Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу




НазваниеСовременные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу
Дата публикации17.06.2014
Размер85.4 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Туризм > Документы
Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях ДОУ

(из опыта работы МАДОУ детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»

п. Каменск, МО «Кабанский район», Республики Бурятия)

старший воспитатель

Егорова Маргарита Евгеньевна

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» п. Каменск уже ни первый год работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Острота проблемы состоит в том, что:

  • анализ заболеваемости детей в нашем ДОУ за последние 3 года выявил острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты решения данной проблемы;

  • показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;

  • многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.



Изучение специальной литературы, практического опыта наших коллег из других регионов, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический и познавательный; умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.
Опыт работы МАДОУ детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» п. Каменск Республики Бурятия в данном направлении включает следующие материалы:

  1. Целевая программа «Туристята открывают мир» по оздоровлению старших дошкольников средствами детского туризма. В данной программе представлена современная модель организации оздоровительной работы с детьми 5-7 лет средствами детского туризма.

  2. Проект «Шагающие за солнышком» (организация оздоровительного туристического лагеря в летний период в условиях дошкольного образовательного учреждения).

  3. Картотека подвижных игр и упражнений для развития силы, ловкости, гибкости, координации движений.

  4. Картотека оздоровительных упражнений, составленная на основе инновационных здоровьесберегающих технологий и собственных наработок.

  5. Диагностические материалы для проведения мониторинга здоровья детей старшего дошкольного возраста.

  6. Демонстративные (наглядные) материалы для родителей воспитанников (рекламные буклеты, папки-передвижки, электронные консультации и т.д.)

  7. Методическая ракушка - работа с педагогами и родителями (семинары-практикумы, консультации специалистов ДОУ, конспекты тематических занятий и досугов).

  8. Разработаны тематические презентации для педагогов и родителей («Ваш ребенок идет в поход», «Туризм как средство оздоровления дошкольников», «Система занятий по туризму в детском саду», «Виды детского туризма» и т.д.).


Целевая программа «Туристята открывают мир» по оздоровлению старших дошкольников средствами детского туризма.

Данная целевая программа была апробирована на группе детей старшего дошкольного возраста в 2010-2011 учебном году.

Целью программы является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей 5-7 лет через внедрение элементарных форм детского туризма.

Данная целевая программа включает в себя три сезонных проекта:

  1. «Вперед, в поход!» - осень (организация и проведение туристических походов, целевых прогулок и экскурсий).

  2. «В здоровом теле, здоровый дух!» - зима (развитие физических и интеллектуальных способностей детей, обучение спортивному ориентированию на местности).

  3. «Экология и здоровье» - весна (формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой).

Программа рассчитана на 60 учебных часов (1 раз в неделю), включая теоретические и практические занятия (в помещении и на местности) по 30 – 35 мин. На экскурсии, походы, целевые прогулки отводится от 1 часа до 2,5 часов. Режим работы в течении учебного года неодинаков: зимой в пасмурные дни преобладают теоретические занятия (эксперименты, досуги, познавательные занятия и т.д.), весной и осенью – практические (на местности). Часть занятия выполняется детьми, как «домашнее задание» (укладка рюкзака, составление плана местности, дыхательные упражнения). Итоговые занятия проводятся в форме туристических слетов (сентябрь – итоги деятельности оздоровительного туристического лагеря в летний период, май).

Для реализации целевой программы нами были созданы все необходимые условия. Из ребят старшей группы был создан туристический отряд со своей эмблемой, флагом и гимном. В спортивном зале отведено специальное помещение для туристического снаряжения (рюкзачки со спальными мешками, железной посудой, компасами, веревкой, карабином, аптечкой, лупой) котелки, костровые принадлежности, палатки, термосы и т.д. Руками родителей созданы различные карты и планы местности. Так же имеются в наличии эфирные масла сосны (очищают органы дыхания, повышают тонус), березы (улучшает работу сердечнососудистой и дыхательной систем), мелисы (укрепляет иммунитет), чайного дерева (уничтожает бациллы, укрепляет иммунную систему) и т.д.

В программе представлены разнообразные средства туризма, включающие физические упражнения с использованием природного и социального окружения. К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристические упражнения по развитию навыков элементарного альпинизма. Особую группу средств, для физической и технической подготовки детей составляют упражнения по овладению техникой движений в пешеходных и лыжных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а так же предметы личного и группового снаряжения.

В 2011-2012 г. Использование предложенной целевой программы по-прежнему актуально. По предварительным данным мониторинга (февраль, 2012 г.) целевая программа «Туристята открывают мир» дает положительную динамику по понижению уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста, а так же отмечается оздоровительный эффект в укреплении соматического, физического и психологического здоровья старших дошкольников.

В нашем ДОУ большое внимание уделяется психологическому здоровью детей как одному из условий сохранения и укрепления общего здоровья воспитанников. Нами были исследованы факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка и одним из «проблемных» факторов является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контролировать со сверстниками, взрослыми - все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. В связи с этим в нашем ДОУ возникла необходимость в разработке такого проекта, где бы родители воспитанников стали активными участниками оздоровительной работы с детьми. Такой формой работы стала организация оздоровительного туристического лагеря в летний период в условиях дошкольного образовательного учреждения (проект «Шагающие за солнышком»). В основе проекта лежит организация в летний период туристических походов и прогулок, имеющих ни с чем несравнимый оздоровительный эффект.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», писал Г.А. Сперанский.

Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

По результатам анкетирования родительской общественности, для многих семей, дети которых посещают наш детский сад, туристический оздоровительный лагерь является востребованным средством активного отдыха. Он поможет семьям воспитанников интересно и содержательно организовать свой досуг, повысит мотивацию ребенка и его родителей на сохранение и укрепление своего здоровья и приобщение всех участников воспитательно-образовательного процесса к здоровому образу жизни.

В настоящее время творческой группой (старший воспитатель, медсестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели старшей и подготовительных групп) разрабатывается концептуальная основа проекта, модель проектных мероприятий, тематические модули, предполагаемый результат реализации проекта.

В рамках данного проекта, на сегодняшний день разработаны следующие туристические маршруты:

  1. Малой протяженности:

  • «Речка Тимлюйка»

  • «Лесополоса на территории ДОУ»

  1. Средней протяженности

  • «Зона отдыха, бассейн»»

  • «Лесной массив»

  • «Луг.Поле»

  1. Дальней протяженности

  • «Берег о.Байкал»

  • «Экологический заповедник с.Танхой»

Для более эффективного использования средств туризма в оздоровлении старших дошкольников содержание проекта предусматривает наличие тематических модулей (мини-проектов), каждый из которых содержит определенный сюжет, в котором связующим элементом является сказочный персонаж, помогающий раскрыть содержание каждого модуля.

Итогом реализации систематической работы по оздоровлению старших дошкольников средствами детского туризма явилась положительная динамика общего состояния здоровья детей. На момент мониторинговых исследований детский сад посещали 28 детей старшего дошкольного возраста; с первой группой здоровья – 12 человек, со второй группой – 16 детей (в основном это хронические бронхо-легочные заболевания, оскалиоз, плоскостопие, дети с низким иммунитетом - частоболеющие дети). Детей с третьей группой здоровья и диспансерных детей нет. Средняя посещаемость составляла 72%.

В конце учебного года в результате мониторинга выявилось, что произошел качественный рост по всем показателям, уровень заболеваемости снизился на 6,3%.

Уровень развития физических качеств вырос на 4,8%. Уровень эмоционально-психологического здоровья повысился на 12,3%.

Таким образом, анализ промежуточных и итоговых данных мониторинга здоровья детей показывает положительную динамику, что подтверждает эффективность использования детского туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день педагогическим коллективом нашего детского сада сделано немало, но еще больше предстоит сделать, много идей и планов на будущее. Но самое главное, в настоящий момент, что бы наши дети были всегда здоровы!

Улыбка на детском лице, веселый смех, спокойствие родителей – вот лучший результат кропотливой работы педагогов МАДОУ детский сад комбинированного вида «Лесная сказка», Кабанского района, Республики Бурятия!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconАдаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского...
Туре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагоги предположили, что использование воспитателем изобразительной...

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconТворческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность...
...

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconРабочая программа разработана на основе целей и задач Образовательной...
В рабочей программе определены целостно целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной...

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconОбразовательная программа принято на заседании Педагогического совета...
Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconНепосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconТехнология «Театрализованная деятельность в образовательной и внеучебной...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребёнка детский сад №14 сказка» московской области...

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconХудожественная литература для старшего дошкольного возраста
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников...

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях доу iconРабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления»...
В соответствии с лицензией серия а №285113 от 21 сентября 2009 г. Мдоу «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции