Приказ №133




Скачать 209.02 Kb.
Название Приказ №133
Дата публикации 08.10.2014
Размер 209.02 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
Утверждаю. Согласовано. Рассмотрено на заседании МО.

Директор школы Заместитель директора Протокол №1 от «30» августа 2013г.

_________В.М.Воронова _________Т.С.Ардышева Руководитель МО

Приказ №__133_

от «02» сентября 2013г. «30» августа 2013г. _________Н.Н.Заря


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОГУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
Рабочая программа

по литературе.

7 «б» класс

(базовый уровень)

Автор учебника Курдюмова Т.Ф.
Составитель:

Марченко В.Л.

2013 – 2014 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2010 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Минобразования России от 09.03.2010 г. № 1310 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе;

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

ЗАДАЧИ литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы организации образовательного процесса

· уроки-лекции

· уроки-собеседования

· урок-практическая работа

· уроки-соревнования

· уроки с групповыми формами работы

· уроки взаимообучения учащихся

· уроки творчества

· уроки-зачеты

· уроки-творческие отчеты

· уроки-конкурсы

· уроки-игры

· уроки-диалоги

Требования к уровню подготовки учащихся 5-9 классов

В результате изучения литературы ученик должен:

Знать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-изученные теоретико-понятийные понятия;

-базовые теоретико-литературные понятия;

-содержание программных произведений;

Уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Понимать:

-закономерности происхождения литературы;

-жанровые особенности произведений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Основное содержание

7 класс (68 часов)

Роды и жанры художественной литературы. (3ч)

Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие трёх родов литературы.

Фольклор. Жанры фольклора. Барин. Детский фольклор.

Литература эпохи Возрождения. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»; Сонеты (2ч)

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (34ч)

Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.

Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.

Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. Рыбак. Перчатка. Дж. Г. Байрон. Хочу я быть ребенком вольным. А. С. Пушкин. Элегия. Певец. Эпиграмма. На перевод «Илиады». Стансы. Друзьям. Моя эпитафия. Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа Барышня-крестьянка. Дубровский. Жанры лирики и эпоса. М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. Из истории поэмы . Лермонтов. Мцыри. Из истории комедии. Н. В. Гоголь. Ревизор. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда .....

Н. С. Лесков. Левша. Из истории сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. М. Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету. А. П. Чехов. Жалобная книга. Хирургия

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (16ч)

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если. М. Горький. Старуха Изергиль. Старый Год . В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Гимн обеду.. К. Г. Паустовский. Рождение рассказа. Роман - повесть – рассказ. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади. А.В. Вампилов. Несравненный Наконечников.

Великая Отечественная война в художественной литературе. Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. А.Т. Твардовский Лирика М. А. Шолохов. Они сражались за Родину. В. Г. Распутин. Уроки французского.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.(1ч)

Фантастика и её жанры. Р. Шекли. Запах мысли.(1ч)

Тематическое планирование

по  литературе

в 7 «Б» классе
Всего в году – 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю);  

Программа   для  общеобразовательных учреждений  М.: «Дрофа», 2005г. под  редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Учебник  7 класс  М.: «Просвещение», 2009 г.  

Автор-составитель:  Т.Ф.  Курдюмова





п\п

Тема

урока

Дата

примечания




Роды и жанры литературы







1

Жанры художественной литературы.




Три рода литературы и их жанры




Фольклор







2

Средства художественной изобразительности.







3

Сатирическая драма «Барин»

Детский фольклор.




Чтение по ролям

Жанры фольклора




Литература эпохи Возрождения.







5

У.Шекспир. Ромео и Джульетта




Чтение по ролям

6 - 7

Сонеты У.Шекспира.

Р.Р.Чтение наизусть.




Чтение наизусть




Литература XIX века







8

Из истории басни




Басня и её особенности

9

Баллады В.А.Жуковского «Перчатка», «Рыбак»




Баллада как жанр; творчество В.А.Жуковского

10

В.А.Жуковский .

Баллада «Светлана»




Уметь давать развёрнутый письменный ответ на проблемный вопрос

11

Чтение наизусть.







12

Жанровое разнообразие творчества А.С.Пушкина




Понятие о Болдинской осени; выразительное чтении лирического произведения

13

Болдинская осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина




Уметь определять тему лирического произведения

14

Стансы и романсы в лирике А.С.Пушкина




Письменно объяснять и доказывать свою мысль по поводу лирического произведения

15

Повесть А.С.Пушкина

 «Барышня-крестьянка»




Кратко передавать сюжет произведения; анализ описания природы

16

17-18

Герои повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
Вн.чт. «Повести И.П. Белкина»





Определение границы и роли эпизода в произведении

19

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Первые главы, завязка событий, герои




Анализ эпизодов романа по вопросам

20


Владимир  Дубровский – герой  романа А.С. Пушкина


Анализ эпизода романа по вопросам; пересказ


21

Маша Троекурова и Владимир Дубровский – герои  романа А.С.Пушкина «Дубровский»











Поступки героев романа А.С.Пушкина «Дубровский»




Сравнение литературных героев

23

Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский». Композиция романа.







24

РР  Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»




Уметь письменно излагать свои мысли

25

Лирика М.Ю.Лермонтова

«Смерть поэта»




Биография поэта; уметь анализировать  стихотворное произведение

26

Жанровое разнообразие лирики М.Ю.Лермонтова




Жанры лирических произведений; анализ стихотворения

27

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»




Выразительное чтение; составление плана статьи

28

Образ героя поэмы «Мцыри»




Устное рисование; отбор фактического материала

29

Три дня «жизни» героя поэмы М.Ю.Лермонтова  «Мцыри»




Отбор фактического материала о герое

30

Выразительность лирики М.Ю.Лермонтова

Р.Р. Чт. наизусть




Анализ средств выразительности произведения

31

Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Завязка действия. (д.1)




Чтение драматического произведения; отбор материала к характеристики героя

32

История Хлестакова. Нравы уездного города. Образы чиновников. (д. 2)




Чтение и анализ пьесы; сбор материала о героях

33

Образы городничего и Хлестакова. Хлестаковщина (д.3)




Уметь формулировать основную мысль сообщения

34

Финал комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», его идейно – композиционное значение.(д. 4 – 5)




Инсценирование сцен из пьесы




Р.Р Подготовка к написанию сочинения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»










И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе»




Чтение стихов  в прозе; определение их основной мысли

37

Н.А Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда»




Выразительное чтение лирического произведения; определение основной мысли; его художественные особенности

38

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»




Основная мысль стихотворения; его художественные особенности

39

Р.Р. Чтение наизусть лирики Н.А. Некрасова



















40

Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. Царь Александр Павлович и атаман Платов.




Характеристика литературного героя

41

Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение.

Роль атамана Платова в судьбе Левши.




Характеристика литературного героя

42

Судьба Левши .Гордость писателя за народ, его трудолюбие, патриотизм. Едкая насмешка над произволом и беззаконием.




Характеристика литературного героя; определение основной мысли произведения; устное рисование

43

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»




Биография писателя; выразительное чтение

44


М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки




Сопоставление произведений одного жанра

45

М.Твен  «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»




Определение комического и сатирического

46

Юмористические рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Хирургия»




Выразительное чтение юмористических произведений

47

Вн. Чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника»




Выразительный пересказ отрывка

48

Портрет героев в художественных произведениях разных жанров.




Уметь характеризовать героя по портрету




Литература XX века







49

М.Горький.  «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко»




Краткий пересказ близко к тексту; основная мысль произведения

50

М.Горький. Сказка «Старый год».  




Краткий пересказ

51

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике В.Я Брюсова, К.Д.Бальмонта, И.Северянина, Р. Киплинга.







52

Р.Р. Чтение наизусть лирики поэтов 20 века.







53

В.В. Маяковский – поэт-новатор.




Творчество поэта; выразительное чтение стихотворений

54

 В.В. Маяковский «Необычайное приключение…»




Тема, основная мысль, композиция сочинения

55

Р.Р. Чтение наизусть лирики В.В.Маяковского.







56

К.Г. Паустовский.  «Рождение  рассказа»




План рассказа; устное рисование

57

М.А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину»




Анализ описания природы в прозаическом произведении

58

Р.Р.Один день на войне.  ( изложение эпизода из произведения  М.А.Шолохова «Они сражались за Родину»)




Уметь отбирать материал по заданной теме

59

А.Т.Твардовский. Лирика о войне.




Анализ текста

60

Рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»




Уметь подтверждать ответы на вопросы текстом произведения

61

Герои рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»




Характеристика героев; анализ эпизода

62

Эссе как жанр литературы




Конспект

63

РР  Творческая работа по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»




Сравнительная характеристика героев

64

Рассказ Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади»




Тема и основная мысль произведения

65

Водевиль как драматический жанр. Водевиль А.Вампилова «Несравненный Наконечников»




Сравнительная характеристика драматических жанров

66

Фантастический рассказ Роберта Шекли «Запах мысли»




Определение жанра

67

Подведение итогов. Задание на лето







(68-70)

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ



















Литература.

1. Литература: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г.Г. Палубинская. – М.: Дрофа, 2008.
2.Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006г.

3. Финтисова О.А. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. 7кл. Волгоград: Учитель, 2010.
4 Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2009г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №133 icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013
«Средняя общеобразовательная школа №13 с Углубленным изучением отдельных предметов»
Приказ №133 icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г
Коровиной В. Я. (стр. 11) и реализована в учебнике Литература. 5 класс. Учеб для общеобразоват учреждений с прил на электрон носителе....
Приказ №133 icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
Приказ №133 icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
Программы по литературе Коровиной В. Я. М; Просвещение 2008 (стр. 37) и реализована в учебнике Литература. 8 класс. Учеб для общеобразоват...
Приказ №133 icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
Коровиной В. Я. М; Просвещение 2008 (стр. 20) и реализована в учебнике Литература. 6 класс. Учеб для общеобразоват учреждений с прил...
Приказ №133 icon Литература 133
Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология 25
Приказ №133 icon Приказ №7 к от 01. 06. 2004 г. 9 л Высшая приказ №18 от 11. 01. 2013 г

Приказ №133 icon Московской церкви
Из книги D. Ostrowski. Muscovy and the Mongols. Cross-Cultural Influences on the Steppe Frontier, 1304-1589. Cambridge University...
Приказ №133 icon Приказ №19/1 от 22 марта 2011 года Выполнено Игибаева Г. К
Отметка о выполнении (копии документов в ркц: положение, приказ, план работы на 2011 г.)
Приказ №133 icon Приказ о назначении координатора и создании рабочей группы по обеспечению...
Приказ о назначении ответственного за создание базы данных учащихся 9, 11 классов
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции