые микроорганизмы из пищеварительного тракта дождевых червей
Факультет почвоведения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, гсп-1, Ленинские горы, мгу...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Космический мир новости, история Российского Советского Космоса, энциклопедия
...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon М. В. Ломоносова» Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»?
«Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? и обобщает представленный вами материал
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции