Скачать 343.24 Kb.
|
ГОУ Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» Е.В. Стерлягова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЛОГИКЕ уч-ся 11 класса ____________________________ Часть 3. Уважаемые гимназисты! Это третья часть рабочей тетради по логике - моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней осваивать законы и операции правильного мышления. Урок №13. Дедуктивные умозаключения. Цель урока – сформировать представления о разных видах дедуктивных умозаключений, научиться определять виды ДУ, записывать формулы. 1. Повторение. Умозаключение – это ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Структура умозаключения - исходные суждения - ________________________ получающееся суждение - ___________________ Виды умозаключений:
2. Условные умозаключения (УС). Формула: пример: 3. Условно- категорические умозаключения (УКС).
Примеры: 4. Разделительно - категорические умозаключения (РКС).
Примеры: 5. Потренируемся. 5.1. Определите вид умозаключения, модус, напишите формулу. Если животное млекопитающее, то оно относится к типу хордовых. Это животное не млекопитающее, следовательно, оно не относится к хордовым. Если на металле появились следы ржавчины, то началась коррозия. Коррозия не началась, значит, на металле нет следов ржавчины. В зависимости от масштаба карты подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные или мелкомасштабные. Эта карта не является крупномасштабной или среднемасштабной. Значит, она – мелкомасштабная. Зональные природные комплексы Восточно-европейской равнины делятся на тундру, лесотундру, тайгу, смешанные леса, степь, лесостепь, полупустыню. Данная природная зона – тайга, значит, она – не является тундрой, лесотундрой, смешанным лесом, степью, лесостепью, полупустыней. 5.2. Придумайте умозаключение по формуле: (а b c) (a b ) c 5.3. Постройте умозаключения, приняв следующие суждения за посылки. 1. Эта гроза даром не пройдет. Либо уже убьет кого-нибудь, либо дом сгорит . (Островский). 2. Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она. ( Пушкин). 3. Если пойдет дожди, грибов не будет. Домашнее задание. Упражнение 1. Определите вид умозаключения, модус, напишите формулу. Если должностное лицо получает взятку, то оно совершает преступление. Должностное лицо не получает взятку, поэтому оно не совершает преступления. Фосфор бывает белый или красный. Этот фосфор не красный, следовательно, он – белый. Упражнение 2. Постройте умозаключение, приняв следующее суждение за посылку. Потеряв меня, сударь, она умрет от печали, либо умрет с голоду. (Лермонтов). Урок № 14. Леммы. Цель урока – познакомится условно-разделительными умозаключениями, научиться составлять и распознавать виды лемм. 1. Условно-разделительные умозаключения (леммы)
Дилеммы:
Простая конструктивная дилемма: Формула: _______________________________________________________________________ Пример: Сложная конструктивная дилемма: Формула: _______________________________________________________________________ Пример: Простая деструктивная дилемма: Формула: _________________________________________________________________________ Пример: Сложная деструктивная дилемма: Формула: __________________________________________________________________________ Пример: 2. Потренируемся: 2.1. Определите вид дилеммы или трилеммы, напишите формулу. Если я пойду лесом, то могу попасть в плен, а если я пойду полем, то могу подорваться на мине. Но я могу идти только лесом или полем. Значит, я могу попасть в плен или подорваться на мине. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Размышления человека, потерпевшего во время шторма кораблекрушение вблизи скалистых берегов: Если я поплыву к берегу, то я утону, если я поплыву к берегу, то меня разобьет о прибрежные скалы, если я поплыву к берегу, то меня съедят акулы. Я не утону, меня не разобьет о прибрежные скалы, меня не съедят акулы, следовательно, я не поплыву к берегу. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.2. Постройте умозаключения, приняв следующие суждения за посылки. Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, значит он материалист, если же он считает первичным дух, сознание, то он стоит на позициях идеализм. Но философ может признавать первичность материи или первичность сознания. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Если заявление о преступлении является устным, то оно заносится в протокол, который подписывается следователем, прокурором или судьей, принявшим заявление; если заявление является письменным, то оно должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Но заявление может быть письменным или устным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Домашнее задание. Упражнение 3. Определите вид дилеммы или трилеммы, напишите формулу. Если у больного ОРЗ, то ему рекомендуется поставить банки, если у больного воспаление легких, то ему рекомендуется поставить банки. В данном случае у больного или ОРЗ или воспаление легких. Ему рекомендуется поставить банки. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Если количество холестерина в плазме крови превышает норму, то он откладывается на стенках сосудов, сосуды теряют эластичность, повышается давление. В данном случае холестерин не откладывается на стенках сосудов, сосуды не теряют эластичность, давление нормально. Следовательно, количество холестерина в плазме крови не превышает норму. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Урок № 15. Отработка и закрепление знаний. Цель урока – отработать навыки определения видов дедуктивных умозаключений. 1. Определите вид умозаключения, проверьте его правильность. 1. Если простоит солнечная похода – то грибы могут появиться , если пошли дожди, то грибов не будет. Либо будет солнечная погода, либо будут дожди, следовательно, грибы либо будут, либо нет. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Уголовное дело может быть возбуждено, если отсутствует состав преступления. Уголовное дело против г-на Н. не может быть возбуждено, так как отсутствует состав преступления. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной. В данном случае бригада заключила договор о коллективной оплате, следовательно, она не будет индивидуальной. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Если я все расскажу маме – она меня накажет. Мама меня не наказала, значит, ей ничего не рассказали. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Кто первым сеет, тот первый и убирает. Он сет первый - первым будет и убирать. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Сконструируйте умозаключение на основании посылок, запишите формулу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 . . . Придумайте умозаключения по формулам: (a b) ( c d ) ( a c ) ( b d ) _ _ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ((a b) b) a ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Домашнее задание. Найдите в литературе примеры разных видов дедуктивных умозаключений, выпишите на отдельном листке, запишите их формулы, определите их вид. Урок № 16. Тренировочный зачет. Цель урока – закрепление знаний и применение их при решении более трудных задач в условиях контроля и самоконтроля.
Если перелетные птицы прилетели, то наступила весна. Перелетные птицы не прилетели, следовательно, весна не наступила. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реки бывают горными или равнинными. Эта река горная, следовательно, она – не равнинная. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Если это животное ластоногое, то у него конечности превращены в ласты. У этого животного конечности не превращены в ласты, следовательно, оно не ластоногое. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Удобрения бывают минеральные или органические. Это удобрение не органическое, следовательно, оно минеральное. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Все металлы тяжелее воды. Натрий металл, следовательно, он тяжелее воды. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бояться счастья – и счастья не видать. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Со счастьем на клад набредешь, без счастья гриба не найдешь. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Худое валит пудами, хорошее каплет золотниками. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
« - Через четыре недели твоя свадьба! – сказала Дюймовочке Полевая мышь. Но Дюймовочка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.
Наконец настал день свадьбы… Теперь Дюймовочке придется переселиться в кротовую нору, жить глубоко под землей, и она никогда не увидит солнца – крот ни за что не позволит ей выходить из норы» ( Г.Х. Андерсен). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ формула_____________________________________________________________________________ вид дилеммы ________________________________________________________________________ «Либо ты лжец, Зайтцен, либо редкий идиот. И в том, и в другом случае я не верю тебе. Потому что я никогда не встречал человека, который не боялся бы Гильбранда» ( П. Чейни). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ формула_____________________________________________________________________________ вид дилеммы ________________________________________________________________________ « - Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала Русалочке Морская ведьма. – Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить как люди; чтобы молодой принц полюбил тебя… Я изготовлю тебе питье… Выпьешь все до капли; тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных, как сказали бы люди , ножек… Но помни, что ты будешь ступать как по лезвию ножа и изранишь свои ножки в кровь.. Помни также, что, приняв человеческий облик, тебе уже не сделаться вновь русалкой! Не видеть тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер!» ( Г.Х. Андерсен). ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ формула_____________________________________________________________________________ вид дилеммы ________________________________________________________________________ Урок № 17. Зачет «Дедуктивные умозаключения». Цель урока – контроль знаний по теме. Урок № 18. Индуктивные умозаключения. 1. Индуктивные умозаключения – это _____________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Виды индукции Полная индукция Неполная индукция ____________________________________ _______________________________ ____________________________________ _______________________________ _ Популярная индукция Индукция на основе анализа фактов ___________________________________ _______________________________ Ошибка !!!! Поспешное обобщение - логическая ошибка, _______________________________________________________________________________________________ 3. Научная индукция или методы обнаружения причинных связей Причинность - ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Причина - ____________________________________________________________________ Характеристика причинной связи:
Повод - ___________________________________________________________________ Методы научной индукции 3.1. Метод единственного сходства. Если какое-то условие F постоянно предшествует наступлению исследуемого явления Х в то время , как иные условия изменяются, то F , вероятно, является причиной Х. В стакан налили горячей воды, стакан лопнул. Стакан с холодной водой поставили в горячую печь. Он лопнул. У зеркала поставили лампу, на стекле образовалась трещина. Обозначим: А- форма стакана, В – резкое нагревание, С – вода, D – печь, Е – форма зеркала, F – лампа, Х – разрушение стекла. 3.2. Метод единственного различия Если какое-то условие F имеет место, когда наступает исследуемое явление Х, и отсутствует, когда этого явления нет, а все остальные условия остаются неизменными, то F представляет собой причину Х. В воздухе, содержащем кислород, свеча горит. В воздухе, лишенном кислорода, свеча гаснет. Следовательно, наличие кислорода является причиной горения. Обозначим:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.3 Метод сопутствующих изменений Если с изменением условия F в той же степени меняется некоторое явление Х, а остальные обстоятельства остаются неизменными, то, вероятно, что F является причиной Х. Изменяя температуру некоторого тела, мы устанавливаем, что его объем также изменяется, а все остальные условия остаются неизменными. Обозначим:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.4. Метод остатков. Если сложные условия производят сложное действие и известно, что часть условий вызывает определенную часть этого действия, то остающаяся часть условий вызывает остающуюся часть этого действия. При помощи метода остатков французским ученым Леверье было предсказано существование планеты Нептун. При наблюдении планеты Уран было обнаружено ее отклонение от вычисленной орбиты. Далее было выяснено , что силы тяготения других известных планет ( а, в, с) являются причинами величин отклонения ( х, у, z). Осталась необъясненной величина отклонения t. Леверье построил гипотезу о существовании неизвестной планеты d и описал ее характеристики. Вскоре немецкий астроном Галлер открыл планету Нептун. Обозначим:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ошибки, встречающиеся при обнаружении причинных связей:
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
3. Подмена вероятности индуктивных заключений достоверностью __________________ _____________________________________________________________________________ Домашнее задание. Найдите примеры индуктивных умозаключений, выпишите их на отдельном листочке. Определите вид индукции. Урок № 19. Индуктивные умозаключения. Цель урока – закрепление знаний и применение их при решении более трудных задач в условиях контроля и самоконтроля.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Он исследовал щелочи, оставшиеся после испарения значительного количества минеральной воды из источника Дюркгейм. Изучая спектроскопом пламя, которое давали эти соли из смеси солей, он нашел там какие-то светлые линии, которые он никогда не наблюдал прежде и которых, как он знал, не давали не поташ, ни сода. Тогда он принялся анализировать смесь и, наконец, выделил из нее два новых щелочных вещества. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Случай в столовой.
На вопрос, каков источник отравления, следователь ответил, что пока ничего определенного сказать нельзя. Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На вопрос об источнике отравления следователь дал ответ как ив предыдущем случае. Согласны ли Вы с ним? Аргументируете свой ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Урок № 20. Умозаключения по аналогии. Цель урока – познакомится с умозаключениями по аналогии, научиться определять их виды. 1. Аналогия _____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ В основе аналогии лежит сходство - __________________________________________ 2. Структура умозаключения по аналогии: Образец аналогии ___________________________________________________________ Субъект аналогии ___________________________________________________________ Переносимый признак Основание аналогии _________________________________________________________ Посылки: 1. 2. 3. Вывод: 3. Виды аналогии Переносимый признак – признак-свойство Переносимый признак – признак-отношение Мы не можем непосредственно установить наличие сознание у другого человека, а вынуждены судить об этом по внешним признакам. Из внутреннего опыта нам известно, что наше собственное сознание связано с обладанием членораздельной речью, адекватной реакцией на речь других людей, адекватной реакцией на действия других людей. Если мы наблюдаем, что другой человек обладает членораздельной речью, адекватно реагирует на речь других людей, адекватно реагирует на действия других людей, то на этом основании мы заключаем, что он обладает сознанием. |
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова Это вторая часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней... |
Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель... Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова» |
||
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова И в большинстве российских школ вы не найдете сегодня логики в расписании учеников. Хотя, нужно заметить, в 20-х годах прошлого века,... |
Что меня поразило в личности М. В. Ломоносова? Открывая начальную страницу биографии М. В. Ломоносова, я читаю слова: М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый, поэт, переводчик,... |
||
Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова |
Какой теме посвящена «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? Стихотворение М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия». Патриотизм М. В. Ломоносова |
||
Г. Р. Державин «Памятник». О назначении поэта и поэзии в стихотворении Задание: Работая в парах, составить вопрос по биографии М. В. Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом... |
Культивируемые микроорганизмы из пищеварительного тракта дождевых червей Факультет почвоведения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, гсп-1, Ленинские горы, мгу... |
||
Космический мир новости, история Российского Советского Космоса, энциклопедия ... |
М. В. Ломоносова» Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? «Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? и обобщает представленный вами материал |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |