Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова




Скачать 63.92 Kb.
НазваниеЕ. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова
Дата публикации13.06.2014
Размер63.92 Kb.
ТипАнализ
literature-edu.ru > История > Анализ
Е.В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, директор гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»,

Е.В. Стерлягова, Заслуженный учитель РФ, заместитель директора по научно-методической работе.

Развитие идей М.В. Ломоносова о гуманитарном образовании

в современной гимназии.



В основу концепции развития нашей гимназии «Школа Ломоносова» положены педагогические идеи великого русского ученого. Слова Ломоносова «через учение к счастью» - много лет являются девизом нашей гимназии.

Анализируя работы Ломоносова в области образования, мы выделяем те педагогические идеи, которые нам кажутся особо актуальными и современными. Красной нитью через всё педагогическое наследие Ломоносова проходит идея необходимости развития гуманитарной составляющей фундаментального образования. Это прежде всего обучение словесности, включающее в себя такие дисциплины как грамматику, риторику, историю. Как известно, Ломоносов является автором Первой российской грамматики, Краткого руководства к красноречию, Древней Российской истории, Руководства по стихосложению.

В своих трудах Ломоносов ратовал за сохранение национального характера, настаивал на сохранении и умножении народных традиций, призывал широко использовать для воспитания гармонии русский язык и памятники устного народного творчества. Красота слова, изящество изложения, по мнению ученого, способствуют развитию эстетических чувств, влияют на «человеческое сердце». Ученый считал, что основной путь формирования культуры народов таков: человек – природа – духовная культура.

Особо Ломоносов призывал тревожить «историческую память», обращать внимание на изучение истории. И не только в изучении исторической науки, но и в создании произведений искусства на темы русской истории. Он и сам подсказал 25 тем, отображающих события допетровской Руси, для картин, которыми Екатерина II решила украсить несколько залов Зимнего дворца.

В гимназии «Школа Ломоносова» основные идеи ученого в области гуманитарного образования реализуются через создание единой системы урочно-внеурочной деятельности, через содержание гимназического образования и внедрение педагогических личностно-ориентированных технологий.

Развитие творческого мышления, умения решать проблемные задачи, находить продуктивные решения является необходимым условием воспитания интеллектуально независимой, эвристической личности и основной задачей современного гимназического образования. При этом особое внимание, с нашей точки зрения, должно уделяться развитию гуманитарного мышления для овладения культуросозидательным подходом к явлениям окружающей действительности, построения собственной личности исходя из общечеловеческих ценностей, видения себя в контексте мировой культуры, ее достижений и проблем, выбора личного жизненного пути и овладения средствами для его осуществления.

Концепция гуманитарного образования в гимназии основывается на двух основных принципах:

а) формирование исследовательского подхода к изучению культуры исследовательского отношения к явлениям культуры;

б) формирование представления о культуре и отношения к ней как к целостной системе.

Формирование исследовательского подхода предполагает овладение учащимися определенными средствами взаимодействия с культурными явлениями (средствами анализа, понимания и др.): умением выделить определенный угол зрения, точку рассмотрения, умением проводить анализ исходя из определенных (отрефлексированных) теоретических оснований и др.

В нашей гимназии универсальность образования заключается с одной стороны в переходе от принципов природосообразности к принципам культуросообразности и общей гуманитарной направленности всего образовательного процесса, с другой стороны – в овладении наиболее общими методами познания и мышления и переходе от предметной парадигмы к мыследеятельностной, в формировании широкой исследовательской позиции.

Достижение поставленных целей обеспечивается иерархической системой организации учебного плана по принципу:

  1. Базовые курсы (литература, история, обществознание ( включая культурологию), мировая художественная культура, философия).

  2. Гимназические курсы культурологического плана (в том числе психология, логика, 2 иностранных языка).

  3. Специальные (элективные) курсы, например, «Зарубежный рассказ ХХ века» или «Эпоха Французской революции и Первой империи».

Стимулированию исследовательской активности учащихся способствует форма построения учебных занятий:

  • творческие задания, предполагающие выражение собственной точки зрения, основывающейся на переосмыслении, понимании уже существующих подходов к рассмотрению данного явления или проблемы;

  • исследовательские задания с постановкой задач открытого типа (имеющих контрольное решение, но допускающих иные возможности).

Целостно-культурная ориентация обучения реализуется в нескольких направлениях. Так, например, при изучении отдельных курсов делается акцент на рассмотрение данной науки (или формы общественного сознания) как определенного пласта культуры и на выделении взаимосвязей, взаимовлияний между различными пластами культуры. С другой стороны эта ориентация поддерживается обеспечением высокой лингвистической подготовки учащихся.

В контексте освоения содержания мировой культуры особое внимание мы уделяем дисциплинам гуманитарного блока.

Так, при изучении произведений литературы выделяются три основных направления.

Целью первого из них является выяснение эстетических достоинств литературного произведения, умение видеть прекрасное и получать наслаждение от стихотворения, романа или эссе. Ученик должен научиться видеть произведение от него, уметь отличать истинные ценности от явлений массовой культуры и реально оценивать последние в соответствии с их действительными и мнимыми достоинствами.

Второе - связывает литературу с жизнью, понимает произведение искусства в свете насущных задач человеческого бытия и общественной необходимости. Литература видится как средство глубокого и верного отражения жизни как с внешней, так и с внутренней стороны, показывает причины событий и их возможные последствия, выделяет в образной художественной форме моральные, нравственные, религиозные и другие нормы.

Сущность третьего направления, которым овладевают учащиеся, заключается в его литературоведческой направленности. В каждом литературном произведении раскрываются существенные и своеобразные черты, изучается связь формы и содержания, их единство и взаимозависимость, поэтика произведений литературы, их жанровое разнообразие как необходимость в едином литературном процессе.

При этом удерживаются синхронические и диахронические аспекты развития словесности. С одной стороны, ученик понимает басню, новеллу или эпопею с точки зрения существующего контекста, что обогащает их восприятие и понимание новыми смыслами. С другой стороны, любое произведение литературы или факт литературной жизни воспринимается в контексте мирового развития литературы, его закономерностей, особенностей и тенденций, развивается понимание моделирующей функции литературных явлений и направлений, не являющихся господствующими в какую-то определенную эпоху, но несущих в себе возможности дальнейшего развития словесности.

В процессе овладения историческим знанием ученики должны, во-первых, осознать себя как участников и творцов исторического процесса и, во-вторых, занять позицию исследователя по отношению к прошлому и настоящему человеческого общества. Учащиеся должны выработать свою позицию по историческим проблемам на основе глубокого и всестороннего анализа фактов, их глубокого осмысления, выдвижения и проверки гипотез.

Изучение учащимися философии не ставит перед собой задачу дать им «правильное» представление о мире. Ученик, ознакомившись с различными философскими концепциями, выстроив философские категории и понятия в детерминированную, взаимообусловленную и взаимодополняющую структуру, не сводимую к своим элементам, создает собственную картину бытия и места человека в нем. При этом, обогатившись мировоззренческими представлениями различных культур, эпох, цивилизаций и народов, учащиеся смогут самостоятельно сформировать свою систему взглядов на основе общечеловеческих ценностей. Осознание своего места в мире как свободной, созидающей личности, направляющей свои усилия на развитие себя и человеческого общества, культуры и природы позволит учащимся адекватно выбрать сферу приложения своих профессиональных интересов и максимально реализовать в будущем свой интеллектуальный и личностный потенциал.

Гуманитарная направленность должна учитываться и в дисциплинах естественнонаучного и математического циклов. Это видится особенно важным в настоящее время, когда увлечение «чисто математическим» отношением к явлениям окружающей жизни и к человеку может привести к потере ориентира на человека как системообразующего начала культуры и цивилизации. Поэтому в математике, физике, биологии и других дисциплинах должно раскрываться происхождение научного знания как знания, порожденного конкретными людьми в процессе научных дискуссий, разворачивавшихся во времени через многие столетия. Изучение биографий выдающихся ученых поможет учащимся занять личностную позицию по отношению к научному знанию.

Подобным образом мы рассматриваем каждый блок дисциплин гимназического учебного плана, выделяя в нем с одной стороны – содержательные культурные универсалии, с другой - универсальные методы и формы познания мира и самого себя.

Таким образом, созданная система гимназического образования строится на принципах психологической комфортности, «пленительности» и развития таланта, заложенного в каждом ребенке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconПособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание
Руководитель проекта — заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Сергеева

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconПрограмма «Детство»
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconУчреждение образования «гродненскиигосударственныи университет имени...
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Г. Ф. Михальченко; кандидат психологических наук, доцент П. А. Ковалевский; доктор...

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconСудебные доказательства и механизм процессуального доказывания Монография
Заслуженный юрист рф, кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, профессор Московского университета...

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconМатематического развития
Рецензенты: Р. Ф. Малых, канд психологически* наук, доцент; Г. Н. Гришкова кандидат педагогических наук

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconСовременной
...

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова icon1974 – 2010 Из истории школы
Вилюйском регионе, участник Великой отечественной войны, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Заслуженный учитель...

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconЭксперты в сфере работы с талантливой молодежью
Долгоруков Александр Михайлович кандидат философских наук, мгу им. М. В. Ломоносова

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconОт рождения до школы
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...

Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», Е. В. Стерлягова iconОт рождения до школы
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции