«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова




Скачать 0.91 Mb.
Название «Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
страница 1/10
Дата публикации 06.06.2014
Размер 0.91 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Лекции > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ГОУ Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»
Е.В. Стерлягова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЛОГИКЕ

уч-ся 10 класса

____________________________
Часть 1.


Уважаемые гимназисты!
Более десяти лет я преподаю логику в школе. Это необычный предмет. И в большинстве российских школ вы не найдете сегодня логики в расписании учеников. Хотя, нужно заметить, в 20-х годах прошлого века, в послевоенное время (1946- 1955) логика преподавалась в школе, причем была обязательным предметом. Однако затем она исчезла с горизонтов школьного образования.

Процессы, начавшиеся в 90-х годах прошлого века в нашей стране, не могли не затронуть систему образования, изменив и модернизировав его содержание, внедрив новые формы обучения, возвратив в российскую школу гимназии и лицеи, ориентированные на университетский тип образования, который связан с формированием универсальных форм мышления, развитием исследовательской деятельности учащихся,

Курс логики, который сегодня преподается во многих вузах, не может быть просто перенесен в школу, и нам пришлось адаптировать его к целям и задачам именно школьного образования. В связи с этим в нашем курсе усилена прикладная направленность, а основной акцент сделан на практической части.

Логика – удивительная наука. Она не имеет своего содержания, поэтому мы с вами можем обращаться к любым интересным для нас явлениям, сферам знания, областям нашей жизни, где логика может послужить незаменимым инструментом в их познании. Изучение логических форм помогает нам формировать ясность и четкость мышления, последовательность и доказательность наших высказываний, развивать такие качества нашего ума как гибкость, оперативность, непротиворечивость.

Когда меня спрашивают, зачем в школе нужная логика, я всегда отвечаю, что логика – это «физкультура для мозгов». Подобно спортсмену, которому каждый день необходимы тренировки для поддержания в форме своего тела, нам с вами необходимы тренировки для нашего ума. Как можно научиться правильно мыслить, если этого не делать ежедневно?

Надеюсь, что эта рабочая тетрадь поможет нам на уроках овладевать законами правильного мышления. А в дополнение к домашним заданиям желающим предлагается решать логические задачки, которые я взяла из замечательной книги Р. Смаллиана «Алиса в стране смекалки».
Давайте же учиться вместе!

Ваша Елена Васильевна.

Урок № 1. Предмет логики. Понятие о логической форме.

Цель урока – познакомить с историей зарождения логики, сформировать представление о предмете логики, рассмотреть понятия «логическая форма», «истинность», «правильность».


  1. Запишите определение.

Логика – наука _______________________________________________

_______________________________________________________________

Logos - ___________________________________________________




  1. Запишите определение.

Логическая форма - ______________________________________________

___________________________________________________________________


Установите, что общего в следующих высказываниях?
Все тигры - полосатые.

Каждый человек желает счастья.

Любой треугольник имеет три угла.


Потренируемся. Выявите логическую форму в следующих высказываниях.
Все пирамиды египетских фараонов ориентированы на запад.

Если металл нагреть, то он расширится.

Рукописи не горят.

Либо я сойду с ума, либо я решу эту задачу.

Некоторые птицы не могут летать.

Некоторые собаки – охотничьи.



  1. Запишите определения понятий «истинность» и «правильность».

Истинность - ____________________________________________________

Правильность - __________________________________________________

Если кругом обозначить объем понятия «истинность», то как будет соотноситься с ним объем понятия «правильность»?



ÀДомашнее задание.

Напишите небольшое эссе-рассуждение на тему:

«Зачем нужно изучать логику и следует ли изучать ее в школе?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 2. Логика и язык.

Цель урока – рассмотреть проблемы соотношения логики и языка, продемонстрировать возможные ловушки языка.

1. Запишите определения:

Язык- ___________________________________________________________

___________________________________________________________________

Знак - _____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Обозначения предметов – ИМЕНА

Каждое имя имеет ЗНАЧЕНИЕ и СМЫСЛ. Запишите определения этих понятий.

Значение - ___________________________________________________________

Смысл - _____________________________________________________________
В вершинах треугольника расположите логические категории, с которыми Вы познакомились.




Одно значение, но разный смысл?








2.Ловушки языка.

  1. Многозначность слов.

Язык - ____________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________


  1. Неоднозначность слов и стереотипность мышления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Буквальное и метафорическое употребление понятий.


«Сесть в лужу» -_____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

À Домашнее задание.

Упражнение1.

Найдите в литературе или придумайте по три примера имен, имеющих множество значений, к каждому из них найдите другой смысл.

1. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интересная задачка.

Представьте себе, что перед Вами двое близнецов. Одного из близнецов зовут Джон. Как зовут другого - не важно. Один из них всегда лжет, другой всегда говорит правду. Причем, неизвестно кто именно лжет, а кто говорит правду.

Предположим, что Вам встретились близнецы, и Вы хотите узнать, кто из них Джон. Вам разрешается задать один вопрос , состоящий из трех слов, на который можно ответить «да» или «нет».

Какой вопрос Вы задали бы Вы?

Урок № 3. Понятие как логическая категория.

Цель урока - сформировать представление о понятии, как форме мышления, познакомить со способами образования понятий, изучить основные характеристики понятий, научиться классифицировать понятия по содержанию и объему.

  1. Запишите определение
Понятие – ____________________________________________________





1.2. Образование понятий.


  1. Обобщение – мысленное определение отдельных предметов в отдельном понятии.

Продолжите ряд примеров:

Книга, растение, ключ, овощ, зверь,________________________________________

  1. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.

Продолжите ряд примеров:

Белизна, счастье, стремление, фантазия,______________________________________


  1. Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Продолжите ряд примеров:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon «Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
Это третья часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon «Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
Это вторая часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель...
Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова»
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Что меня поразило в личности М. В. Ломоносова?
Открывая начальную страницу биографии М. В. Ломоносова, я читаю слова: М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый, поэт, переводчик,...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра
Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Какой теме посвящена «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
Стихотворение М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия». Патриотизм М. В. Ломоносова
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Г. Р. Державин «Памятник». О назначении поэта и поэзии в стихотворении
Задание: Работая в парах, составить вопрос по биографии М. В. Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Культивируемые микроорганизмы из пищеварительного тракта дождевых червей
Факультет почвоведения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, гсп-1, Ленинские горы, мгу...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon Космический мир новости, история Российского Советского Космоса, энциклопедия
...
«Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова icon М. В. Ломоносова» Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»?
«Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? и обобщает представленный вами материал
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции