Скачать 0.91 Mb.
|
ГОУ Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» Е.В. Стерлягова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЛОГИКЕ уч-ся 10 класса ____________________________ Часть 1. Уважаемые гимназисты! Более десяти лет я преподаю логику в школе. Это необычный предмет. И в большинстве российских школ вы не найдете сегодня логики в расписании учеников. Хотя, нужно заметить, в 20-х годах прошлого века, в послевоенное время (1946- 1955) логика преподавалась в школе, причем была обязательным предметом. Однако затем она исчезла с горизонтов школьного образования. Процессы, начавшиеся в 90-х годах прошлого века в нашей стране, не могли не затронуть систему образования, изменив и модернизировав его содержание, внедрив новые формы обучения, возвратив в российскую школу гимназии и лицеи, ориентированные на университетский тип образования, который связан с формированием универсальных форм мышления, развитием исследовательской деятельности учащихся, Курс логики, который сегодня преподается во многих вузах, не может быть просто перенесен в школу, и нам пришлось адаптировать его к целям и задачам именно школьного образования. В связи с этим в нашем курсе усилена прикладная направленность, а основной акцент сделан на практической части. Логика – удивительная наука. Она не имеет своего содержания, поэтому мы с вами можем обращаться к любым интересным для нас явлениям, сферам знания, областям нашей жизни, где логика может послужить незаменимым инструментом в их познании. Изучение логических форм помогает нам формировать ясность и четкость мышления, последовательность и доказательность наших высказываний, развивать такие качества нашего ума как гибкость, оперативность, непротиворечивость. Когда меня спрашивают, зачем в школе нужная логика, я всегда отвечаю, что логика – это «физкультура для мозгов». Подобно спортсмену, которому каждый день необходимы тренировки для поддержания в форме своего тела, нам с вами необходимы тренировки для нашего ума. Как можно научиться правильно мыслить, если этого не делать ежедневно? Надеюсь, что эта рабочая тетрадь поможет нам на уроках овладевать законами правильного мышления. А в дополнение к домашним заданиям желающим предлагается решать логические задачки, которые я взяла из замечательной книги Р. Смаллиана «Алиса в стране смекалки». Давайте же учиться вместе! Ваша Елена Васильевна. Урок № 1. Предмет логики. Понятие о логической форме. Цель урока – познакомить с историей зарождения логики, сформировать представление о предмете логики, рассмотреть понятия «логическая форма», «истинность», «правильность».
Логика – наука _______________________________________________ _______________________________________________________________ Logos - ___________________________________________________
Логическая форма - ______________________________________________ ___________________________________________________________________ Установите, что общего в следующих высказываниях? Все тигры - полосатые. Каждый человек желает счастья. Любой треугольник имеет три угла. Потренируемся. Выявите логическую форму в следующих высказываниях. Все пирамиды египетских фараонов ориентированы на запад. Если металл нагреть, то он расширится. Рукописи не горят. Либо я сойду с ума, либо я решу эту задачу. Некоторые птицы не могут летать. Некоторые собаки – охотничьи.
Истинность - ____________________________________________________ Правильность - __________________________________________________ Если кругом обозначить объем понятия «истинность», то как будет соотноситься с ним объем понятия «правильность»? ÀДомашнее задание. Напишите небольшое эссе-рассуждение на тему: «Зачем нужно изучать логику и следует ли изучать ее в школе?» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Урок № 2. Логика и язык. Цель урока – рассмотреть проблемы соотношения логики и языка, продемонстрировать возможные ловушки языка. 1. Запишите определения: Язык- ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Знак - _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Обозначения предметов – ИМЕНА Каждое имя имеет ЗНАЧЕНИЕ и СМЫСЛ. Запишите определения этих понятий. Значение - ___________________________________________________________ Смысл - _____________________________________________________________ В вершинах треугольника расположите логические категории, с которыми Вы познакомились. Одно значение, но разный смысл? 2.Ловушки языка.
Язык - ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Сесть в лужу» -_____________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ À Домашнее задание. Упражнение1. Найдите в литературе или придумайте по три примера имен, имеющих множество значений, к каждому из них найдите другой смысл. 1. __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 3. __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Интересная задачка. Представьте себе, что перед Вами двое близнецов. Одного из близнецов зовут Джон. Как зовут другого - не важно. Один из них всегда лжет, другой всегда говорит правду. Причем, неизвестно кто именно лжет, а кто говорит правду. Предположим, что Вам встретились близнецы, и Вы хотите узнать, кто из них Джон. Вам разрешается задать один вопрос , состоящий из трех слов, на который можно ответить «да» или «нет». Какой вопрос Вы задали бы Вы? Урок № 3. Понятие как логическая категория. Цель урока - сформировать представление о понятии, как форме мышления, познакомить со способами образования понятий, изучить основные характеристики понятий, научиться классифицировать понятия по содержанию и объему.
Понятие – ____________________________________________________1.2. Образование понятий.
Продолжите ряд примеров: Книга, растение, ключ, овощ, зверь,________________________________________
Продолжите ряд примеров: Белизна, счастье, стремление, фантазия,______________________________________
Продолжите ряд примеров: |
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова Это третья часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней... |
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова Это вторая часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней... |
||
Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель... Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова» |
Что меня поразило в личности М. В. Ломоносова? Открывая начальную страницу биографии М. В. Ломоносова, я читаю слова: М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый, поэт, переводчик,... |
||
Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова |
Какой теме посвящена «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? Стихотворение М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия». Патриотизм М. В. Ломоносова |
||
Г. Р. Державин «Памятник». О назначении поэта и поэзии в стихотворении Задание: Работая в парах, составить вопрос по биографии М. В. Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом... |
Культивируемые микроорганизмы из пищеварительного тракта дождевых червей Факультет почвоведения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, гсп-1, Ленинские горы, мгу... |
||
Космический мир новости, история Российского Советского Космоса, энциклопедия ... |
М. В. Ломоносова» Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? «Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? и обобщает представленный вами материал |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |