Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности




НазваниеАдаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
Дата публикации18.05.2014
Размер75 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

О.С. Иванова, воспитатель, ГБДОУ №38

О.П. Щеголихина, воспитатель, ГБДОУ №38

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагоги предположили, что использование воспитателем изобразительной деятельности, построенной по выявлению организационно-педагогических критерий, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Педагоги поставили цель: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ. А так же следующие задачи: изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период; проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ; доказать воздействие занятий рисованием на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса; исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выстраивать адекватные формы поведения, а так же развивать у него навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами возраста.

В основу данного исследования положен принцип научности.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а так же способность находиться в группе детей.

Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе – только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней – и получают от этого несказанное удовольствие».

В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаш, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Как уже говорилось ранее, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо имунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и другое. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль в первом классе школы.

Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

«По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности», - писал А.Л. Венгер. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Прежде всего, рисунок может быть индикатором уровня развития ребенка. При нарушениях в умственном развитии наблюдаются запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, «застревание» на ранних стадиях.

Создавая образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т.п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, так как большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты. Как мы уже говорили ранее, дети любят рисовать. Даже непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном месте 2 минуты, может спокойно заниматься рисованием 10-15 минут.

Таким образом, художественная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие.

Художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

Продолжительность занятий: от 5 до 15 минут каждый день (начиная с 5 минут, постепенно увеличивая интервал до 15 минут), сначала индивидуально с каждым малышом, позже по подгруппам.

Работа педагогов основывалась на следующих принципах: не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения. Педагог является лишь направляющим. Проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.

Материал должен быть достаточно прочным, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей – цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки.

Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины и т.д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти на встречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья). Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.

Изучив состояние проблемы адаптации дошкольников, мы выявили, что разная степень влияния на определенные условия улучшает адаптацию.

Гипотеза подтвердилась. Проведение занятий изобразительной деятельностью выстроенной по предложенным организационно педагогическим критериям успешно влияет на адаптацию.

Целью нашей работы стало изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.

Теоретический анализ работ А.И. Баркан, А.И. Захарова, Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой, Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной и других выявил основные психолого-педагогические характеристики детей младшего дошкольного возраста и специфику их эмоциональных состояний в период адаптации к ДОУ.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например, удивление, интерес от знакомства с новым – обстановкой, деятельностью.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной.

Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выявлено три фазы адаптационного процесса:

  1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

  2. подострая фаза характеризуется неадекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

  3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

На основании теоретического материала, в практической части нашей работы мы рассматривали влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.

На занятиях использовались такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге(кисточками, руками), аппликация, лепка.

Таким образом, исследование показало – художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

Художественная деятельность является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

На основании полученного опыта можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это необходимое условие полноценного развития ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан. – М.: Столетие, 1996. – 368 с.

  2. Венгер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Венгер. - М.: Рига, 2000

  3. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: 2004

  4. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с .2-11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconРабочая программа разработана на основе целей и задач Образовательной...
В рабочей программе определены целостно целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconУчебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Учебный план мадоу детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconУчебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Учебный план мадоу детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconСовременные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста...
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconОсновная образовательная программа муниципального образовательного...
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного...
Степанова Е. Н., учитель музыки высшей квалификационной категории, Заслуженный работник образования хмао-югры

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности iconГодовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции