Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна




Скачать 273.62 Kb.
Название Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна
Дата публикации 17.09.2014
Размер 273.62 Kb.
Тип Отчет
literature-edu.ru > Культура > Отчет
Управление Образования Муниципального

образования «Охинский район»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение: детский сад № 20 «Снегурочка»

Творческий отчет
«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Горина Татьяна Ивановна

музыкальный руководитель


г. Оха
2004 г.
2
Содержание:
Введение - 3
Глава I: «Теоретические основы музыкально-

ритмического и танцевального творчества

в условиях ДОУ» - 7
Глава II: «Организация исследования по развитию

творческих способностей детей через

музыкально-ритмические и танцевальные

движения» - 12
Заключение - 18
Список используемой литературы - 19
Приложение - 20


3
Введение
Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.

Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Выдающиеся педагоги Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Почему?

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.

Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.

4
Четвертая линия – ориентировка в пространстве.

Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

Автор ставит перед собой цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально.

Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
Актуальность
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Проблема
Недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой «Гармония» в условиях ДОУ влияет на развитие музыкально-творческих способностей ребенка.
Цель
Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.


5
Задачи исследования


  1. Выявить, какими творческими ЗУНами владеют дети для

выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.

  1. Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и

танцевальных движений в период проведения эксперимента.

  1. Определить уровень развития творческих способностей у детей

после проведения эксперимента.
Объект исследования
Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
Уровень музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Гипотеза
Автор предлагает, что если изменить уровень усвоения задач по развитию музыкально-ритмических и танцевальных движений и технологию их решения, то развитие творческих способностей в условиях ДОУ будет происходить наиболее успешно.
Методы исследования
I. Теоретический

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической

литературы по данному направлению.

II.Эмпирический

  1. Педагогические наблюдения

  2. Эксперимент

6
Этапы исследования


  1. Констатирующий

01.07.2002 г. – 01.09.2002 г.

На данном этапе проводилась работа по определению проблемы объекта, предмета исследования, постановки цели и задачи исследования, обработки психолого-педагогической литературы и проведение предварительного среза уровня сформированности творческих способностей детей, обработка полученных результатов.

2. Формирующий

01.09.2002 г. – 30.05.2003 г.

Задача данного этапа заключалась в организации и проведении разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности, с учетом возрастных особенностей детей.

3. Итоговый

Анализ работы формирующего этапа, проведение повторных срезов, подведение итогов.

7
Глава I
«Творческие основы музыкально-ритмического и танцевального творчества в условиях ДОУ»
Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание педагогов.

Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в движениях свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между

людьми.

Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений.

По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим. Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое значение.

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
8
На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования», абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ.

Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

Формирование у дошкольников творчества в музыкально-ритмических движениях предусмотрено «Программой музыкального воспитания в детском саду» (по разделу «Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей к творчеству призвано выступать обучение.

Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, не показывают творчества.

В таких случаях детские двигательные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны.

Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют.

В результате дети оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения творческих композиций.

9
Кроме того, несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности.

Исходя из сказанного – одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его.

Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов. При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода».

Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов.

При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

Б.В.Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений.

Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

10
Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание новых (т.е. не известных детям по обучению)

музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по игровой (сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.

Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.

Исходя из вышеперечисленного, автор пришел к выводу, что обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству в условиях ДОУ необходимо проводить с учетом разделения детей по их творческим способностям.

В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и достижению результатов в

11
ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо изменять формы, методы, способы и приемы.

Именно поэтому для решения поставленной цели автором выбрана тема «Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество – как средство развития творческих способностей детей».

12
Глава II
«Организация исследования по развитию творческих способностей детей через музыкально-ритмические и танцевальные движения»
На первом этапе исследовательской работы автором проводилось теоретическое изучение предмета исследования, постановка цели и задач, планирование исследования, сбор предварительных сведений об объекте изучения, формирование гипотезы и подбор методического материала.

Исследовательская работа была организована с июля 2002 г. по июль 2003 г. на базе Дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 «Снегурочка» г. Оха. В эксперимент были взяты дети старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования выступила музыкально-ритмическая деятельность в ДОУ. Предметом исследования явились музыкально-ритмические и танцевальные движения.

Основная задача констатирующего этапа исследовательской работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.

В процессе исследовательской работы был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий выявить уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений, которыми владеют дети старшего дошкольного возраста (Таблица 1). (Диаграмма 1).

Получены следующие результаты:

Музыкально-ритмические движения: высокий уровень – 25%

средний уровень – 60%

низкий уровень - 15%

танцевальные движения: высокий уровень – 10%

средний уровень - 40%

низкий уровень - 50%

13
техника/артистизм: высокий уровень – 20%

средний уровень – 50%

низкий уровень - 30%

Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень музыкально-ритмической деятельности на констатирующем этапе соответствует критическому, вследствие чего была начата экспериментальная исследовательская работа.

На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями. Работа осуществлялась в ходе формирующего этапа исследования.

Эксперимент проводился по следующим критериям:

  1. По уровню овладения музыкально-ритмическими движениями.

  2. По уровню овладения танцевальными движениями.

  3. По степени сфомированности технических умений.


Соответственно этим критериям в процессе музыкально-ритмической деятельности была взята группа из 20 детей, имеющих достаточный творческий потенциал для работы.

Занятия с данной группой проводились 3 раза в неделю, продолжительность 25-30 мин. каждое, а также индивидуально в свободное от занятий время.

Одним из главных условий развития у дошкольников творчества являются:

  1. желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью;

  2. желание овладеть языком танцевальных движений;

  3. сочетание в процессе обучения игровых и творческих

моментов.

В экспериментальную работу по развитию творческих способностей через музыкально-ритмические и танцевальные движения были включены следующие направления обучения:

1. Развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений,

куда входили задания направленные на овладение детьми

следующими действиями:

- выразительность

- индивидуальная манера исполнения

- умение осмыслить и сориентироваться в соответствии с музыкой

14



  1. Развитие творческих способностей, овладение языку

танцевальных движений.

  1. Совершенствование музыкально-ритмических и танцевальных

навыков.
В данную работу вошли следующие материалы:

1. Система развития музыкально-творческих способностей детей.

(Приложение 1)

2. Календарно-тематический план работы.

(Приложение 2)

3. Последовательность формирования творчества у детей

музыкальной деятельности.

(Приложение 3)

  1. Конспект занятия в старшей группе по развитию музыкально-

ритмических и танцевальных движений на тему «Колобок –

румяный бок».

(Приложение 4)

5. Сценарий праздника «Вкусные истории».

(Приложение 5)

6. Диагностика

7. Программа кружка музыкально-ритмического и танцевального

творчества «Аленький цветочек».
Кружковая работа организуется с одаренными детьми, чтобы дети не теряли интерес к изучаемому материалу. Не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 занятий подряд

(для сказок 6-7 занятий). Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

В процессе обучения автором используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим отбирается яркий, эстетически-выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для занятий.

15
На занятиях доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом не употребляется оценка «плохо», но обращается внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

В процессе исследовательской работы содержание занятий по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями были отобраны достаточно простые доступные детям

5-6 лет движения танца, многие из которых рекомендованы Программой «Гармония» - К.В.Тарасова, Т.В. Нестеренко.

Все подобранные движения составляют некоторую систему выразительных средств, позволяющую создавать разнообразные музыкально-ритмические и танцевальные композиции.

В отборе движений помог анализ искусствоведческой литературы (К.Я.Голейзовский, Ф.В.Лопухов, А.Акишкина, К.Хано и др.)

На основе специально подобранного музыкального репертуара была разработана система музыкально-ритмических и танцевальных движений, которая включала 2 раздела: музыкальная пантомима и музыкальные движения, которые определяют основные направления обучения.

Работа над выразительностью исполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений начинается не после, а до того, как дети овладеют двигательными навыками. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения.


16
Вся исследовательская работа проходила поэтапно.

I Этап работы направлен на развитие детского музыкального

воображения.

II Этап работы подчинен активному и самостоятельному

исполнению музыкально-ритмических движений на основе

накопительного опыта детей.

На итоговом этапе работы был сделан повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений, который позволил выявить следующие результаты:

(Таблица 2) (Диаграмма 2).

По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

Муз.ритмические движения: -высокий уровень – 75%, средний – 25%

Танцевальные движения: -высокий уровень – 25%, средний –75%

Техника/артистизм: -высокий уровень – 50%, средний -50%
Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений достиг максимального подъема и соответствует поставленным целям и задачам исследовательской работы.

При сравнении результатов исследовательской работы на констатирующем и итоговом этапах были получены следующие результаты наглядно представленные в сравнительной таблице 3.

(Диаграмма3)

Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу.

Прирост высокого уровня = +32%, прирост низкого уровня = -32%.

(показатели низкого уровня отсутствуют).

Результатом исследовательской работы было открытое развлекательное мероприятие «Наша хата потехами богата».

(Видеозапись прилагается).

Таким образом, сопоставительный анализ уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений выявил, что показатели достигнуты благодаря систематической и целенаправленной творческой педагогической деятельности педагога, изменению подхода к развитию творческих

способностей детей через разнообразные формы работы.

17
Освоение детьми старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическими и танцевальными движениями своевременно позволяет перейти к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и «композиционного»).

18
Заключение
1. Развитие творческих способностей детей возрастает и

приводит к положительным результатам, если педагогическая

деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном

направлении реализуется в соответствии с их

подготовленностью.

2. Данный подход к обучению музыкально-ритмической и

танцевальной деятельности оказался эффективным, что

выразилось в достоверно высоких показателях при оценке

уровня овладения и продвижения в освоении программного

материала.

3. Критерии оценки диагностики существенно помогают в

уточнении направления и характера работы с детьми по

развитию музыкально-ритмического и танцевального

творчества.

19
Список используемой литературы
1. Акишкина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики -

Токио, 1986.

2. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей:

Избранные статьи о музыкальном просвещении и

Образовании. – Л. – М., 1986.

3. Баренбойм Л.А. Путь к музыцированию. – Л. – М., 1993.

4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение:

Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика

музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

6. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце.

// Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.

7. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1995.

8. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М., 1988.

9. Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1987.

10. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 1992.

11. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные

упражнения для дошкольников: Сост. Е.М.Дубянская. – Л.,

1986. – Изд. 5.

12. Основы сценического движения / Под ред. И.Э.Коха.- М., 1986.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1987.

14. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию

эстетической активности методом музыкального движения //

психологический журнал, 1989. – Т.З. - № 3.

  1. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.


20
Приложение № 1
СИСТЕМА РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

МДОУ: д/с № 20 «Снегурочка» г. Оха
I этап


  1. Подготовка необходимой документации

  2. Определение программы работы с детьми по видам

музыкальной деятельности

  1. Составление календарных планов


II этап


  1. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей

  2. Выступление на родительских собраниях.


III этап


  1. Реализация учебно-воспитательного процесса и

индивидуальной работы с детьми

  1. Работа по формированию у детей творческих действий с

использованием творческих заданий
IV этап


  1. Диагностика

  2. Показ открытых мероприятий

  3. Педагогический совет


Приложение № 4

Конспект занятий

Музыкально-ритмическое движение:

«Колобок – румяный бок»

в старшей группе

Музыкальный руководитель: Горина Т.И.
Цель: Развивать способности к образному перевоплощению, находя

соответствующие жесты.

Задачи: Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием

1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать

игровой образ. Поощрять попытку самим искать характерные

особенности пластического персонажа и выразительно

воплощать образ.

Оформление: Осенние пенечки, деревья, листья.

Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа.

Муз. сопровождение: Магнитофон, аудиокассеты.

Дети под музыку вошли в зал.

I. Муз.рук.: Чтобы вежливыми быть –

Надо «здравствуй» говорить!

Дети: «Здравствуйте, ладошки!» хлоп-хлоп…

«Здравствуйте, сапожки!» топ-топ…

«Здравствуй, шустрый ветерок!» звонкий детский

голосок!

« Здравствуйте, ребята!» Здравствуйте!

II. Муз.рук..: Ребята, а что такое красивая осанка?

Дети: Ровная спина, голова прямо, лопатки сведены,

ножки вместе, ручки «музыкальные».

Муз.рук.: Вот мы и поработаем сейчас над красивой осанкой.

Начали.

Все выполняют движения по тексту.

«У нас славная осанка

Мы свели лопаточки

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Мы пройдемся как лисята,

Ну, а если надоест –

Мы пройдемся косолапо,

Как медведи ходят в лес.

И как зайчишка – трусишка,

И как серый волк – волчишко.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому, что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся!

И сказал «Доброе утро!»

III. Муз.рук.: А теперь мы снова девочки и мальчики и поучимся

красиво ходить.

Р.Н.М. «Ах вы, сени».

1. Шаг с носка (переменный)

2. «По камушкам» (мягкий прыжок с одной ноги на

другую, каждая нога поочередно под себя

поджимается).

3. «Навстречу солнышку» (легкий бег, руки раскрыты,

ладошки вверх).

4. «Греем на солнышке щечки»(пружинка с поворотом)

IV. Муз.рук.: Ребята, вы любите сказку?

А как можно рассказать сказку?

Дети: Словами и движениями.

Когда словами – очень коротко (раз, два и готово)

А с движениями – дольше (потому как показывать

надо подробно)

Итак, начинаем рассказывать сказку.

Кто захотел колобка? Покажите – показ с выполнением.

Как он просил бабку? Как она отвечала? – показ с выполнением.

Как бабка делала колобка? – показ с выполнением.

Колобок выпекался (дед + бабка радуются, ждут) – показ с

выполнением.

Колобок – надоело ему на окошке студиться – скатился с окна

и покатился… Показ с выполнением.

Кто попадается навстречу колобку? (показ детей в движениях,

с «хватающими» жестами – т.е. громкий хлопок перед собой).

а). Заяц (легкие прыжки)

б). Волк (ходьба с высоким подниманием колена, подбоченившись)

в). Медведь (вперевалочку, неуклюже, широко расставив ноги,

руки растопырив)

г). Лиса (шаг с носка «лапки – загребают», «воображает»).
А как же колобок им всем отвечает?

Дети: Он пел им все хвастливую песенку – показ с выполнением.

Ребята, а давайте придумаем нашей сказочке счастливый конец,

чтобы все остались живы – здоровы.

Предполагаемые ответы: Колобок вновь убежал к бабушке и

дедушке и зажили они счастливо.

Р.Н.М. «Во поле береза стояла»…

Дети танцуют, используя любые знакомые танцевальные движения.

V. Дети: До свиданья, сапожки! топ-топ…

До свиданья, ладошки! хлоп-хлоп…

До свиданья, дети! До свиданья!

Горина Татьяна Ивановна – музыкальный руководитель Муниципального

дошкольного образовательного учреждения:

детского сада № 20 «Снегурочка» г.Охи
Тема опыта: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как

средство развития творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста».
Педагогический стаж – 27 лет.

В 1975 году окончила Хабаровское педагогическое училище, дошкольное отделение.

В настоящий момент имеет высшую квалификационную категорию (13 разряд ЕТС).

Обобщение опыта проходило на уровне районного и областного масштаба.

Опыт представлен диаграммами, конспектами музыкальных занятий, фотоснимками, таблицами, сценарием праздника, видеозапись, авторской программой «Аленький цветочек».
Актуальность

Авторский опыт ориентирован на приобщение ребенка старшего дошкольного возраста к миру музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, позволяет развить творческие способности.
Новизна

Педагогом разработана система работы по развитию музыкально-ритмических движений, обосновано распределение их соответствие с индивидуальными и психолого-педагогическими особенностями дошкольника. Предложено поэтапное овладение миром движений.
Содержательно-целевая линия опыта

Музыкальным руководителем разработано календарно-тематическое планирование по циклам, включающим такие виды музыкально-ритмической и танцевальной деятельности: музыкальная пластика, танцевальный образ, комбинирование известных движений, варьирование и импровизация новой выразительной пластики, самостоятельная импровизация.
Ведущие идеи ППО:

1. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Закладка базы музыкально-ритмических и танцевальных умений и навыков для

дальнейшей самостоятельной деятельности.

3. Приобщение дошкольников к языку танца, движений, развитие способностей видеть

и понимать в искусстве.

Проблема опыта

В процессе педагогической деятельности Татьяна Ивановна обнаружила недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой «Гармония», влияющей на развитие музыкально творческих способностей старшего дошкольника. Именно поэтому была осуществлена исследовательская работа по данному направлению.
Функционирование опыта

Зарождение опыта работы связано с запросами родителей и интересами детей.

Апробирование опыта осуществлялось с 2000г. поэтапно.


I этап – констатирующий

1. Подбор документов и материалов по профилю работы.

2. Подбор музыкального сопровождения.

3. Изучение спроса родителей и детей на занятия данным видом творчества.
II этап – формирующий

1. Постановка цели и задач музыкальной деятельности.

2. Составление календарно-тематического плана работы

3. Практическая работа.
III этап – заключительный

1. Диагностика уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных

видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Подведение итогов работы.
Цель опыта

Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Основные задачи:

1. Выявить, какими творческими ЗУНами владеют дети для выполнения музыкально-

ритмических и танцевальных движений.

2. Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений

в период проведения эксперимента.

3. Определить уровень развития творческих способностей у детей после проведения

эксперимента.
Форма обучения: групповые и индивидуальные.
Направление: социально – педагогическое.
Методы деятельности:

1. Словесные (беседы, показ, пояснение, художественное слово)

2. Наглядные (наблюдения, демонстрация видеозаписей)

3. Практические (упражнения подражательного исполнительства и творческого, показ)

4. Игровые
Ожидаемые результаты:

Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного).

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы развития опыта

1. Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности

по циклам значительно совершенствует усвоение старшими дошкольниками

практических умений и навыков.

2. Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные

творческие способности ребенка.

3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально-ритмического и

танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес

ребенка к музыкальной деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon Технология «Театрализованная деятельность в образовательной и внеучебной...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребёнка детский сад №14 сказка» московской области...
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon Методические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение
Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon Непосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon «Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36
Использование икт на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей...
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon Исследовательская деятельность как средство развития личности ребенка....
Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon «Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon Годовой план мбдоу «Центр Развития Ребенка- детский сад №25 «Джейран»...
Большее внимание было уделено на нравственное воспитание детей и на развитие творческих способностей. Вся работа по нравственному...
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon Игра как средство развития коммуникативных способностей детей
Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается...
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна icon «Центр детского творчества «Гном» г. Березники «творческая деятельность...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции